Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Латушкиной С.Б, судей Новожиловой И.А, Гусева Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-2606/2023 (УИД 24RS0040-01-2023-001739-34) по исковому заявлению Маховой Натальи Юрьевны к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 25 по Красноярскому краю о взыскании невыплаченных денежных средств, компенсации морального вреда, по кассационной жалобе Маховой Натальи Юрьевны на решение Норильского городского суда Красноярского края от 4 сентября 2023 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 29 ноября 2023 г.
с использованием системы видеоконференц-связи при содействии Норильского городского суда Красноярского края при участии Маховой Натальи Юрьевны, представителя Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 25 по Красноярскому краю по доверенности Масляковой Дарьи Витальевны, Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Новожиловой И.А, выслушав объяснения Маховой Натальи Юрьевны, поддержавшей доводы кассационной жалобы, объяснения представителя Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 25 по Красноярскому краю по доверенности Масляковой Дарьи Витальевны, возражавшей против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Махова Наталья Юрьевна (далее по тексту - Махова Н.Ю, истец) обратилась в Норильский городской суд Красноярского края к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 25 по Красноярскому краю (далее по тексту - Межрайонная ИФНС N 25 по Красноярскому краю, ответчик) с иском, уточненным в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, о взыскании недоплаченного материального стимулирования в размере 2 113 178, 13 рублей, недоплаченной дополнительной компенсационной выплаты, начисленной на сумму недоплаченного материального стимулирования, в размере 652 443, 75 рублей; компенсации в порядке статьи 236 Трудового кодекса Российской Федерации за недоплаченные суммы материального стимулирования и недоплаченные суммы дополнительных компенсационных выплат, начисленные на сумму недоплаченного материального стимулирования, в размере 313 799, 63 рублей и 89 773, 42 рублей соответственно и на дату вынесения решения суда; недоплаченной суммы отпускных в августе 2022 г..(61 день) в размере 464 656, 45 рублей, недоплаченной суммы дополнительных компенсационных выплат, начисленной на недоплаченную сумму отпускных в августе 2022 г..в размере 88 284, 72 рублей, компенсации в порядке статьи 236 Трудового кодекса Российской Федерации на недоплаченную сумму отпускных и сумму дополнительных компенсационных выплат, начисленную на недоплаченную сумму отпускных, в размере 66 105, 13 рублей и 10 329, 31 рублей и по состоянию на дату вынесения решения суда; недоплаченной суммы отпускных в феврале 2023 г..(3 дня) в размере 36 746, 68 рублей, компенсации в порядке статьи 236 Трудового кодекса Российской Федерации на указанную сумму в размере 1 763, 84 рублей и по состоянию на дату вынесения решения суда; недоплаченной суммы компенсации за неиспользованный отпуск (80, 5 дней) в размере 1 056 107, 69 рублей, компенсации в порядке статьи 236 Трудового кодекса Российской Федерации на указанную сумму в размере 37 491, 82 рублей и на дату вынесения решения суда;
компенсации морального вреда в размере 50 000 рублей.
Протокольным определением Норильского городского суда Красноярского края от 13 июня 2023 г. к участию в деле в качестве третьего лица на стороне ответчика привлечен Фонд социальной защиты населения и развития территории Норильского промышленного района.
Решением Норильского городского суда Красноярского края от 4 сентября 2023 г. с учетом определения Норильского городского суда Красноярского края от 8 сентября 2023 г. об исправлении арифметической ошибки, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 29 ноября 2023 г, исковые требования Маховой Н.Ю. удовлетворены частично. С Межрайонной ИФНС России N 25 по Красноярскому краю в пользу Маховой Н.Ю. взысканы невыплаченные денежные средства в размере 540 314, 64 рублей, денежная компенсация за задержку выплаты денежных средств в размере 69 432, 91 рублей, компенсация морального вреда в размере 5 000 рублей, всего 614 747, 55 рублей. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Махова Н.Ю. обратилась в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции с кассационной жалобой, в которой просит решение Норильского городского суда Красноярского края от 4 сентября 2023 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 29 ноября 2023 г. в части отказа в удовлетворении исковых требований о взыскании недоначисленных и недоплаченных сумм материального стимулирования с применением районного коэффициента и процентной надбавки в заработной платы за работу в районных Крайнего Севера, о взыскании недоплаченной дополнительной компенсационной выплаты на сумму материального стимулирования с учетом районного коэффициента и северной надбавки, о взыскании компенсации за нарушение сроков выплаты суммы материального стимулирования с учетом районного коэффициента и северной надбавки, предусмотренной статьей 236 Трудового кодекса Российской Федерации, о взыскании компенсации за нарушение сроков выплаты дополнительных компенсационных выплат, предусмотренной статьей 236 Трудового кодекса Российской Федерации, изменить, принять новое решение, которым удовлетворить исковые требования.
Межрайонная ИФНС России N 25 по Красноярскому краю в возражениях на кассационную жалобу, представленных в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, указав на законность и обоснованность решения Норильского городского суда Красноярского края от 4 сентября 2023 г, апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 29 ноября 2023 г, просит оставить их без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения, В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Проверив законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для их отмены или изменения.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Махова Н.Ю. с 17 сентября 2019 г. состояла на государственной гражданской службе в Межрайонной ИФНС России N 25 по Красноярскому краю в должности заместителя начальника правого отдела, с 11 марта 2020 г. в должности начальника правового отдела, о чем с ней был заключен служебный контракт N от 11 марта 2020 г.
Маховой Н.Ю, в том числе выплачивалось материальное стимулирование и дополнительное материальное стимулирование за счет дополнительных бюджетных ассигнований.
На основании приказа Межрайонной ИФНС России N 25 по Красноярскому краю от 6 марта 2023 г. N служебный контракт с Маховой Н.Ю. расторгнут 10 марта 2023 г. по истечении срока действия служебного контракта, на основании пункта 2 части 1 статьи 33 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", с выплатой компенсации за неиспользованный отпуск в количестве 80.5 календарных дней.
При увольнении Маховой Н.Ю. выплачена компенсация за неиспользованный отпуск при увольнении (80, 5) в размере 478 235, 21 рублей, компенсация оплаты отпуска в календарных днях, единовременная выплата к отпуску, материальная помощь к отпуску, районные и территориальные коэффициенты. При этом расчет указанных сумм произведен ответчиком без учета выплачиваемых работнику сумм средств материального стимулирования.
Махова Н.Ю, указав, что при выплате средств материального стимулирования в нарушение пункта 4 Правил исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. N 562, работодатель не применил к указанным суммам районный коэффициент и надбавку за работу в районах Крайнего Севера, суммы материального стимулирования не были учтены при расчете отпускных и расчете компенсации за неиспользованный отпуск, что привело к занижению размера ее месячного содержания, и, как следствие, к неверному определению суммы отпускных и компенсации за неиспользованный отпуск; решением Норильского городского Совета депутатов от 17 февраля 2009 г. N 17-403 утверждено Положение о дополнительных компенсационных выплатах лицам, работающим и проживающим в локальной природно-климатической зоне Крайнего Севера в муниципальном образовании город Норильск, согласно которому установлен коэффициент дополнительных компенсационных выплат начальникам отделов инспекции в размере 0, 19, в связи с чем дополнительная компенсационная выплата также подлежит начислению на полагающиеся ей суммы и выплаты, обратилась в суд с настоящим иском.
Разрешая исковые требования о взыскании с ответчика в пользу истца недоначисленных и невыплаченных сумм оплаты отпусков, суд первой инстанции, с учетом положений нормативных правовых актов, регулирующих спорные правоотношения, согласно которым фонд оплаты труда федеральных государственных служащих формируется за счет средств, предусмотренных частью 3 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", в том числе, иных средств, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, также с учетом Положения о дополнительных компенсационных выплатах лицам, работающим и проживающим в локальной природно-климатической зоне Крайнего Севера в муниципальном образовании город Норильск, утвержденного решением Норильского городского Совета депутатов от 17 февраля 2009 г. N 17-403, согласно которому установлен коэффициент дополнительных компенсационных выплат начальникам отделов Межрайонной ИФНС N 25 по Красноярскому краю в размере 0, 19, исходил из того, что фактически выплаченные истцу в период 2021-2022 г.г. суммы материального стимулирования, осуществляемого за счет бюджетных ассигнований и дополнительных бюджетных ассигнований, выделенных на материальное стимулирование федеральных государственных служащих территориальных органов ФНС России сверх установленного фонда оплаты труда на 2021 год и на 2022 год, подлежали включению в расчет при определении размера спорных выплат, как и подлежали начислению дополнительные компенсационные выплаты на полагающиеся истцу суммы.
В этой связи, проверив расчет недоплаченных истцу денежных сумм, с учетом сумм материального стимулирования, суд первой инстанции взыскал с ответчика в пользу истца недоплаченную сумму отпускных за 2022 г. в размере 190 469, 37 рублей, недоплаченную сумму отпускных за 2023 г. в размере 11 269, 08 рублей, недоплаченную сумму компенсации за неиспользованный отпуск в размере 302 386, 98 рублей.
Установив, что в период предоставления Маховой Н.Ю. отпуска в 2022 г. сотрудникам Межрайонной ИФНС N 25 по Красноярскому краю производилась выплата дополнительных компенсационных выплат, при этом оплата отпуска была произведена истцу в неполном размере, суд пришел к выводу о том, что на недоплаченную сумму отпускных подлежат начислению дополнительные компенсационные выплаты в размере 36 189, 18 рублей.
С учетом установленных обстоятельств, суд в соответствии со статьей 236 Трудового кодекса Российской Федерации взыскал с ответчика в пользу Маховой Н.Ю. компенсацию за задержку выплаты денежных средств в общем размере 69 432, 91 рублей.
Разрешая исковые требования о взыскании недоплаченного материального стимулирования и дополнительного материального стимулирования с учетом районного коэффициента и процентной надбавки, и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции, сославшись на положения статей 315 - 317 Трудового кодекса Российской Федерации, статьями 10, 11 Закона Российской Федерации от 19 декабря 1993 г. N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях", пункта 19 Инструкции о порядке предоставления социальных гарантий и компенсаций лицам, работающим в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденной Приказом Министерства труда РСФСР от 22 ноября 1990 г. N 2 (в части, не признанной недействительной), пришел к выводу, что выплаченные в 2021-2022 г.г. Маховой Н.Ю. суммы материального стимулирования и дополнительного материального стимулирования не входят в систему оплаты труда, гарантированную законом и локальными актами работодателя, и носят разовый характер, поскольку зависят от выделения дополнительных бюджетных ассигнований, а потому на них не подлежит начислению районный коэффициент и северная надбавка.
Установив нарушение трудовых прав Маховой Н.Ю, суд в соответствии со статьей 237 Трудового кодекса Российской Федерации взыскал в ее пользу с ответчика компенсацию морального вреда, размер которой с учетом требований разумности и справедливости, обстоятельств дела, характера причиненных страданий, степени вины ответчика в нарушении прав, определилв сумме 5 000 рублей.
Оставляя без изменения решение суда первой инстанции суд апелляционной инстанции с выводами суда согласился.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований не согласиться с выводами судов первой и апелляционной инстанций.
Правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации на момент возникновения спорных отношений устанавливались Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее по тексту - Федеральный законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ).
Согласно пункту 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с данным Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.
Частью 1 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ установлено, что оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.
Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (часть 2 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ).
К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих (часть 5 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ).
Согласно части 10 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Порядок исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в том числе и для случаев увольнения с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, а также на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, урегулирован специальным нормативным актом - Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. N 562.
Исчисление денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске и расчет денежной компенсации за неиспользованные отпуска производятся в соответствии с пунктом 6 указанных выше Правил.
Согласно абзацу 1 пункта 6 Правил при исчислении денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске дополнительно учитываются премии за выполнение особо важных и сложных заданий и материальная помощь в размере 1/12 каждой из фактически начисленных выплат за 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск.
Абзацем 1 пункта 8 Правил определено, что в случае, предусмотренном подпунктом "д" пункта 1 настоящих Правил (увольнение с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы), гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере соответственно месячного денежного содержания за 4 месяца и месячного денежного содержания за 1 месяц. Месячное денежное содержание исчисляется исходя из установленных гражданскому служащему на дату расторжения с ним служебного контракта размеров единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных подпунктами "а" - "г" пункта 2 настоящих Правил, а также 1/12 размера предусмотренных подпунктами "д" - "ж" пункта 2 настоящих Правил дополнительных выплат, фактически начисленных ему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта (абзац 2 пункта 8 Правил).
В силу части 1 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и фонд оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной гражданской службы, составляют фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и работников федерального государственного органа.
При формировании фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчете на год): 1) оклада за классный чин - в размере четырех должностных окладов; 2) ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе - в размере трех должностных окладов; 3) ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы - в размере четырнадцати должностных окладов; 4) ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, - в размере полутора должностных окладов; 5) премий за выполнение особо важных и сложных заданий - в размере двух окладов денежного содержания; 6) ежемесячного денежного поощрения - в размере, который устанавливается для федеральных государственных органов дифференцированно указами Президента Российской Федерации; 7) единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи - в размере трех окладов денежного содержания (часть 2 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ).
В соответствии с частью 3 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, а также за счет средств: 1) на выплату районного коэффициента (коэффициента), если такая выплата в соответствии с законодательством Российской Федерации производится в федеральном государственном органе; 2) на выплату в отдельных федеральных государственных органах повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом Российской Федерации; на иные выплаты, предусмотренные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно части 6 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ порядок формирования фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников федерального государственного органа устанавливается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.
В силу пункта 8 Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 г. N 763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих" фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих федерального государственного органа формируется за счет средств, направляемых для выплаты: а) должностных окладов; б) окладов за классный чин и дополнительных выплат; в) ежемесячного денежного поощрения (в расчете на год).
Согласно пункту 9 названного Указа фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных пунктом 8 этого Указа, а также за счет средств, направляемых для выплаты: а) денежного вознаграждения, премий и денежных поощрений лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации; б) районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах, процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, - в размерах, определяемых с учетом размеров коэффициентов и процентных надбавок, установленных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации; в) повышенного денежного содержания, - в размерах, устанавливаемых Президентом Российской Федерации; г) других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, - в размерах, определяемых с учетом размеров других выплат, установленных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с абзацем 8 подпункта "р" пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления" Правительству Российской Федерации было поручено до 1 июля 2012 г. представить в установленном порядке предложения по внедрению новых принципов кадровой политики в системе государственной гражданской службы, предусматривающие, в том числе, установление особого порядка оплаты труда государственных гражданских служащих в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, а также единого подхода к осуществлению выплаты государственным гражданским служащим премий за выполнение особо важных и сложных заданий по результатам работы.
Таким образом, из приведенных нормативных положений следует, что фонд оплаты труда федерального государственного гражданского служащего формируется за счет средств, предусмотренных в частях 2 и 3 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ, в том числе за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами, среди которых материальное стимулирование гражданских служащих.
Согласно разъяснениям, содержащимся в письме Министерства финансов Российской Федерации от 15 июля 2014 г. N 14-04-05/34482 о дополнительном материальном стимулировании, осуществляемом на основании постановления Правительства Российской Федерации от 27 марта 2014 г. N 238-7, для исчисления денежного содержания (на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, для выплаты компенсации при увольнении с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы) в соответствии с пунктами 6 и 8 Правил исчисления размеров денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. N 562, дополнительно к выплатам, которые входят в состав денежного содержания гражданских служащих, определенного статьей 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ, следует учитывать суммы средств, выплаченных гражданским служащим в виде материального стимулирования, осуществляемого за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 марта 2014 г. N 238-7.
Исходя из положения пункта 4 Правил, начисление районных коэффициентов, коэффициентов за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициентов за работу в высокогорных районах, а также процентных надбавок к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, установленных нормативными актами Российской Федерации, на суммы средств материального стимулирования не должно производиться.
Согласно статье 7.1 Закона Красноярского края от 3 декабря 2004 г. N 12-2668 "О гарантиях и компенсациях для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в иных местностях края с особыми климатическими условиями", в локальных природно- климатических зонах Крайнего Севера, к которым согласно Указу Губернатора Красноярского края от 10 мая 2006 г. N 51-уг относится муниципальное образование город Норильск, органами местного самоуправления могут устанавливаться дополнительные компенсационные выплаты за счет средств местных бюджетов.
В соответствии с Законом Красноярского края от 3 декабря 2004 г. N 12-2668 "О гарантиях и компенсациях для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в иных местностях края с особыми климатическими условиями", статьей 28 Устава муниципального образования город Норильск, в целях обеспечения социальной защиты работников бюджетных учреждений и организаций, расположенных на территории муниципального образования город Норильск, Норильский городской Совет депутатов Красноярского края решением от 17 февраля 2009 г. N 17-403 утвердил Положение о дополнительных компенсационных выплатах лицам, работающим и проживающим в локальной природно-климатической зоне Крайнего Севера в муниципальном образовании город Норильск (далее по тексту - Положение о дополнительных компенсационных выплатах).
Настоящее Положение вводится в целях обеспечения социальной защищенности жителей муниципального образования город Норильск, проживающих и работающих на территории с дискомфортными природно-климатическими, географическими, социально-экономическими и медико-биологическими условиями, несущими дополнительные физиологические затраты и более высокую стоимость жизни (пункт 1.1 Положения о дополнительных компенсационных выплатах).
Пунктом 1.3. Положения о дополнительных компенсационных выплатах установлено, что организация выплаты дополнительных компенсационных выплат осуществляется путем перечисления на расчетный счет Фонда социальной защиты населения Норильского промышленного района Финансовым управлением Администрации г. Норильска из бюджета муниципального образования город Норильск денежных средств в виде субсидии для осуществления ежемесячных дополнительных компенсационных выплат.
Дополнительные компенсационные выплаты устанавливаются жителям муниципального образования город Норильск: основное место работы которых находится на территории муниципального образования город Норильск в учреждениях, организациях, финансируемых из средств бюджетов различного уровня, средств Фонда обязательного медицинского страхования и (или) иных источников, структурных подразделениях таких учреждений, организаций, не имеющих статуса юридического лица, согласно приложению 1 к настоящему Положению (далее - учреждения (организации); работникам, уволенным из учреждений (организаций), указанных в приложении 1 к настоящему Положению, на период сохранения за ними, в соответствии с законодательством, средней заработной платы (пункт 1.4 Положения о дополнительных компенсационных выплатах).
Согласно пункту 1.6. Положения о дополнительных компенсационных выплатах дополнительные компенсационные выплаты в виде субсидии производятся из бюджета муниципального образования город Норильск, включая средства краевого бюджета, направленные на осуществление данных выплат, других источников.
Дополнительные компенсационные выплаты рассчитываются путем умножения установленного коэффициента дополнительных компенсационных выплат на фактически начисленную заработную плату (пункт 2.1 Положения о дополнительных компенсационных выплатах).
В силу пункта 3.1 Положения о дополнительных компенсационных выплатах дополнительные компенсационные выплаты лицам, указанным в пункте 1.4 настоящего Положения, осуществляются Фондом один раз в месяц на основании лимитов финансирования по учреждениям (организациям), утвержденных постоянной комиссией Норильского городского Совета депутатов по бюджету и собственности по предложению Администрации города Норильска. Дополнительные компенсационные выплаты на отпускной расчет производятся подекадно.
Размеры коэффициентов дополнительных компенсационных выплат указаны в Приложении N 2 к Положению о дополнительных компенсационных выплатах.
Подпунктом 3 таблицы подпункта 3.1 раздела 3 Приложения 2 к Положению о дополнительных компенсационных выплатах в редакции, действовавшей до 31 декабря 2022 г, установлен коэффициент дополнительных компенсационных выплат начальникам отделов Межрайонной ИФНС N 25 по Красноярскому краю в размере 0, 19.
Руководствуясь приведенным правовым регулированием, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, свидетельствующие об осуществлении ответчиком материального стимулирования федеральным государственным гражданским служащим за показатели эффективности профессиональной служебной деятельности, в пределах выделенных им бюджетных ассигнований на указанные цели, суды пришли к обоснованному выводу, что фактически выплаченные истцу в период 2021-2022 г.г. суммы материального стимулирования, осуществляемого за счет бюджетных ассигнований и дополнительных бюджетных ассигнований, выделенных на материальное стимулирование федеральных государственных служащих территориальных органов ФНС России сверх установленного фонда оплаты труда на 2021 год и на 2022 год, подлежали включению в расчет при определении размера спорных выплат, как и подлежали начислению дополнительные компенсационные выплаты на полагающиеся суммы.
С учетом установленных обстоятельств, суд первой инстанции с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, взыскал с ответчика в пользу истца невыплаченные денежные средства в общем размере 540 314, 64 рублей.
Правила материальной ответственности работодателя за задержку выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, содержатся в статье 236 Трудового кодекса Российской Федерации.
При нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм (часть 1 статьи 236 Трудового кодекса Российской Федерации).
Из приведенных норм трудового законодательства следует, что работодатель несет обязанность по выплате заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику в установленные законом или трудовым договором сроки. В случае нарушения установленного срока выплаты заработной платы работодатель обязан выплатить работнику задолженность по заработной плате с уплатой процентов.
Установив, что Маховой Н.Ю. при увольнении не были в полном объеме выплачены денежные средства, суды пришли к обоснованному выводу о наличии оснований для взыскания с ответчика в ее пользу денежной компенсации в соответствии со статьей 236 Трудового кодекса Российской Федерации в общем размере 69 432, 91 рублей, а также компенсации морального вреда в соответствии со статьей 237 Трудового кодекса Российской Федерации в размере 5 000 рублей.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что при разрешении спора суды первой и апелляционной инстанций правильно определили характер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться при разрешении спора, и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы судов соответствуют представленным в материалы дела доказательствам, установленным на их основании фактическим обстоятельствам, и примененным нормам права.
Доводы кассационной жалобы Маховой Н.Ю. о наличии оснований для начисления на суммы материального стимулирования районного коэффициента и северной надбавки являются несостоятельными, поскольку установив, что материальное стимулирование и дополнительное материальное стимулирование не является гарантированной выплатой обязательного характера, предусмотренной системой оплаты труда, а осуществлялось в рамках мероприятий, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного органа управления", производилось за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета федеральным государственным органам сверх установленного фонда оплаты труда и выплачивалось государственным гражданским служащим в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, суды правомерно не усмотрели оснований для начисления на спорную выплату районного коэффициента и процентной надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним, с учетом разъяснений, содержащихся в письме Министерства финансов Российской Федерации от 15 июля 2014 г. N 14-04-05/34482.
Ссылка в кассационной жалобе на письмо Минтруда России от 5 мая 2021 г. N 14-0/10/В-5300 не может служить основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке, поскольку не опровергает выводы судов первой и апелляционной инстанций.
В соответствии с Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 329, Министерство финансов Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности (пункт 1).
Пунктом 5.5 данного положения определено, что Министерство финансов Российской Федерации обобщает практику применения законодательства Российской Федерации и проводит анализ реализации государственной политики в установленной сфере деятельности.
Согласно пункту 2 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2004 г. N 506, Федеральная налоговая служба находится в ведении Министерства финансов Российской Федерации.
Поскольку на Министерство финансов Российской Федерации как на федеральный орган исполнительной власти возложены функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе в сфере бюджетной деятельности, при разрешении исковых требований Маховой Н.Ю. судами первой и апелляционной инстанций обоснованно приняты во внимание разъяснения, содержащиеся в письме Министерства финансов Российской Федерации от 15 июля 2014 г. N 14-04-05/34482.
Ссылка в кассационной жалобе на пункт 6 Правил исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 1 апреля 2022 г. N 554, выводов судов с учетом приведенного не опровергает.
Доводы кассационной жалобы Маховой Н.Ю. о том, что суды неправомерно отказали в выплате компенсации в порядке статьи 236 Трудового кодекса Российской Федерации на недоплаченные дополнительные компенсационные выплаты, не могут повлечь отмену обжалуемых судебных постановлений, поскольку в соответствии с пунктом 1.1 Положения о дополнительных компенсационных выплатах лицам, работающим и проживающим в локальной природно-климатической зоне Крайнего Севера в муниципальном образовании город Норильск, утвержденным решением Норильского городского Совета депутатов Красноярского края от 17 февраля 2009 г. N 17-403, дополнительная компенсационная выплата является социальной гарантией предоставляемой в целях обеспечения социальной защищенности жителей муниципального образования город Норильск, проживающих и работающих на территории с дискомфортными природно-климатическими, географическими, социально-экономическими и медико-биологическими условиями, несущими дополнительные физиологические затраты и более высокую стоимость жизни, и не является разновидностью оплаты труда, в связи с чем положения статьи 236 Трудового кодекса Российской Федерации на данный вид выплат не распространяются.
Доводы кассационной жалобы Маховой Н.Ю. о формальном рассмотрении дела судом апелляционной инстанции не нашел своего подтверждения, выводы суда апелляционной инстанции мотивированы.
Вопреки доводам кассационной жалобы Маховой Н.Ю. нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных постановлений, предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судами первой и апелляционной инстанций не допущено.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Норильского городского суда Красноярского края от 4 сентября 2023 г. с учетом определения Норильского городского суда Красноярского края от 8 сентября 2023 г. об исправлении арифметической ошибки, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 29 ноября 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Маховой Натальи Юрьевны - без удовлетворения.
Председательствующий С.Б. Латушкина
Судьи И.А. Новожилова
Д.А. Гусев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.