Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Латушкиной С.Б, судей Новожиловой И.А, Гусева Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-269/2023 (УИД 22RS0068-01-2022-004801-68) по иску прокурора Октябрьского района города Барнаула в интересах Герасимовой Клары Васильевны к администрации города Барнаула, комитету по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи города Барнаула о компенсации морального вреда
по кассационной жалобе администрации города Барнаула на решение Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 21 марта 2023 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 4 октября 2023 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Латушкиной С.Б, возражения прокурора пятого отдела (апелляционно-кассационный) (с дислокацией в г. Кемерово, г. Новосибирске, г. Челябинске) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Рубана А.В, полагавшего обжалуемые судебные постановления не подлежащими отмене, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
прокурор Октябрьского района города Барнаула 30 июня 2022 г. обратился в суд в интересах Герасимовой К.В. с иском к администрации города Барнаула, комитету по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи города Барнаула о взыскании компенсации морального вреда в размере 100 000 руб.
В обоснование заявленных требований прокурор ссылался на то, что 4 апреля 2022 г. по адресу: "адрес" Герасимова К.В. подвергалась нападению безнадзорной собаки, бригадой скорой медицинской помощи доставлена в травмпункт КГБУЗ "Краевая клиническая больница скорой медицинской помощи". Согласно справке КГБУЗ "Краевая клиническая больница скорой медицинской помощи" от 4 апреля 2022 г. у Герасимовой К.В. диагностирована травма бытовая от "данные изъяты", определяется рана "данные изъяты", проведены манипуляции, осмотр, повязка, сделана "данные изъяты", назначено лечение. По результатам проведённой сотрудниками полиции проверки собственника животного установить не удалось.
Прокурор указывает, что нападение животного (собаки) на Герасимову К.В. стало следствием ненадлежащего обеспечения безопасности территории городского округа и осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев со стороны администрации города Барнаула. В результате нападения животного Герасимова К.В. испытала физическую боль, нравственные и физические страдания, выразившиеся в невозможности вести полноценный образ жизни, боязни передвигаться одной по территории города.
Решением Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 21 марта 2023 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 4 октября 2023 г, исковые требования прокурора Октябрьского района города Барнаула в интересах Герасимовой К.В. удовлетворены в части.
С комитета по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи города Барнаула в пользу Герасимовой К.В. в счёт компенсации морального вреда взыскано 30 000 руб.
В удовлетворении остальной части иска отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, администрация города Барнаула просит отменить решение Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 21 марта 2023 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 4 октября 2023 г, указывая на то, что органы местного самоуправление лишены полномочий в части обеспечения санитарно-эпидемиологическое благополучие населения.
Обязанности и полномочия по обращению с безнадзорными животными законом возложены на органы государственной власти субъекта Российской Федерации, а не на органы местного самоуправления.
Органы местного самоуправления могут являться ответчиками только в той части, в которой не исполнили, или ненадлежащим образом исполнили, переданные полномочия по обращению с животными без владельца. Однако такого факта судом установлено не было, доказательств, подтверждающих неисполнение или ненадлежащее исполнение переданных полномочий стороной истца не представлено.
В рамках настоящего дела с органов местного самоуправления не может быть взыскана компенсация морального вреда.
Судом необоснованно сделан вывод, что Герасимовой К.В. получены травмы именно в результате нападения безнадзорного животного. Медицинские документы, представленные стороной истца, не содержат достоверной информации, что травмы получены Герасимовой К.В. не иначе как в результате "данные изъяты". Сторона истца отказалась от доказывания данных обстоятельств несмотря на то, что факт нападения именно животного на материального истца оспаривался и ставился под сомнение ответчиками по делу в каждом судебном заседании.
Судом сделан вывод, что нападение животного 4 апреля 2022 г. связано с установлением сотрудниками БГОО "Ласка" 25 февраля 2022 (более месяца назад) по адресу: "адрес" нахождения животного (собаки) не подлежащей отлову, поскольку она являлась ранее отловленной, прошедшей ВСМ и выпущенной в естественную среду обитания как не проявляющую немотивированную агрессию. С данным выводом нельзя согласиться, поскольку животное по своей природе осуществляет естественную миграцию, основания полагать, что животное обнаруженное более месяца назад, будет обитать в этом же месте постоянно у суда отсутствовали, доказательств данного факта материалы дела не содержат, в связи с чем данный вывод является необоснованным, причинно-следственная связь между обнаружением животного 25 февраля 2022 г. и нападением 4 апреля 2022 г. отсутствует. Если суд приходит к выводу, что вред всё-таки причинён ранее отловленным и выпущенным животным, наличие которого установлено 25 февраля 2022 г, то спорным является возложение ответственности на орган местного самоуправления, а не на должностное лицо вынесшее заключение о том, что животное является не агрессивным.
На кассационную жалобу письменных возражений не принесено.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Герасимова К.В, представитель комитета по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи города Барнаула, Администрации города Барнаула, БГОО "Приют для бездомных собак и кошек", Администрации Октябрьского района города Барнаула не явились, о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции извещены надлежащим образом, что подтверждается уведомлениями об отслеживании почтового отправления, сформированными официальным сайтом Почты России, о причинах неявки в судебное заседание не сообщили.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, с учётом мнения прокурора, не возражавшего против рассмотрения дела в отсутствие неявившихся лиц, руководствуясь статьями 61, 35, 113, 118, частями 3, 5 статьи 167, частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), считает возможным рассмотреть дело по существу в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Согласно части 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения не были допущены судами первой и апелляционной инстанции при рассмотрении данного дела.
Судом установлено и из материалов дела следует, что 4 апреля 2022 г. в районе "адрес" на Герасимову К.В, ДД.ММ.ГГГГ рождения, напала безнадзорная собака, вследствие чего ею получено "данные изъяты".
Из справки КГБУЗ "Краевая клиническая больница скорой медицинской помощи" следует, что у Герасимовой К.В. при осмотре 4 апреля 2022 г. "данные изъяты" обнаружена рана "данные изъяты"; травма бытовая, "данные изъяты"; установлен диагноз "данные изъяты"; проведена обработка раны, наложена повязка, Герасимовой К.В. назначена "данные изъяты".
Согласно выписке из медицинской карты Герасимовой К.В, получившей медицинскую амбулаторную помощь в КГБУЗ "Городская больница N 3, г. Барнаул", 7 апреля 2022 г. произведён осмотр врача "данные изъяты", диагноз - "данные изъяты", назначено лечение.
4 апреля 2022 г. Герасимова К.В. обратилась в отдел полиции с заявлением "данные изъяты".
Материал проверки передан для принятия решения в управление ветеринарии Алтайского края, по результатам проверки 19 мая 2022 г. главным специалистом отдела государственного надзора (контроля) управления ветеринарии Алтайского края вынесено определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении по подпункту 2 пункта 1 статьи 83 Закона Алтайского края от 10 июля 2002 г. N 46-ЗС "Об административной ответственности за совершение правонарушений на территории Алтайского края", в связи с не установлением владельца собаки.
Разрешая спор и частично удовлетворяя заявленные прокурором Октябрьского района г..Барнаула в интересах Герасимовой К.В. к администрации города Барнаула, комитету по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи города Барнаула исковые требования о компенсации морального вреда, суд первой инстанции, оценив представленные в материалы дела доказательства, применяя к спорным отношениям положения статей 151, 1064, 1079, 1099, 1100, 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 30 марта 1999 г..N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Закона Российской Федерации от 14 мая 1993 г..N 4979-1 "О ветеринарии", статей 19, 20 Федерального закона от 6 октября 2003 г..N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статьи 17 Федерального закона от 27 декабря 2018 г..N 498-ФЗ "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Закона Алтайского края от 9 ноября 2015 г..N 107-ЗС "О наделении органов местного самоуправления Алтайского края государственными полномочиями по обращению с животными без владельцев", Порядка осуществления на территории Алтайского края деятельности по обращению с животными без владельцев, утверждённого постановлением Правительства Алтайского края от 13 февраля 2020 г..N 52, и принимая во внимание разъяснения, содержащиеся в пунктах 18, 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 января 2013 г..N 1 "О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина", в пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2023 г..N 33 "О практике применения судами норм о компенсации морального вреда", пришёл к выводу о том, что факт нападения на Герасимову К.В. безнадзорной собаки и причинения ей вреда здоровью, нашёл своё подтверждение в ходе рассмотрения
дела. В связи с тем, что уполномоченным органом местного самоуправления, осуществляющим переданные государственные полномочия по обращению с животными без владельцев, является комитет по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи города Барнаула, суд первой инстанции пришёл к выводу о наличии оснований для возложения на данного ответчика ответственности за причинённый Герасимовой К.В. вред вследствие нападения безнадзорной собаки.
Принимая во внимание характер, степень и тяжесть причинённых Герасимовой К.В. физических и нравственных страданий, фактические обстоятельства дела, при которых был причинён моральный вред, индивидуальные особенности потерпевшей, её возраст, степень вины причинителя вреда, выразившейся в ненадлежащем исполнении возложенных на него государственных полномочий по отлову и содержанию безнадзорных собак, учитывая требования разумности и справедливости, суд первой инстанции пришёл к выводу о взыскании с комитета по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи города Барнаула в пользу Герасимовой К.В. компенсации морального вреда в размере 30 000 руб.
С данными выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием согласился суд апелляционной инстанции.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих возникшие отношения, и установленных фактических обстоятельствах дела, подтверждаются совокупностью исследованных доказательств, оценка которым дана в соответствии с требованиями статьи 67 ГПК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными главой 59 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьёй 151 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Если гражданину причинён моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда (статья 151 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, вред, причинённый личности или имуществу гражданина, подлежит возмещению в полном объёме, лицом, причинившим вред. Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда.
Отношения в области обращения с животными регулируются Федеральным законом от 27 декабря 2018 г. N 498-ФЗ "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 27 декабря 2018 г. N 498-ФЗ, здесь и далее закон приведён в редакции, действовавшей на момент причинения вреда здоровью Герасимовой К.В. - 4 апреля 2022 г.), другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принимаемыми в соответствии с ними законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (статья 2 Федерального закона от 27 декабря 2018 г. N 498-ФЗ).
На основании пункта 2 части 1 статьи 7 Федерального закона от 27 декабря 2018 г. N 498-ФЗ, к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области обращения с животными отнесены вопросы установления порядка осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев в соответствии с утверждёнными Правительством Российской Федерации методическими указаниями по осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 18 Федерального закона от 27 декабря 2018 г. N 498-ФЗ мероприятия при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев включают в себя: 1) отлов животных без владельцев, в том числе их транспортировку и немедленную передачу в приюты для животных; 2) содержание животных без владельцев в приютах для животных в соответствии с частью 7 статьи 16 настоящего Федерального закона; 3) возврат потерявшихся животных их владельцам, а также поиск новых владельцев поступившим в приюты для животных животным без владельцев; 4) возврат животных без владельцев, не проявляющих немотивированной агрессивности, на прежние места их обитания после проведения мероприятий, указанных в пункте 2 настоящей части; 5) размещение в приютах для животных и содержание в них животных без владельцев, которые не могут быть возвращены на прежние места их обитания, до момента передачи таких животных новым владельцам или наступления естественной смерти таких животных.
На основании пункта 14 части 1 статьи 14.1 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления городского, сельского поселения имеют право на осуществление деятельности по обращению с животными без владельцев, обитающими на территории поселения.
В силу статьи 1 Закона Алтайского края от 9 ноября 2015 г. N 107-ЗС "О наделении органов местного самоуправления Алтайского края государственными полномочиями по обращению с животными без владельцев" органы местного самоуправления городских округов, муниципальных округов и муниципальных районов (далее - органы местного самоуправления) наделяются государственными полномочиями по обращению с животными без владельцев в части их отлова, содержания и возврата на прежние места обитания. Деятельность по обращению с животными без владельцев в части их отлова, содержания и возврата на прежние места обитания осуществляется в порядке, установленном Правительством Алтайского края.
Положениями статей 2, 4 Закона Алтайского края от 9 ноября 2015 г. N 107-ЗС "О наделении органов местного самоуправления Алтайского края государственными полномочиями по обращению с животными без владельцев" предусмотрено, что органы местного самоуправления получают финансовые средства в виде субвенций из бюджета Алтайского края для осуществления государственных полномочий; вправе дополнительно использовать собственные материальные и финансовые средства для осуществления государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования. Необходимые денежные средства для осуществления государственных полномочий передаются из краевого бюджета соответствующим муниципальным образованиям в виде субвенций.
На основании статьи 5 Закона Алтайского края от 9 ноября 2015 г. N 107-ЗС "О наделении органов местного самоуправления Алтайского края государственными полномочиями по обращению с животными без владельцев" контроль за реализацией органами местного самоуправления государственных полномочий осуществляет уполномоченный орган исполнительной власти Алтайского края в сфере ветеринарии, каковым является управление ветеринарии Алтайского края (пункт 1.1 Положения об управлении ветеринарии Алтайского края, утверждённого Указом Губернатора Алтайского края от 12 ноября 2015 г. N 122).
Во исполнение Закона Алтайского края от 9 ноября 2015 г. N 107-ЗС "О наделении органов местного самоуправления Алтайского края государственными полномочиями по обращению с животными без владельцев" постановлением Правительства Алтайского края от 13 февраля 2020 г. N 52 утверждён Порядок осуществления на территории Алтайского края деятельности по обращению с животными без владельцев, который регламентирует деятельность по отлову животных без владельцев, включая их транспортировку и передачу в приюты для животных, возврат потерявшихся животных их владельцам и возврат содержавшихся в приютах животных без владельцев на прежние места обитания.
В соответствии с Порядком осуществления на территории Алтайского края деятельности по обращению с животными без владельцев деятельностью по обращению с животными без владельцев является деятельность, включающая в себя отлов животных без владельцев, их содержание (в том числе лечение, вакцинацию, стерилизацию), возврат на прежние места их обитания и иные мероприятия, предусмотренные Федеральным законом (раздел 2).
Вышеуказанную деятельность осуществляют органы местного самоуправления городских, муниципальных округов и муниципальных районов Алтайского края, в том числе через муниципальные учреждения, либо юридические лица и индивидуальные предприниматели, привлеченные органами местного самоуправления в соответствии с требованиями, определенными законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд (абзац второй пункта 2 раздела 1).
Положениями пунктов 1, 2, 3, 5, 9, 12 раздела 3 Порядка осуществления на территории Алтайского края деятельности по обращению с животными без владельцев предусмотрено, что заявки на отлов животных без владельцев подаются исполнителю мероприятий по обращению с животными без владельцев в письменной либо устной форме, в том числе по телефону, подлежат регистрации в журнале по форме, утверждённой уполномоченным органом (листы должны быть пронумерованы и прошнурованы). При поступлении заявки отлов животных без владельцев производится незамедлительно. Отлову подлежат животные без владельцев, находящиеся на улицах, в иных местах и на территориях общего пользования, а в предусмотренных Федеральным законом случаях также на территориях или объектах, находящихся в собственности или пользовании физических и юридических лиц, без сопровождающего лица, кроме случаев, когда владелец оставил животное на привязи около магазина или других мест общего пользования на непродолжительный период времени (не более трех часов). Отлов животных без владельцев осуществляется с применением специальных средств: ловчих сетей, сачков, пневматического оружия с обездвиживающими препаратами. Учёт животных без владельцев ведётся в журналах, иных документах по формам, установленным уполномоченным органом. Транспортировка отловленных животных в приюты для животных должна выполняться специально оборудованным автотранспортом для перевозки животных, в условиях, исключающих травмирование или гибель животных.
Согласно Порядку предоставления субвенций на реализацию органами местного самоуправления государственных полномочий по обращению с животными без владельцев, утверждённому постановлением Администрации Алтайского края от 26 января 2016 г. N 18, субвенции из краевого бюджета предоставляются на оказание услуг по отлову и возврату на прежние места обитания животных без владельцев, включая транспортные расходы; на оказание услуг по содержанию животных без владельцев, включая осмотр ветеринарным специалистом, лечение, вакцинацию, стерилизацию, кормление.
В соответствии с частями 2, 3 статьи 16 Устава городского округа - города Барнаула Алтайского края, принятого решением Барнаульской городской Думы от 28 февраля 2018 г. N 71, органы местного самоуправления города Барнаула осуществляют государственные полномочия, переданные им в соответствии со статьёй 19 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления города, осуществляется только за счёт предоставляемых бюджету города субвенций из соответствующих бюджетов. В случае, если выделенных городу Барнаулу материальных ресурсов и финансовых средств недостаточно для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий, органы местного самоуправления города вправе дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства на осуществление переданных им отдельных государственных полномочий.
Положением о комитете по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи города Барнаула, утверждённым решением Барнаульской городской Думы от 28 марта 2014 г. N 284, предусмотрено, что одной из основных задач Комитета является осуществление полномочий по обращению с животными без владельцев, обитающими на территории города Барнаула (пункт 2.5); в сфере обращения с животными без владельцев, обитающими на территории города Барнаула Комитет организует реализацию переданных государственных полномочий по обращению с животными без владельцев, обитающими на территории города Барнаула, в части их отлова, содержания и возврата на прежние места обитания: планирует отлов, содержание и возврат на прежние места обитания животных без владельцев на территории города Барнаула с учётом данных об отловленных животных без владельцев в предыдущем году; принимает меры по снижению риска причинения животными без владельцев вреда жизни или здоровью граждан в соответствии с постановлением Правительства Алтайского края (пункт 3.5).
В соответствии с частью 3 статьи 20 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пунктом 5 статьи 4 Закона Алтайского края от 9 ноября 2015 г. N 10.7-ЗС "О наделении органов местного самоуправления Алтайского края государственными полномочиями по обращению с животными без владельцев" органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.
Установив на основании совокупности исследованных доказательств, что на 4 апреля 2022 г. - момент причинения вреда Герасимовой К.В, полномочия по организации проведения мероприятий по отлову, транспортировке и содержанию безнадзорных домашних животных на территории г. Барнаула Алтайского края входят в компетенцию муниципального образования в лице комитета по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи города Барнаула, который является заказчиком по заключённому контракту на оказание услуг по отлову, содержанию и возврату на прежнее место обитания животных без владельца, а также распределителем перечисленных на это денежных средств из краевого бюджета, которое, с учётом факта нападения безнадзорной собаки, не в должной мере исполнило обязанность по принятию мер по отлову собак, находящихся без сопровождения лиц на территории города Барнаула, доказательств опровергающих установленные судом обстоятельства или подтверждающих отсутствие вины в причинении вреда, не представлено, суд первой инстанции, с выводом которого согласился суд апелляционной инстанции, обоснованно пришёл к выводу о взыскании компенсации морального вреда с комитета по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи города Барнаула.
С учётом установленных обстоятельств причинения вреда, характера перенесённых Герасимовой К.В. физических и нравственных страданий, тяжести и последствий причинённого вреда, суды сочли необходимым взыскать в пользу Герасимовой К.В. компенсацию морального вреда в размере 30 000 руб, полагая данную сумму разумной и справедливой, соответствующей установленным обстоятельствам дела.
Доводы кассационной жалобы об отсутствии оснований для возложения на органы местного самоуправления обязанности компенсировать моральный вред Герасимовой К.В, поскольку полномочия по обращению с безнадзорными животными возложены на органы государственной власти субъекта, а также о том, что стороной истца не доказан факт причинения вреда Герасимовой К.В. в результате нападения именно безнадзорной собаки, основаны на ошибочном толковании норм материального права, по существу, направлены на оспаривание выводов судов об установленных обстоятельствах, основанных на оценке доказательств по делу, а потому не могут являться основанием для отмены обжалуемых судебных актов, поскольку в силу положений главы 41 ГПК РФ суд кассационной инстанции не наделён полномочиями по непосредственному исследованию вопросов факта и переоценке доказательств. В силу статей 67 и 3271 ГПК РФ оценка доказательств и установление обстоятельств по делу относится к исключительной компетенции судов первой и апелляционной инстанций, и иная оценка доказательств стороны спора не может послужить основанием для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке при отсутствии со стороны судов нарушений установленных процессуальным законом правил их оценки.
Вопреки доводам кассационной жалобы, из положений пункта 15 части 1 статьи 16.1 Федерального закона от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления муниципального округа, городского округа, городского округа с внутригородским делением имеют право на осуществление деятельности по обращению с животными без владельцев, обитающими на территориях муниципального округа, городского округа.
Законом Алтайского края от 9 ноября 2015 г. N 107-ЗС "О наделении органов местного самоуправления Алтайского края государственными полномочиями по обращению с животными без владельцев" органы местного самоуправления органы местного самоуправления наделены государственными полномочиями по обращению с животными без владельцев в части их отлова, содержания и возврата на прежние места обитания.
Факт нападения на Герасимову К.В. безнадзорной собаки свидетельствует о недостаточности принятых органами местного самоуправления города Барнаула мер по обращению с животными без владельцев, поскольку они не позволили исключить причинение вреда в результате нападения безнадзорного животного, в связи с чем именно комитет по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи города Барнаула, как представитель органа местного самоуправления которому переданы полномочия по организации проведения мероприятий по отлову, транспортировке и содержанию безнадзорных домашних животных на территории г. Барнаула Алтайского края, несёт ответственность за вред здоровью, причинённый Герасимовой К.В. "данные изъяты".
Утверждение о недоказанности причинения вреда при установленных судами первой и апелляционной инстанций обстоятельствах, выражает нежелание ответчика нести гражданско-правовую ответственность.
Иные доводы кассационной жалобы заявителя также не свидетельствуют о наличии оснований, установленных в статье 379.7 ГПК РФ, для отмены обжалуемых решения суда и апелляционного определения кассационным судом общей юрисдикции.
По настоящему делу юридически значимые обстоятельства судами первой и апелляционной инстанции определены правильно, выводы судов подробно мотивированы, должным образом отражены в обжалуемых судебных постановлениях, основаны на фактических обстоятельствах дела, установленных по результатам исследования и проверки в соответствии с требованиями статьи 67 ГПК РФ доказательств, представленных в материалы дела.
Судами первой и апелляционной инстанций не допущено нарушений норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, влекущих отмену или изменение принятых по настоящему делу судебных постановлений по тем доводам, которые изложены в кассационной жалобе.
Таким образом, при изложенной совокупности обстоятельств, доводы жалобы нельзя квалифицировать в качестве нарушения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, приведших к судебной ошибке, а потому принятые по делу решение суда и апелляционное определение отмене в кассационном порядке не подлежат.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 21 марта 2023 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 4 октября 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу администрации города Барнаула - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.