Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
Председательствующего Лавник М.В, судей Андугановой О.С, Латушкиной С.Б.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-558/2023 (УИД: 02RS0006-01-2023-000736-60) по иску Енчинова Олега Осиповича к администрации муниципального образования "Улаганский район" об оспаривании решения жилищной комиссии, восстановлении в списке граждан для получения жилищной субсидии, по кассационной жалобе представителя Енчинова Олега Олеговича - Бахрамаевой Светланы Васильевны на решение Улаганского районного суда Республики Алтай от 4 июля 2023 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Алтай от 4 октября 2023 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Андугановой О.С, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Енчинов Олег Осипович (далее - Енчинов О.О, истец), обратился в суд с иском к администрации муниципального образования "Улаганский район" об оспаривании решения жилищной комиссии, восстановлении в списке граждан для получения жилищной субсидии.
В обоснование заявленных требований Енчинов О.О. указал, что с 11 декабря 2003 г..истец состоял на учете граждан, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей на получение жилищной субсидии для приобретения жилья, имел трудовой стаж 33 года, постоянно проживал в селе "адрес". С 2012 года по 2018 год Енчинов О.О. владел жилым помещением, расположенным в "адрес", при этом не имел замечаний от жилищной комиссии. Решением жилищной комиссии Енчинов О.О. снят с учета граждан, имеющих право на получение жилищной субсидии на основании подпункта "д" пункта 21 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2002 года N879. Считает, что по смыслу ст. 6 Федерального закона от 25 октября 2002 года N125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера приравненных к ним местностей" приобретение жилого помещения за пределами местности, приравненной к районам Крайнего Севера, не является основанием для исключения из списка. На дату приобретения жилья в "адрес" законодательство содержало запрет на приобретение жилья только в других регионах России. Подпункт "д" пункта 21 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2002 г..N879 утратил силу с 23 октября 2020 г..Решение жилищной комиссии о снятии истца с учёта является незаконным, поскольку комиссии следовало руководствоваться нормой предоставления, а не учетной нормой. В составе семьи истца зарегистрировано трое человек, с заявлением об исключении кого-либо из состава семьи Енчинов О.О. не обращался.
Комиссия лишила истца предусмотренного ст. 6 Федерального закона от 25 октября 2002 г..N125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" права распорядиться принадлежащим ему жилым помещением, расположенным в "адрес", не учла, что основанием первичного учета Енчинова О.О. являлось наличие у истца необходимого трудового стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. За время учета Енчинов О.О. не получал субсидий на улучшение жилищных условий, не имел замечаний от уполномоченного органа и до настоящего времени отвечает требованиям Федерального закона от 25 октября 2002 г..N125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", что в совокупности лишило истца права на улучшение жилищных условий при выезде из Улаганского района.
С учетом уточнений исковых требований Енчинов О.О. просил суд признать незаконным решение (протокол) жилищной комиссии администрации муниципального образования "Улаганский район" от 3 декабря 2018 г. N, исключить в постановлении администрации муниципального образования "Улаганский район" от 10 декабря 2018 г. N сведения об исключении Енчинова О.О. из списка граждан, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, обязать администрацию муниципального образования "Улаганский район" поставить Енчинова О.О. в очередь на получение жилищной субсидии для приобретения жилья в связи с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в категорию "пенсионеры" с 31 марта 2006 г.
Решением Улаганского районного суда Республики Алтай от 4 июля 2023 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Алтай от 4 октября 2023 г, исковые требования Енчинова О.О. оставлены без удовлетворения.
В кассационной жалобе представитель Енчинова О.О. ? Бахрамаева С.В. просит об отмене решения Улаганского районного суда Республики Алтай от 4 июля 2023 г, апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Алтай от 4 октября 2023 г.
В обоснование доводов жалобы заявитель указывает на нарушение судами норм материального и процессуального права и неправильное определение фактических обстоятельств дела.
Так, истец поставлен на учет, как лицо, нуждающееся в улучшении жилищных условий с 11 декабря 2003 г. Постановлением администрации от 10 декабря 2018 г. N, как соответствующий требованиям ст. 1 Федерального закона от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей".
Решением комиссии истец исключен из списка по причине приобретения однокомнатной квартиры общей площадью N кв. м. в городе "адрес" составом семьи из 3 человек. Однако полагает, что поскольку указанная квартира была приобретена истцом в городе Горно - Алтайске Республики Алтай, следовательно, факт приобретения указанной квартиры в силу положений статьи 1 Федерального закона от 25 октября 2002 года N125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" не может являться основанием исключения истца из очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий. Истец, а также члены его семьи не уезжали из Улаганского района Республики Алтай в город Горно - Алтайск. Кроме того полагает, что критерий нуждаемости в улучшении жилищных условий не подлежал выяснению судами, поскольку истец был поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по критерию стажа работы в районах Крайнего Севера более 15 лет, а не по критерию его нуждаемости в улучшении жилищных условий. Полагает, что по истечении пяти лет с даты реализации квартиры он имел право на постановку себя на учет нуждающихся. Полагает неправомерным исключение его супруги из числа членов его семьи, поскольку с таким заявлением истец к ответчику не обращался.
Относительно доводов кассационной жалобы представителем Министерства регионального развития Республики Алтай представлены письменные возражения, в которых просил оставить принятые судебные постановления без изменения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела судом кассационной инстанции. В судебное заседание суда кассационной инстанции не явился истец Енчинов О.О, представитель ответчика администрации муниципального образования "Улаганский район", представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерства регионального развития Республики Алтай, сведения о причине неявки не представили.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь положениями ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены принятых судебных постановлений.
В соответствии с частью первой статьи 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В интересах законности кассационный суд общей юрисдикции вправе выйти за пределы доводов кассационных жалобы, представления. При этом суд не вправе проверять законность судебных постановлений в той части, в которой они не обжалуются, а также законность судебных постановлений, которые не обжалуются (ч. 2 ст. 379.6 ГПК РФ).
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ).
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции таких нарушений по настоящему делу не усматривает и в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, не находит оснований для признания выводов судов первой и апелляционной инстанций, незаконными, исходя из следующего.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что на основании письменного заявления Енчинова О.О. от 11 декабря 2003 г. о постановке на учет на получение "северной" квартиры при наличии трудового стажа 33 года, в соответствии с Федеральным законом от 25 октября 2002 г. N125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", Положением о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2002 г. N879, постановлением жилищной комиссии администрации Муниципального образования "Улаганский район" от 11 декабря 2003 г. N-с Енчинов О.О. поставлен на учет граждан для улучшения жилищных условий в категорию "работающие".
На дату первичного учета в 2003 году Енчинов О.О. постоянно проживал в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, в "адрес". Имел необходимый трудовой стаж, не имел прав на жилые помещения, расположенные за пределами Улаганского района, потому принят на учёт администрацией муниципального образования "Улаганский район" как лицо, не имеющее других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
6 июня 2006 г. Енчинов О.О. обращался в администрацию муниципального образования "Улаганский район" с письменным заявлением о переводе его из категории "работающие" в категорию "пенсионеры" и включении в состав его семьи супруги Е. и сына Е, что подтверждается заявлением истца в материалах учетного дела.
С учетом сведений Государственного учреждения - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Улаганском районе о назначении пенсии, данных трудовой книжки истца, справки администрации муниципального образования " "данные изъяты"" о составе семьи истца, пункта 20 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2002 г. N879, суды пришли к выводу, что с 6 июня 2006 года произошло увеличение состава семьи Енчинова О.О. до трех человек, включая супругу и сына. С даты назначения Енчинову О.О. пенсии по старости 31 марта 2006 года произошло изменение категории учета "работающие" на "пенсионеры".
24 декабря 2012 г. Енчинов О.О. приобрел в собственность жилое помещение площадью N кв. м, расположенное по адресу: "адрес", указанный адрес не относится к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям; указанным жилым помещением истец владел до отчуждения 10 июля 2018 г.
3 декабря 2018 г. по итогам заседания жилищной комиссии администрации муниципального образования "Улаганский район" принято решение (протокол) N о снятии Енчинова О.О. с учета граждан, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
10 декабря 2018 г. постановлением администрации муниципального образования "Улаганский район" N Енчинов О.О. снят с учета граждан, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, согласно ст. 1 Федерального закона от 25 октября 2002 г. N125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" и подпункта "д" пункта 21 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2002 г. N879.
Разрешая спор, установив в ходе судебного разбирательства, что истец, состоявший с 2003 года на учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат, выделяемых за счет средств федерального бюджета для приобретения жилья при выезде из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, правомерно снят с указанного учета как лицо, приобретшее в 2012 году жилое помещение в г. Горно-Алтайске и утратившее в связи с этим право состоять на указанном учете, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", ст. 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, Положением о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2002 г. N 879, пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска.
Проверяя законность и обоснованность принятого по делу решения, суд апелляционной инстанции решение Улаганского районного суда Республики Алтай от 4 июля 2023 г. оставил без изменения.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции оснований не согласиться с принятыми судебными постановлениями судов первой и апелляционной инстанций не находит.
Условия и порядок предоставления социальных выплат для приобретения жилья гражданам, выезжающим (выехавшим) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, регулируются Федеральным законом от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей".
Согласно статье 1 Федерального закона от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", в редакции, действовавшей в период спорных отношений, право на получение жилищных субсидий предоставлялось гражданам, прибывшим в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 г, имеющим общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющим жилья в других регионах Российской Федерации или нуждающимся в его улучшении и не получавшим субсидии на эти цели.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" (в редакции Федерального закона от 17 июля 2011 года N212-ФЗ) право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 г, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидий на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее десяти календарных лет и состояли по месту жительства на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Федеральный законодатель изменил правовое регулирование и установилправо граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, а также выехавших из указанных районов и местностей не ранее 1 января 1992 г, на получение за счет средств федерального бюджета жилищной субсидии, и закрепил в качестве условий его возникновения наряду с иными условиями - отсутствие жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждаемость в улучшении жилищных условий.
Не обеспеченными жилыми помещениями для постоянного проживания на территории Российской Федерации, расположенными за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, признаются граждане при соблюдении соответствующих условий, в том числе, если гражданин, выезжающий из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, и (или) члены его семьи не являются собственниками жилых помещений, расположенных за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, либо являются собственниками жилых помещений, расположенных за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, при условии обеспеченности общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной органом местного самоуправления в соответствии со ст. 50 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Порядок регистрации и учета граждан Российской Федерации, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, установлен Положением о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2002 г. N 879. (далее - Положение о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей).
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 1992 г. N 239 "Об отнесении районов Республики Горный Алтай к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера, и установлении коэффициентов" с 1 апреля 1992 г. Кош-Агачский и Улаганский районы Республики Горный Алтай отнесены к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера.
В соответствии с пунктами 24, 25 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации ежегодно, до 15 февраля утверждают единые списки граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, которые являются основанием для предоставления социальных выплат для приобретения жилья.
Согласно п. 20 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 14 ноября 2007 года N780, в случае изменения оснований, в соответствии с которыми граждане были поставлены на учет имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, им предоставляются социальные выплаты для приобретения жилья в соответствии с изменившимися условиями (при этом очередность определяется по номеру и дате подачи первоначального заявления) либо они подлежат снятию с учета.
По смыслу приведенных выше положений законодательства соответствие гражданина условиям, установленным в ст. 1 Федерального закона от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", определено в качестве основного критерия для предоставления жилищной субсидии, которое должно сохраняться на протяжении реализации права на такую субсидию.
Перечень оснований, по которым граждане снимаются с учета имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, предусмотрен пунктом 21 Положение о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
Согласно п. 21 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2002 г. N 879, в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2017 г. N1613, граждане снимаются с учета имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в случае: приобретения (строительства) жилых помещений в районах и местностях, не отнесенных к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям (подпункт "д" пункта 21 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей).
Таким образом, для лиц, проживавших в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и не имеющих за их пределами других жилых помещений, факт приобретения жилья означал исключение такого условия для возникновения права на получение социальных выплат, как отсутствие у данной категории граждан жилых помещений за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
Судами установлено, что 24 декабря 2012 г. Енчинов О.О. приобрел за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей жилое помещение (квартиру) площадью N кв. м, в "адрес", собственником которого был по 10 июля 2018 г. После 10 июля 2018 г. Енчинов О.О. в собственности жилых помещений, расположенных за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, не имел.
3 декабря 2018 г. по итогам заседания жилищной комиссии администрации муниципального образования "Улаганский район" принято решение (протокол) N о снятии Енчинова О.О. с учета граждан, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, согласно статье 1 Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" и подпункта "д" пункта 21 Положение о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей (пункт 7 Протокола).
На дату принятия оспариваемого истцом решения (протокола) жилищной комиссии администрации муниципального района "Улаганский" район" от 3 декабря 2018 г. действовала редакция Федерального закона от 25 октября 2002 г. N125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", согласно которой право на получение жилищных субсидий имели граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 г. имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидий на эти цели.
Таким образом, приобретение истцом или членами его семьи жилого помещения, в силу подпункта "д" п. 21 Положение о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей являлось достаточным основанием для снятия лица с учёта граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья.
Факт отчуждения в июле 2018 г. истцом приобретенного им в декабре 2012 года жилого помещения в г. Горно-Алтайске не свидетельствует о неправомерности действий ответчика и о наличии оснований для сохранения за Енчиновым О.О. права состоять на учете на получение субсидии с 31 марта 2006 г.
Доводы жалобы о том, что судом не установлена нуждаемость истца по состоянию на дату постановки на учет, подлежат отклонению, поскольку основанием для снятия истца с учета являлось приобретение жилого помещения в 2012 году.
Отсутствие жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждаемость являются одним обязательным условием возникновения права на получение жилищной субсидии. При этом, снятие гражданина с учета является не правом, а обязанностью компетентного органа.
Ссылка в жалобе на то, что истец до настоящего времени имеет право на получение жилищной субсидии, так как отвечает требованиям, предъявляемым Федеральным законом от 25 октября 2002 года N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" является несостоятельной в силу следующего.
Согласно статье 53 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее, чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
В соответствии с п. 22 Положение о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей если у граждан после снятия с учета вновь возникло право на получение социальных выплат для приобретения жилья, их повторная постановка на учет производится на общих основаниях.
С учетом требований Федерального закона от 25 октября 2002 г. N125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" и положений Жилищного кодекса Российской Федерации истец не лишен возможности обратиться в администрацию муниципального района "Улаганский район" в установленном законом порядке с соответствующим заявлением.
Приходя к выводам о том, что Енчинов О.О. не подлежит восстановлению на учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей при приобретении им жилого помещения за пределами районов Крайнего Севера и приравненным к ним местностям, судами правомерно учтено, что положения Федерального закона от 25 октября 2002 г. N125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" и Положение о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей связывают принятие решения о снятии с учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат лишь с самим фактом наступления указанных событий.
То обстоятельство, что в октябре 2020 года (после принятия ответчиком оспариваемых решения и постановления) исключен из пункта 21 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2002 г. N879 подпункт "д", предписывавший необходимость снятия гражданина с учета в случае приобретения им жилья в районах и местностях, не отнесенных к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям, не может служить основанием к отмене принятых судебных постановлений, поскольку исключение указанного подпункта произведено одновременно с изменением редакции подпункта "и" пункта 21 указанного Положения согласно которого граждане снимаются с учета имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение социальной выплаты для приобретения жилья в соответствии со статьей 1 Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" либо статьей 2 Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из закрывающихся населенных пунктов в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях".
При таких обстоятельствах суды пришли к верному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных истцом требований.
Выводы судов основаны на правильном применении и толковании норм материального права, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, а доводы заявителя кассационной жалобы полностью повторяют позицию истца выраженную в апелляционной жалобе, доводам представителя истца дана полная и исчерпывающая оценка в апелляционном определении судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда, оснований для иной оценки судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не усматривает.
Принятые по делу решение суда первой и апелляционной инстанций отмене в кассационном порядке не подлежат.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Улаганского районного суда Республики Алтай от 4 июля 2023г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Алтай от 4 октября 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Енчинова Олега Олеговича - Бахрамаевой Светланы Васильевны - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.