Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Губаревой С.А, судей Авериной Е.Г, Бетрозовой Н.В, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Отделению пенсионного и социального страхования по "адрес" о признании решения незаконным, о взыскании денежной суммы, по кассационной жалобе Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по "адрес" на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ.
Заслушав доклад судьи ФИО5, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Отделению пенсионного фонда Российской Федерации по "адрес" (далее - ГУ ОПФР по "адрес") о признании решения незаконным, взыскании денежной суммы.
В обоснование исковых требований указано, что с 1994 г. истец является получателем досрочной страховой пенсии по старости в связи с занятостью на работах с вредными условиями труда по Списку N. С ДД.ММ.ГГГГ в связи со вступлением в действие Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", размер пенсии истца был пересчитан в соответствии со статьями 28, 30 указанного закона, при этом, при расчете пенсии из страхового стажа был исключен период службы в рядах Советской Армии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
С ДД.ММ.ГГГГ вступил в силу Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N400-ФЗ "О страховых пенсиях", в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 12 которого, период прохождения военной службы вновь стал засчитываться в страховой стаж в виде дополнительных пенсионных баллов. Размер дополнительных пенсионных баллов за период прохождения военной службы истцом с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составил 7, 870, которые были включены ответчиком в расчет страхового стажа только с ДД.ММ.ГГГГ, на основании заявления истца.
Полагая, что в результате незаконных действий ответчика нарушено его право на пенсионное обеспечение в полном объеме, ФИО1 просил суд признать решение ответчика необоснованным; обязать ответчика выплатить причиненные ему убытки в виде недоплаченной пенсии в размере 42 209, 02 руб.
Решением Новоаннинского районного суда "адрес"от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказано.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ произведена замена ответчика- ГУ ОПФР по "адрес" на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования по "адрес" (далее-ОСФР по "адрес").
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ решение Новоаннинского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ отменено в части отказа в удовлетворении исковых требований ФИО1 о взыскании недополученной пенсии, в указанной части принято новое решение, которым данные исковые требования удовлетворены частично. Суд взыскал с Отделения Фонда пенсионного и социального страхования по "адрес" в пользу ФИО1 недополученную пенсию за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с учетом периодов прохождения военной службы по призыву с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в размере 42 118 рублей 70 копеек, отказав в удовлетворении остальной части требований.
В остальной части решение Новоаннинского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ оставлено без изменения.
В кассационной жалобе представитель ОСФР по "адрес" просит апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ отменить, принять по делу новое судебное постановление, которым в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме. В качестве оснований для отмены обжалуемых судебных актов заявитель ссылается на неправильное применение судом апелляционной инстанции норм материального права, нарушение норм процессуального права, на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела.
В судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, участвующие в деле не явились, хотя о времени и месте рассмотрения дела были извещены надлежащим образом. От представителя ответчика поступило заявление с просьбой рассмотреть дело без его участия. Истец о причинах своей неявки не сообщил.
При таких обстоятельствах судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников судебного разбирательства.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее также - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2015 г.
Частью 3 статьи 36 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ определено, что со дня вступления в силу настоящего федерального закона Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим федеральным законом в части, не противоречащей настоящему федеральному закону.
Положения статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусматривают правовой механизм оценки приобретенных до 1 января 2002 г. пенсионных прав застрахованных лиц и регулируют порядок исчисления размера трудовых пенсий.
В силу части 1 статьи 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ размер страховой пенсии по старости определяется с учетом индивидуального пенсионного коэффициента - параметра, отражающего в относительных единицах пенсионные права застрахованного лица на страховую пенсию, сформированные с учетом начисленных и уплаченных в Пенсионный фонд Российской Федерации страховых взносов на страховую пенсию, предназначенных для ее финансирования, продолжительности страхового стажа, а также отказа на определенный период от получения страховой пенсии.
На основании части 10 статьи 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ индивидуальный пенсионный коэффициент, учитываемый при определении размера страховой пенсии, за периоды, имевшие местодо 1 января 2015 года определяется путем расчета размера страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности или трудовой пенсии по случаю потери кормильца (без учета фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности или трудовой пенсии по случаю потери кормильца и накопительной части трудовой пенсии), исчисленного по состоянию на 31 декабря 2014 года по нормам Федерального закона N 173-ФЗ.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" засчитывается в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 настоящего Федерального закона.
Статьей 18 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ предусмотрена возможность перерасчета размера страховой пенсии, в том числе в случае увеличения величины индивидуального пенсионного коэффициента за периоды до 1 января 2015 г. (пункт 1 части 2 статьи 18).
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 18 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ перерасчет размера страховой пенсии производится в случае увеличения по данным индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования величины индивидуального пенсионного коэффициента определяемой в порядке, предусмотренном частью 18 статьи 15 настоящего Федерального закона, исходя из суммы страховых взносов на страховую пенсию, не учтенных при определении величины индивидуального пенсионного коэффициента для исчисления размера страховой пенсии по старости. Такой перерасчет производится без заявления пенсионера.
Согласно части 2 статьи 23 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии принимается при условии одновременного представления им необходимых для такого перерасчета документов, подлежащих представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона.
В силу части 2 статьи 26 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ страховая пенсия, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, выплачивается ему за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком.
Порядок установления страховых пенсий определен статьей 21 Федерального закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 21 Федерального закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ установление страховых пенсий и выплата страховых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, по месту жительства лица, обратившегося за страховой пенсией. Граждане могут обращаться с заявлениями об установлении, о выплате и доставке страховой пенсии, в частности, непосредственно в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение.
Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), правила обращения за указанной пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе работодателей, их назначения (установления) и перерасчета их1 размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, перевода с одного вида пенсии на другой, проведения проверок документов, необходимых для установления указанных пенсий и выплат, правила выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, правила ведения пенсионной документации, а также сроки хранения выплатных дел и документов о выплате и доставке страховой пенсии, в том числе в электронной форме, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (часть 6 статьи 21 Федерального закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений).
Необходимые для установления страховой пенсии и выплаты страховой пенсии документы могут быть запрошены у заявителя только в случаях, если необходимые документы не находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов (часть 7 статьи 21 Федерального закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ).
Иные необходимые документы запрашиваются органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях и представляются такими органами и организациями на бумажном носителе или в электронной форме. Заявитель вправе представить указанные документы по собственной инициативе (часть 8 статьи 21 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ).
Судом установлено и из материалов дела следует, что с ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 является получателем досрочной пенсии по старости, назначенной в соответствии с пунктом "а" статьи 12 Закона РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ N (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О государственных пенсиях в РСФСР" и статьи 29 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях".
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 проходил военную службу по призыву, данный период был включен в страховой стаж при расчете размера страховой пенсии по старости.
С ДД.ММ.ГГГГ в связи со вступлением в действие Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" пенсия истца пересмотрена в соответствии с нормами данного закона.
Согласно материалам пенсионного дела ФИО1, расчетный пенсионный капитал истца на ДД.ММ.ГГГГ был рассчитан по пункту 2 статьи 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 173-ФЗ, в порядке, установленном пунктом 3 статьи 30 Федерального закона N 173-ФЗ, с применением, вместо имеющегося полного общего трудового стажа, стажа на соответствующих видах работ (по Списку N), как по наиболее выгодному варианту. Общий трудовой стаж истца на ДД.ММ.ГГГГ, учтенный при конвертации пенсионных прав составил 25 лет 7 месяцев 17 дней.
Период службы в армии по призыву с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в общем трудовом стаже до ДД.ММ.ГГГГ не учитывался.
С ДД.ММ.ГГГГ пенсия истцу рассчитана в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 вступившего в законную силу Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с сохранением пенсионных прав (далее - Закон N400-ФЗ), сформированных в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N173-ФЗ).
ДД.ММ.ГГГГ истец обратился к ответчику с заявлением о перерасчете размера страховой пенсии с учетом периода прохождения военной службы по призыву с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
На основании указанного заявления ответчиком ДД.ММ.ГГГГ принято распоряжение о перерасчете с ДД.ММ.ГГГГ размера страховой пенсии по старости с учетом периодов прохождения военной службы, размер которой увеличился на 731, 91 рублей.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился к ответчику с заявлением о выплате ему недополученной пенсии за период с 2015 г. по 2020 г, т.е. с момента наступления обстоятельств, влекущих за собой перерасчёт размера пенсии в сторону увеличения, с учетом дополнительных пенсионных не страховых коэффициентов за прохождение военной службы.
Ответом ОПФР по "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N ФИО1 разъяснен порядок исчисления размера его трудовой пенсии, сделан вывод о правомерности установленного размера страховой пенсии по старости на ДД.ММ.ГГГГ
Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу, что расчет размера пенсии, установленной истцу, произведен в соответствии с требованиями законодательства и оснований для перерасчета пенсии с 2015 года не имеется. Суд отметил, что перерасчет размера пенсии носит исключительно заявительный характер и осуществляется с 1 -го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера пенсии.
Суд первой инстанции указал, что поскольку периоды прохождения военной службы по призыву с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включены в расчет величины ИПК ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ на основании поданного истцом ДД.ММ.ГГГГ заявления о перерасчете размера пенсии, оснований для возложения на ответчика обязанности произвести перерасчет размера досрочной страховой пенсии по старости истцу с ДД.ММ.ГГГГ, а также выплатить недополученную сумму пенсии за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 42 209, 02 рублей, не имеется.
Суд апелляционной инстанции не согласился с выводами суда первой инстанции. Отменяя указанное решение районного суда, и принимая новое решение об удовлетворении требований истца в части, суд апелляционной инстанции исходил из того, что по настоящему делу юридически значимым и подлежащим определению и установлению с учетом исковых требований ФИО1, являлось установление наличия или отсутствия у истца права на получение страховой пенсии по старости с учетом периода службы в армии по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ и влекло ли это увеличение размера пенсии; имелись ли в распоряжении пенсионного органа сведения о прохождении военной службы истцом по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ
Из обстоятельств, установленных судом, следует, что истцу назначена досрочная пенсия по старости с ДД.ММ.ГГГГ При обращении с требованием о назначении пенсии по старости, истцом пенсионному органу были представлены сведения о прохождении военной службы по призыву с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, что сторонами не оспаривалось и подтверждается материалами его пенсионного дела.
Судебная коллегия указала, что при установлении истцу досрочной страховой пенсии по старости, пенсионный орган имел в наличии документы, необходимые для расчета размера пенсии.
Судебная коллегия по гражданским делам ФИО2 кассационного суда общей юрисдикции находит указанные выводы суда апелляционной инстанции обоснованными и не усматривает оснований для отмены судебного постановления по доводам кассационной жалобы, поскольку приведенные выше выводы суда апелляционной инстанции соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения, и обстоятельствам данного гражданского дела.
Доводы жалобы об отсутствии оснований для перерасчета пенсии истца, так как перерасчет носит заявительный характер, то есть осуществляется исключительно на основании заявления пенсионера, являлись предметом проверки суда апелляционной инстанции и обоснованно отклонены по мотивам, изложенным в апелляционном определении, поскольку основаны на неправильном толковании подлежащих применению норм права.
В соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
Оценка представленных доказательств относится к компетенции судов первой и апелляционной инстанций (статьи 198 и 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену принятых по делу судебных актов, при рассмотрении настоящего дела судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления по доводам, указанным в кассационной жалобе, не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, кассационную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по "адрес" - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.