Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Бетрозовой Н.В, судей Мотиной И.И, Парасотченко М.А, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора города Симферополя в защиту социальных прав ФИО1 к Муниципальному казенному учреждению Департаменту труда и социальной защиты населения администрации города Симферополя Республики Крым, третье лицо Министерство труда и социальной защиты Республики Крым о признании решения незаконным и понуждении совершить определенные действия, по кассационной жалобе Муниципального казенного учреждения Департамента труда и социальной защиты населения администрации города Симферополя Республики Крым на решение Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 30 мая 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 12 сентября 2023 года.
Заслушав доклад судьи Бетрозовой Н.В, выслушав старшего прокурора отдела Управления Главного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Давыдова А.А, возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
заместитель прокурора города Симферополя в защиту социальных прав Лапы А.М. обратился в суд с исковым заявлением к Муниципальному казенному учреждению Департамент труда и социальной защиты населения администрации города Симферополя Республики Крым, в котором просил отменить решение Муниципального казенного учреждения Департамента труда и социальной защиты населения администрации города Симферополя Республики Крым от 19.11.2021 о прекращении предоставления истцу мер социальной поддержки, возложении обязанности возобновить предоставление мер социальной поддержки: "Компенсация расходов на оплату взноса на капитальный ремонт" с 01.11.2021, "Ежемесячная компенсация на оплату занимаемой общей площади жилых помещений и коммунальных услуг" с 01.11.2021, "Ежемесячная денежная выплата" с 01.12.2021.
Требования мотивированы тем, что прокуратурой г..Симферополя проведена проверка по обращению Лапы А.М. по вопросу нарушения его прав на социальное обеспечение Муниципальным казенный учреждением департаментом труда и социальной защиты населения Администрации города Симферополя Республики Крым. Установлено, что по заявлению от 16.08.2017 Лапе А.М. с 19.09.2017 Департаментом труда и социальной защиты населения администрации города Симферополя в соответствии со ст. 3 Закона Республики Крым от 18.02.2016 N 218-ЗРК/2016 "О мерах социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, пострадавших от политических репрессий" назначена мера социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату взноса на капитальный ремонт, ежемесячной денежной выплаты и ежемесячной скидки на оплату занимаемой общей площади жилых помещений и коммунальных услуг. Указанная мера предоставлялась 01.03.2016 по 31.10.2021 включительно. Кроме этого, заявителю Департаментом предоставлялась мера социальной поддержки по льготному проезду с 12.01.2021 по 28.12.2022 года. Протоколами от 19.11.2021 Департаментом Лапе А.М. прекращено предоставление вышеуказанных мер социальной поддержки по причине отсутствия документов, подтверждающих факт постоянного проживания на территории города Симферополя. По результатам проведенной проверки по обращению Лапы А.М, прокуратурой города 01.03.2023, в адрес Департамента внесено представление об устранении выявленных нарушений при предоставлении мер социальной поддержки Лапе А.М. По результатам рассмотрения указанного представления 21.03.2023 в прокуратуру города Симферополя поступил ответ Департамента от 21.03.2023 за исх. N о фактическом отказе в удовлетворении требований прокурора города.
Указанный отказ Департамента в предоставлении мер социальной поддержки в виде "Ежемесячной денежной выплаты, "Ежемесячной скидки на оплату занимаемой общей площади жилых помещений и коммунальных услуг", "Компенсации расходов на оплату взноса на капитальный ремонт", "По льготному проезду" согласно позиции прокуратуры является незаконным и не обоснованным.
Решением Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 30 мая 2023 года исковые требования удовлетворены.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 12 сентября 2023 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе МКУ Департамент труда и социальной защиты населения администрации города Симферополя Республики Крым, ссылаясь на существенные нарушения норм материального и процессуального права, просит отменить принятые по делу судебные постановления и принять новое решение по делу, которым в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме. В обоснование доводов жалобы заявитель ссылается на то, что Департаментом в ходе проверки документов личного дела выяснено, что у Лапы А.М. отсутствуют документы, подтверждающие постоянное проживание по адресу: "адрес", так как согласно документам личного дела (копии паспорта гражданина Российской Федерации, выданного отделом УФМС России по Краснодарскому краю в городе - курорте Анапа 02.08.2021) Лапа А.М. с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован по адресу: "адрес".
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
При таких обстоятельствах, в целях недопущения волокиты и скорейшего рассмотрения и разрешения гражданских дел судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
При этом, кассационный суд общей юрисдикции не вправе проверять законность судебных постановлений в той части, в которой они не обжалуются, а также законность судебных постановлений, которые не обжалуются (часть 2 статьи 379.6 ГПК РФ).
Согласно части 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела, выслушав старшего прокурора отдела Управления Главного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Давыдова А.А, возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены оспариваемых судебных актов.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций и следует из материалов дела, согласно справке о реабилитации N N от 05.08.2015 года ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ, уроженец "адрес" Узбекской ССР, согласно свидетельству о рождении (повторному) П-ТЮ N, выданному 18 августа 1959 года Галдя-Аральским рай/бюро ЗАГС Самаркандской области, является сыном ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ рождения, репрессированного в виде выселения по национальному признаку в 1944 г. на основании Постановления ГОКО СССР N сс от 11 мая 1944 года из д. "адрес" на спецпоселение в "адрес", в 1945 переселенного в "адрес", состоявшего на учете спецпоселения органов МВД СССР до 10 июня 1956 года, реабилитированного на основании пункта "в" статьи 3 Закона Российской Федерации от 18 октября 1991 г. N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий" 05 августа 2015 года ОАИ и Р ИЦ МВД по Республике Крым.
Проведенной проверкой установлено, что по заявлению от 16.08.2017 года Лапе А.М. с 19.09.2017 года Департаментом труда и социальной защиты населения администрации города Симферополя в соответствии со ст. 3 Закона Республики Крым от 18.02.2016 N 218- ЗРК/2016 "О мерах социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, пострадавших от политических репрессий" назначена мера социальной поддержки в виде "Компенсации расходов на оплату взноса на капитальный ремонт". Указанная мера предоставлялась с 01.09.2016 года по 31.10.2021 года включительно.
Также по заявлению от 01.03.2016 года Лапе А.М. с 01.06.2016 года Департаментом назначена мера социальной поддержки в виде "Ежемесячной денежной выплаты". Указанная мера предоставлялась с 01.04.2016 года по 30.11.2021 года.
Кроме этого, по заявлению от 01.06.2016 года Лапе А.М. с 01.06.2016 года Департаментом назначена мера социальной поддержки в виде "Ежемесячной скидки на оплату занимаемой общей площади жилых помещений и коммунальных услуг". Указанная мера предоставлялась 01.03.2016 года по 31.10.2021 года включительно.
Также заявителю Департаментом предоставлялась мера социальной поддержки по льготному проезду с 12.01.2021 года по 28.12.2022 года.
Протоколом от 19.11.2021 года Департаментом труда и социальной защиты населения администрации города Симферополя решено прекратить назначение всех мер социальной поддержки истцу в связи с тем, что он зарегистрирован за пределами Республики Крым.
В связи с тем, что в личном деле отсутствуют документы, подтверждающие постоянное проживание по адресу: "адрес", Департаментом принято решение о прекращении предоставления указанных мер социальной поддержки.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, оценив представленные доказательства по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, на основании фактических обстоятельств дела, руководствуясь положениями Закона Республики Крым от 18 февраля 2016 года N 218-ЗРК/2016 "О мерах социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, пострадавших от политических репрессий", исходил из того, что истец постоянно проживает на территории г.Симферополя в своей квартире, зарегистрирован в данном населенном пункте, а поэтому оснований для прекращения предоставления ему мер социальной поддержки у ответчика не имелось.
Суд апелляционной инстанции, проверяя на предмет законности и обоснованности решение суда первой инстанции, правовых оснований для его отмены не установил, доводы апелляционной жалобы мотивированно отклонил.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции не усматривает правовых оснований для отмены принятых по делу судебных постановлений по доводам кассационной жалобы.
В соответствии со статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Закон Республики Крым от 18 февраля 2016 года N 218-ЗРК/2016 "О мерах социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, пострадавших от политических репрессий" (далее Закон Республики Крым N 218- ЗРК) устанавливает правовые гарантии социальной поддержки лиц, проживающих в Республике Крым и относящихся к категории реабилитированных, и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, в соответствии с Законом Российской Федерации от 18 октября 1991 года N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий".
В силу статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Согласно части 1 статьи 1 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-I "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" (далее - Закон Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-I) в соответствии с Конституцией Российской Федерации и международными актами о правах человека каждый гражданин Российской Федерации имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации.
Ограничение права граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации допускается только на основании закона (часть 2 статьи 1 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-I).
В соответствии с частью 2 статьи 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-I граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.
Абзацем вторым статьи 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-I определено, что регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации - государственная деятельность по фиксации и обобщению предусмотренных данным законом сведений о регистрации граждан Российской Федерации по месту пребывания, регистрации граждан Российской Федерации по месту жительства, снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Абзацем восьмым статьи 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" определено, что местом жительства является жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.
Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 2 февраля 1998 г. N 4-П указал на то, что сам по себе факт регистрации или отсутствие таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и, согласно части 2 статьи 3 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места жительства в пределах Российской Федерации", не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации.
Из содержания статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 2 и 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-I "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации" следует, что регистрация не совпадает с понятием "место жительства" и сама по себе не может служить условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, конституциями и законами республик в составе Российской Федерации (пункт 12 раздела IV Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации, N 4 (2016), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 декабря 2016 г.).
По смыслу приведенных нормативных положений Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-I и Гражданского кодекса Российской Федерации в их системной взаимосвязи, местом жительства признается место (жилой дом, квартира, жилое помещение и др.), где гражданин постоянно или преимущественно проживает на основаниях, предусмотренных законом (право собственности, договор найма и др.). Граждане Российской Федерации вправе выбрать место пребывания и место жительства в пределах Российской Федерации, на них возложена обязанность регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. При этом регистрация не совпадает с понятием "место жительства", является одним из доказательств, подтверждающих факт нахождения гражданина по месту жительства или месту пребывания. Установление места жительства гражданина возможно на основе других данных, не обязательно исходящих из органов регистрационного учета. Регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.
Пунктом 2 части 1 статьи 3 Закон Республики Крым N 218-ЗРК предусмотрено, что реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, предоставляются меры социальной поддержки в виде компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50%.
В соответствии с ч. 3 ст. 3 Закона Республики Крым от 18 февраля 2016 года N 218-ЗРК/2016 "О мерах социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, пострадавших от политических репрессий" порядок предоставления на территории Республики Крым реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, мер социальной поддержки устанавливается Советом министров Республики Крым.
Постановлением Совета Министров Республики Крым от 23 декабря 2014 года N 578 утвержден порядок предоставления до 1 сентября 2022 года мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, на приобретение твердого топлива и сжиженного газа в Республике Крым (далее - Порядок N 578).
Как следует из пункта 2 Порядка N 578 (в редакции, действующей на дату обращения К. с заявлением о предоставлении меры социальной поддержки), гражданам, зарегистрированным по месту пребывания на территории Республики Крым, меры социальной поддержки по оплате жилого помещения, коммунальных услуг предоставляются при условии неполучения указанных мер социальной поддержки по месту жительства. При наличии у гражданина одновременно регистрации по месту жительства и по месту пребывания на территории Республики Крым в разных жилых помещениях меры социальной поддержки по оплате жилого помещения, коммунальных услуг предоставляются на одно жилое помещение по выбору гражданина.
Порядком N 578 в редакции, действующей на дату принятия решения о прекращении предоставления К. мер социальной поддержки, так же было предусмотрено предоставление мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, коммунальных услуг гражданам, зарегистрированным по месту пребывания на территории Республики Крым, при условии неполучения указанных мер социальной поддержки по месту жительства. При наличии у гражданина одновременно регистрации по месту жительства и по месту пребывания на территории Республики Крым в разных жилых помещениях меры социальной поддержки по оплате жилого помещения, коммунальных услуг и взноса на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов предоставляются на одно жилое помещение по выбору гражданина.
Из вышеуказанных нормативных актов следует, что Закон Республики Крым от 18 февраля 2016 года N 218-ЗРК/2016 "О мерах социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, пострадавших от политических репрессий" и Порядок предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг N 578 от 23 декабря 2014 года предусматривают предоставление мер социальной поддержки гражданам, проживающим или зарегистрированным по месту пребывания в Республике Крым по выбору гражданина.
Лапа А.М. предоставлял в Департамент свидетельство по форме N3 от 28.12.2017 о регистрации по месту пребывания с 28.12.2017 по 28.12.2022 по адресу: "адрес" и свидетельство по форме N 3 от 13.01.2023 о регистрации по месту пребывания с 13.01.2023 по 10.01.2033 по адресу: "адрес".
Из материалов дела следует, что истец постоянно проживает в своей квартире N N "адрес", однако временно зарегистрирован по месту нахождения жилого дома своей сестры тоже в г.Симферополь.
В соответствии с договором купли-продажи от 01.09.2006 г. Лапа А.М. приобрел квартиру N N дом. "адрес" (л. д. 105-106). Лицевые счета на квартиру открыты на истца.
В суде апелляционной инстанции Лапа А.М. пояснил, что с 1990 г. он зарегистрирован в г. Томск по месту жительства родственников, однако постоянно проживает в г. Симферополе, в 2006 г. он приобрел квартиру, в которой живет постоянно, меры социальной поддержки им используются по месту фактического жительства в квартире N N "адрес".
Согласно полученным сведениям по месту постоянной регистрации в г, Томске Лапа А.М. аналогичными льготами не пользуется.
Принимая во внимание, что Порядок N 578 предусматривает право граждан на получение меры социальной поддержки по оплате жилого помещения, коммунальных услуг и взноса на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов по месту пребывания при отсутствии предоставление таких мер социальной поддержки по месту постоянного жительства (регистрации), следовательно, у ответчика отсутствовали основания для приостановления и в дальнейшем прекращения предоставления меры социальной поддержки Лапа А.М.
В целом все приведенные в кассационной жалобе доводы, основанные на ошибочном толковании норм материального и процессуального права, выводов судов первой и апелляционной инстанций по существу не опровергают, в силу положений части 1 статьи 379.7, части 3 статьи 390 ГПК РФ указанные доводы не могут служить в качестве оснований для отмены оспариваемых судебных актов по делу в кассационном порядке.
С учетом изложенного, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 379.7, 390 и 390.1 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 30 мая 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 12 сентября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Муниципального казенного учреждения Департамента труда и социальной защиты населения администрации города Симферополя Республики Крым - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.