Судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Михеева С.Н., рассмотрев жалобу Главы Уярского района Красноярского края Грызунова П.А., на вступившие в законную силу постановление заместителя директора краевого государственного казенного учреждения "Лесная охрана" от 05 мая 2023г, решение судьи Уярского районного суда Красноярского края от 04 июля 2023г, решение судьи Красноярского краевого суда от 30 августа 2023г, вынесенные в отношении администрации Уярского района, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 8.32 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
постановлением заместителя директора краевого государственного казенного учреждения "Лесная охрана" от 05 мая 2023г, администрация Уярского района признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 8.32 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей..
Решением судьи Уярского районного суда Красноярского края от 04 июля 2023г, оставленным без изменения решением судьи Красноярского краевого суда от 30 августа 2023г, постановление должностного лица от 05 мая 2022гоставлено без изменения.
В жалобе заявитель просит об отмене судебных актов, прекращении производства по делу.
Проверив материалы дела, доводы жалобы, прихожу к следующему выводу.
Согласно ч.1 ст. 8.32 КоАП РФ нарушение правил пожарной безопасности в лесах - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Согласно пунктам 1, 10 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 07 октября 2020 года N 1614, настоящие Правила устанавливают единые требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и лесов и обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах и при пребывании граждан в лесах, а также являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами и гражданами.
Со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения, организации, иные юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, крестьянские (фермерские) хозяйства, общественные объединения, индивидуальные предприниматели, должностные лица, граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, владеющие, пользующиеся и (или) распоряжающиеся территорией, прилегающей к лесу (покрытые лесной растительностью земли), обеспечивают их очистку от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, отходов производства и потребления и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от границ территории и (или) леса либо отделяют противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1, 4 метра или иным противопожарным барьером.
Из материалов дела следует и установлено должностным лицом, судебными инстанциями, что на основании поступившего в КГКУ "Лесная охрана" сообщения о лесном пожаре, в ходе проведенного осмотра установлено, что местом лесного пожара является участок лесного фонда, расположенный в "данные изъяты" "данные изъяты" квартал N выдела 17, 23, квартал N выдела 8, 4, 10, 9, 14, 19, 20, 23, 15 в 6, 5 км от с. Никольское Уярского района Красноярского края, азимут 40 градусов. На момент окончания осмотра лесной пожар полностью ликвидирован. Время ликвидации 08.05.2022г 22:30час. Площадь пройденная пожаром составляет 43, 0 га. На осматриваемой территории лесного массива преобладающей породой является сосна. В зоне пожара наблюдается выгорание верхнего слоя сухой лесной подстилки, высота нагара на стволах деревьев породы сосна составляет в среднем 0, 5м. Вышеуказанные признаки указывают, что произошедший пожар относится к категории низового, беглого, средней интенсивности. Расположение нагара на стволах деревьев породы сосна свидетельствуют о западном направлении ветра и распространения огня. Северо-западнее площади пройденной огнем расположены земли сельскохозяйственного назначения. Вышеуказанные земли не подвергнуты агротехнической обработке, вся площадь была покрыта прошлогодней травой и древесно-кустарниковой растительностью. Минерализованная полоса по периметру участка отсутствует. Имеются следы горения прошлогодней травы. Отсутствие минерализованной полосы по периметру поля способствовало переходу огня в лесной фонд. Координаты места возгорания пожара, широта: 55°57`16, 4``, долгота 94°06`33, 1``. Причиной лесного пожара явился переход огня с земель иных категорий. К месту пожара прилегают земли неразграниченной государственной собственности, находящиеся в распоряжении муниципального образования Уярский район.
Администрация Уярского района в соответствии с Уставом Уярского района, осуществляет полномочия владения, пользования и распоряжения земельным участком с кадастровым номером N. Администраций Уярского района не принято мер после схода снежного покрова по очистке прилегающего к участку лесного фонда, находящегося в пользовании земельного участка от сухой травянистой растительности, отделению леса противопожарной минерализованной полосой или иным противопожарным барьером. Согласно приказу министерства лесного хозяйства Красноярского края от 05, 04.2022г N 86-758-од на территории Уярского лесничества Красноярского края от 06.04.2022 объявлен пожароопасный сезон.
Изложенное явилось основанием для привлечения администрации Уярского района к административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст. 8.32 КоАП РФ.
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Оставляя без изменения постановление должностного лица о назначении администрации административного наказания, судебные инстанции пришли к выводу о доказанности вины администрации и наличии в ее действиях состава вмененного правонарушения, что подтверждено доказательствами по делу, при этом обстоятельств того, что земельный участок, с которого огонь перешел в лесной фонд, установлено не было. Из протокола по делу об административном правонарушении следует, что земельный участок, примыкающий к выделу 17 квартала N "данные изъяты"" имеет кадастровый номер N. К месту пожара прилегают земли неразграниченной государственной собственности, находящиеся в распоряжении муниципального образования Уярский район. Однако в материалы дела не представлено доказательств, подтверждающих событие, изложенное в протоколе, подтверждающие переходе пожара в лесной фонд, расположенный в Уярском сельском участковом лесничестве совхоз "Балайский" КГБУ "Уярское лесничество" квартал N выдела 17, 23, квартал N выдела 8, 4, 10, 9, 14, 19, 20, 23, 15, с земельного участка с кадастровым номером N
Из акта натурного осмотра лесного участка N 22 указано место лесного пожара, площадь пройденная пожаром. Указано, что северо-западнее площади пройденной огнем расположены земли сельскохозяйственного назначения, о том, что с этих земель имело место распространение пожара, не указано. Отмечено, что минерализованная полоса по периметру данного участка отсутствует. Далее указано, что отсутствие минерализованной полосы по периметру поля способствовало переходу огня в лесной фонд. Из акта вообще не понятно о каком поле и участке идет речь, не описано с какого конкретно участка (территории) произошло возгорание. Приведенные географические координаты не соотнесены с каким-либо конкретным местом, отсутствуют сведения о том, относятся ли они к месту распространения пожара. Причина лесного пожара указана: переход пожара с земель иных категорий, однако доказательств в подтверждение указанной причины к делу не приобщено. Схема к акту натурного осмотра N22 содержит только сведения о площади пройденной огнем; расстоянии до ближайшего населенного пункта; расстоянии до конторы КГБУ "Уярское лесничество"; направлении ветра и места возникновения пожара. Сведений о переходе пожара данная схема не содержит. Не имеется таких сведений и в иных представленных вдело доказательствах: акте о лесном пожаре N22, в докладной записке руководителя тушения лесного пожара, в схеме лесного пожара, составленного лесничим Никольского участкового лесничества. Таким образом, земельный участок, с которого огонь перешел в лесной фонд не устанавливался.
Из материалов дела следует, что должностным лицом были направлены запросы в уполномоченные органы о предоставлении информации по вопросу принадлежности земельного участка с кадастровым номером N, получено уведомление, что в ЕГРН отсутствуют сведения об объекте недвижимости, однако должностным лицом в протоколе указано, что в приведенном уведомлении нет информации о наличии постановки на кадастровый учет кадастрового квартала N что противоречит указанному уведомлению. Из материалов дела невозможно сделать вывод о том, входит ли в кадастровый квартал N земельный участок с кадастровым номером N, таких сведений Росреестром не предоставлялось и не запрашивалось. Судебными инстанциями приведенные выше обстоятельства не выяснялись и не устанавливались. Кроме того, административным органом в материалы дела, рассмотренном должностным лицом, представлена распечатка Яндекс карты, из которой следует, что кадастровый номер N, категории земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, по адресу: Красноярский край, Уярский район, имеет уточненную площадь 60214 кв.м. Представленное доказательство судами не исследовано, обстоятельства имеющие правовое значение не установлены.
С учетом изложенного, согласиться с судами о том, что земельный участок, с которого огонь перешел на лесной фонд относится к землям муниципального района, нельзя.
Такое разрешение дела нельзя признать отвечающим установленным статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачам производства по делам об административных правонарушениях.
Заявитель настаивает на тех обстоятельствах, что земельный участок, с которого произошло возгорание не относится к землям муниципального района. Указанные доводы не были исследованы при рассмотрении жалоб на постановление о назначении административного наказания в полном объеме и правовой оценки не получили.
Судами допущены существенные нарушения норм процессуального права, суды не приняли достаточных и полных мер к установлению места распространения огня, перешедшего на земли лесного фонда и отнесения земель с которых распространился пожар к землям муниципального района, в связи с чем принятые по делу решения подлежат отмене, а дело возвращению в районный суд на новое рассмотрение.
Иные доводы жалобы подлежат проверке при новом рассмотрении дела.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о возвращении дела на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных данным Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Руководствуясь ст. 30.17, 30.18 КоАП РФ, судья
постановил:
жалобу Главы Уярского района Грызунова П.А. удовлетворить частично.
Решение судьи Уярского районного суда Красноярского края от 04 июля 2023г, решение судьи Красноярского краевого суда от 30 августа 2023г, вынесенные в отношении администрации Уярского района, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 8.32 КоАП РФ- отменить.
Дело возвратить в Уярский районный суд Красноярского края на новое рассмотрение.
Судья: С.Н. Михеева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.