Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
Председательствующего: Латушкиной С.Б, судей: Раужина Е.Н, Гусева Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское N 2-547/2023 (УИД 04RS0020-01-2023-000562-81) по иску Северобайкальского межрайонного прокурора в интересах Жигжитова Вячеслава Васильевича к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Бурятия о признании действий незаконными по неначислению процентной надбавки, понуждении выплатить недополученные денежные средства
по кассационной жалобе Жигжитова Вячеслава Васильевича на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия от 18 октября 2023 г.
по кассационной жалобе Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Бурятия на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия от 18 октября 2023 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Раужина Е.Н, пояснения прокурора пятого отдела (апелляционно- кассационного) (с дислокацией в г. Кемерово, г. Новосибирске, г. Челябинске) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Афонина А.В, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Северобайкальский межрайонный прокурор обратился в суд с иском в интересах Жигжитова В.В. о признании незаконными действий Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Бурятия (далее - Главное управление МЧС России по Республике Бурятия, ответчик) по не начислению процентной надбавки в размере 50% с возложением обязанности выплатить Жигжитову В.В. недополученные денежные средства за период с 1 января 2020 г. по 31 марта 2023 г. с учетом применения процентной надбавки в размере 50%.
Исковые требования мотивированы тем, что Жигжитов В.В. проходит службу в должности помощника начальника караула 9 пожарно-спасательной части пожарно-спасательного отряда федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы Главного управления МЧС России по Республике Бурятия.
С 1 января 2020 г. при исчислении денежного довольствия сотрудников указанной пожарно-спасательной части процентная надбавка за службу в районах, приравненных к районам Крайнего Севера, была уменьшена с 50% до 30%. Однако данные действия ответчика являются незаконными и связаны с неверным толкованием пункта 20 приложения к постановлению Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. N 1237, согласно которому к местностям, в которых процентная надбавка выплачивается в размере до 50%, отнесен Северобайкальский район Республики Бурятия (III группа территорий), однако не указан г. Северобайкальск, находящийся на территории данного района и являющийся самостоятельной административно-территориальной единицей. Выплата истцу процентной надбавки в размере 30% ставит его в неравное положение с иными лицами, работающими в том же районе и получающими надбавку в размере 50%.
Северобайкальский межрайонный прокурор просил суд признать действия Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Бурятия по не начислению Жигжитову В.В. с 1 января 2020 г. процентной надбавки в размере 50% незаконными; обязать ответчика выплатить Жигжитову В.В. недополученные денежные средства за период с 1 января 2020 г. по 31 марта 2023 г. в сумме 289 659 рублей 41 копейка, с учетом применения процентной надбавки в размере 50%.
Решением Северобайкальского городского суда Республики Бурятия от 14 июня 2023 г. признаны незаконными действия Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Бурятия по не начислению Жигжитову В.В. с 1 января 2020 г. по 31 марта 2023 г. процентной надбавки в размере 50%; наложена обязанность на Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Бурятия выплатить Жигжитову В.В. недополученные денежные средства за период с 1 января 2020 г. по 31 марта 2023 г. в сумме 289 659 рублей 41 копейка.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия от 18 октября 2023. решение Северобайкальского городского суда Республики Бурятия от 14 июня 2023 г. изменено, резолютивная часть изложена в следующей редакции:
"Признать незаконными действия Главного управления МЧС России по Республике Бурятия по не начислению Жигжитову Вячеславу Васильевичу надбавки к денежному довольствию за стаж работы в особых климатических условиях в размере 50%.
Взыскать с Главного управления МЧС России по Республике Бурятия в пользу Жигжитова Вячеслава Васильевича недополученные денежные средства за период с 01 января 2023 г. по 31 марта 2023 г. в размере 25 651 рулей 29 копеек с удержанием из данной суммы налога на доходы физических лиц".
В остальной части решение оставлено без изменения.
Жигжитовым В.В. на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия от 18 октября 2023 г. подана кассационная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене указанного судебного постановления в части изменения решения Северобайкальского городского суда Республики Бурятия от 14 июня 2023 г, оставлении без изменения решения суда первой инстанции.
В обоснование доводов кассационной жалобы Жигжитов В.В. указывает на несогласие с выводами суда апелляционной инстанции о применении последствий пропуска срока для обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора, поскольку письменное решение руководителя федеральной противопожарной службы по его обращению истец не получал, право на получение надбавки в размере 50 % к денежному довольствию было разъяснено истцу в прокуратуре в марте 2023 г, с данным иском обратился в суд 15 мая 2023 г, то есть в трехмесячный срок. Он является экономически более слабой стороной в служебном правоотношении с учетом не только экономической (материальной), но и организационной зависимости от ответчика и как следствие действительно был введен ответчиком в заблуждение.
Главным управлением Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Бурятия на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия от 18 октября 2023 г. подана кассационная жалоба, в которой ставится вопрос об изменении указанного судебного постановления путем дополнения резолютивной части апелляционного определения указанием на частичное удовлетворение апелляционной жалобы Главного управления МЧС России по Республике Бурятия.
Главным управлением МЧС России по Республике Бурятия принесены возражения на кассационную жалобу Жигжитова В.В.
Прокурором прокуратуры Республики Бурятия принесены возражения на кассационную жалобу Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Бурятия.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Жигжитов В.В, представитель Главного управления МЧС России по Республике Бурятия, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, в том числе публично, путем размещения соответствующей информации на официальном сайте суда (http://8kas.sudrf.ru), не явились, сведений о причинах неявки не представили, об отложении рассмотрении дела в связи с невозможностью явиться в судебное заседание не просили.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, заслушав пояснение прокурора пятого отдела (апелляционно- кассационного) (с дислокацией в г. Кемерово, г. Новосибирске, г. Челябинске) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Афонина А.В, обсудив доводы жалоб, возражений, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Статья 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В силу положений статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции таких нарушений по настоящему делу не усматривает и в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы исходя из следующего.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Жигжитов В.В. до 31 декабря 2019 г. проходил службу помощником начальника караула ФГКУ "9 пожарная часть федеральной противопожарной службы по Республике Бурятия".
Приказом МЧС России от 26 сентября 2019 г. N ФГКУ "9 пожарная часть федеральной противопожарной службы по Республике Бурятия" ликвидировано.
Согласно приказу от 30 декабря 2019 г. N Жигжитов В.В. назначен с 1 января 2020 г. на равнозначную должность помощника начальника караула 9 пожарно-спасательной части пожарно-спасательного отряда ФПС ГПС Главного управления МЧС России по Республике Бурятия, которая расположена в г.Северобайкальске Республики Бурятия, где истец и проходит службу, что никем из участвующих в деле лиц не оспаривается.
Приказом ГУ МЧС России по Республике Бурятия от 16 января 2020 г. N предусмотрено выплачивать Жигжитову В.В. районный коэффициент к денежному довольствию в размере 1, 3; процентную надбавку к денежному довольствию в размере 30%, а также указано, что стаж работы в отдаленной местности по состоянию на 1 января 2020 г. составляет 17 лет 10 месяцев.
Как следует из пояснений представителя ответчика и никем не оспаривалось, в период до 1 января 2020 г. процентная надбавка к денежному довольствию истца выплачивалась в размере 50%. Однако с 1 января 2020 г. работодателем было принято решение о выплате процентной надбавки в размере 30%, поскольку г.Северобайкальск является самостоятельной административно- территориальной единицей, однако не отнесен к III группе территорий, указанных в пункте 20 приложения к постановлению Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. N 1237, в которых процентная надбавка выплачивается в размере до 50%.
Разрешая спор, руководствуясь положениями Федерального закона от 30 декабря 2012 г..N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 г..N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях", Перечня районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, на которые распространяется действие Указов Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 г..и от 26 сентября 1967 г..о льготах для лиц, работающих в этих районах и местностях, утвержденного постановлением Совмина СССР от 10 ноября 1967 г..N 1029, постановления Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2021 г..N 1946 "Об утверждении перечня районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, в целях предоставления государственных гарантий и компенсаций для лиц, работающих и проживающих в этих районах и местностях, признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и признании не действующими на территории Российской Федерации некоторых актов Совета Министров СССР", постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 г..N 1237 "О размерах коэффициентов и процентных надбавок и порядке их применения для расчета денежного довольствия военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, проходящих военную службу (службу) в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных местностях, высокогорных районах, пустынных и безводных местностях", постановления Правительства Российской Федерации от 23 января 2023 г..N 58 "О размерах коэффициентов и процентных надбавок и порядке
их применения для расчета денежного довольствия военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, проходящих военную службу (службу) в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных местностях, высокогорных районах, пустынных и безводных местностях Российской Федерации, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации", установив, что г..Северобайкальск с момента образования в 1974 г..и до настоящего времени находится в Северобайкальском районе Республики Бурятия, является местностью, приравненной к районам Крайнего Севера, исходя из того, что не указание г..Северобайкальска в пункте 20 приложения к постановлению Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 г..N 1237 не свидетельствует о том, что город относится к южным районам Восточной Сибири и Дальнего Востока, суд первой инстанции пришел к выводу о незаконности действий ответчика по начислению Жигжитову В.В. в спорный период процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в размере 30% и возложил обязанность выплатить недополученные денежные средства, составляющие разницу между выплаченными суммами надбавки в размере 30% и причитающейся к выплате процентной надбавки в размере 50%.
Суд апелляционной инстанции согласился с вышеуказанными выводами суда первой инстанции, дополнительно указав, что г. Северобайкальск географически расположен в пределах территории Северобайкальского района Республики Бурятия, является его районным центром, имеет аналогичные неблагоприятные климатические и экологические условия как и непосредственно Северобайкальский район, соответственно, не может быть отнесен к южным районам Восточной Сибири и Дальнего Востока лишь в силу того, что в перечне местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, указан Северо-Байкальский район, а г. Северобайкальск как самостоятельная административно-территориальная единица не выделен, поэтому применение при начислении денежного довольствия истцу процентной надбавки, установленной для южных районов Восточной Сибири и Дальнего Востока, является необоснованным и нарушает права Жигжитова В.В. на равные условия оплаты труда за труд в одинаковых климатических условиях.
Вместе с тем суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных исковых требований о взыскании разницы в процентной надбавке за весь спорный период с января 2020 г. по март 2023 г, поскольку между Жигжитовым В.В. и Главным управлением МЧС России по Республике Бурятия возник служебный спор, вследствие чего к настоящим требованиям подлежит применению трехмесячный срок на обращение в суд за разрешением служебного спора, установленный частью 4 статьи 73 Федерального закона от 23 мая 2016 г. N 141-ФЗ "О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", начало которого определяется со дня, когда истец узнал или должен был узнать о нарушении своего права, начиная с января 2020 г, так как денежное довольствие начислялось и выплачивалось ему ежемесячно и Жигжитов В.В. ежемесячно получал расчетные листки, содержащие сведения о суммах начислений по каждой из составляющих его денежного содержания, истец и иные сотрудники 9 пожарно-спасательного отряда обратились к прокурору с коллективным заявлением о невыплате процентной надбавки в размере 50% 29 марта 2023 г, в суд с настоящим иском Северобайкальский межрайонный прокурор в интересах Жигжитова В.В. обратился 15 мая 2023 г. с пропуском названного трехмесячного срока в отношении спорного периода в целом, доказательств уважительности причин пропуска этого срока не представлено.
Учитывая изложенное, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия, пришла к выводу, что в пользу истца подлежит взысканию недоплаченная ему сумма процентной надбавки за период с января по март 2023 г. в размере 25 651 рубль 20 копеек с вычетом из указанной суммы налога на доходы физических лиц.
Также судом апелляционной инстанции учтено, что в связи с принятием постановления Правительства Российской Федерации от 23 января 2023 г. N58, которым непосредственно г. Северобайкальск указан в III группе территорий и отнесен к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера, начиная с апреля 2023 г. выплата процентной надбавки к денежному довольствию истца производится в размере 50%.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований не согласиться с выводами суда апелляционной инстанции по доводам кассационных жалоб.
Правоотношения, связанные с поступлением на службу в федеральную противопожарную службу Государственной противопожарной службы (далее - федеральная противопожарная служба), ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) сотрудника федеральной противопожарной службы являются предметом регулирования Федерального закона от 23 мая 2016 г. N 141-ФЗ "О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее по тексту - Федеральный закон от 23 мая 2016 г. N 141-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 23 мая 2016 г. N 141-ФЗ регулирование правоотношений, связанных со службой в федеральной противопожарной службе, осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации; настоящим Федеральным законом; Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности"; Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"; другими федеральными законами, регламентирующими правоотношения, связанные со службой в федеральной противопожарной службе; нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации; нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации; нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности.
Права сотрудника федеральной противопожарной службы перечислены в статье 11 Федерального закона от 23 мая 2016 г. N 141-ФЗ.
Сотрудник федеральной противопожарной службы имеет право на денежное довольствие, являющееся основным средством его материального обеспечения и стимулирования выполнения им служебных обязанностей (пункт 4 части 1 статьи 11 Федерального закона от 23 мая 2016 г. N 141-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 67 Федерального закона от 23 мая 2016 г. N 141-ФЗ оплата труда сотрудника федеральной противопожарной службы производится в виде денежного довольствия, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования служебной деятельности по замещаемой должности.
Обеспечение сотрудника федеральной противопожарной службы денежным довольствием осуществляется на условиях и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации (часть 2 статьи 67 Федерального закона от 23 мая 2016 г. N 141-ФЗ).
Отношения, связанные с денежным довольствием сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, урегулированы Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее по тексту - Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N283-ФЗ денежное довольствие сотрудников является основным средством их материального обеспечения и стимулирования выполнения ими служебных обязанностей.
Обеспечение денежным довольствием сотрудников осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (часть 2 статьи 2 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ).
Денежное довольствие сотрудников состоит из месячного оклада в соответствии с замещаемой должностью (далее также - должностной оклад) и месячного оклада в соответствии с присвоенным специальным званием (далее - оклад по специальному званию), которые составляют оклад месячного денежного содержания (далее - оклад денежного содержания), ежемесячных и иных дополнительных выплат (часть 3 статьи 2 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ).
В соответствии с частью 6 статьи 2 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ сотрудникам устанавливаются следующие дополнительные выплаты: 1) ежемесячная надбавка к окладу денежного содержания за стаж службы (выслугу лет); 2) ежемесячная надбавка к должностному окладу за квалификационное звание; 3) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия службы; 4) ежемесячная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; 5) премии за добросовестное выполнение служебных обязанностей; 6) поощрительные выплаты за особые достижения в службе; 7) надбавка к должностному окладу за выполнение задач, непосредственно связанных с риском (повышенной опасностью) для жизни и здоровья в мирное время; 8) коэффициенты (районные, за службу в высокогорных районах, за службу в пустынных и безводных местностях) и процентные надбавки к денежному довольствию за службу в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, а также в других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных местностях, высокогорных районах, пустынных и безводных местностях, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
Частью 15 статьи 2 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ предусмотрено, что к денежному довольствию сотрудников, проходящих службу в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, а также в других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных местностях, высокогорных районах, пустынных и безводных местностях, устанавливаются коэффициенты (районные, за службу в высокогорных районах, за службу в пустынных и безводных местностях) и процентные надбавки за службу в этих районах и местностях, предусмотренные законодательством Российской Федерации. Для применения указанных коэффициентов и процентных надбавок в составе денежного довольствия учитываются: 1) должностной оклад; 2) оклад по специальному званию; 3) ежемесячная надбавка к окладу денежного содержания за стаж службы (выслугу лет); 4) ежемесячная надбавка к должностному окладу за квалификационное звание; 5) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия службы; 6) ежемесячная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну.
Порядок применения коэффициентов и выплаты процентных надбавок, указанных в части 15 настоящей статьи, и размеры таких коэффициентов и процентных надбавок определяются Правительством Российской Федерации (пункт 16 статьи 2 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. N 1237 (действовавшим в спорный период и утратившим силу с 1 апреля 2023 года в связи с изданием Постановления Правительства Российской Федерации от 23 января 2023 г. N58) были установлены размеры коэффициентов (районных, за военную службу (службу) в высокогорных районах, за военную службу (службу) в пустынных и безводных местностях) и процентных надбавок к денежному довольствию военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы и таможенных органов Российской Федерации, лиц, проходящих службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющих специальные звания полиции, проходящих военную службу (службу) в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, а также в других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных местностях, высокогорных районах, пустынных и безводных местностях (далее по тексту - постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. N 1237).
В соответствии с пунктом 7 раздела I "Размеры районных коэффициентов за военную службу (службу) в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных местностях" приложения к постановлению Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. N 1237 в Республике Бурятия к районам, в которых установлен районный коэффициент в размере 1, 3, отнесены Баунтовский эвенкийский, Муйский и Северо-Байкальский районы, г. Северобайкальск.
Пунктом 20 раздела IV "Размеры процентных надбавок за военную службу (службу) в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных местностях, в зависимости от периодов военной службы (службы, трудовой деятельности) в этих районах и местностях" приложения к постановлению Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. N 1237 к местностям, приравненных к районам Крайнего Севера, в которых к денежному довольствию военнослужащих, сотрудников и лиц выплачиваются процентные надбавки в размере до 50 процентов (III группа территорий) отнесена Республика Бурятия - Баргузинский, Баунтовский, Курумканский, Муйский, Окинский и Северо-Байкальский районы.
В соответствии с пунктом 21 раздела IV "Размеры процентных надбавок за военную службу (службу) в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных местностях, в зависимости от периодов военной службы (службы, трудовой деятельности) в этих районах и местностях" приложения к постановлению Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. N 1237 к южным районам Восточной Сибири и Дальнего Востока, в которых к денежному довольствию военнослужащих, сотрудников и лиц применяются процентные надбавки в размере до 30 процентов (IV группа территорий), отнесена Республика Бурятия - территория Республики, за исключением территорий, указанных в пункте 20 настоящего приложения.
С 1 апреля 2023 г. размеры коэффициентов (районных, за военную службу (службу) в высокогорных районах Российской Федерации, за военную службу (службу) в пустынных и безводных местностях Российской Федерации) и процентных надбавок к денежному довольствию военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации, лиц, проходящих службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющих специальные звания полиции, проходящих военную службу (службу) в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, а также в других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных местностях, высокогорных районах, пустынных и безводных местностях Российской Федерации установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 23 января 2023 г. N 58 (далее по тексту - постановление Правительства Российской Федерации от 23 января 2023 г. N 58).
В пункте 7 Раздела I "Размеры районных коэффициентов за военную службу (службу) в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных местностях Российской Федерации" приложения к постановлению Правительства Российской Федерации от 23 января 2023 г. N 58 к районам, в которых применяется коэффициент 1, 3, отнесена Республика Бурятия - городской округ город Северобайкальск, муниципальные районы Баунтовский эвенкийский, Муйский, Северо-Байкальский.
Пунктом 21 раздела IV "Размеры процентных надбавок за военную службу (службу) в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных местностях Российской Федерации, в зависимости от периодов военной службы (службы, трудовой деятельности) в этих районах и местностях Российской Федерации" приложения к постановлению Правительства Российской Федерации от 23 января 2023 г. N 58 к местностям, приравненных к районам Крайнего Севера, в которых к денежному довольствию военнослужащих, сотрудников и лиц выплачиваются процентные надбавки в размере до 50 процентов (III группа территорий), отнесена Республика Бурятия - городской округ город Северобайкальск, муниципальные районы Баргузинский, Баунтовский эвенкийский, Курумканский, Муйский, Окинский, Северо-Байкальский.
В соответствии с частью 1 статьи 73 Федерального закона от 23 мая 2016 г. N 141-ФЗ служебный спор в федеральной противопожарной службе (далее - служебный спор) - неурегулированные разногласия по вопросам, касающимся применения федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области пожарной безопасности и контракта, между руководителем федерального органа исполнительной власти в области пожарной безопасности или уполномоченным руководителем и сотрудником федеральной противопожарной службы или гражданином, поступающим на службу в федеральную противопожарную службу либо ранее состоявшим на службе в федеральной противопожарной службе, а также между прямым руководителем (начальником) или непосредственным руководителем (начальником) и сотрудником.
Сотрудник федеральной противопожарной службы для разрешения служебного спора вправе обратиться в письменной форме к непосредственному руководителю (начальнику), а при несогласии с его решением или при невозможности рассмотрения непосредственным руководителем (начальником) служебного спора по существу к прямому руководителю (начальнику) или в суд (часть 3 статьи 73 Федерального закона от 23 мая 2016 г. N 141-ФЗ).
Частью 4 статьи 73 Федерального закона от 23 мая 2016 г. N 141-ФЗ установлено, что сотрудник федеральной противопожарной службы или гражданин, поступающий на службу в федеральную противопожарную службу либо ранее состоявший на службе в федеральной противопожарной службе, для разрешения служебного спора может обратиться к руководителю федерального органа исполнительной власти в области пожарной безопасности или уполномоченному руководителю либо в суд в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а для разрешения служебного спора, связанного с увольнением со службы, в течение одного месяца со дня ознакомления с приказом об увольнении.
В случае пропуска по уважительным причинам сроков, установленных частью 4 настоящей статьи, руководитель федерального органа исполнительной власти в области пожарной безопасности или уполномоченный руководитель вправе продлить соответствующий срок и рассмотреть служебный спор по существу (часть 5 статьи 73 Федерального закона от 23 мая 2016 г. N 141-ФЗ).
В пункте 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 г. N2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" (далее также - постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 г. N2) разъяснено, что в качестве уважительных причин пропуска срока обращения в суд могут расцениваться обстоятельства, препятствовавшие данному работнику своевременно обратиться с иском в суд за разрешением индивидуального трудового спора (например, болезнь истца, нахождение его в командировке, невозможность обращения в суд вследствие непреодолимой силы, необходимость осуществления ухода за тяжелобольными членами семьи).
Разъяснения по вопросам пропуска работником срока на обращение в суд за разрешением индивидуального трудового спора содержатся в пункте 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2018 г. N15 "О применении судами законодательства, регулирующего труд работников, работающих у работодателей - физических лиц и у работодателей - субъектов малого предпринимательства, которые отнесены к микропредприятиям" (далее также - постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2018 г. N15), и являются актуальными для всех субъектов трудовых отношений.
В абзаце третьем пункта 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2018 г. N15 обращено внимание судов на необходимость тщательного исследования всех обстоятельств, послуживших причиной пропуска работником установленного срока обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора.
В абзаце пятом пункта 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2018 г. N15 отмечено, что обстоятельства, касающиеся причин пропуска работником срока на обращение в суд за разрешением индивидуального трудового спора, и их оценка судом должны быть отражены в решении (часть 4 статьи 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Работникам, не реализовавшим свое право на обращение в суд в установленный законом срок по уважительным причинам, этот срок может быть восстановлен в судебном порядке. Перечень уважительных причин, при наличии которых пропущенный срок для обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора может быть восстановлен судом, законом не установлен. Указанный же в постановлениях Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 г. N2 и от 29 мая 2018 г. N15 перечень уважительных причин пропуска срока обращения в суд исчерпывающим не является.
Следовательно, при разрешении служебного спора, связанного с невыплатой или неполной выплатой денежного довольствия, причитающегося сотруднику федеральной противопожарной службы, в случае заявления ответчиком о пропуске определенного законом срока обращения в суд за разрешением названного спора, суду надлежит устанавливать такие юридически значимые обстоятельства как момент начала течения такого срока и наличие уважительных причин, объективно препятствовавших сотруднику своевременно обратится в суд с таким иском.
Руководствуясь вышеприведенным правовым регулированием, исходя из того, что г.Северобайкальск географически расположен в пределах территории Северобайкальского района Республики Бурятия, является его районным центром, имеет аналогичные неблагоприятные климатические и экологические условия как и непосредственно Северобайкальский район, судебные инстанции пришли к выводу о наличии оснований для применения при начислении денежного довольствия истца в спорный период процентной надбавки в размере 50%. Сторонами апелляционное определение в указанной части не обжалуется.
Доводы кассационной жалобы Жигжитова В.В. о несогласии с выводами суда апелляционной инстанции о пропуске срока на обращение в суд за разрешением спора, об уважительности пропуска указанного срока не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного постановления, поскольку не опровергают правильность выводов суда апелляционной инстанции.
Поскольку нормами специального законодательства регламентирован порядок обращения в суд за разрешением индивидуального служебного спора, о нарушении своего права Жигжитову В.В. стало известно начиная с января 2020 г, так как денежное довольствие начислялось и выплачивалось ежемесячно, и он получал расчетные листки, истец не был лишен возможности в любой момент прохождения службы истребовать у ответчика документы о порядке начисления ему денежного довольствия и получить соответствующие разъяснения, суд апелляционной инстанции, вопреки доводам кассационной жалобы истца, пришел к правомерному выводу о пропуске установленного законом срока для обращения в суд для разрешения служебного спора о взыскании недополученного денежного довольствия за период с января 2020 г. по декабрь 2022 г.
Оснований полагать, что нарушения прав истца носят длящийся характер, в рассматриваемом случае не имеется. Жигжитов В.В, получая ежемесячно денежное довольствие, не мог не знать о предполагаемом им нарушении прав. Представленные расчетные листки по заработной плате содержат сведения о начисленном и выплаченном денежном довольствии, в том числе, о его составных частях (окладе, начисленных суммах районного коэффициента, иных выплатах). Денежное довольствие в том размере, который заявлен истцом в рамках настоящего дела, ответчиком не начислялось, в связи с чем исходя из размера оклада, предусмотренного контрактом и данных расчетного листка, истец имел возможность проверить правильность начисления и фактической оплаты труда.
Доводы кассационной жалобы Жигжитова В.В. о том, что он узнал о нарушении своих прав на получение денежного довольствия в полном объеме в прокуратуре в марте 2023 г, не могут являться основанием для отмены обжалуемого судебного постановления, поскольку судом апелляционной инстанции принято во внимание не только то, когда истец узнал о нарушении своих прав, но и когда должен был узнать об их нарушении.
Являются несостоятельными доводы кассационной жалобы ответчика Главного управления МЧС России по Республике Бурятия о нарушении судом апелляционной инстанции норм процессуального права, а именно не указание в резолютивной части на частичное удовлетворение апелляционной жалобы Главного управления МЧС России по Республике Бурятия в связи со следующим.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 64 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 г. N 16 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции", резолютивная часть апелляционного определения в соответствии с частями 2 и 4 статьи 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации должна содержать выводы суда апелляционной инстанции о результатах рассмотрения апелляционных жалобы, представления в пределах полномочий, определенных в статье 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а при необходимости - указание на распределение судебных расходов.
Из текста апелляционного определения следует, что апелляционная жалоба Главного управления МЧС России по Республике Бурятия удовлетворена частично.
В резолютивной части апелляционного определения указано, что решение изменено в части, а в остальной части решение суда оставлено без изменения, апелляционная жалоба оставлена в остальной части без удовлетворения.
При таких обстоятельствах, вопреки доводам кассационной жалобы ответчика, резолютивная часть апелляционного определения содержит указание на результат рассмотрения апелляционной жалобы и изменение решения суда первой инстанции, в связи с чем основания для удовлетворения кассационной жалобы ответчика отсутствуют.
Фактически доводы кассационных жалоб направлены на переоценку собранных по делу доказательств, что в силу части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является недопустимым в суде кассационной инстанции, в силу своей компетенции кассационный суд общей юрисдикции исходит из признанных установленными судом первой и апелляционной инстанций фактических обстоятельств, проверяя лишь правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судебными инстанциями. Правом переоценки доказательств и правом устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судебными инстанциями кассационный суд общей юрисдикции не наделен.
Положения статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, находясь в системной связи с другими положениями главы 41 данного Кодекса, регламентирующими производство в суде кассационной инстанции, предоставляют суду кассационной инстанции при проверке судебных постановлений право оценивать лишь правильность применения нижестоящими судами норм материального и процессуального права и не позволяют ему непосредственно исследовать доказательства и устанавливать фактические обстоятельства дела, подменяя тем самым суды первой и второй инстанций, которые самостоятельно исследуют и оценивают доказательства, устанавливают фактические обстоятельства дела на основе принципов состязательности, равноправия сторон и непосредственности судебного разбирательства.
Само по себе несогласие кассаторов с выводами суда апелляционной инстанции, иная оценка фактических обстоятельств дела и иное толкование положений закона не означают, что при рассмотрении дела допущена судебная ошибка, а также не подтверждают, что имеет место нарушение судом норм материального или процессуального права.
С учетом вышеизложенного, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований в пределах доводов кассационных жалоб для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия от 18 октября 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Жигжитова Вячеслава Васильевича, кассационную жалобу Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Бурятия - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.