Судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Булычева С.Н., рассмотрев жалобу Филиппова Р.А. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 3 г. Кызыла Республики Тыва от 13 октября 2023г. и решение судьи Кызылского городского суда Республики Тыва от 6 декабря 2023г., вынесенные в отношении Филиппова Романа Алексеевича по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 20.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка N 3 г. Кызыла Республики Тыва от 13 октября 2023г. Филиппов Р.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа 5000 рублей с конфискацией охотничьего ружья модели "данные изъяты" калибра.
Решением судьи Кызылского городского суда Республики Тыва от 6 декабря 2023г. постановлением мирового судьи изменено: исключено назначение дополнительного наказания в виде конфискации ружья.
В жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, Филиппов Р.А. настаивает на незаконности вынесенных по делу судебных актов.
Изучение материалов дела и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
Статьей 20.10 КоАП РФ установлена административная ответственность за незаконные изготовление, приобретение, продажу, передачу, хранение, перевозку, транспортирование, ношение или использование оружия, основных частей огнестрельного оружия и патронов к оружию, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния.
В силу ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 13 декабря 1996 г. N 150-ФЗ "Об оружии" (далее - Федеральный закон об оружии) хранение гражданского и служебного оружия и патронов к нему осуществляется юридическими лицами и гражданами, получившими в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном в сфере оборота оружия, или его территориальном органе разрешение на хранение или хранение и ношение оружия.
Аналогичные требования установлены п.54 Правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 г. N 814 (далее - Правила).
Как следует из материалов дела, 12 октября 2023г. в 16 часов 10 минут должностным лицом ОЛРР Управления Росгвардии по Республике Тыва выявлено незаконное хранение Филипповым Р.А, не имеющим специального разрешения, огнестрельного оружия - ружья модели "данные изъяты" калибра по "адрес" г. Кызыла Республики Тыва, чем нарушены требования ст. 22 Федерального закона об оружии и п. 54 Правил.
Данное обстоятельство мировым судьей установлено на основании собранных в деле доказательств: протокола об административном правонарушении, копии разрешения РОХа N N на хранение и ношение охотничьего пневматического, огнестрельного оружия, выданного 10 сентября 2018г. со сроком действия до 10 сентября 2023г, протоколом изъятия оружия и другими материалам дела, которым в обжалуемых судебных актах дана оценка по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.
Указанные обстоятельства подтверждены полно приведенными в обжалуемых актах доказательствами, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.
Судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о том, что в отсутствие признаков уголовно наказуемого деяния Филиппов Р.А. совершил административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ст. 20.10 КоАП РФ.
Доводы жалобы заявителя о своей невиновности ввиду того, что Филиппов Р.А. сдал оружие добровольно после его изъятия инспектором у бывшей супруги Филиппова Р.А. по месту жительства последней; ранее Филиппов Р.А. не мог сдать оружие, поскольку тому препятствовала бывшая супруга, не имеют подтверждения. Напротив, из материалов дела следует, что 11 октября 2023г. ФИО5 обратилась в ОЛРР Управления Росгвардии по Республике Тыва с заявлением об изъятии сейфов Филиппова Р.А, хранящихся в ее квартире, на предмет выявления хранения в них оружия. Сведений о добровольной сдаче Филипповым Р.А. оружия не имеется в материалах дела.
Вместе с тем решение судьи городского суда подлежит изменению. Исключая назначенное Филиппову Р.А. дополнительное наказание в виде конфискации ружья, судья сослался на правовую позицию, изложенную в п. 23.2 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", о том, что изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения в соответствии с ч.3 ст. 3.7 КоАП РФ у лиц, которые владеют данным имуществом на законных основаниях (например, в силу договора аренды), лишь на том основании, что оно используется с нарушением установленных законом требований, недопустимо.
Судьей городского суда не учтены положения ч.3 ст. 3.7 КоАП РФ, согласно которым не является конфискацией изъятие из незаконного владения лица, совершившего административное правонарушение, орудия совершения или предмета административного правонарушения:
подлежащих в соответствии с федеральным законом возвращению их законному собственнику;
изъятых из оборота либо находившихся в противоправном владении лица, совершившего административное правонарушение, по иным причинам и на этом основании подлежащих обращению в собственность государства или уничтожению.
Из обстоятельств дела и постановления мирового судьи не следует, что имело место изъятие предмета административного правонарушения и мировым судьей вместо конфискации он изъят без учета правовой позиции Верховного Суда РФ об условиях изъятия предмета административного правонарушения.
При таких условиях вывод судьи городского суда о том, что мировым судьей необоснованно не учтена вышеприведенная правовая позиция Верховного Суда РФ подлежит исключению.
Руководствуясь ст.ст. 30.13 и 30.17 КоАП РФ, судья
постановил:
решение судьи Кызылского городского суда Республики Тыва от 6 декабря 2023г. изменить, исключив вывод о том, что мировым судьей не учтены разъяснения Верховного Суда РФ, изложенные в п. 23.2 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", о том, что изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения в соответствии с ч.3 ст. 3.7 КоАП РФ у лиц, которые владеют данным имуществом на законных основаниях (например, в силу договора аренды), лишь на том основании, что оно используется с нарушением установленных законом требований, недопустимо.
В остальной части указанный судебный акт и постановление мирового судьи судебного участка N 3 г. Кызыла Республики Тыва от 13 октября 2023г. оставить без изменения, доводы жалобы Филиппова Р.А. - без удовлетворения.
Судья С.Н. Булычева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.