Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Черемисина Е.В, судей Конаревой И.А, Виноградовой О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Сохач Марины Владимировны на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Забайкальского краевого суда от 22 ноября 2023 года
по административному делу N 75RS0001-02-2023-003770-18 (N 2а-3525/2023) по административному исковому заявлению Сохач Марины Владимировны к Управлению Федеральной налоговой службы по Забайкальскому краю о возложении обязанности произвести перерасчет земельного налога.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Черемисина Е.В, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Сохач М.В. обратилась с административным иском к УФНС России по Забайкальскому краю о возложении обязанности произвести перерасчет земельного налога за 2021 год за земельный участок, расположенный по адресу: "адрес", кадастровый номер N.
В обоснование требований указано, что она несогласна с расчетом задолженности по земельному налогу за 2021 год за земельный участок, поскольку налоговая база должна составлять 4075669 руб. как определенная по состоянию на 01 января 2021 года.
Определением Центрального районного суда г. Читы от 20 июня 2023 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен Департамент государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края.
В судебном заседании административный истец заявленные требования поддержала.
Представитель административного ответчика УФНС России по Забайкальскому краю Корниенко И.А. административный иск не признала.
Решением Центрального районного суда г. Читы от 20 июля 2023 года административные исковые требования удовлетворены.
На УФНС России по Забайкальскому краю возложена обязанность произвести перерасчет земельного налога за налоговый период 2021 год за земельный участок, расположенный по адресу: "адрес", кадастровый номер N. Также с УФНС России по Забайкальскому краю в пользу Сохач М.В. взысканы судебные расходы по уплате госпошлины в размере 300 руб.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Забайкальского краевого суда от 22 ноября 2023 года решение суда отменено, по делу принято новое решение об отказе в удовлетворении административных исковых требований.
Сохач М.В. 08 февраля 2024 года обратилась в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции с кассационной жалобой, которая поступила 01 марта 2024 года.
В кассационной жалобе заявитель просит апелляционное определение отменить и оставить в силе решение суда первой инстанции.
В отзыве УФНС России по Забайкальскому краю содержится просьба об оставлении обжалуемых судебных актов без изменения, кассационной жалобы - без удовлетворения.
Рассмотрев административное дело в пределах доводов кассационной жалобы в соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия не установиланаличие предусмотренных частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации нарушений, влекущих отмену или изменение судебных актов кассационным судом общей юрисдикции.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что факты нарушения административным ответчиком требований законодательства и прав административного истца нашли свое подтверждение.
Суд апелляционной инстанции с указанными выводами не согласился, признав их не соответствующими обстоятельствам дела и не основанными на правильном применении норм права.
В кассационной жалобе административный истец выражает несогласие с отказом в удовлетворении заявленных требований, однако с ее доводами согласиться нельзя исходя из следующего.
Из положений части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Выводы суда апелляционной инстанции о том, что расчет земельного налога за налоговый период 2021 год за земельный участок, расположенный по адресу: "адрес", кадастровый номер N, осуществлен налоговым органом в соответствии с требованиями закона основаны на правильном применении норм материального права и установленных обстоятельствах дела.
Согласно абзацу 1 пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
В силу части 1.1. статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации изменение кадастровой стоимости земельного участка в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Изменение кадастровой стоимости земельного участка вследствие изменения качественных и (или) количественных характеристик земельного участка учитывается при определении налоговой базы со дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости (абзац 2 части 1.1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 1 части 2 статьи 18 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, которые внесены в Единый государственный реестр недвижимости, в зависимости от оснований их определения применяются, в частности, с 1 января года, следующего за годом вступления в силу акта об утверждении результатов определения кадастровой стоимости.
Акт об утверждении кадастровой стоимости вступает в силу 1 января года, следующего за годом проведения государственной кадастровой оценки, но не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования (часть 4 статьи 15 Федерального закона N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке").
В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
Согласно абзацу 5 пункта 1 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации акты законодательства о налогах и сборах, указанные в пунктах 3 и 4 настоящей статьи, могут вступать в силу в сроки, прямо предусмотренные этими актами, но не ранее даты их официального опубликования.
В силу пункта 4 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги, сборы и (или) страховые взносы, снижающие налоговые ставки, размеры сборов и (или) тарифы страховых взносов, устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.
Судом второй инстанции установлено, что кадастровая стоимость принадлежащего Сохач М.В. земельного участка с кадастровым номером N в размере 8352642, 51 руб. утверждена по состоянию на 01 января 2021 года приказом Департамента государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края от 01 сентября 2021 года N34/НПА "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков из категории земель населенных пунктов на территории Забайкальского края".
Согласно пункту 5 приказа он вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования.
Первоначальный текст документа опубликован на официальном интернет-портале правовой информации исполнительных органов государственной власти Забайкальского края 02 сентября 2021 года, вступил в законную силу 03 октября 2021 года.
Кадастровая стоимость внесена в Государственный кадастр недвижимости 26 октября 2021 года, подлежит применению для целей налогообложения с 01 января 2022 года.
Кадастровая стоимость пересмотрена КГБУ "Забайкальский архивно-геоинформационный центр" и определена в размере 4075669 руб.
В Государственный кадастр недвижимости данная кадастровая стоимость внесена 22 февраля 2022 года, подлежит применению для целей налогообложения с 01 января 2022 года.
Приказом N34/НПА не предусмотрены иной срок вступления в законную силу и применение его положений с иной даты.
С учетом изложенного выводы о том, что пересмотренная КГБУ "Забайкальский архивно-геоинформационный центр" 13 декабря 2021 года кадастровая стоимость принадлежащего административному истцу земельного участка с кадастровым номером N не может быть применена для целей налогообложения за налоговые периоды, истекшие до 01 января 2022 года, основаны на правильном применении норм права.
Таким образом, оснований для перерасчета земельного налога за принадлежащий Сохач М.В. земельный участок с кадастровым номером N за налоговый период 2021 год у налогового органа не имелось.
В своих выводах суд исходил из оценки совокупности представленных доказательств и установленных фактических обстоятельств дела. Нарушений норм процессуального права при исследовании и оценке доказательств судом не допущено, тогда как полномочиями по переоценке установленных обстоятельств и исследованных доказательств суд кассационной инстанции не наделен.
С учетом изложенного кассационная жалоба удовлетворению не подлежит, поскольку выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, при его рассмотрении не допущено нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену судебного акта в кассационном порядке.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Забайкальского краевого суда от 22 ноября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Сохач Марины Владимировны - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и в срок, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 1 апреля 2024 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.