Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Конаревой И.А.
судей Виноградовой О.В, Черемисина Е.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу территориальной избирательной комиссии Бейского района Республики Хакасия, поданную 19 февраля 2024 года, на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Хакасия от 28 сентября 2023 года
по административному делу N 2а-417/2023 по административному иску территориальной избирательной комиссии Бейского района Республики Хакасия к контрольно-счетной комиссии Бейского района Республики Хакасия об оспаривании решений, действий.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Конаревой И.А, пояснения представителя территориальной избирательной комиссии Бейского района Республики Хакасия - Мистратова С.Н, поддержавшего доводы кассационной жалобы, представителя контрольно-счетной комиссии Бейского района Республики Хакасия - Шушлебиной Т.Н, возражавшей против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
территориальная избирательная комиссия Бейского района Республики Хакасия обратилась в суд с административным иском к контрольно-счетной комиссии Бейского района Республики Хакасия (далее - КСК Бейского района РХ) о признании незаконными: распоряжений от 16.01.2023 N, от 20.02.2023 N; действий по проведению экспертно-аналитического мероприятия "Анализ расходования средств местного бюджета направленного в 2022 году по выборам депутатов Бейского района Республики Хакасия и выборам главы Куйбышевского сельсовета Бейского района республики Хакасия"; и неподлежащими применению заключений от 15.02.2023 N, от 28.02.2023 N ссылаясь на то, что изменения в план работы Бейского района на 2023 год, утвержденным распоряжением исполняющего обязанности председателя КСК Бейского района от 07.12.2022 N в части дополнения его пунктом 2.9. "Анализ расходования средств местного бюджета, вправленных в 2022 году по выборам депутатов Совета депутатов Венского района Республики Хакасия и выборам главы Куйбышевского сельсовета Бейского района Республики Хакасия" внесены в отсутствии соответствующих предложений Совета депутатов, главы Бейского района. Кроме того, в предыдущие годы КСК Бейского района проверочные мероприятия в отношении ТИК Бейского района не проводились, в связи с чем правовые основания для внесения изменений в план работы отсутствовали; не предусмотрено законодательством и изменение сроков проведения экспертно-аналитического мероприятия. Полагает также, что оспариваемые заключения проведены по стандарту финансового контроля СФК 2 "Общие правила проведения контрольного мероприятия".
Решением Бейского районного суда Республики Хакасия от 27 июля 2023 года, заявленные требования удовлетворены.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Хакасия от 28 сентября 2023 года, решение суда первой инстанции отменено, принято новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В кассационной жалобе территориальная избирательная комиссия Бейского района Республики Хакасия ставит вопрос об отмене апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Хакасия от 28 сентября 2023 года с оставлением в силе решения суд первой инстанции, со ссылкой на нарушения норм материального права, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела. В обоснование жалобы выражает несогласие с выводами суда апелляционной инстанции о противоречии положений Стандарта организации деятельности СОД 1 "Планирование работы контрольно-счетной комиссии Бейского района" федеральному закону в части ограничения КСК Бейского района в правах самостоятельно планировать работу. Настаивает на доводах, приводимых в основание административного истца о допущенных административным ответчиком при внесении изменений в план работы Бейского района на 2023 год в части дополнения его пунктом 2.9. "Анализ расходования средств местного бюджета, вправленных в 2022 году по выборам депутатов Совета депутатов Венского района Республики Хакасия и выборам главы Куйбышевского сельсовета Бейского района Республики Хакасия".
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились. В соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся в заседание представителей участвующих в деле лиц.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Нарушения такого характера не были допущены судом апелляционной инстанции.
Судами установлено и подтверждается материалами дела, что распоряжением и.о. председателя КСК Бейского района ФИО1 от 07.12.2022 N утвержден план работы КСК Бейского района на 2023 год, состоящий из контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, реализации материалов мероприятий, правового, методологического обеспечения деятельности КСК Бейского района, организационной работы, а также работы по противодействию коррупции, информационной деятельности и взаимодействия с другими органами.
26.12.2022 на основании решения Совета Депутатов Бейского района на должность председателя КСК Бейского района сроком на 5 лет назначена ФИО2, о чем 11.01.2023 внесены сведения в ЕГРЮЛ.
13.01.2023 распоряжением председателя КСК Бейского района "О внесении изменений в план работы КСК Бейского района на 2023 год" внесены изменения в раздел 2 "Экспертно-аналитические мероприятия" плана, дополнив его пунктом 2.9 следующего содержания: анализ расходования средств местного бюджета, направленного в 2022 году по выборам депутатов Бейского района Республики Хакасия и выборам главы Куйбышевского сельсовета Бейского района Республики Хакасия, 1 квартал, полномочия КСК Бейского района.
Распоряжением председателя КСК Бейского района от 16.01.2023 N назначено проведение экспертно-аналитического мероприятия "Анализ расходования средств местного бюджета направляемых в 2022 году по выборам депутатов Совета депутатов Бейского района Республики Хакасия и выборам Главы Куйбышевского сельсовета Бейского района Республики Хакасия" в отношении ТИК Бейского района в период с 16.01.2023 по 16.02.2023, утверждена программа проведения экспертно-аналитического мероприятия, рабочий план его проведения. Лицом, уполномоченным на проведение проверки, указан главный инспектор КСК Бейского района ФИО1
17.01.2023 председатель ТИК Бейского района ФИО3 уведомлен о проведении экспертно-аналитического мероприятия.
По результатам экспертно-аналитического мероприятия 15.02.2023 КСК Бейского района подготовлено заключение от 15.02.2023 N в котором содержались выявленные нарушения в сумме 4 231 776 руб. 94 коп, подготовлен финансовый отчет.
20.02.2023 распоряжением председателя КСК Бейского района срок проведения проверки продлен до 20.03.2023, в связи с представлением ТИК Бейского района акта разногласий на заключение КСК, о чем был уведомлен председатель ТИК Бейского района.
В заключении от 28.02.2023 N о проведении экспертно-аналитического мероприятия содержатся выявленные нарушения в сумме 1 239 410 руб. 14 коп. Приложены реестр договоров на закупку товаров, работ и услуг, заключенных ТИК Бейского района на подготовку и проведение выборов депутатов Совета депутатов, а также классификатор нарушений, выявленных в ходе проведения экспертно-аналитического мероприятия.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, исходил из того, КСК Бейского района внесены изменения в план работы на 2023 без имеющихся на то оснований, оснований для проведения проверки в отношении административного истца не имелось, в связи с чем пришел к выводу о том, что уведомление и распоряжение о проведении проверки являются незаконными, соответственно незаконными являются и составленные по итогам проверки заключения.
Проверяя законность принятого по делу судебного акта, суд апелляционной инстанции не согласился с выводами суда первой инстанции, отменяя решение суда и отказывая в удовлетворении административного иска, руководствовался положениями части 2 статьи 2, части 2 статьи 3, статьями 4, 9, 12 Федерального закона от 07.02.2011 N6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации, федеральных территорий и муниципальных образований" (далее - Федеральный закон N6-ФЗ), Стандарта организации деятельности СОД 1 "Планирование работы контрольно-счетной комиссии Бейского района", утвержденного распоряжением председателя КСК Бейского района от 09.01.2019 N (далее- СОД 1), части 2 статьи 15 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, пришел к выводу об отсутствии оснований для признания незаконными оспариваемых распоряжений от 16.01.2023 N, от 20.02.2023 N, соответственно действий по проведению экспертно-аналитического мероприятия "Анализ расходования средств местного бюджета направленного в 2022 году по выборам депутатов Бейского района Республики Хакасия и выборам главы Куйбышевского сельсовета Бейского района республики Хакасия" и заключений от 15.02.2023 N от 28.02.2023 N.
Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не усматривает оснований не согласится с выводами суда апелляционной инстанции, поскольку судом правильно определены имеющие значение для дела обстоятельства, подтвержденные исследованными судом доказательствами, выводы суда мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам и требованиям закона. Мотивы, по которым суд пришел к своим выводам, аргументированно изложены в обжалуемом судебном постановлении, содержащем соответствующие правовые нормы.
Доводы административного истца, изложенные в кассационной жалобе, основанием для отмены оспариваемых судебных постановлений не являются.
Согласно части 1 статьи 34 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Согласно частям 2 и 3 статьи 3 Федерального закона N6-ФЗ контрольно-счетный орган муниципального образования является постоянно действующим органом внешнего муниципального финансового контроля, образуется представительным органом муниципального образования и подотчетен представительному органу муниципального образования.
Контрольно-счетные органы обладают организационной и функциональной независимостью и осуществляют свою деятельность самостоятельно (часть 4 статьи 3 Федерального закона N 6-ФЗ).
В соответствии с частью 6 статьи 3 Федерального закона N 6-ФЗ наименование, полномочие, состав и порядок деятельности контрольно-счетного органа муниципального образования устанавливается уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Основные полномочия контрольно-счетных органов определены в статье 9 Федерального закона N 6-ФЗ.
Полномочия органов внешнего государственного финансового контроля по осуществлению внешнего государственного финансового контроля установлены статьей 268.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьей 9 Федерального закона N 6-ФЗ.
Внешний государственный и муниципальный финансовый контроль осуществляется контрольно-счетными органами в форме контрольных или экспертно-аналитических мероприятий (часть 1 статьи 10 Федерального закона N 6-ФЗ).
Частью 1 статьи 11 Федерального закона N 6-ФЗ установлено, что контрольно-счетные органы при осуществлении внешнего государственного и муниципального финансового контроля руководствуются Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, а также стандартами внешнего государственного и муниципального финансового контроля.
Как следует из положений частей 2 и 4 статьи 76 Конституции Российской Федерации в сфере совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, региональный законодатель вправе развивать и конкретизировать федеральные нормы, и только в случае неурегулированности вопросов на федеральном уровне вводить собственное правовое регулирование.
В соответствии с пунктом 1 статьи 12 Федерального закона N 6-ФЗ контрольно-счетные органы осуществляют свою деятельность на основе планов, которые разрабатываются и утверждаются ими самостоятельно. Планирование деятельности контрольно-счетных органов осуществляется с учетом результатов контрольных и экспертно-аналитических мероприятий.
Учитывая нормы права. регулирующие спорные правоотношения, установленные по делу обстоятельства, выводы суда апелляционной инстанции об отсутствии нарушений со стороны административного ответчика в части проведения спорного экспертно-аналитического мероприятия в отношении административного истца являются обоснованными.
Суд апелляционной инстанции правомерно указал, что положения Федерального закона N6-ФЗ не ограничивают корректировку планов работы только наступлением определенных обстоятельств и не предоставляют органам, принимающим подзаконные акты, полномочий определять круг таких обстоятельств, в связи с чем СОД 1 не может ограничивать КСК Бейского района в правах самостоятельно планировать работу.
Продление срока проведения спорного экспертно-аналитического мероприятия обусловлено поступлением возражений административного истца.
При этом, действующее законодательство каких-либо последствий выхода контрольно-счетных органов за пределы сроков проведения мероприятия не предусматривает.
Доводы административного истца об обратном основаны на неверном толковании в совокупности норм права, регулирующих деятельность контрольно-счетных органов, в связи с чем доводы кассационной жалобы о неправомерности действий руководителя КСК Бейского района по корректировке плана работы, и, как следствие, незаконности оспариваемых распоряжений являются несостоятельными.
Иных доводов относительно незаконности как действий административного ответчика по проведению экспертно-аналитического мероприятия "Анализ расходования средств местного бюджета направленного в 2022 году по выборам депутатов Бейского района Республики Хакасия и выборам главы Куйбышевского сельсовета Бейского района республики Хакасия", так и вынесенных по результатам мероприятия заключений от 15.02.2023 N, от 28.02.2023 N в ходе судебного разбирательства административным истцом не приведено.
Доводы кассационной жалобы о наличии оснований для удовлетворения административного иска не нашли своего подтверждения в представленных материалах дела, основаны на субъективной оценке установленных судом фактических обстоятельств дела и доказательств, не опровергают правильности выводов суда апелляционной инстанции, в связи с чем не принимаются во внимание как необоснованные.
Доводы кассационной жалобы повторяют правовую позицию административного истца, выраженную в судах первой и апелляционной инстанций, были предметом исследования и оценки суда апелляционной инстанции, получили надлежащую правовую оценку в обжалуемом судебном акте, выводов суда не опровергают и о существенных нарушениях норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов, не свидетельствуют, а потому не могут повлечь отмену судебного постановления.
Проверив правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшим административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не установилаоснований для отмены оспариваемого судебного постановления в кассационном порядке, в связи с чем кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Хакасия от 28 сентября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и в срок, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 28 марта 2024 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.