Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Губаревой С.А, судей Руденко Ф.Г, Черкасовой Е.В, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Каменского городского прокурора Ростовской области в интересах Мальцева В.Н. к Министерству труда и социального развития Ростовской области о возложении обязанности обеспечить техническими средствами реабилитации, по кассационной жалобе Министерства труда и социального развития Ростовской области на решение Кировского районного суда г. Ростова-на-Дону от 25 сентября 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 7 декабря 2023 года.
Заслушав доклад судьи Губаревой С.А, выслушав объяснения представителя Министерства труда и социального развития Ростовской области Антонцева А.А, поддержавшего доводы жалобы, объяснения прокурора Давыдова А.А, просившего жалобу оставить без удовлетворения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Каменский городской прокурор Ростовской области обратился в суд с иском в интересах Мальцева В.Н. к Министерству труда и социального развития Ростовской области о возложении обязанности обеспечить техническими средствами реабилитации.
В обоснование заявленных требований указано, что согласно индивидуальной программе реабилитации (далее - ИПРА) от 18.03.2021 N. "данные изъяты" инвалид первой группы Мальцев В.Н, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, должен быть обеспечен: мобильным телефоном для пользования инвалидом по зрению- 1 штука, ноутбуком- 1 штука, часами-будильником с речевым выходом- 1 штука.
Мальцев В.Н. в установленном порядке 25.03.2021 обратился в Министерство труда и социального развития Ростовской области, с заявлением о предоставлении ему технических средств реабилитации в соответствии с ИПРА.
Однако, до настоящего времени истец не обеспечен техническим средством реабилитации - ноутбуком.
В 2022 году прокуратурой Ростовской области проведена проверка исполнения Министерством труда и социального развития Ростовской области законодательства о социальной защите при обеспечении техническими средствами реабилитации инвалидов, по результатам которой приняты меры досудебного урегулирования.
О фактах длительного необеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации, а также о необходимости выделения денежных средств на эти цели проинформирован губернатор Ростовской области
Вместе с тем к удовлетворению потребностей Мальцева В.Н. и исполнению требований закона по обеспечению его техническими средствами реабилитации, проводимые Министерством труда и социального развития Ростовской области мероприятия, не привели.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, прокурор просил суд обязать Министерство труда и социального развития Ростовской области приобрести для Мальцева В.Н. в соответствии с ИПРА техническое средство-ноутбук; предоставить Мальцеву В.Н. в соответствии с ИПРА техническое средство реабилитации-ноутбук; взыскать с Министерства труда и социального развития Ростовской области в пользу Мальцева В.Н. компенсацию морального вреда в размере 2000 руб.
Решением Кировского районного суда г. Ростова-на-Дону от 25 сентября 2023 года исковые требования прокурора удовлетворены частично. Суд обязал Министерство труда и социального развития Ростовской области приобрести для Мальцева В.Н. техническое средство реабилитации - ноутбук, в соответствии с индивидуальной программой реабилитации от ДД.ММ.ГГГГ N. "данные изъяты"; предоставить Мальцеву В.Н. техническое средство реабилитации - ноутбук, в соответствии с индивидуальной программой реабилитации от 18.03.2021 N. "данные изъяты"
В остальной части исковые требования оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 7 декабря 2023 года указанное решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе представитель Министерства труда и социального развития Ростовской области просит судебные акты отменить, в удовлетворении исковых требований отказать. В качестве оснований для отмены обжалуемых судебных актов заявитель ссылается на неправильное применение судом норм материального права, нарушение норм процессуального права, на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела.
В судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, участвующие в деле, кроме представителя ответчика и прокурора, не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. При таких обстоятельствах, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело без их участия.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при рассмотрении настоящего дела судами не допущено.
На основании части 1 статьи 10 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.
В силу ст. 11 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" индивидуальная программа реабилитации или реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
В соответствии с ч. 14 ст. 11.1 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ (в редакции, действовавшей на дату постановки Мальцев В.Н. на учет) технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2008 N 240 утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов, протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями (далее- Правила).
Согласно абз. 2 п. 2, п.п. "а" п. 3, абз. 1 п. 4 Правил предусмотрено обеспечение инвалидов техническими средствами в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
Обеспечение инвалидов и ветеранов соответственно техническими средствами и изделиями осуществляется путем предоставления соответствующего технического средства (изделия).
Заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, однократно в территориальный орган Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по месту жительства (месту пребывания или фактического проживания) инвалида (ветерана) или в исполнительный орган субъекта Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана), уполномоченный на осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации соглашением полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов.
Уполномоченный орган рассматривает заявление, указанное в пункте 4 данных Правил, в 15-дневный срок с даты его поступления и в письменной форме уведомляет инвалида (ветерана) о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием). Одновременно с уведомлением уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) направление на получение либо изготовление технического средства (изделия) в отобранные уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд, организации, обеспечивающие техническими средствами (изделиями) (абз. 1 п. 5 Правил).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.01.2018 N 86 внесены изменения в Правила, которыми введен дифференцированный подход к срокам выдачи направления на получение средств в зависимости от наличия действующего государственного контракта у уполномоченного органа.
При отсутствии действующего государственного контракта на обеспечение инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) в соответствии с заявлением, указанным в пункте 4 Правил, уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) документы, предусмотренные настоящим пунктом в 7-дневный срок с даты заключения такого государственного контракта, при этом извещение о проведении закупки соответствующего технического средства (изделия) должно быть размещено уполномоченным органом в единой информационной системе в сфере закупок не позднее 30 календарных дней с даты подачи инвалидом заявления, указанного в пункте 4 настоящих Правил.
Срок обеспечения инвалида техническим средством (изделием) серийного производства в рамках государственного контракта, заключенного с организацией, в которую выдано направление, не может превышать 30 календарных дней со дня обращения инвалида (ветерана) в указанную организацию, а в отношении технических средств (изделий), изготавливаемых по индивидуальному заказу с привлечением инвалида и предназначенных исключительно для личного использования, - 60 календарных дней.
Таким образом, с 9 февраля 2018 года (начало действия постановления Правительства Российской Федерации от 30 января 2018 года N 86) конкретизированы сроки обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", и в целях реализации мероприятий государственной программы "Доступная среда", утвержденной постановлением Правительства Ростовской области от 15.10.2018 N 639, Постановлением министерства труда и социального развития Ростовской области от 13.08.2018 N 14 утвержден Административный регламент предоставления государственной услуги "Обеспечение техническим средствами реабилитации инвалидов с заболеванием опорно-двигательного аппарата, инвалидов по зрению, инвалидов по слуху".
На основании п. 2.4 Регламента сроки выполнения административных процедур с момента подачи документов заявителем до получения результата государственной услуги не должен превышать 15 рабочих дней.
В соответствии с абзацем 4 пункта 3 раздела 2 Регламента обеспечение граждан техническими средствами реабилитации осуществляется исходя из последовательности, определяемой датой регистрации заявления и постановки на учет в Министерстве труда и социального развития Ростовской области.
В силу абзаца 5 пункта 3 раздела 2 Регламента выдача технических средств реабилитации осуществляется по мере их приобретения в соответствии с выделенными на эти цели средствами областного бюджета, а также требованиями, установленными Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Очередность инвалидов по обеспечению техническими средствами реабилитации формируется по дате постановки на учет в Министерстве труда и социального развития Ростовской области.
Закупка технических средств реабилитации осуществляется Министерством труда и социального развития Ростовской области в пределах выделенного финансирования на текущий год, предусмотренного в государственной программе Ростовской области "Доступная среда".
Судом установлено и из материалов дела следует, что в соответствии с индивидуальной программой реабилитации и абилитации инвалида - ИПРА от 18.03.2021 N. "данные изъяты" инвалид Мальцев В.Н, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, должен быть обеспечен ноутбуком в количестве 1 штука; часами-будильником с речевым выходом с термометром 1 штука; мультиваркой с голосовым помощником 1 штука.
Мальцев В.Н, в установленном порядке 25.03.2021 обратился в Министерство труда и социального развития Ростовской области с заявлением о предоставлении технического средства реабилитации в соответствии с ИПРА.
Мальцев В.Н. состоит на учете в Министерстве труда и социального развития Ростовской области по обеспечению мультиваркой с голосовым помощником (N 204), ноутбуком (N 215) с 25.03.2021.
В 2022 году Мальцев В.Н. обеспечен мобильным телефоном, часами- будильником с речевым выходом с термометром.
Судом установлено, что Мальцев В.Н. до настоящего времени не обеспечен техническим средствами реабилитации - ноутбуком.
Разрешая заявленные требования и удовлетворяя их, суд руководствовался указанными выше нормами материального права и исходил из того, что ответчик не исполняет надлежащим образом, возложенные на него законом обязанности по обеспечению инвалида необходимыми средствами реабилитации в установленный срок.
Принимая решение об отказе в удовлетворении требования прокурора в части взыскании компенсации морального вреда, суд исходил из того, что материалы дела не содержат доказательств того, что отсутствие данного технического средства реабилитации, ограничивало жизнедеятельность, создавало дополнительные препятствия для социальной реабилитации, лишило Мальцева В.Н. возможности сохранять жизненный уровень, необходимый для поддержания его жизнедеятельности и здоровья, обеспечения достоинства личности.
Суд апелляционной инстанции с указанными выводами суда согласился, решение суда оставил без изменения.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции также соглашается с выводами суда, поскольку они основаны на надлежащей оценке представленных по делу доказательств и требованиях подлежащих применению к правоотношениям сторон норм материального права.
Согласно ч.1 ст. 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение должно быть законным и обоснованным.
В п.п. 2, 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2003 N 23 "О судебном решении" разъяснено, что решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Приведенным критериям обжалуемые решения соответствуют в полном объеме.
Указанные в кассационной жалобе доводы о том, что судами применены нормы материального права не подлежащие применению к рассматриваемым правоотношениям, а также, что удовлетворение требований истца влечет ущемление прав других инвалидов, вставших на учет ранее, являлись предметом проверки суда апелляционной инстанции и обоснованно отклонены по мотивам, подробно изложенным в апелляционном определении.
В целом, приведенные в кассационной жалобе доводы сводятся к несогласию с выводами суда и переоценке представленных доказательств, не опровергают выводов суда, не содержат обстоятельств, которые нуждались бы в дополнительной проверке, направлены на иную оценку (переоценку) исследованных судом доказательств, а потому не могут быть приняты судебной коллегией в качестве основания отмены состоявшихся судебных актов.
Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену судебных актов, при рассмотрении настоящего дела судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Кировского районного суда г. Ростова-на-Дону от 25 сентября 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 7 декабря 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства труда и социального развития Ростовской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.