Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Никулиной И.А, судей Евтифеевой О.Э. и Лукьяновой Т.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по кассационной жалобе Федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 6 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю", Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю, Федеральной службы исполнения наказаний, поданной через суд первой инстанции 2 февраля 2024 года, на решение Тулунского городского суда Иркутской области от 4 июля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда от 1 ноября 2023 года по административному делу N 2а-1083/2023 по административному исковому заявлению Романенко Юрия Викторовича, Шашвиашвили Валико Георгиевича к Федеральному казенному учреждению "Исправительная колония N 6 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю", Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю, Федеральной службе исполнения наказаний о признании действий незаконными, нарушении условий содержания, присуждении компенсации.
Заслушав доклад судьи Никулиной И.А, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Романенко Ю.В, Шашвиашвили В.Г. обратились в Тулунский городской суд Иркутской области с административным исковым заявлением к Федеральному казенному учреждению "Исправительная колония N 6 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю" (далее также ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю), Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю (далее также УФСИН России по Хабаровскому краю), Федеральной службе исполнения наказаний (далее также ФСИН России), в котором, с учетом уточнения заявленных требований, просили признать незаконными действия ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю, выразившиеся в подаче технической горячей воды в камеру содержания административных истцов, заборе горячей воды из системы теплоснабжения для подачи в камеры в период с 14 октября 2022 года по март 2023 года, обязать административных ответчиком устранить допущенные нарушения, присудить компенсацию за нарушение условий содержания в размере 100 000 руб. каждому, мотивируя требования тем, что во исполнение решения Амурского городского суда Хабаровского края о признании незаконным бездействия ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю по обеспечению осужденных горячей водой в камерах, администрация исправительного учреждения стала подавать горячую воду из системы отопления, качество которой не отвечает установленным требованиям, наносит вред здоровью и имуществу административных истцов.
Решением Тулунского городского суда Иркутской области от 4 июля 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда от 1 ноября 2023 года, административное исковое заявление удовлетворено. Признаны незаконными и нарушающими права осужденных Романенко Ю.В. и Шашвиашвили В.Г. действия (бездействие) администрации ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю, выразившиеся в нарушении условий содержания в части подачи технической горячей воды в камеру содержания административных истцов и в части забора горячей воды из системы теплоснабжения сотрудниками ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю в период с 14 октября 2022 года по март 2023 года. С Российской Федерации в лице главного распорядителя средств федерального бюджета - Федеральной службы исполнения наказаний за счет казны Российской Федерации взыскана компенсация за нарушение условий содержания в ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю в пользу Романенко Ю.В. - в размере 20 000 руб. и судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб.; в пользу Шашвиашвили В.Г. - компенсация за нарушение условий содержания в ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю в размере 20 000 руб. Решение суда в части удовлетворения требования о присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении обращено к немедленному исполнению.
В кассационной жалобе ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю, УФСИН России по Хабаровскому, ФСИН России ставят вопрос об отмене постановленных судебных актов с принятием нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований, указывая на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам административного дела, неверное установление обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения административного спора, настаивая на доводах апелляционной жалобы о том, что конструктивной схемой теплоснабжения ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю в соответствии с действующим на дату ее строительства в 1994 году временными нормами проектирования следственных изоляторов МВД России предусмотрено горячее водоснабжение на хозяйственно-бытовые нужды от сетей теплоснабжения с присоединением по открытой схеме. В связи с жалобами осужденных на неудовлетворительное качество поданной из открытой системы отопления горячей воды ее подача в душевые с 25 ноября 2021 года была прекращена, помывка осужденных осуществлялась путем нагрева холодной воды в электрических бойлерах накопительного типа, а с 28 февраля 2022 года подача такой воды в камеры осужденных была прекращена для исключения угрозы их здоровью. С 14 октября 2022 года по 12 мая 2023 года подача горячей воды из тепловой сети в камеры и душевые была возобновлена в связи с проведением теплоснабжающей организацией в летний период 2022 года полной очистки труб системы отопления, при этом претензий со стороны осужденных на качество горячей воды в указанный период не поступало, экспертиза качества горячей воды в вышеуказанный период также не проводилась.
Исполнительное производство, возбужденное на основании решения Амурского городского суда Хабаровского края по административному делу N 2а-10/2020 по иску Комсомольской-на- Амуре прокуратуры по надзору за соблюдением законов с предметом исполнения об обязании устранить нарушения закона в части обеспечения горячим водоснабжением осужденных, окончено в связи с фактическим исполнением требований исполнительного документа. Судами не установлено наступление каких-либо негативных последствий для административных истцов, связанных с отсутствием горячего водоснабжения надлежащего качества, присужденная судами компенсация за нарушение условий содержания является необоснованной при недоказанности факта нарушения условий содержания, размер взысканной компенсации не соответствует принципам разумности и справедливости.
Относительно доводов кассационной жалобы административным истцом Шашвиашвили В.Г. принесены возражения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме. В судебное заседание не явились, возражений не представили. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также - КАС РФ) основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Нарушений такого характера не было допущено судами первой и апелляционной инстанций.
Согласно части 1 статьи 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.
Частью 2 статьи 12.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации установлено, что компенсация за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя, с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих.
В соответствии с пунктом 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания" принудительное содержание лишенных свободы лиц в предназначенных для этого местах, их перемещение в транспортных средствах должно осуществляться в соответствии с принципами законности, справедливости, равенства всех перед законом, гуманизма, защиты от дискриминации, личной безопасности, охраны здоровья граждан, что исключает пытки, другое жестокое или унижающее человеческое достоинство обращение и, соответственно, не допускает незаконное - как физическое, так и психическое - воздействие на человека. Иное является нарушением условий содержания лишенных свободы лиц.
В соответствии с пунктом 4 данного постановления нарушение условий содержания является основанием для обращения лишенных свободы лиц за судебной защитой, если они полагают, что действиями (бездействием), решениями или иными актами органов государственной власти, их территориальных органов или учреждений, должностных лиц и государственных служащих нарушаются или могут быть нарушены их права, свободы и законные интересы (статья 46 Конституции Российской Федерации).
Статьей 9 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" предусмотрено, что финансовое обеспечение функционирования уголовно-исполнительной системы является расходным обязательством Российской Федерации.
Согласно пункту 20.1 Инструкции по проектированию исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 2 июня 2003 года N 130-ДСП (далее - Инструкция), здания исправительных учреждений должны быть оборудованы хозяйственно-питьевым и противопожарным водопроводом, горячим водоснабжением, канализацией и водостоками согласно требованиям, в том числе СНиП 2.04.01-85 "Внутренний водопровод и канализация зданий". Подводку холодной и горячей воды в жилой (режимной, лечебной) зоне следует предусматривать, в том числе к умывальникам и душевым установкам во всех зданиях (пункт 20.5 Инструкции).
В силу пунктов 19.2.1, 19.2.5 Свода правил 308.1325800.2017 "Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования", утвержденного приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 20 октября 2017 года N 1454/пр, здания исправительных учреждений должны быть оборудованы хозяйственно-питьевым и противопожарным водоводами, горячим водоснабжением, канализацией и водостоками согласно требованиям действующих нормативных документов; подводку холодной и горячей воды следует предусматривать, в том числе, к санитарно-техническим приборам, требующим обеспечения холодной и горячей водой (умывальникам, раковинам, мойкам (ваннам), душевым сеткам и т.п.).
При рассмотрении дела установлено, что административные истцы - Романенко Ю.В. в период с 29 июня 2021 года по 21 апреля 2023 года, с 18 мая 2023 года по настоящее время, Шашвиашвили В.Г. - с 17 января 2021 года - отбывают уголовное наказание в виде пожизненного лишения свободы в ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю.
Отпуск тепловой энергии в ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю осуществляется ООО "Шелеховский теплоэнергетический комплекс".
7 октября 2021 года в камеры ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю началась подача горячей воды, забор которой производился из открытой системы отопления ООО "Шелтэк".
По результатам проведенных 24 февраля 2022 года лабораторных испытаний отпускаемой горячей воды из открытой системы отопления выявлено превышение содержания железа более чем в 10 раз, мутности - в 10 раз (протокол лабораторных испытаний N 2.714 от 24 февраля 2022 года ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Хабаровском крае"). Подача горячей воды в камеры была прекращена, горячее водоснабжение обеспечивалось путем нагрева холодной воды в электрических бойлерах накопительного типа.
14 октября 2022 года подача горячей воды в камеры, забор которой производился из открытой системы отопления, возобновилась.
Также судами установлено, что во всех душевых ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю установлены водонагреватели накопительного типа. Осужденным разрешено использовать бытовые электрокипятильники для индивидуального пользования и электрические чайники для коллективного использования.
Разрешая заявленные требования и удовлетворяя их, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, руководствуясь статьями 10, 12.1, 99 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, с учетом разъяснений Верховного Суда Российской Федерации, изложенных в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания", установив, что в период с 14 октября 2022 года по март 2023 года административные истцы Романенко Ю.В. и Шашвиашвили В.Г. не были обеспечены горячим водоснабжением надлежащего качества вследствие подачи в камеры технической горячей воды из системы теплоснабжения, что не отвечает установленным требованиям и нарушает права осужденных на надлежащее обеспечение жилищно-бытовых и санитарных условий, пришел к выводу о незаконности оспариваемых заявителями действий (бездействия) администрации исправительного учреждения и нарушении прав административных истцов на надлежащие условия содержания в ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю в заявленный период, что является правовым основанием для присуждения в пользу каждого из них денежной компенсации в размере 20 000 руб, как соразмерной допущенным нарушениям, соответствующей принципу разумности и справедливости, обеспечивающей соблюдение баланса между нарушенными правами административных истцов и мерой ответственности государства.
Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает выводы судов правильными. Судами верно определены имеющие значение для дела обстоятельства, подтвержденные исследованными судами доказательствами, выводы судов мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам и требованиям закона.
Из разъяснений, приведенных в пунктах 2, 13, 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания", следует, что под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений реализуются закрепленные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности указанных лиц, включая право на материально-бытовое обеспечение, обеспечение жилищно-бытовых, санитарных условий. В силу частей 2 и 3 статьи 62 КАС РФ обязанность доказывания соблюдения надлежащих условий содержания лишенных свободы лиц возлагается на административного ответчика - соответствующие орган или учреждение, должностное лицо, которым следует подтверждать факты, обосновывающие их возражения. Условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий.
Доказательств, свидетельствующих о принятии необходимых и достаточных мер к выполнению установленных законодательством стандартов жилищно-бытовых условий осужденных, в том числе Романенко Ю.В. и Шашвиашвили В.Г, в части обеспечения горячим водоснабжением надлежащего качества, в материалы административного дела со стороны административных ответчиков не представлено.
Изложенные в кассационной жалобе доводы не могут являться основанием к отмене либо изменению обжалуемых судебных актов, удовлетворяя требования административных истцов, суды, исходя из нормативных актов, регулирующих вопросы проектирования и строительства исправительных учреждений уголовно-исполнительной системы, правильно указали на необходимость организации в исправительном учреждении горячего водоснабжения надлежащего качества и нарушении прав осужденных Романенко Ю.В. и Шашвиашвили В.Г. подачей горячей воды в состоянии, не отвечающем установленным требованиям.
Проведя анализ действующего законодательства, суды правомерно определили размер компенсации с учетом характера причиненных административным истцам неудобств, связанные с подачей горячей воды ненадлежащего качества. При этом характер физических и нравственных страданий оценивался с учетом фактических обстоятельств, при которых были допущены нарушения условий содержания в исправительном учреждении, и индивидуальных особенностей каждой отдельной ситуации. Учитывая, что оценка разумности и справедливости размера компенсации относится к прерогативе суда, доводы кассационной жалобы о ее завышенном размере являются безосновательными.
Доводы кассационной жалобы были предметом рассмотрения и оценки суда первой инстанции и проверки суда апелляционной инстанции, результаты которой отражены в содержании судебных актов, оснований не согласиться с которыми судебная коллегия не усматривает.
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает выводы судов о частичном удовлетворении заявленных административным истцом требований правильными, поскольку они основаны на приведенных нормах действующего законодательства, регулирующих возникшие правоотношения, и сделаны на основании представленных доказательств.
Доводы кассационной жалобы фактически сводятся к несогласию с данными выводами и не содержат ссылок на нарушения норм материального или норм процессуального права, влекущих за собой отмену обжалуемых судебных актов.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Тулунского городского суда Иркутской области от 4 июля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда от 1 ноября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в сроки и в порядке, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 21 марта 2024 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.