Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного
суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Фроловой Т.В, судей Кожевниковой Л.П, Раужина Е.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N24RS0031-01-2023-000036-91 (2-265/2023) по иску Новичковой Людмилы Николаевны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Красноярскому краю о признании права на перерасчет страховой пенсии, взыскании недополученных сумм пенсии, по кассационной жалобе представителя Новичковой Людмилы Николаевны - Наприенко Дмитрия Валерьевича, действующего на основании доверенности, на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 20 ноября 2023 г, Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Кожевниковой Л.П, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Новичкова Л.Н. обратилась в суд с иском к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Красноярскому краю (далее- ОСФР по Красноярскому краю) о признании права на перерасчет страховой пенсии, взыскании недополученных сумм пенсии.
В обоснование заявленных требований указала, что является получателем страховой пенсий по старости с 17 августа 2009 г, размер ее пенсии в настоящее время составляет 15 537, 69 руб.
В период с 20 ноября 1984 г. по 29 июня 2022 г. она работала в МБОУ Курагинская СОШ N 1 в должности учителя английского языка.
Согласно приказу МБОУ Курагинская СОШ N 1 от 17 июня 2022 г. N истец была уволена с 29 июня 2022 г. на основании и. 3 ч. 1 ст. 77 Трудового кодекса Российской Федерации (далее- ТК РФ) по собственному желанию.
Поскольку в октябре 2022 года истец не получила индексацию своей пенсии, 20 октября 2022 г. она обратилась в Клиентскую службу в пгт. Курагино ОПФР по Красноярскому краю с заявлением о перерасчете пенсии.
Решением пенсионного органа в перерасчете пенсии ей было отказано.
Из ответа от 28 ноября 2022 г. следовало, что по сведениям из АИС ПФР-2 она уволена из МБОУ Курагинская СОШ N 1 с 29 июня 2022 г. и вновь принята в это учреждение с 15 августа 2022 г, по сведениям информационного портала (ИПК ВИР) в июле 2022 года она осуществляла работу к КГКСУ "Центр оценки качества образования" (далее - КГКСУ "ЦОКО").
Согласно записям в трудовой книжке датой окончания трудовой деятельности в МБОУ Курагинская СОШ N 1 является 29 июня 2022 г, что также подтверждается приказом от 17 июня 2022 г. N о прекращении (расторжении) трудового договора с 29 июня 2022 г.
Истец с 15 августа 2022 г. возобновила трудовую деятельность, трудоустроившись в МБОУ Курагинской СОШ N 1, что также подтверждается приказом от 15 августа 2022 г. N о приеме на работу.
Период отсутствия трудовой деятельности составляет более одного полного месяца с 29 июня 2022 г. по 14 августа 2022 г. Согласно справке КГКСУ "ЦОКО" от 18 октября 2022 г. N Новичкова Л.Н. привлекалась для организации и проведения государственной итоговой аттестации в качестве организатора в пункте приема проведения экзамена с 26 мая 2022 г. по 29 июня 2022г. на основании приказа Министерства образования Красноярского края от 19 мая 2022 г. N без заключения трудового договора и договора гражданско-правового характера с КГКСУ "ЦОКО".
В июле 2022 года Новичковой Л.Н. на основании личного заявления и представленных документов в соответствии с Постановлением Правительства Красноярского края от 7 августа 2018г. N- п из средств краевого бюджета, выделенных на проведение государственной итоговой аттестации, Приказом КГКСУ "ЦОКО" от 25 июля 2022 г. N-гиа была назначена выплата в размере 15 948, 50 руб. за участие в организации и проведении государственной итоговой аттестации с 26 мая 2022 г. по 29 июня 2022 г.
Выплата компенсаций производится в установленные Постановлением Правительства Красноярского края от 7 августа 2018 г. 452-п сроки.
Соответственно КГКСУ "ЦОКО" была подана отчетность по формам СЗВ-М и СЗВ- СТАЖ в августе 2022 года. Согласно справке о назначенных пенсиях и социальных выплатах от 13 декабря 2022 г. N суммарный размер страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии (размер пенсии после прекращения трудовой деятельности работающего пенсионера) составляет 25 667, 72 руб.
Разница между фактически выплачиваемой страховой пенсией и вышеуказанной составляет 10 130, 03 руб. За период с 1 июля 2022 г. по 31 декабря 2022 г. задолженность с учетом перерасчета составляет 60 780, 18 руб.
Просила признать ее право на перерасчет страховой пенсии в связи с прекращением осуществления трудовой деятельности с 29 июня 2022 г. по 14 августа 2022 г, взыскать с ответчика в ее пользу компенсацию с учетом перерасчета страховой пенсии за период с 1 июля 2022 г. по 31 декабря 2022 г. в размере 60 780, 18 руб, расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб.
Определением Курагинского районного суда Красноярского края от 19 апреля 2023г. произведена замена ответчика, Государственное учреждение -Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Красноярскому краю заменено на правопреемника - Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Красноярскому краю.
Решением Курагинского районного суда Красноярского края от 12 июля 2023 г. исковые требования удовлетворены частично. Суд признал право истца на перерасчет страховой пенсии в соответствии с ч. 3 ст. 26.1 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400- ФЗ "О страховых пенсиях" в связи с прекращением осуществления трудовой деятельности с 29 июня 2022 г. по 14 августа 2022 г. В удовлетворении остальной части исковых требований суд отказал.
Дополнительным решением Курагинского районного суда Красноярского края от 24 августа 2023 г. суд взыскал с ОСФР по Красноярскому краю в пользу истца расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 20 ноября 2023 г. решение Курагинского районного суда Красноярского края от 12 июля 2023 г. отменено с приятием по делу нового решения, которым в удовлетворении исковых требований о перерасчете пенсии отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, Новичкова Л.Н. ставит вопрос об отмене апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 20 ноября 2023 г. как незаконного, принятого с нарушением норм материального права. В обоснование доводов истец настаивает на том, что в связи с прекращением трудовой деятельности 29 июня 2022 г. у нее имелось право на индексацию пенсии.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
В силу положений ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Статья 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции рассмотрела дело в пределах доводов кассационной жалобы истца.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Новичкова Л.Н. с 17 августа 2009 г. является получателем страховой пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в размере 18 446, 98 руб, что подтверждается справкой о назначенных пенсиях и социальных выплатах от 13 декабря 2022 г.
Согласно материалам дела истец с 29 июня 2022 г. была уволена из МБОУ "Курагинская СОШ N 1" с должности учителя по собственному желанию на основании приказа от 17 июня 2022 г. N, а с 15 августа 2022 г. вновь принята на должность учителя МБОУ "Курагинская СОШ N 1" (приказ от 15 августа 2022 г. N).
Согласно сведениям о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица в период 1 января 2022 г. по 29 июня 2022г. и в период с 15 августа 2022 г. по 31 декабря 2022 г. истец была трудоустроена в МБОУ "Курагинская СОШ N 1", в период с 1 июля 2022 г. по 31 июля 2022 г. трудоустроена в КГКСУ "ЦОКО".
Из ответов ОПФР по Красноярскому краю от 31 октября 2022 г, от 28 ноября 2022 г. следует, что в отношении Новичковой Л.Н. имеются следующие сведения: за отчетный период - июль 2022 года предоставлена отчетность по форме СЗВ- М, утвержденной постановлением Правления ПФР от 15 апреля 2021 г. N ЮЗп, страхователем КГКСУ "ЦОКО" (регистрационный номер в ПФР N); МБОУ "Курагинская СОШ N 1" (регистрационный номер в ПФР N) предоставило сведения о трудовой деятельности по форме СЗВ-ТД, утвержденной Постановлением Правления ПФР от 25 декабря 2019 г. N 730п, с указанием кадрового мероприятия "Увольнение" (дата кадрового мероприятия - 29 июня 2022 г.) и с указанием кадрового мероприятия "Прием" (дата кадрового мероприятия - 15 августа 2022г.).
Согласно сведениям индивидуального (персонифицированного) учета Новичкова Л.Н. является работающей, выплата пенсии производится без учета сумм индексации.
В справке КГКСУ "ЦОКО" от 18 октября 2022 г. N указано, что Новичкова Л.Н, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, не является работником КГКСУ "ЦОКО" и ранее в КГКСУ "ЦОКО" не работала.
На основании приказа министерства образования Красноярского края от 19 мая 2022г. N без заключения трудового договора и договора гражданско-правого характера с КГКСУ "ЦОКО" привлекалась для организации и проведения государственной итоговой аттестации в качестве члена государственной экзаменационной комиссии в пункте проведения экзамена (далее - ППЭ) с 26 мая 2022 г. по 29 июня 2022 г. в соответствии с ведомостью учета времени исполнения функций в ППЭ. Новичковой Л.Н. на основании личного заявления и представленных документов в соответствии с Постановлением Правительства Красноярского края от 7 августа 2018 г. N 452-п из средств краевого бюджета, выделенных на проведение государственной итоговой аттестации, приказом КГКСУ "ЦОКО" от 25 июля 2022 г. N-гиа и N-гиа была назначена выплата компенсации в размере 11 078 руб. и 4 870, 50 руб, соответственно, за участие в организации и проведении государственной итоговой аттестации с 26 мая 2022 г. по 29 июня 2022 г. Указанная выплата компенсации за вычетом НДФЛ проведена КГКСУ "ЦОКО" в установленные Постановлением Правительства Красноярского края от 7 августа 2018 г. N 452-п сроки.
В соответствии с ответом ПФР по Красноярскому краю N о включении лиц, привлекаемых к подготовке и проведению ГИА в формы СЗВ-М и СЗВ-СТАЖ КГКСУ "ЦОКО" обязан указанных лиц включать в отчетность по формам СЗВ-М и СЗВ-СТАЖ, невзирая на то, что привлеченные лица не являются работниками КГКСУ "ЦОКО" и не работают, то есть фактически могут являться безработными или неработающими пенсионерами.
КГКСУ "ЦОКО" не имеет информации о лицах, привлеченных к исполнению функций в ППЭ, состоят они трудовых отношениях с какими-либо организациями или нет, уволились ли они, вышли ли на пенсию.
Согласно ответу КГКСУ "ЦОКО" от 10 мая 2023 г. N табель учета рабочего времени работников ИГО составляется и ведется руководителем ППЭ. КГКСУ "ЦОКО" не ведет табель рабочего времени работников ППЭ, так как они не являются работниками КГКСУ "ЦОКО". У КГКСУ "ЦОКО" нет полномочий вести учет рабочего времени работников ППЭ, так как КГКСУ "ЦОКО" не является работодателем для лиц, привлекаемых для организации и проведения государственной итоговой аттестации (ГИА). Лица, участвующие в проведении Государственной итоговой аттестации (ГИА) направляются в ППЭ уполномоченным Правительством Красноярского края органом исполнительной власти Красноярского края и сфере образования (Министерство образования Красноярского края) приказами. Эти приказы министерства образования находятся в каждом ППЭ и в каждой школе, у непосредственного работодателя лиц. Руководитель ППЭ назначается приказом Министерства образования (не КГКСУ "ЦОКО") и не является работником КГКСУ "ЦОКО". Табель учета рабочего времени работников ППЭ находится у руководителя ППЭ.
В списке состава организаторов пунктов проведения экзаменов (ППЭ) для проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основанного общего образования в форме основного государственного экзамена в Красноярском крае в основной период 2022 год и их распределение между ППЭ, являющегося приложением N 3 к приказу министерства образования Красноярского края от 5 мая 2022 N, в графе под N значится Новичкова Л.Н. - организатор ППЭ, место работы - МБОУ "Курагинская СОШ N 1", место расположения ППЭ - МБОУ "Курагинская СОШ N 1".
Из табеля учета рабочего времени работников ППЭ с 19 мая 2022 г. по 9 июля 2022 г. следует, что Новичкова Л.Н. - организатор ППЭ за май-июль 2022 года отработала 25, 5 час, в том числе 27 мая 2022 г, 1, 7, 15, 22 июня 2022 г, в связи с чем, Новичковой Л.Н. произведена выплата за проведение ГИА, что подтверждается платежным поручением от 29 июля 2022 г. N, при этом в июле рабочих дней не указано.
По выписке состояния вклада, оформленного на Новичкову Л.Н, следует, что в период с августа по декабрь 2022 года ей ежемесячно поступала сумма пенсии в размере 15 537, 69 руб, в июле 2022 года начислена пенсия в размере 15 323, 46 руб.
Из представленных МБОУ "Курагинская СОШ N 1" табелей учета использования рабочего времени усматривается, что по должности учителя Новичковой Л.Н. за май 2022 года учитывается 30 часов, за июнь 2022 года - 30 часов, за август 2022 года - 18, 5 час, при этом в июле 2022 года истец в качестве работника не значится.
Частично удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что истец в период с 29 июня 2022 г. по 14 августа 2022 г. не работала, в связи с чем, в соответствии с ч. 3 ст. 26.1 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ имела право на перерасчет размера пенсии как неработающий пенсионер. Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что поскольку на 1 июля 2022 г. истец не была трудоустроена, а прием истца на работу имел место 15 августа 2022 г, истец имеет право на перерасчет страховой пенсии.
Суд апелляционной инстанции, не соглашаясь с выводами суда первой инстанции, исходил из материалов дела и представленных в суд апелляционной инстанции доказательств, в том числе: сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М; перечня сведений, содержащихся на индивидуально лицевом счете застрахованного лица, по состоянию на 12 октября 2023 г.; выписки из индивидуального лицевого счета Новичковой Л.Н. по состоянию на 14 ноября 2023 г, сведений о направлении страхователем КГКСУ "ЦОКО" 12 августа 2022 г. по форме СЗВ-М "исхд" по электронным каналам связи о застрахованных лицах, в том числе в отношении Новичковой Л.Н, за отчетный период 7 (июль) 2022 г.
При этом в выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица Новичковой Л.Н. указаны сведения о ее работе в КГКСУ "ЦОКО" в период с 1 июля 2022 г. по 31 июля 2022 г..
С учетом изложенного, принимая во внимание, что на момент обращения истца с заявлением о перерасчете пенсии - на 20 октября 2022 г, ОСФР по Красноярскому краю располагало информацией об осуществлении истцом в июле 2022 года оплачиваемой трудовой деятельности на основании представленных КГКСУ "ЦОКО" в установленном законом порядке сведений, которые не были отменены в порядке действующего законодательства (форма СЗВ-М с типом "Отменяющая" не подавалась), соответствуют форме СЗВ-СТАЖ, расхождений между указанными формами не выявлено, при этом, пенсионный орган не вправе самостоятельно корректировать поданные организациями- работодателями сведения без внесения соответствующих изменений в данные персонифицированного учета и при определении оснований перерасчета обязан руководствоваться исключительно сведениями персонифицированного учета, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что наличие в данных индивидуального персонифицированного учета сведений о Новичковой Л.Н. как о работающем лице в июле 2022 года явилось обоснованным основанием отказа ответчика в перерасчете страховой пенсии с 1 июля 2022 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что судом апелляционной инстанций нормы материального права применены правильно.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ вступившим в силу с 1 января 2015 г.
В соответствии с положениями ч. 2 ст. 18 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ перерасчет размера страховой пенсии производится в случае:
1) увеличения величины индивидуального пенсионного коэффициента за периоды до 1 января 2015 г.;
2) увеличения суммы коэффициентов, определяемых за каждый календарный год иных засчитываемых в страховой стаж периодов, указанных в ч. 12 ст. 15 настоящего Федерального закона, имевших место после 1 января 2015 г. до даты назначения страховой пенсии;
3) увеличения по данным индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования величины индивидуального пенсионного коэффициента, определяемой в порядке, предусмотренном ч. 18 ст. 15 настоящего Федерального закона, исходя из суммы страховых взносов на страховую пенсию, не учтенных при определении величины индивидуального пенсионного коэффициента для исчисления размера страховой пенсии по старости или страховой пенсии по инвалидности, при их назначении, переводе с одного вида страховой пенсии на страховую пенсию по старости или страховую пенсию по инвалидности, предыдущем перерасчете, предусмотренном настоящим пунктом, а также при назначении страховой пенсии по случаю потери кормильца. Такой перерасчет производится без заявления пенсионера (за исключением лиц, имеющих право на установление доли страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 19 и 20 указанного Федерального закона) с 1 августа каждого года, а в случае перерасчета размера страховой пенсии по случаю потери кормильца - с 1 августа года, следующего за годом, в котором была назначена указанная страховая пенсия.
Особенности выплаты страховой пенсии в период осуществления пенсионером работы и (или) иной деятельности регламентированы ст. 26.1 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, введенной Федеральным законом от 29 декабря 2015 г. N 385-ФЗ "О приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и особенностях увеличения страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и социальных пенсий".
В соответствии с данной правовой нормой пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в силу Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным ч.ч. 2, 5 - 8 ст. 18 этого Федерального закона, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с данным Федеральным законом, без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеющих место в период осуществления работы и (или) иной деятельности (ч. 1 ст. 26.1).
Пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при возникновении права на повышение (повышения) фиксированной выплаты к страховой пенсии такое повышение (повышения) выплачивается исходя из выплачиваемой на день его (их) установления суммы фиксированной выплаты к страховой пенсии (ч. 2 ст. 26.1).
Пенсионерам, прекратившим осуществление работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным ч.ч. 2, 5 - 8 ст. 18 этого Федерального закона, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с данным Федеральным законом, с учетом индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, имевших место в период осуществления работы и (или) иной деятельности, за период, начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем прекращения работы и (или) иной деятельности (ч. 3 ст. 26.1).
Уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", в целях реализации положений ч.ч. 1 - 3 этой статьи производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ежемесячно на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (ч. 4 ст. 26.1).
Решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенных в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 настоящей статьи, выносится в месяце, следующем за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, получены сведения, представленные страхователем в соответствии с п.п. 5 и 6 ст. 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования" (ч. 6 ст. 26.1).
Суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенные в порядке, предусмотренном ч.ч. 1 - 3 этой статьи, выплачиваются с месяца, следующего за месяцем, в котором было вынесено решение, предусмотренное ч. 6 данной статьи (ч. 7 ст. 26.1).
Уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", в целях реализации положений ч.ч. 1 - 3 этой статьи производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ежемесячно на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (ч. 4 ст. 26.1).
Решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенных в порядке, предусмотренном ч.ч. 1 - 3 настоящей статьи, выносится в месяце, следующем за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, получены сведения, представленные страхователем в соответствии с п.п. 5 и 6 ст. 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования" (ч. 6 ст. 26.1).
Суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенные в порядке, предусмотренном ч.ч. 1 - 3 этой статьи, выплачиваются с месяца, следующего за месяцем, в котором было вынесено решение, предусмотренное ч. 6 данной статьи (ч. 7 ст. 26.1).
Частью 2 ст. 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" на страхователя возложена обязанность в Пенсионный фонд Российской Федерации предоставить сведения о каждом работающем у него лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы).
Из указанных положений пенсионного законодательства следует, что в случае осуществления пенсионером трудовой деятельности назначенная страховая пенсия с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии выплачивается без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, имевших место в период осуществления работы и (или) иной деятельности. Соответствующий перерасчет пенсии с учетом индексации (увеличения) и корректировки производится в связи с увольнением пенсионера с 1-го числа месяца, следующего за месяцем прекращения работы и (или) иной деятельности. Сведения об осуществлении (прекращении) пенсионером работы и (или) иной деятельности пенсионный орган ежемесячно получает от работодателей в сроки и по форме, предусмотренным Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ, на основании которых выносит решение о выплате пенсии, определенной в порядке, предусмотренном ч.ч. 1 - 3 данной статьи, в месяце, следующем за месяцем получения указанных сведений от работодателей (ч 6 ст. 26.1 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ). Выплата пенсии в новом размере производится начиная с месяца, следующего за месяцем вынесения решения о перерасчете пенсии (ч. 7 ст. 26.1 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Установив, что пенсионный орган действовал в рамках предоставленных ему полномочий, исходя из сведений, представленных страхователем, суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу о том, что оснований для удовлетворения заявленных Новичковой Л.А. требований, предъявленных к пенсионному органу, о признании за ней право на перерасчет пенсии в соответствии с ч. 3 ст. 26.1 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в связи с прекращением осуществления трудовой деятельности в период с 29 июня 2022 г. по 14 августа 2022 г.- не имелось.
Ссылки кассатора на то, что в июле 2022 года она в КГКСУ "ЦОКО" не работала, что сведения указанным учреждением о выплате ей денежных средств в июле 2022 года не подтверждают факт работы в этом месяце, были предметом правовой оценки суда апелляционной инстанции, который отклоняя данные доводы, исходил из полномочий пенсионного органа, который не имеет права корректировки за работодателя, представленных сведений. ОСФР по Красноярскому краю располагало информацией об осуществлении истцом в июле 2022 года оплачиваемой трудовой деятельности на основании представленных КГКСУ "ЦОКО" в установленном законом порядке сведений, которые не были отменены в порядке действующего законодательства.
Приходя к вышеуказанным выводам, суд апелляционной инстанции принял во внимание разъяснения, изложенные в письме Минфина России от 10 октября 2019 г. N 03-15-07/77728 о том, что компенсации, выплачиваемые педагогическим работникам за выполнение работ по подготовке и проведению государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования, признаются объектом обложения страховыми взносами как выплаты, производимые по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, независимо от источника финансирования данных выплат, а также от факта заключения с педагогическими работниками гражданско-правовых договоров в письменной форме.
Учитывая, что доводы кассатора о праве на перерасчет в связи с прекращением работы в вышеуказанный период, повторяют доводы иска, сводятся к субъективному толкованию вышеприведенных норм права, были предметом правовой оценки суда апелляционной инстанции, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Нарушений норм материального права или норм процессуального права, в ходе разбирательства дела, повлиявших на исход дела, судом апелляционной инстанции не допущено, следует апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 20 ноября 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Новичковой Л.Н. - без удовлетворения.
Руководствуясь ст.ст. 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 20 ноября 2023 г, оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Новичковой Людмилы Николаевны - Наприенко Дмитрия Валерьевича - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.