Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Конаревой И.А.
судей Виноградовой О.В, Черемисина Е.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Крыжановского Эдуарда Арнольдовича и дополнения к ней, поданную 22 января 2024 года, на решение Емельяновского районного суда Красноярского края от 17 июля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Красноярского краевого суда от 11 января 2024 года
по административному делу N 2а-2621/2023 по административному иску Крыжановского Эдуарда Арнольдовича к Федеральному казенному учреждению "Исправительная колония N 5 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Красноярскому краю", Главному управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Красноярскому краю, Федеральной службе исполнения наказаний о признании действий (бездействий) незаконными.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Конаревой И.А, пояснения Крыжановского Э.А, поддержавшего доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Крыжановский Эдуард Арнольдович обратился в суд с административным иском к Федеральному казенному учреждению "Исправительная колония N 5 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Красноярскому краю" (далее - ФКУ ИК-5 ГУФСИН России по Красноярскому краю, ФКУ ИК-5), Главному управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Красноярскому краю (далее - ГУФСИН России по Красноярскому краю), Федеральной службе исполнения наказаний (далее - ФСИН России) о признании незаконным действий (бездействия), выраженных в непередаче оператору почтовой связи переданной им административному ответчику для отправки письменной корреспонденции от 08.02.2023, 03.03.2023, 10.03.2023; взыскании компенсации в размере 20 000 руб, ссылаясь на то, что через администрацию исправительной колонии он направил несколько обращений в суды, в подтверждение принятия указанных обращений администрацией ФКУ ИК-5 ему были выданы расписки, но ни одно из указанных обращений адресатам не поступило. Полагая, что администрация ФКУ ИК-5 проявила бездействие при отправлении его корреспонденции в государственные органы, чем нарушила его права на обращение в компетентные органы, Крыжановский Э.А. обратился в суд с указанным иском.
Решением Емельяновского районного суда Красноярского края от 17 июля 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Красноярского краевого суда от 11 января 2024 года, заявленные требования оставлены без удовлетворения.
В кассационной жалобе и дополнениях к ней Крыжановский Э.А. ставит вопрос об отмене решения Емельяновского районного суда Красноярского края от 17 июля 2023 года и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Красноярского краевого суда от 11 января 2024 года, с принятием нового решения об удовлетворении заявленных требований, со ссылкой на нарушения норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, неверную оценку доказательств. Полагает, что оспариваемые судебные постановления не отвечают требованиям статьи 176 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, разъяснениям, данными Пленумом Верховного Суда Российской Федерации в постановлении от 31.10.1995 "О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия", в постановлении от 10.10.2003 "О некоторых вопросах применения судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров РФ"; не соответствуют Конституции РФ, Всеобщей декларации прав человека, Международного пакта о гражданских и политических правах, нарушают права административного истца на доступ к судебной защите. Также полагает, что суд первой инстанции нарушил требования статьи 15 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и принципы административного судопроизводства, порядок оценки доказательств, а суд апелляционной инстанции при наличии подтверждения его доводов об отправке им корреспонденции оставил решение суда без изменения.
Настаивает на своих доводах, приводимых в административном иске и в ходе судебного разбирательства, в том числе о нарушениях административным ответчиком порядка отправки переданной им корреспонденции, в том числе предусмотренного положениями Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, Федерального закона "О связи", Инструкции по делопроизводству в учреждениях и органах ФСИН, утвержденной приказом ФСИН России от 10.08.2011 N463. При этом ссылается на то, что административным ответчиком не было заключено соглашение, предусмотренное пунктом 31 Правил оказания услуг связи, утвержденных приказом Минцифры России от 17.04.2023 N382, что нарушило права административного истца.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились. В соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся в заседание представителей участвующих в деле лиц.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Нарушения такого характера не были допущены судами первой и апелляционной инстанций.
Судами установлено и подтверждается материалами дела, что Крыжановский Э.А. отбывал наказание в ФКУ ИК-5 ГУФСИН России по Красноярскому краю.
Согласно Журналу учета направленных обращений осужденных данной колонии (далее - Журнал учета), осужденный Крыжановский Э.А. через администрацию учреждения направил следующие обращения: 08.02.2023 N - в прокуратуру Красноярского края; 09.02.2023 N - в Емельяновский районный суд Красноярского края; 03.03.2023 N - в Центральный районный суд г. Красноярска; 13.03.2023 N - в Верховный Суд Российской Федерации.
Все отправления были зарегистрированы в журнале, им присвоены исходящие номера, после чего они передавались в почтовое отделение для отправки адресатам.
Согласно ответам, полученным Крыжановским Э.А. из прокуратуры Красноярского края, Емельяновского районного суда Красноярского края, Центрального районного суда г. Красноярска, вышеуказанная корреспонденция перечисленным адресатам не поступала. На сайте Верховного Суда Российской Федерации сведений о принятии к производству суда административного искового заявления Крыжановского Э.А. об оспаривании Правил внутреннего распорядка также не имеется.
В соответствии с ответом акционерного общества "Почта России" на запрос суда апелляционной инстанции, представители ФКУ ИК-5 простую письменную корреспонденцию сдают в отделение почтовой связи (Красноярск N) без реестра, предварительно оплаченную знаками почтовой оплаты, без квитанции и подтверждения факта получения, что соответствует Правилам оказания услуг почтовой связи России. В кладовую хранения невостребованная корреспонденция поступает и обрабатывается без поименной проверки, провести детальную проверку и проследить путь приема и прохождения простых отправлений, а также установить местонахождение простых почтовых отправлений не представляется возможным. Проверка по нарушениям, связанным с данным видом почтовых отправлений, операторами почтовой связи не проводится.
Справкой бухгалтерии ФКУ ИК-5 и письменными пояснениями представителя ФКУ ИК-5 подтверждается, что на отправленную корреспонденцию, в том числе всей исходящей простой корреспонденции, направляемой учреждением, с января по апрель 2023 года было израсходовано марок на сумму 32 244, 50 рублей, поэтому выделить количество марок на отравленную корреспонденцию административного истца не представилось возможным.
Суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, руководствовался положениями Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 04.07.2022 г..N 110 (далее - Правила внутреннего распорядка), Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденными Приказом Минкомсвязи России от 31 июля 2014 года N 234 (далее -Правила оказания услуг почтовой связи), Инструкции по делопроизводству в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, утвержденной Приказом ФСИН России от 10.08.2011 г..N 463 (далее - Инструкция), исходил из того, тот факт, что Крыжановским Э.А. предоставлены суду ответы о неполучении адресатами отправляемой им корреспонденции, подтверждает только то, что соответствующие письма не были ими получены, утверждение о том, что данные письма не направлялись ИК-5, не имеет объективного подтверждения, в обязанности исправительного учреждения доставка корреспонденции адресатам не входит; стороной ответчика доказано, что корреспонденция принималась и регистрировалась в Журнале учета, отправление простой корреспонденции с уведомлениями о ее вручении или по реестрам действующим законодательством на администрацию исправительного учреждения не возложено, свои обязанности по приему и отправке простой корреспонденции администрация ИК-5 исполняет тем, что принимает письма, регистрирует их в Журнале учета, выдает расписки осужденному, что и было сделано ответчиком в спорные периоды времени и не оспаривалось административным истцом, пришел к выводу, что действия сотрудников исправительного учреждения были совершены в соответствии установленными требованиями, в пределах предоставленных им полномочий, со стороны администрации ФКУ ИК-5 ГУФСИН России по Красноярскому краю не было совершено действий, нарушающих права и свободы заявителя, не было создано препятствий к осуществлению
его прав и свобод.
Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не усматривает оснований не согласится с выводами судов, поскольку судами правильно определены имеющие значение для дела обстоятельства, подтвержденные исследованными судом доказательствами, выводы судов мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам и требованиям закона. Мотивы, по которым суды пришли к своим выводам, аргументированно изложены в обжалуемом судебных постановлениях, содержащих соответствующие правовые нормы.
Доводы административного истца, изложенные в кассационной жалобе, основанием для отмены оспариваемых судебных постановлений не являются.
В соответствии с главой 10 Приложения 2 Правил внутреннего распорядка получение-и отправление осужденными за счет собственных средств писем, почтовых карточек и телеграмм без их ограничения производятся только через администрацию ИУ. С этой целью в каждом изолированном участке ИУ вывешиваются почтовые ящики, из которых ежедневно, кроме выходных и праздничных дней, уполномоченными на то работниками ИУ корреспонденция изымается для отправления. В тюрьмах, штрафных изоляторах (ШИЗО), едином помещении камерного типа (ЕПКТ), помещении камерного типа (ПКТ), транзитно-пересылочных пунктах (ТПП), одиночных камерах, при нахождении на особом режиме и в безопасных местах корреспонденцию для отправления осужденные передают администрации ИУ. Осужденным к лишению свободы разрешается получать и отправлять за счет собственных средств письма, почтовые карточки и телеграммы без ограничения их количества. Переписка между осужденными, содержащимися в разных ИУ, осуществляется с разрешения администрации в установленном порядке.
Письма опускаются в почтовые ящики или передаются администрации ИУ в незапечатанном виде, за исключением адресованных в организации и должностным лицам, переписка с которыми не подлежит цензуре.
Предложения, заявления, ходатайства и жалобы осужденного, адресованные в суд, органы прокуратуры и ответы на них цензуре не подлежат.
При отсутствии на лицевом счете осужденного по независящим от него причинам денежных средств, указанные предложения, заявления, и жалобы отправляются за счет ИУ (за исключением направляемых в форме телеграмм). Указанные почтовые отправления не позднее одного рабочего дня (за исключением выходных и праздничных дней) передаются операторам связи для их доставки по принадлежности.
О принятии предложений, заявлений, ходатайств и жалоб осужденному выдается расписка от имени администрации ИУ с указанием даты передачи жалобы представителю ИУ.
Пунктами 114, 120, 126 Инструкции предусмотрено, что простые почтовые отправления передаются в почтовое отделение по реестру (спискам), фиксирующему количество отправленных пакетов.
Регистрация отправляемых документов осуществляется службой делопроизводства в журнале учета исходящих документов или в электронной базе данных.
Обработка документов для отправки почтовой связью осуществляется в порядке, установленном Правилами оказания услуг почтовой связи.
Как следует из содержания подпункта "а" пункта 10 указанных Правил по совокупности признаков, определяющих порядок и условия приема, обработки, перевозки и доставки (вручения), простые почтовые отправления (в том числе пересылаемые в форме электронного документа) - это отправления принимаемые от отправителя без выдачи ему квитанции и доставляемые (вручаемые) адресату (его уполномоченному представителю) без подтверждения факта получения.
Учитывая нормы права, регулирующие спорные правоотношения, установленные по делу обстоятельства, выводы судов об отсутствии оснований для признания незаконными действий (бездействия) административного ответчика, выраженных в непередаче оператору почтовой связи переданной им ответчику для отправки письменной корреспонденции от 08.02.2023, 03.03.2023, 10.03.2023 и взыскании соответствующей компенсации, являются обоснованными.
Доводы кассационной жалобы о допущенном бездействии ввиду ненаправления корреспонденции, а также иные, повторяющие доводы, которыми была обоснована позиция административного истца в судах первой и апелляционной инстанций, и являвшиеся предметом оценки судов первой и апелляционной инстанций не могут быть приняты во внимание, как направленные на переоценку исследованных судами доказательств и установленных обстоятельств. Иное толкование заявителем жалобы положений законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора и представленных доказательств, не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права. Ссылку на обстоятельства, которые бы ранее не приводились при рассмотрении настоящего дела и установление которых могло бы повлиять на результат административного иска, кассационная жалоба не содержит.
Ссылки административного истца на положения Правил оказания услуг связи, утвержденных приказом Минцифры России от 17.04.2023 N382, подлежат отклонению, поскольку начало действия документа - 01.09.2023, после факта передачи истцом спорных отправлений.
Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, судами установлены, все доказательства, исследованы и оценены в соответствии с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Опровергаются материалами дела и подлежат отклонению доводы заявителя о нарушении процессуальных прав административного истца.
Вопреки доводам жалобы оспариваемые судебные постановления соответствуют положениям части 1 статьи 176 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Проверив правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшим административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не установилаоснований для отмены оспариваемых судебных постановлений в кассационном порядке, в связи с чем кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Емельяновского районного суда Красноярского края от 17 июля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Красноярского краевого суда от 11 января 2024 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и в срок, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 27 марта 2024 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.