Судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Карасова Н.Х., рассмотрев жалобу заместителя председателя контрольно-счетной палаты муниципального образования Тимашевский район ФИО1 на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 212 Тимашевского района Краснодарского края от 24 августа 2023 года и решение судьи Тимашевского районного суда Краснодарского края от 01 ноября 2023 года, вынесенные в отношении ведущего специалиста администрации Дербентского сельского поселения Тимашевского района Краснодарского края Коваленко Ольги Николаевны по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка N 212 Тимашевского района Краснодарского края от 24 августа 2023 года оставленным без изменения решением судьи Тимашевского районного суда Краснодарского края от 01 ноября 2023 года, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 15.15.6 в отношении ведущего специалиста администрации Дербентского сельского поселения Тимашевского района Краснодарского края Коваленко О.Н. прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
В жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, должностное лицо, направившее дело на рассмотрение судье, просит отменить состоявшиеся в отношении Коваленко О.Н. по настоящему делу об административном правонарушении судебные акты, ссылаясь на их незаконность, направить дело на новое рассмотрение.
Коваленко О.Н. в своих возражениях просила в удовлетворении жалобы должностного лица отказать.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
Частью 4 статьи 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы в постановлении приведены в редакции, действовавшей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для возбуждения в отношении ведущего специалиста администрации Дербентского сельского поселения Тимашевского района Краснодарского края Коваленко О.Н. производства по делу) установлена ответственность за грубое нарушение требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, в том числе к составлению либо представлению бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, либо грубое нарушение порядка составления (формирования) консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния.
Основанием для возбуждения в отношении Коваленко О.Н. дела об административном правонарушении, предусмотренном названной выше нормой, послужили приведенные в протоколе об административном правонарушении обстоятельства того, что она 28 апреля 2023 года, являясь ведущим специалистом администрации Дербентского сельского поселения Тимашевского района Краснодарского края, находясь по адресу: Краснодарский край, Тимашевский район, х. Танцура Крамаренко, ул. Советская, д. 4, допустила искажение показателей раздела I Баланса (ф. 0503130) по строке 070 "Непроизведенные активы" (графа 8) на сумму 229 972, 03 рубля и по строке 140 "Нефинансовые активы имущества казны" (графа 8) на сумму 1 957 338, 89 рублей, на забалансовом счете 25 "Имущество, переданное в возмездное пользование (аренду)" на 457 594, 34 рубля, то есть допустила на конец отчетного периода по состоянию на 31 декабря 2022 года грубое нарушение требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, в том числе к составлению либо представлению бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Прекращая производство по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения, мировой судья, с выводами которого согласился судья районного суда, исходил из того, что Коваленко О.Н, как лицо, уполномоченное вести реестр муниципального имущества Дербентского сельского поселения, для формирования реестра муниципального имущества могла использовать только актуальные сведения из выписок ЕГРН на отчетную дату 31 декабря 2023 года.
Вместе с тем, с состоявшимися по делу судебными актами согласиться нельзя по следующим основаниям.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
При этом статьей 26.1 названного Кодекса к обстоятельствам, подлежащим обязательному выяснению по делу об административном правонарушении, отнесены виновность лица в совершении правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Данные обстоятельства устанавливаются на основании полученных административным органом в ходе административного производства доказательств.
Выводы об административной ответственности лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо о его невиновности, должны быть основаны на исчерпывающей совокупности доказательств, исключающей какие-либо сомнения в обоснованности применения к виновному лицу мер административной ответственности либо неприменения с освобождением от ответственности.
Между тем, установленные требования закона судьями нижестоящих судебных инстанций при рассмотрении настоящего дела об административном правонарушении выполнены не были, нормы подлежащего применению законодательства должным образом не изучены.
Так, единые требования к организации бухгалтерского учета (в частности, вопросов инвентаризации), а также правовой механизм регулирования бухгалтерского учета определяются Федеральным законом от 06 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Федеральный закон от 06 декабря 2011 г. N 402-ФЗ), иными нормативными правовыми актами, принятыми согласно указанному законодательству.
Положениями пункта 71 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01 декабря 2010 г. N 157н (далее - Инструкция N 157н) установлены требования к учету земельных участков, по которым собственность не разграничена, вовлекаемых уполномоченными органами власти (органами местного самоуправления) в хозяйственный оборот, на соответствующем счете аналитического учета счета 0 103 00 000 "Непроизведенные активы", по их кадастровой стоимости.
Согласно пункту 28 Инструкции N 157н изменение стоимости земельных участков, учитываемых в составе нефинансовых активов, в связи с изменением их кадастровой стоимости отражается в бухгалтерском учете финансового года, в котором произошли указанные изменения, с отражением названных изменений в бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Федеральным стандартом бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Непроизведенные активы", утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28 февраля 2018 г. N 34н (далее - Стандарт), определено, что переоценка стоимости объектов непроизведенных активов производится ежегодно (пункт 38). Порядок проведения переоценки указанных объектов предусмотрен в пунктах 35, 36.
Сумма переоценки объекта непроизведенных активов относится на финансовый результат в качестве доходов или расходов текущего периода (пункт 37 Стандарта).
Делая вывод о том, что период применения кадастровой стоимости объектов недвижимости на основании Приказа Департамента имущественных отношений Краснодарского края от 26 сентября 2022 г. N 2449 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков на территории Краснодарского края" начинается с 1 января 2023 года, в результате чего уполномоченное лицо могло использовать сведения из выписок ЕГРН на отчетную дату 31 декабря 2023 года для формирования реестра муниципального имущества, судьи нижестоящих судов оставили без внимания вышеназванные требования к бюджетному (бухгалтерскому) учету.
Вместе с тем имеются иные основания для прекращения производства по настоящему делу об административном правонарушении.
Статьей 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В силу примечания к статье 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к должностным лицам относятся, в том числе совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники организаций.
Под организационно-распорядительными функциями следует понимать полномочия должностного лица, которые связаны с руководством трудовым коллективом государственного органа, государственного или муниципального учреждения (его структурного подразделения) или находящимися в их служебном подчинении отдельными работниками, с формированием кадрового состава и определением трудовых функций работников, с организацией порядка прохождения службы, применения мер поощрения или награждения, наложения дисциплинарных взысканий и т.п.
К организационно-распорядительным функциям относятся полномочия лиц по принятию решений, имеющих юридическое значение и влекущих определенные юридические последствия.
Диспозиция части 4 статьи 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает ответственность за нарушение требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, влекущее представление бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, в том числе к составлению либо представлению бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Субъектом административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются должностные лица организаций (учреждений), которые в соответствии с действующим бюджетным законодательством Российской Федерации представляют бюджетную отчетность или иные сведения, необходимые для составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Однако, при рассмотрении дела судами не устанавливался вопрос, относящийся к субъекту данного административного правонарушения, не исследованы обстоятельства дела применительно к положениям о лицах, ответственных за ведение бюджетного (бухгалтерского) учета, изложенным в части 8 статьи 7 Федерального закона от 06 декабря 2011 г. N 402-ФЗ, пункте 24 Федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора", утвержденного Приказом Минфина России от 31 декабря 2016 г.N 256н, пункте 28 Приказа Минфина России от 16 апреля 2021 года N 62н "Об утверждении Федерального стандарта бухгалтерского учета ФСБУ 27/2021 "Документы и документооборот в бухгалтерском учете".
Доказательств того, что Коваленко О.Н. наделена организационно-распорядительными либо административно-хозяйственными функциями, в том числе, что на нее возложены обязанности по подготовке бюджетной отчетности, в материалах дела, в том числе приложенной должностной инструкции, не имеется. Выполнение Коваленко О.Н. функций по ведению реестра муниципальной собственности Дербентского сельского поселения не является подтверждением того, что Коваленко О.Н. является должностным лицом, имеющим полномочия в смысле, придаваемом статьей 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Приведенное в пункте 5 примечания к статье 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях указание на невозможность применения административной ответственности к лицу, на которое возложено ведение бюджетного (бухгалтерского) учета за искажение показателей бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, если такое искажение допущено в результате несоответствия составленных другими лицами первичных учетных документов свершившимся фактам хозяйственной жизни, не свидетельствует о том, что ответственность по данной статье может быть применена в отношении лица, уполномоченного вести реестр муниципального имущества учреждения.
Таким образом, Коваленко О.Н. не является субъектом административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с чем производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Вместе с тем в настоящее время исключена возможность устранения допущенной ошибки путем отмены судебных актов с возвращением дела на новое рассмотрение, так как ранее производство по делу об административном правонарушении было прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
постановление мирового судьи судебного участка N 212 Тимашевского района Краснодарского края от 24 августа 2023 года и решение судьи Тимашевского районного суда Краснодарского края от 01 ноября 2023 года, вынесенные в отношении ведущего специалиста администрации Дербентского сельского поселения Тимашевского района Краснодарского края Коваленко Ольги Николаевны по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу заместителя председателя контрольно-счетной палаты муниципального образования Тимашевский район ФИО2 - без удовлетворения.
Судья Н.Х. Карасова
Справка:
мировой судья Чикин Д.С. N 5-224/23
судья районного суда Ремизова А.Б. N 12-113/2023
судья кассационного суда Карасова Н.Х. N П16-2092/2023
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.