Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Черемисина Е.В, судей Конаревой И.А, Виноградовой О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации муниципального образования "Заларинский район" на решение Заларинского районного суда Иркутской области от 13 января 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда от 08 ноября 2023 года
по административному делу N 38RS0008-01-2022-000454-78 (N 2а-6/2023) по административному исковому заявлению Западно-Байкальского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Федеральному агентству водных ресурсов, Енисейскому бассейновому водному управлению Федерального агентства водных ресурсов, администрации муниципального образования "Заларинский район" об обязании устранить допущенные нарушения.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Черемисина Е.В, выслушав возражения на кассационную жалобу прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Самойлова А.А, представителя Росводресурсов Гунина В.В, представителя Енисейского бассейнового водного управления Смирновой Н.В, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Байкальский межрайонный природоохранный прокурор, действуя в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, обратился с административным исковым заявлением, в котором с учетом уточнения просил обязать Федеральное агентство водных ресурсов и Енисейское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов обеспечить выполнение работ по расчистке русла и руслорегулированию в отношении реки Ока в деревне Тагна Заларинского района Иркутской области в течение 18 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу; обязать администрацию муниципального образования "Заларинский район" обеспечить создание сооружения инженерной защиты от негативного воздействия вод реки Ока в деревне Тагна Заларинского района Иркутской области в течение 18 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
В обоснование требований указано, что согласно акту комиссионного обследования состояния русла р. Ока в д. Тагна Заларинского района от 28 сентября 2021 года д. Тагна подвержена негативному воздействию поверхностных вод реки (затопление селитебной территории). В русле реки Ока наблюдается образование русловых отложений в виде наносов, образующих побочни и острова, в период прохождения паводков на р. Ока, вода по старицам устремляется в сторону д. Тагна, большие скорости р. Ока в период паводков приводят к образованию новых проток и размыву берега, развитие поселка направлено вглубь затапливаемой поймы р. Ока, защитные сооружения, обеспечивающие защиту селитебной территории от затопления отсутствуют. При сочетании работ по созданию сооружения инженерной защиты и руслорегулированию может быть обеспечена незатопляемость территории и снижение отметки водозаградительного сооружения.
Определением Заларинского районного суда Иркутской области от 24 октября 2022 года к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Министерство природных ресурсов и экологии Иркутской области и ФГБВУ "Центррегионводхоз" в лице филиала Востсибрегионводхоз.
В судебном заседании представитель административного истца Стрионов Д.В. заявленные требования поддержал.
Представители административных ответчиков Росводресурсов Гунин В.В, Енисейского бассейнового водного управления Росводресурсов Абдукадыров И.О, администрации муниципального образования "Заларинский район" Ягомост Е.С. административный иск не признали.
Представитель заинтересованного лица ФГБВУ "Центррегионводхоз" в лице филиала "Востсибрегионводхоз" Вельдяева Ю.А. полагала административные исковые требования обоснованными в отношении администрации муниципального образования "Заларинский район".
Решением Заларинского районного суда Иркутской области от 13 января 2023 года административные исковые требования удовлетворены в части требований, предъявленных к администрации района.
На администрацию муниципального образования "Заларинский район" возложена обязанность устранить допущенные нарушения путем принятия мер, направленных на создание сооружений инженерной защиты от негативного воздействия вод реки Ока в деревне Тагна Заларинского района Иркутской области в течение 18 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда от 08 ноября 2023 года решение суда оставлено без изменения, апелляционное представление Западно-Байкальского межрайонного природоохранного прокурора и апелляционная жалоба администрации муниципального образования "Заларинский район" - без удовлетворения.
Администрация муниципального образования "Заларинский район" 12 февраля 2024 года обратилась в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции с кассационной жалобой, которая поступила 01 марта 2024 года.
В кассационной жалобе заявитель просит состоявшиеся по делу судебные акты отменить и направить дело на новое рассмотрение в соответствующий суд.
В возражениях Западно-Байкальской межрайонной природоохранной прокуратуры, Енисейского бассейнового водного управления, Росводресурсов содержатся просьбы об оставлении обжалуемых судебных актов без изменения, кассационной жалобы - без удовлетворения.
Рассмотрев административное дело в пределах доводов кассационной жалобы в соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия не установиланаличие предусмотренных частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации нарушений, влекущих отмену или изменение судебных актов кассационным судом общей юрисдикции.
Удовлетворяя заявленные требования в части, суд первой инстанции исходил из того, что незаконность оспариваемого бездействия администрации района, факты нарушения требований законодательства, прав и интересов неопределенного круга лиц, нашли свое подтверждение.
Суд апелляционной инстанции с указанными выводами согласился, признав их соответствующими обстоятельствам дела и основанными на правильном применении норм права.
В кассационной жалобе заявитель выражает несогласие с выводами судов, полагая, что требования необоснованно удовлетворены только по отношению к муниципальному образованию "Заларинский район", при этом обязанность по созданию сооружений инженерной защиты возложена на администрацию района в отсутствие решения вопроса о финансировании.
С доводами заявителя, изложенными в кассационной жалобе, согласиться нельзя исходя из следующего.
В силу части 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Из положений части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Основанием для удовлетворения таких требований является несоответствие оспариваемых решения, действия (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение ими прав, свобод и законных интересов административного истца (пункт 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Как установлено судами и следует из материалов дела, Западно-Байкальской межрайонной природоохранной прокуратурой в ходе надзора за исполнением законодательства в сфере осуществления мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий выявлены факты невыполнения мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении реки Ока в деревне Тагна Заларинского района Иркутской области.
Оценив доводы административного искового заявления, представленные доказательства, руководствуясь положениями Водного кодекса Российской Федерации и Градостроительного кодекса Российской Федерации, суды пришли к правильным выводам о том, что необходимыми и достаточными для предотвращения негативного воздействия вод и ликвидации его последствий от реки Ока в деревне Тагна Заларинского района Иркутской области, являются меры по созданию сооружения инженерной защиты.
При этом судами по результатам оценки доказательств установлено, что выполнение мероприятий по руслорегулированию и дноукреплению, которые предлагалось возложить на иных административных ответчиков, не обеспечит предотвращение негативного воздействия вод и является экономически нецелесообразным.
Возложение на администрацию муниципального образования "Заларинский район" обязанности по принятию мер, направленных на создание сооружений инженерной защиты, обусловлено требованиями части 4 статьи 67.1 Водного кодекса Российской Федерации, части 4 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
При этом судом не предрешен вопрос о конкретных мерах, которые должна принять администрация района, поскольку данный вопрос подлежит разрешению исходя из актуального нормативного регулирования, в соответствии с которым и должны осуществляться такие меры в интересах жителей деревни Тагна, страдающих от затоплений.
Отсутствие согласованности между органами местного самоуправления и органами публичной власти иных уровней относительно порядка и способов финансирования мероприятий по созданию сооружений инженерной защиты не может служить основанием для отказа в удовлетворении административных исковых требований.
С момента вынесения решения суда первой инстанции прошло уже более 1 года 2 месяцев, однако в материалах дела отсутствуют сведения о том, что администрацией района были приняты какие-либо меры, направленные на создание сооружений инженерной защиты, тем самым длительное время нарушаются права граждан, создается угроза их жизни, здоровью и имуществу.
Требования, касающиеся порядка и источников финансирования работ по созданию сооружений инженерной защиты, прокурором не заявлены, в связи с чем исходя из предмета административного иска суд был ограничен только обсуждением вопроса о том, какой орган и какие именно обязанности должен выполнить.
При этом вопросы субсидирования планируемых мероприятий из бюджетов иных уровней могут быть разрешены в порядке, предусмотренном нормами бюджетного законодательства. Доказательства невозможности разрешения этих вопросов за рамками настоящего административного спора в материалы дела не представлены.
С учетом изложенного кассационная жалоба удовлетворению не подлежит, поскольку выводы судов соответствуют обстоятельствам дела, при его рассмотрении не допущено нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену судебных актов в кассационном порядке.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Заларинского районного суда Иркутской области от 13 января 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда от 08 ноября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации муниципального образования "Заларинский район" - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и в срок, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 1 апреля 2024 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.