Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Евтифеевой О.Э.
судей Никулиной И.А, Лукьяновой Т.Г, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Департамента управления муниципальной собственностью администрации г. Томска (далее Департамент недвижимости), поданную 6 февраля 2024 г, на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Томского областного суда от 1 декабря 2023 г, по административному делу N 2а-2991/2023 по административному исковому заявлению Бородиной Жанны Константиновны о признании решения Департамента управления муниципальной собственностью администрации г. Томска незаконным, возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Евтифеевой О.Э, объяснения представителя административного истца Трифонова М.Ю, возражавшего в удовлетворении кассационной жалобы,
УСТАНОВИЛА:
Бородина Ж.К. обратилась в Советский районный суд г. Томска с административным исковым заявлением о признании незаконным решения Департамента недвижимости, выраженного в письме от 26.06.2023 N, возложении обязанности осуществить подготовку проекта договора аренды земельного участка и направить проект договора.
В обоснование требований указано, что Бородина Ж.К. обратилась в Департамент недвижимости с заявлением от 12.05.2023 о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером N на основании подпункта 15 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации.
К заявлению были приложены все необходимые документы. По результатам рассмотрения заявления направлено решение об отказе в предоставлении в аренду испрашиваемого земельного участка от 26.06.2023 N. Считает решение незаконным, поскольку у Бородиной Ж.К. есть право на предоставление земельного участка без торгов. Считает, что расположение испрашиваемого земельного участка в двух зонах застройки не является основанием для отказа в предоставлении земельного участка в аренду.
Решением Советского районного суда г. Томска от 10.08.2023 в удовлетворении требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Томского областного суда от 01.12.2023 решение Советского районного суда г. Томска от 10.08.2023 отменено в части отказа в удовлетворении требований, в отмененной части принято новое решение, которым, признано незаконным решение администрации г. Томска в лице Департамента управления муниципальной собственностью администрации города Томска об отказе в предоставлении на праве аренды земельного участка от 26.06.2023 N; на администрацию Города Томска в лице Департамента управления муниципальной собственностью администрации Города Томска возложена обязанность, повторно в установленном законом порядке рассмотреть заявление Бородиной Ж.К. от 15.05.2023 вх. N-М о предоставлении на праве аренды земельного участка с кадастровым номером N. В остальной части решение Советского районного суда г. Томска от 10.08.2023 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Департамент управления муниципальной собственностью администрации Города Томска ставит вопрос об отмене апелляционного определения в части удовлетворения требований, оставлении в силе решения суда первой инстанции.
В обоснование жалобы указывают на необоснованность выводов суда об отсутствии правовых оснований, предусмотренных положениями статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, для отказа в предоставлении земельного участка, как нахождение земельного участка в двух зонах. Настаивают, что такие основания предусмотрены подпунктом 19 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке извещены. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Частью 2 статьи 329 КАС РФ установлено, что суд кассационной инстанции не вправе проверять законность судебных актов в той части, в которой они не обжалуются.
Проверив материалы административного дела, заслушав представителя административного истца, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в обжалованной части в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Нарушения такого характера не были допущены судом апелляционной инстанции в обжалуемой части.
В силу пункта 2 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые не могут находиться в частной собственности.
Подпунктом 15 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, ведения гражданами садоводства для собственных нужд, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьей 39.18 названного Кодекса.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 Кодекса (статья 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1.35 статьи 40 Устава Города Томска, принятого решением Думы Города Томска от 04.05.2010 N, администрация Города Томска наделена полномочиями по осуществлению управления и распоряжению земельными участками, находящимися в собственности Города Томска, а также земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, если иное не установлено действующим законодательством.
Договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, ведения гражданами садоводства для собственных нужд, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьей 39.18 названного Кодекса (подпункт 15 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации).
Особенности предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства для собственных нужд, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности установлены статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства для собственных нужд, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий двадцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий: обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, муниципального округа или городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"; принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 названного Кодекса.
Статья 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации называет в числе прочих оснований для отказа в предоставлении земельного участка то, что границы земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (пункт 24).
Судами установлено и следует из материалов дела, что Бородина Ж.К. обратилась в Департамент архитектуры и градостроительства администрации Города Томска с заявлением от 12.05.2023 N о предварительном согласовании предоставления земельного участка с кадастровым номером N целью использования для индивидуального жилищного строительства, личного подсобного хозяйства в аренду.
Постановлением администрации Города Томска от 13.09.2016 N-з утвержден Проект планировки и межевания территории поселка ИЖС "Родионово", поселка ИЖС "Каменка" в городе Томске, которым в том числе предусмотрено образование испрашиваемого земельного участка (условный номер по проекту межевания N), который впоследствии получил адрес: "адрес".
Согласно проекту планировки и проекту межевания территории поселка ИЖС "Родионово", поселка ИЖС "Каменка" в городе Томке, земельный участок Н-263 предполагался для индивидуального жилищного строительства.
Указанный земельный участок поставлен на кадастровый учет 17.12.2019 с присвоением кадастрового номера N Предварительно присвоен адрес: "адрес".
Постановлением администрации Города Томска от 09.06.2017 N утвержден административный регламент предоставления муниципальной услуги "Продажа, предоставление в аренду земельных участков гражданам для индивидуального жилищного строительства", пункт 2.2 которого предусматривает, что муниципальная услуга предоставляется администрацией Города Томска в лице Департамента недвижимости.
Решением Департамента управления муниципальной собственностью администрации города Томска, выраженном в письме от 26.06.2023 N, Бородиной Ж.К. отказано в предоставлении в аренду земельного участка по адресу: "адрес", кадастровый N, со ссылкой на пункт 24 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, подпункта 24 пункта 2.8 административного регламента, утвержденного постановлением администрации Города Томска от 09.06.2017 N. Указано, что испрашиваемый земельный участок расположен в зоне застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-3) и в зоне лесопарков и городских лесов, лугопарков и зон отдыха (Р-2). Градостроительный регламент территориальной зоны Р-2 не предусматривает строительство индивидуальных жилых домов.
Судебная коллегия по административным делам Томского областного суда, отменяя решение Советского районного суда г. Томска, которым в удовлетворении требований было отказано, руководствуясь положениями пункта 2 статьи 15, 39.2, подпунктом 15 пункта 2 статьи 39.6, пунктом 24 статьи 39.16, подпунктом 1 пункта 1 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации, частью 1 статьи 43 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", Административного регламента предоставления муниципальной услуги "Продажа, предоставление в аренду земельных участков гражданам для индивидуального жилищного строительства" утвержденного постановлением администрации Города Томска от 09.06.2017 N, указал, что оснований для отказа в предоставлении земельного участка на основании пункта 24 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации не имелось, земельный участок уже сформирован и поставлен на кадастровый учет, ответчиком не представлено доказательств невозможности использования испрашиваемого земельного участка в соответствии с установленным видом разрешенного использования, что явилось основанием для принятия нового решения о признании незаконным решение об отказе в предоставлении земельного участка в аренду, поскольку отказ выраженный в письме от 26.06.2023 N, противоречит закону и нарушает права административного истца на предоставление в аренду земельного участка для индивидуального жилищного строительства.
Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает выводы судебной коллегии по административным делам Томского областного суда правильными.
Доводы кассационной жалобы о наличии оснований для отказа в предоставлении спорного земельного участка в связи с его нахождением в двух территориальных зонах, были предметом судебной оценки в суде апелляционной инстанции, правомерно отклонены, поскольку таких оснований статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации для разрешения вопроса о предоставлении уже сформированного и поставленного на кадастровый учет земельного участка не предусмотрено.
Судом обоснованно принято во внимание, что испрашиваемый земельный участок образован в соответствии с проектом межевания территории, утвержденным постановлением администрации Города Томска от 13 сентября 2016 года N-з, предполагался для индивидуального жилищного строительства.
С учетом изложенного, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу, что доводы кассационной жалобы не опровергают выводы суда апелляционной инстанции, не подтверждают существенных нарушений норм материального права и норм процессуального права, повлиявших на исход дела, основаны на ошибочном толковании положений законодательства применительно к фактическим обстоятельствам дела, получили правовую оценку в суде апелляционной инстанции, и не могут служить достаточным основанием для пересмотра апелляционного определения в обжалуемой части в кассационном порядке, в связи с чем кассационная жалоба Департамента управления муниципальной собственностью администрации г. Томска удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Томского областного суда от 1 декабря 2023 г. в обжалованной части оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок и в порядке, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение составлено 28 марта 2024 г.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.