Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Никулиной И.А, судей Евтифеевой О.Э. и Лукьяновой Т.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по кассационной жалобе департамента имущественных отношений администрации г. Омска, поданной через суд первой инстанции 8 февраля 2024 года, на решение Центрального районного суда г. Омска от 23 июня 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Омского областного суда от 27 октября 2023 года по административному делу N 2а-2514/2023 по административному исковому заявлению прокурора Центрального административного округа г. Омска к департаменту имущественных отношений администрации г. Омска о признании незаконным бездействия, возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Никулиной И.А, пояснения прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Кадошникова С.О, возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
прокурор Центрального административного округа г. Омска обратился в Центральный районный суд г. Омска с административным исковым заявлением к департаменту имущественных отношений администрации г. Омска о признании незаконным бездействия по принятию на учет бесхозяйного недвижимого имущества, используемого для передачи энергетических ресурсов - расположенных в г. Омске инженерных коммуникаций в виде кабельных линий, указывая, что бесхозяйность данных объектов и отсутствие контроля за их состоянием создают угрозу возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера, угрозу жизни и здоровью людей при возникновении аварийных ситуаций.
Решением Центрального районного суда г. Омска от 23 июня 2023 года признано незаконным бездействие департамента имущественных отношений администрации города Омска, выразившееся в непринятии мер по постановке на учёт в качестве бесхозяйного недвижимого имущества: кабельной линии "адрес" На департамент имущественных отношений администрации г. Омска возложена обязанность в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу осуществить действия, направленные на принятие на учёт в качестве бесхозяйного недвижимого имущества указанных кабельных линий, о чем в течении одного месяца после исполнения решения суда сообщить в суд и прокурору Центрального административного округа города Омска.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Омского областного суда от 27 октября 2023 года решение Центрального районного суда г. Омска от 23 июня 2023 года оставлено без изменения. Из абзаца второго резолютивной части решения суда исключено указание на возложение на департамент имущественных отношений Администрации г. Омска обязанности в течение одного года со дня вступления в законную силу решения суда осуществить действия, направленные на принятие на учёт в качестве бесхозяйного недвижимого имущества высоковольтные кабельные линии, проложенные от "адрес" и кабельные линии, проложенные от "адрес"
В кассационной жалобе департамент имущественных отношений администрации г. Омска ставит вопрос об отмене постановленных судебных актов с принятием нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований, указывая на нарушение судами норм материального права, настаивая на том, что незаконное бездействие департаментом допущено не было, мероприятия по постановке бесхозяйного имущества на учёт проводятся им систематически и требуют значительных временных и материальных затрат, обусловленных соблюдением установленной законом процедуры постановки на учёт такого имущества, в пределах предусмотренных бюджетных ассигнований, в отсутствие законодательно определенного срока постановки бесхозяйных объектов на учёт; спорные объекты не подлежат постановке на учёт во внеочередном порядке, возможность незамедлительно поставить все бесхозяйные объекты, расположенные на территории, подведомственной административному истцу, отсутствует. Указывает на недостаточность срока исполнения судебного решения, ввиду большого объема работы по постановке спорных бесхозяйных объектов на учёт.
Относительно доводов кассационной жалобы прокуратурой Омской области принесены возражения.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме. В судебное заседание не явились, возражений не представили. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также - КАС РФ) основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Нарушений такого характера не было допущено судами первой и апелляционной инстанций.
Согласно статье 225 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался (пункт 1).
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся (абзац первый пункта 3).
В соответствии с пунктом 6 части 3 статьи 3 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" к компетенции органа регистрации прав при осуществлении им государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав относится принятие на учёт в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования, бесхозяйных недвижимых вещей.
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 10 декабря 2015 года N 931 утвержден Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей.
Пунктом 5 Порядка предусмотрено, что принятие на учёт объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учёт бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований (абзацы первый, второй).
Таким образом, органом, уполномоченным на обращение с заявлением о принятии бесхозяйной вещи на учёт, является орган местного самоуправления, на территории которого находится бесхозяйный объект.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения городского поселения относятся, в том числе, и организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 50 вышеуказанного Федерального закона в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для электроснабжения населения.
Департамент имущественных отношений администрации города Омска в силу утвержденного решением Омского городского Совета от 26 октября 2011 года N 452 "О департаменте имущественных отношений администрации города Омска" Положения о департаменте имущественных отношений администрации города Омска, является структурным подразделением администрации г. Омска (пункт 1); основной целью деятельности департамента является эффективное управление имуществом, находящимся в распоряжении муниципального образования город Омск (пункт 16); в сфере формирования и управления муниципальным имуществом города Омска департамент, в частности, осуществляет постановку на учет бесхозяйного недвижимого имущества, расположенного на территории города Омска (за исключением объектов жилищного фонда), мероприятия по признанию права муниципальной собственности города Омска на бесхозяйные объекты недвижимого имущества (за исключением объектов жилищного фонда); осуществляет иные функции по формированию муниципальной собственности города Омска в пределах своей компетенции (пункт 18).
Подпунктом 4 пункта 1 распоряжения администрации города Омска от 17 января 2011 года N 4-р "О взаимодействии структурных подразделений администрации г. Омска по вопросу выявления и оформления бесхозяйных недвижимых вещей" на администрации административных округов города Омска возложена обязанность при выявлении бесхозяйных недвижимых вещей на соответствующей территории, направлять в департамент имущественных отношений администрации города Омска обращения о постановке на учёт бесхозяйных недвижимых вещей, содержащие информацию об ориентировочных границах пролегания инженерных коммуникаций и их протяженности или почтовом адресе и ориентировочной площади зданий, нежилых помещений и инженерных сооружений, с приложением необходимых документов.
При рассмотрении дела установлено, что прокуратурой Центрального административного округа г. Омска в результате проверки соблюдения законодательства при реализации полномочий по оформлению права муниципальной собственности на бесхозяйное недвижимое имущество - сетей энергоснабжения, установлен факт непринятия департаментом имущественных отношений администрации г. Омска мер по постановке на учёт в качестве бесхозяйного недвижимого имущества инженерных коммуникаций в виде кабельных линий.
14 марта 2022 года заместителем прокурора Центрального административного округа г. Омска в адрес директора департамента имущественных отношений администрации г. Омска внесено представление об устранении выявленных нарушений законодательства о муниципальной собственности и в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
13 апреля 2022 года по результатам рассмотрения представления департаментом имущественных отношений администрации г. Омска дан ответ о проведении работ по изготовлению технической документации для постановки объектов на государственный кадастровый учёт и на учёт в качестве бесхозяйного недвижимого имущества, а также о принятии в дальнейшем мер для признания на спорные объекты права муниципальной собственности в судебном порядке.
18 мая 2022 года департаментом имущественных отношений администрации г. Омска сообщено о проведении работ по постановке на учёт выявленных бесхозяйных объектов и дальнейшей регистрации права муниципальной собственности в соответствии с действующими правовыми актами, исходя из выделенного финансирования из бюджета г. Омска.
Полагая, что административным ответчиком в установленном законом порядке не приняты достаточные меры по постановке на учёт в качестве бесхозяйного недвижимого имущества спорных сетей энергоснабжения, прокурор Центрального административного округа г. Омска обратился в суд с настоящим административным иском.
Разрешая заявленные требования и удовлетворяя их, суд первой инстанции, оценив представленные доказательства по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, руководствуясь частью 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации, нормами Гражданского кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" и Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Порядком постановки на учет бесхозяйного недвижимого имущества, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 10 декабря 2015 года N 931, установив, что спорные инженерные коммуникации в виде кабельных линий не имеют собственника и являются бесхозяйными, находятся на территории города Омска, при этом обязанность по постановке на учёт недвижимых объектов в качестве бесхозяйных отнесена к компетенции администрации города Омска в лице ее структурного подразделения - департамента имущественных отношений администрации города Омска, однако соответствующие меры в отношении бесхозяйного недвижимого имущества административным ответчиком не приняты, а также, учитывая, что данные объекты являются источником повышенной опасности и длительное непринятие мер по оформлению на них права муниципальной собственности ведет к отсутствию надлежащего контроля за их состоянием и работоспособностью, создаёт угрозу возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера, угрозу жизни и здоровью людей при возникновении аварийных ситуаций, пришел к выводу о допущенном административным ответчиком незаконном бездействии.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции по существу заявленных требований согласился.
Исключая из абзаца второго резолютивной части решения суда первой инстанции указание на возложение на департамент имущественных отношений Администрации г. Омска обязанности в течение одного года со дня вступления в законную силу решения суда осуществить действия, направленные на принятие на учёт в качестве бесхозяйного недвижимого имущества, высоковольтные кабельные линии, проложенные "адрес" до "адрес" и высоковольтные кабельные линии, проложенные от "адрес", суд апелляционной инстанции исходил из того, что указанные инженерные коммуникации приняты на учет как бесхозяйные объекты недвижимости после вынесения судом первой инстанции обжалуемого решения и согласно сведениям из Единого государственного реестра недвижимости по состоянию на 25 октября 2023 года данные объекты недвижимости зарегистрированы на праве собственности за АО "Омскэлектро".
Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает выводы судов правильными. Судами верно определены имеющие значение для дела обстоятельства, подтвержденные исследованными судами доказательствами, выводы судов мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам и требованиям закона.
Доводы подателя кассационной жалобы не опровергают правильных выводов судебных инстанций, повторяют позицию административного ответчика в суде первой и апелляционной инстанций, в оспариваемых судебных актах указанным доводам дана правильная правовая оценка в соответствии со статьей 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, оснований не согласился с которой, у суда кассационной инстанции не имеется.
Каких-либо новых доводов, способных на стадии кассационного рассмотрения поставить под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу судебных постановлений и повлечь их отмену либо изменение, в кассационной жалобе не приведено. По своей сути, они направлены на оспаривание обоснованности выводов судов об установленных обстоятельствах, иное толкование норм права, и не могут служить предусмотренными статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены обжалуемых судебных актов, поскольку суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судами первой и апелляционной инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судами рассматривавшими дело, и правом переоценки доказательств не наделен.
Вопреки утверждению подателя кассационной жалобы, факт того, что законом не регламентированы сроки постановки на учёт объектов бесхозяйного имущества, не свидетельствует об отсутствии оспариваемого бездействия, поскольку доказательств осуществления каких-либо мероприятий по постановке на учёт имущества, непосредственно являющегося предметом спора, административным ответчиком не представлено, тогда как длительное неисполнение обязанности по постановке выявленных бесхозяйных объектов на учёт подтверждено материалами административного дела.
Ссылка кассатора на значительный объем работы, проделанной в целях принятия бесхозяйных объектов на учёт, основанием к отмене правильных по существу судебных постановлений также не является, поскольку, располагая сведениями о наличии спорного бесхозяйного имущества длительное время, департамент имущественных отношений администрации города Омска вместе с тем осуществил мероприятия по постановке на учёт в качестве бесхозяйных лишь незначительной части из числа выявленных объектов.
Отсутствие у административного ответчика материальных ресурсов для выполнения мероприятий по постановке на учёт бесхозяйных объектов энергоснабжения, а также наличие большого количества аналогичных объектов, подлежащих постановке на соответствующий учёт, не освобождает орган местного самоуправления от исполнения возложенных законом обязанностей.
Иное толкование подателем жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.
Ссылок на нарушения норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов кассационная жалоба не содержит.
Мотивы, по которым суды пришли к своим выводам, аргументированно изложены в обжалуемых судебных постановлениях, содержащих соответствующие правовые нормы. Позиция судов основана на верном применении и толковании норм материального права, регулирующих спорные отношения, нормы процессуального права при рассмотрении административного дела не нарушены, в том числе и те, что указаны в части 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судами не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Центрального районного суда г. Омска от 23 июня 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Омского областного суда от 27 октября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в сроки и в порядке, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 28 марта 2024 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.