Судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Никулина И.А., рассмотрев без проведения судебного заседания кассационную жалобу администрации Бутаковского муниципального образования Иркутской области, поданную через суд первой инстанции 16 января 2024 года, на апелляционное определение судьи Иркутского областного суда от 16 августа 2023 года по заявлению администрации Бутаковского сельского поселения о предоставлении отсрочки исполнения решения Качугского районного суда от 9 февраля 2021 года по административному делу N 2а-35/2021 по административному исковому заявлению Ольхонского межрайонного прокурора к главе администрации Бутаковского муниципального образования о возложении обязанности ликвидировать место несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов,
УСТАНОВИЛ:
вступившим в законную силу решением Качугского районного суда Иркутской области от 9 февраля 2021 года административные исковые требования Ольхонского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворены частично, на администрацию Бутаковского муниципального образования возложена обязанность в течение шести месяцев ликвидировать несанкционированную свалку площадью 3509 кв.м на территории земельного участка, расположенного в 300 метрах севернее д. Шейна Качугского района Иркутской области, в границах точек с координатами, приведенными в резолютивной части судебного акта, путем очистки территории от твердых коммунальных отходов.
28 апреля 2023 года администрация Бутаковского муниципального образования обратилась в Качугский районный суд Иркутской области с заявлением о предоставлении до 31 декабря 2025 года отсрочки исполнения решения Качугского районного суда Иркутской области от 9 февраля 2021 года, ссылаясь на проведенные администрацией мероприятия, направленные на исполнение указанного решения суда, и принятие Министерством природных ресурсов и экологии Иркутской области решения о предоставлении из областного бюджета бюджету Бутаковского сельского поселения субсидии на софинансирование мероприятий по сбору, транспортированию и утилизации (захоронению) твердых коммунальных отходов с несанкционированных мест размещения в плановом периоде 2025 года.
Определением судьи Качугского районного суда Иркутской области от 15 мая 2023 года (в редакции определения судьи Качугского районного суда Иркутской области от 14 июня 2023 года об исправлении описки) отсрочено исполнение решения Качугского районного суда Иркутской области от 9 февраля 2021 года по делу N 2а-35/2021 на срок до 15 мая 2024 года.
Апелляционным определением судьи Иркутского областного суда от 16 августа 2023 года определение судьи Качугского районного суда Иркутской области от 15 мая 2023 года отменено. В удовлетворении заявления администрации Бутаковского муниципального образования о предоставлении отсрочки исполнения решения Качугского районного суда Иркутской области от 9 февраля 2021 года отказано.
В кассационной жалобе администрация Бутаковского муниципального образования просит отменить апелляционное определение судьи Иркутского областного суда от 16 августа 2023 года, ссылаясь на нарушения судом апелляционной инстанции норм процессуального права, выразившиеся в ненадлежащей правовой оценке доводов заявителя и представленных в дело доказательств, подтверждающих, что на момент возбуждения исполнительного производства N от 13 февраля 2023 года заявителем были предприняты все зависящие от него меры, направленные на исполнение решения Качугского районного суда Иркутской области от 9 февраля 2021 года, по результатам которых администрацией получено от Министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области решение о выделении запрашиваемого финансирования в 2025 году.
В соответствии с требованиями статьи 3271 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дело рассматривается без проведения судебного заседания, лицами, участвующими в деле, возражений относительно доводов кассационной жалобы не представлено.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также - КАС РФ) основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Нарушений такого характера судом апелляционной инстанции допущено не было.
В силу части статьи 16 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации вступившие в законную силу судебные акты являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организации и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 189 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд, рассмотревший административное дело, в соответствии с заявлениями лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя либо исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок его исполнения.
Частью 1 статьи 358 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта, суд, выдавший исполнительный документ, по заявлению взыскателя, должника или судебного пристава-исполнителя вправе отсрочить или рассрочить исполнение судебного акта, изменить способ и порядок его исполнения.
В пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства", разъяснено что основаниями для предоставления отсрочки или рассрочки исполнения исполнительного документа могут являться неустранимые на момент обращения в суд обстоятельства, препятствующие исполнению должником исполнительного документа в установленный срок.
Вопрос о наличии таких оснований решается судом в каждом конкретном случае с учетом всех имеющих значение фактических обстоятельств, к которым, в частности, могут относиться тяжелое имущественное положение должника, причины, существенно затрудняющие исполнение, возможность исполнения решения суда по истечении срока отсрочки.
При предоставлении отсрочки или рассрочки судам необходимо обеспечивать баланс прав и законных интересов взыскателей и должников таким образом, чтобы такой порядок исполнения решения суда отвечал требованиям справедливости, соразмерности и не затрагивал существа гарантированных прав лиц, участвующих в исполнительном производстве, в том числе права взыскателя на исполнение судебного акта в разумный срок.
Из приведенных нормативных положений в их системной взаимосвязи, разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации по их применению следует, что основанием для отсрочки или рассрочки исполнения решения являются неустранимые на момент обращения в суд обстоятельства, которые носят исключительный характер, свидетельствуют о невозможности или крайней затруднительности исполнения решения суда. Бремя доказывания наличия обстоятельств, затрудняющих исполнение решения суда, лежит на заявителе.
Разрешая по существу заявление администрации Бутаковского муниципального образования о предоставлении отсрочки исполнения решения Качугского районного суда Иркутской области от 9 февраля 2021 года, суд первой инстанции, принимая во внимание, что заявитель от исполнения решения суда не уклонялся, предпринимал необходимые меры, направленные на изыскание финансовых средств для организации соответствующих работ по очистке территории от твердых коммунальных отходов с несанкционированных мест размещения, в условиях недостаточности собственных средств и значительной финансовой нагрузке, при которой исполнить решение суда представляется возможным только при субсидировании, пришел к выводу, что исполнение решения Качугского районного суда Иркутской области от 9 февраля 2021 года подлежит отсрочке на разумный срок не более чем один год, то есть до 15 мая 2024 года, исходя из возможности выделения бюджетных средств из областного бюджета в случае доведения лимитов бюджетных обязательств до Министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области ранее 2025 года и вероятности участия администрации в федеральной государственной программе в целях софинансирования расходных обязательств за счет средств федерального бюджета.
Отменяя решение суда первой инстанции и отказывая в удовлетворении заявления о предоставлении отсрочки исполнения решения Качугского районного суда Иркутской области от 9 февраля 2021 года, суд апелляционной инстанции, установив, что с момента вступления решения суда в законную силу (17 марта 2021 года) и до возбуждения исполнительного производства (13 февраля 2023 года) в течении почти двух лет указанное решение суда находилось на добровольном исполнении администрации, несмотря на установленный судом срок его исполнения в шесть месяцев, с заявлением о предоставлении субсидии администрация Бутаковского муниципального образования обратилась в Министерство природных ресурсов и экологии Иркутской области более чем через год после вступления решения суда в законную силу, при этом из решения по результатам его рассмотрения не следует вывод о безусловном предоставлении администрации Бутаковского муниципального образования субсидии в 2025 году, доведение которой поставлено под условие доведения лимитов бюджетных обязательств до самого министерства в соответствии с законом о бюджете на основной финансовый год, исходил из того, что заявителем не предоставлено доказательств, подтверждающих совершение действий, направленных на реальное исполнение судебного решения, равно как и не представлено доказательств того, что по окончании отсрочки требования исполнительного документа будут исполнены, указав, что отсутствие дополнительного финансирования само по себе не может служить достаточным основанием для предоставления отсрочки исполнения решения суда, длительное неисполнение которого, исходя из возложенных решением Качугского районного суда Иркутской области от 9 февраля 2021 года обязанностей, приводит к нарушению прав и законных интересов неопределенного круга лиц Бутаковского муниципального образования на благоприятную окружающую среду, в защиту которых обратился Ольхонский межрайонный прокурор.
Выводы суда апелляционной инстанции являются правильными, соответствуют установленным обстоятельствам и требованиям закона.
Доводы кассационной жалобы об обратном правильности выводов суда апелляционной инстанции об отсутствии оснований для предоставления отсрочки исполнения судебного акта не опровергают и не подтверждают нарушение судом норм права, поскольку повторяют позицию администрации Бутаковского муниципального образования по существу заявления, основаны на несогласии заявителя с выводами суда апелляционной инстанции по фактическим обстоятельствам дела и неправильном толковании применительно к ним положений законодательства, в связи с чем не могут служить достаточным основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта в кассационном порядке.
Как отмечено в пункте 11 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2018), вопрос о предоставлении отсрочки или рассрочки исполнения решения суда разрешается судом не произвольно, а с учетом необходимости обеспечения баланса прав и законных интересов взыскателей и должников, соблюдения гарантированных прав лиц, участвующих в исполнительном производстве, требований справедливости и соразмерности. Таким образом, в каждом случае рассмотрения заявления об отсрочке (рассрочке) исполнения судебного акта суд должен устанавливать конкретные обстоятельства его исполнения. При этом предоставление отсрочки или рассрочки исполнения судебного акта является исключительной мерой, которая должна применяться судом лишь при наличии уважительных причин либо неблагоприятных обстоятельств, затрудняющих исполнение решения суда. При оценке таких причин и обстоятельств надлежит исходить из необходимости соблюдения баланса интересов как должника, так и взыскателя, в связи с чем заявителю надлежит предоставить доказательства реальности исполнения судебного акта в указанный срок.
Аналогичное, по существу, толкование закона дано Конституционным Судом Российской Федерации. Как отмечено в Определении от 18 апреля 2006 года N 104-О, несмотря на то, что отсрочка исполнения решения суда предполагает наступление в будущем обстоятельств, способствующих исполнению судебного решения, она отдаляет реальную защиту нарушенных прав или охраняемых законом интересов взыскателя, часто - на неопределенный срок; таким образом, основания для отсрочки исполнения решения суда должны носить действительно исключительный характер, возникать при серьезных препятствиях к совершению исполнительных действий.
Вместе с тем, доказательства, свидетельствующие о принятии администрацией эффективных, реальных мер, направленных на фактическое исполнение вступившего в законную силу 17 марта 2021 года решения Качугского районного суда Иркутской области от 9 февраля 2021 года в установленный решением срок - шесть месяцев, в материалах дела отсутствуют.
Как верно установлено судом апелляционной инстанции локальный ресурсно-сметный отчет на ликвидацию несанкционированной свалки составлен администрацией по истечении года после составления технического отчета, которым определен общий объем твердых коммунальных отходов, подлежащий ликвидации. С заявлением о предоставление субсидии администрация обратилась в Министерство природных ресурсов и экологии Иркутской области более чем через год после вступления решения суда в законную силу.
Кроме этого, администрацией также не представлено доказательств того, что в течение чрезмерно длительного срока, на который заявитель просит предоставить отсрочку, равно как и предоставленного судом первой инстанции срока, на который исполнение решения Качугского районного суда Иркутской области от 9 февраля 2021 года было отсрочено, будут изысканы денежные средства и будут приняты необходимые меры, которые позволят исполнить решение суда, притом что предоставление запрошенной администрацией субсидии, исходя из распоряжения министра природных ресурсов и экологии Иркутской области от 26 июля 2022 года, поставлено в зависимость от доведения лимитов бюджетных обязательств до самого министерства и о безусловном предоставлении заявителю не свидетельствует.
Таки образом, вопреки утверждению кассатора, изложенные в заявлении и кассационной жалобе доводы не подтверждают ни исключительный характер и доказанность обстоятельств, на которые ссылалась администрация Бутаковского муниципального образования при обращении в районный суд с заявлением об отсрочке исполнения решения суда, ни исчерпывающий характер мер по его исполнению.
Суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении заявления администрации Бутаковского муниципального образования.
Оснований не согласиться с данным выводом суда апелляционной инстанции не имеется, поскольку предоставление отсрочки исполнения решения суда по заявленным органом местного самоуправления основаниям не соответствует общим целям правосудия и исполнительного производства, может повлечь снижение эффективности судебного акта, приведет к нарушению прав неопределенного круга лиц, в защиту которых обратился прокурор.
Выводы по данному вопросу в обжалуемом судебном акте мотивированы, оснований для переоценки которых и удовлетворения кассационной жалобы у суда кассационной инстанции не имеется.
Нарушений при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции норм процессуального права, которые являются основанием для отмены или изменения судебного акта, не установлено.
Руководствуясь статьями 327.1, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определил:
апелляционное определение судьи Иркутского областного суда от 16 августа 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок и порядке, предусмотренные положениями статей 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Судья
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.