Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Губаревой С.А, судей Руденко Ф.Г, Черкасовой Е.В, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Волгоградского транспортного прокурора в интересах Есаян Г.С. к акционерному обществу "Волгоградтранспригород" о признании локального акта незаконным, о возложении обязанности привести локальные акты в соответствие с законодательством, произвести перерасчет оплаты труда, о компенсации морального вреда, по кассационной жалобе акционерного общества "Волгоградтранспригород" на решение Центрального районного суда г. Волгограда от 17 июля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 1 ноября 2023 года.
Заслушав доклад судьи Губаревой С.А, выслушав объяснения представителя акционерного общества "Волгоградтранспригород"- Шайдуровой О.А, поддержавшей доводы жалобы, объяснения прокурора Шаповаловой О.Ю, просившей жалобу оставить без удовлетворения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Волгоградский транспортный прокурор в интересах Есаян Г.С. обратился в суд с иском к акционерному обществу Волгоградтранспригород" (далее- АО "Волгоградтранспригород", АО "ВТП", Общество) о признании локального акта незаконным, о возложении обязанности привести локальные акты в соответствие с законодательством, произвести перерасчет оплаты труда, о компенсации морального вреда.
В обоснование заявленных требований указано, что по обращению Есаян Г.С. прокурором проведена проверка, в результате которой установлены нарушения трудового законодательства в деятельности АО "Волгоградтранспригород".
Проверкой установлено, что Есаян Г.С. работала у ответчика на основании трудового договора от "данные изъяты" г. N в должности старшего инспектора (по контролю пригородных пассажирских поездов и билетных касс), с окладом в размере 36490 руб, с разъездным, гибким режимом рабочего времени.
В пункте 4.6 Положения об оплате труда работников АО "Волгоградтранспригород", утвержденного 30 декабря 2022 г. генеральным директором Общества, установлено, что работникам, работа которых осуществляется в пути следования железнодорожного подвижного состава, производится выплата надбавки в размере 3% месячной тарифной ставки и одинарного размера оплаты за работу в сверхурочное время, выходные и праздничные дни за фактически отработанное время.
В Приложении N к указанному Положению среди перечня должностей работников, которым осуществляется выплата надбавки за разъездной характер работы, указан старший инспектор (по контролю пригородных пассажирских поездов и билетных касс).
Пунктами 1 и 2 распоряжения АО "Волгоградтранспригород" от 30 декабря 2022 г. N "Об определении порядка выплаты доплаты за разъездной характер работы для инспекторов, старшего инспектора (по контролю пригородных пассажирских поездов и билетных касс), проводников пассажирских вагонов" с 1 января 2023 г. предусмотрена доплата за фактическое нахождение в железнодорожном подвижном составе в пути следования, а проводникам пассажирских вагонов за фактически отработанное время без учета времени охраны пассажирских вагонов.
Прокурор полагает, что п. 4.6 Положения об оплате труда работников АО "Волгоградтранспригород", утвержденного 30.12.2022 генеральным директором и п.п. 1 и 2 распоряжения АО "Волгоградтранспригород" от 30.12.2022 N "Об определении порядка выплаты доплаты за разъездной характер работы для инспекторов, старшего инспектора (по контролю пригородных пассажирских поездов и билетных касс), проводников пассажирских вагонов" являются незаконными, поскольку противоречат постановлению Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы и Секретариата ВЦСПС от 16.12.1960 N, которым утверждено Положение о порядке и размерах возмещения расходов работникам связи, железнодорожного, речного, автомобильного транспорта и шоссейных дорог, постоянная работа которых протекает в пути или имеет разъездной характер, а также при служебных поездках в пределах обслуживаемых ими участков.
Согласно п. 2 указанного Положения надбавка в размере 1, 5 или 3% за каждые сутки выплачивается с момента выезда до возвращения к месту нахождения предприятия (организации), в котором работник работает.
Таким образом, выплата указанной надбавки только за фактическое нахождение в подвижном составе в пути следования не соответствует требованиям трудового законодательства. Работодатель ухудшил положение работников по сравнению с установленными трудовым законодательством правилами.
Кроме того, АО "Волгоградтранспригород" является зависимым от ОАО "РЖД" обществом (51% акций АО "ВТП" принадлежит ОАО "РЖД").
В соответствии с п. 4 Приложения N к Положению об оплате труда работников филиалов ОАО "РЖД", утвержденного протокольным решением Правления ОАО "РЖД" от 15.04.2004 N, надбавки в соответствии с п. 3 Положения выплачиваются за поездку с момента выезда до момента возвращения к месту расположения филиала ОАО "РЖД", структурного подразделения железной дороги и обособленного структурного подразделения (постоянного пункта сбора) при обязательном условии выполнения работ в пределах установленной продолжительности рабочего времени, и в таком размере надбавка начислялась Есаян Г.С. до 1 января 2023 года.
Факт нарушения прав Есаян Г.С. подтверждается расчетными листками.
В связи с выявленными нарушениями Волгоградской транспортной прокуратурой 20.03.2023 внесены представление генеральному директору АО "ВТП" об устранении нарушения трудового законодательства, с которым АО "ВТП" не согласилось (ответ генерального директора АО "ВТП" от 14.04.2023г. N/ "данные изъяты" ответ генерального директора АО "ВТП" от 28.03.2023г. N/ "данные изъяты"
По вышеуказанным фактам, 28.03.2023 в отношении генерального директора АО "ВТП" вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, которое находится на рассмотрении Государственной инспекции труда Волгоградской области.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, прокурор просил суд признать незаконными п. 4.6 Положения об оплате труда работников АО "Волгоградтранспригород", утвержденного 30.12.2022 генеральным директором и п. п. 1 и 2 распоряжения АО "Волгоградтранспригород" от 30.12.2022 N "Об определении порядка выплаты доплаты за разъездной характер работы для инспекторов, старшего инспектора (по контролю пригородных пассажирских поездов и билетных касс), проводников пассажирских вагонов"; обязать АО "Волгоградтранспригород" привести в соответствие с трудовым законодательством п. 4.6 Положения об оплате труда работников АО "Волгоградтранспригород", утвержденного 30.12.2022 генеральным директором и п.п. 1 и 2 распоряжения АО "Волгоградтранспригород" от 30.12.2022 N "Об определении порядка выплаты доплаты за разъездной характер работы для инспекторов, старшего инспектора (по контролю пригородных пассажирских поездов и билетных касс), проводников пассажирских вагонов"; обязать АО "Волгоградтранспригород" произвести перерасчет оплаты труда Есаян Г.С. за разъездной характер работы.
Есаян Г.С. обратилась в суд с самостоятельным иском к АО "Волгоградтранспригород" о взыскании компенсации морального вреда в размере 30000 руб, указывая, что ответчиком нарушены ее трудовые права, надбавка за разъездной характер работы с 2023 г. уменьшилась в 2-3 раза, чем причинен моральный вред.
Решением Центрального районного суда г. Волгограда от 17 июля 2023 года исковые требования прокурора и Есаян Г.С. удовлетворены частично. Судом постановлено:
признать незаконными п. 4.6 Положения об оплате труда работников АО "Волгоградтранспригород", утвержденного 30.12.2022 генеральным директором и п. 1 распоряжения АО "Волгоградтранспригород" от 30.12.2022 N "Об определении порядка выплаты доплаты за разъездной характер работы для инспекторов, старшего инспектора (по контролю пригородных пассажирских поездов и билетных касс), проводников пассажирских вагонов" в той части, которая позволяет исключать при исчислении надбавки из расчета время с момента выезда до возвращения к месту нахождения предприятия;
обязать АО "Волгоградтранспригород" привести в соответствии с трудовым законодательством п. 4.6 Положения об оплате труда работников АО "Волгоградтранспригород", утвержденного 30.12.2022 генеральным директором и п. 1 распоряжения АО "Волгоградтранспригород" от 30.12.2022 N "Об определении порядка выплаты доплаты за разъездной характер работы для инспекторов, старшего инспектора (по контролю пригородных пассажирских поездов и билетных касс), проводников пассажирских вагонов";
обязать АО "Волгоградтранспригород" произвести перерасчет оплаты труда Есаян Г.С. за разъездной характер работы за период с января по июнь 2023г.;
взыскать с АО "Волгоградтранспригород" в пользу Есаян Г.С. компенсацию морального вреда в размере 3000 руб.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 1 ноября 2023 года указанное решение оставлено без изменений.
В кассационной жалобе представитель АО "Волгоградтранспригород" просит судебные акты отменить, принять новое решение. В качестве оснований для отмены обжалуемых судебных актов заявитель ссылается на неправильное применение судом норм материального права, нарушение норм процессуального права, на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела.
В судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции истица не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом. При таких обстоятельствах, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело без ее участия.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при рассмотрении настоящего дела судами не допущено.
В соответствии со статьей 5 Трудового кодекса Российской Федерации, регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется: трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из настоящего Кодекса, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права; иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права: указами Президента Российской Федерации; постановлениями Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти; нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации; нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения регулируются также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права.
Согласно статье 8 Трудового кодекса Российской Федерации, работодатели, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права (далее - локальные нормативные акты), в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.
В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, коллективным договором, соглашениями, работодатель при принятии локальных нормативных актов учитывает мнение представительного органа работников (при наличии такого представительного органа).
Коллективным договором, соглашениями может быть предусмотрено принятие локальных нормативных актов по согласованию с представительным органом работников.
Нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а также локальные нормативные акты, принятые без соблюдения установленного статьей 372 Трудового кодекса Российской Федерации порядка учета мнения представительного органа работников, не подлежат применению. В таких случаях применяются трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, коллективный договор, соглашения.
В соответствии со статьей 22 Трудового кодекса Российской Федерации, работодатель обязан: соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров; знакомить работников под роспись с принимаемыми локальными нормативными актами, непосредственно связанными с их трудовой деятельностью.
В силу статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации, заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Согласно статье 135 Трудового кодекса Российской Федерации, системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Локальные нормативные акты, устанавливающие системы оплаты труда, принимаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников.
Условия оплаты труда, определенные трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.
Условия оплаты труда, определенные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Трудовой кодекс Российской Федерации, введенный в действие с 1 февраля 2002 г, в части первой статьи 423 устанавливает, что впредь до приведения законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с данным Кодексом законы и иные правовые акты Российской Федерации, а также законодательные и иные нормативные правовые акты бывшего Союза ССР, действующие на территории Российской Федерации в пределах и порядке, которые предусмотрены Конституцией Российской Федерации, Постановлением Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 г. N 2014-1 "О ратификации Соглашения о создании Содружества Независимых Государств", применяются постольку, поскольку они не противоречат Кодексу.
Судом установлено и из материалов дела следует, что Есаян Г.С. в соответствии с трудовым договором от 26.09.2011 N, приказом о приеме на работу от 27.09.2011 N, дополнительным соглашением от 14.10.2019 N к трудовому договору от 26.09.2011 N, приказом о переводе на другую работу от 14.10.2019 N-п работает у ответчика в должности старшего инспектора (по контролю пригородных пассажирских поездов и билетных касс) с 14.10.2019 постоянно.
В соответствии с п. 4 дополнительного соглашения от 14.10.2019 N к трудовому договору от 26.09.2011 N Есаян Г.С. установлена оплата труда - оклад в размере 36490 руб.
Согласно п. 5.2 трудового договора работа истицы носит разъездной характер, установлен режим гибкого рабочего времени.
По результатам рассмотрения обращения Есаян Г.С. о нарушении работодателем трудового законодательства в результате неправомерного порядка расчета надбавки за разъездной характер работы, транспортной прокуратурой установлено несоответствие условий оплаты труда, определенных локальными нормативными актами ответчика, нормативным правовым актам, содержащим нормы трудового права.
В частности установлено, что согласно п. 4.2.3 коллективного договора АО "Волгоградтрансригород" окончательный расчет осуществляется 12 числа следующего месяца. Доплаты за особые условия труда устанавливаются согласно Положению об оплате труда (п. 4.2.5 коллективного договора).
30.12.2022 генеральным директором АО "ВТП" утверждено новое Положение об оплате труда работников АО "ВТП", согласовано с первичной профсоюзной организацией АО "ВТП".
В п. 4.6 Положения об оплате труда работников АО "Волгоградтранспригород", утвержденного 30.12.2022 генеральным директором, установлено, что работникам, работа которых осуществляется в пути следования железнодорожного подвижного состава, производится выплата надбавки в размере 3% месячной тарифной ставки и одинарного размера оплаты за работу в сверхурочное время, выходные и праздничные дни за фактически отработанное время.
В Приложении N к указанному Положению среди перечня должностей работников, которым осуществляется выплата надбавки за разъездной характер работы, указан старший инспектор (по контролю пригородных пассажирских поездов и билетных касс).
В п. 1 распоряжения АО "Волгоградтранспригород" от 30.12.2022 N "Об определении порядка выплаты доплаты за разъездной характер работы для инспекторов, старшего инспектора (по контролю пригородных пассажирских поездов и билетных касс), проводников пассажирских вагонов" установлено, что доплата производится за фактическое нахождение в железнодорожном подвижном составе в пути следования.
В соответствии с пунктом 2 Положения о порядке и размерах возмещения расходов работникам связи, железнодорожного, речного, автомобильного транспорта и шоссейных дорог, постоянная работа которых протекает в пути или имеет разъездной характер, а также при служебных поездах в пределах обслуживаемых ими участков, утвержденного Постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы и Секретариата ВЦСПС от 16 декабря 1960 г. N 1335/31, надбавка в размере 1, 5 или 3% за каждые сутки выплачивается с момента выезда до возвращения к месту нахождения предприятия (организации), в котором работник работает.
Разрешая спор и частично удовлетворяя исковые требования прокурора, суд исходил из того, что содержание пункта 4.6 Положения об оплате труда работников АО "Волгоградтранспригород", утвержденного 30 декабря 2022 и пункт 1 распоряжения АО "Волгоградтранспригород" от 30 декабря 2022 "Об определении порядка выплаты доплаты за разъездной характер работы для инспекторов, старшего инспектора (по контролю пригородных пассажирских поездов и билетных касс), проводников пассажирских вагонов" является незаконным, поскольку противоречит Положению о порядке и размерах возмещения расходов работникам связи, железнодорожного, речного, автомобильного транспорта и шоссейных дорог, постоянная работа которых протекает в пути или имеет разъездной характер, а также при служебных поездках в пределах обслуживаемых ими участков, утвержденному Постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы и Секретариата ВЦСПС от 16 декабря 1960 г. N 1335/31.
Установив, что работодатель ухудшил положение Есаян Г.С. по сравнению с установленными трудовым законодательством нормами, установив порядок выплаты указанной надбавки только за фактическое нахождение в подвижном составе в пути следования, суд возложил на АО "Волгоградтранспригород" обязанность произвести перерасчет оплаты труда Есаян Г.С. за разъездной характер работы за период с января по июнь 2023 г. и взыскал в ее пользу компенсацию морального вреда в размере 3000 руб.
Суд апелляционной инстанции с указанными выводами суда первой инстанции согласился.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции также соглашается с данным выводом суда, поскольку он основан на надлежащей оценке представленных по делу доказательств и требованиях подлежащих применению к правоотношениям сторон норм материального права.
Приведенные в кассационной жалобе доводы о том, что Трудовым кодексом Российской Федерации не предусмотрена обязанность установления надбавки к заработной плате сотрудникам, работа которых носит разъездной характер, не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов.
Как установлено судами, такая обязанность предусмотрена иным нормативным правовым актом, содержащим нормы трудового права, а также была предусмотрена локальным нормативным актом, содержащими положения как о ее размере, так и о порядке выплаты.
Доводы жалобы об отсутствии оснований для удовлетворения требований о взыскании компенсации морального вреда, основаны на неправильном понимании подлежащих применению норм права и подлежат отклонению.
В целом, приведенные в кассационной жалобе доводы сводятся к несогласию с выводами суда и переоценке представленных доказательств, не опровергают выводов суда, не содержат обстоятельств, которые нуждались бы в дополнительной проверке, направлены на иную оценку (переоценку) исследованных судом доказательств, а потому не могут быть приняты судебной коллегией в качестве основания отмены состоявшегося судебного акта.
Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену судебных актов, при рассмотрении настоящего дела судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Центрального районного суда г. Волгограда от 17 июля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 1 ноября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу АО "Волгоградтранспригород" - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.