Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
Председательствующего: Фроловой Т.В, судей: Новожиловой И.А, Раужина Е.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-3220/2023 (УИД 19RS0001-02-2023-003459-23) по иску Бредкина Дмитрия Ивановича к Министерству внутренних дел по Республике Хакасия, Министерству внутренних дел Российской Федерации о признании решения незаконным, возложении обязанности восстановить на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, по кассационной жалобе Министерства внутренних дел по Республике Хакасия на решение Абаканского городского суда Республики Хакасия от 12 июля 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Хакасия от 3 октября 2023 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Раужина Е.Н, пояснения участвующих в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи представителя Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства внутренних дел по Республике Хакасия Гончарук Екатерины Викторовны, поддержавшей доводы кассационной жалобы, представителя Бредкина Дмитрия Ивановича - адвоката Симоновой Веры Андреевны, возражавшей относительно доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Бредкин Д.И. обратился в суд с иском к Министерству внутренних дел по Республике Хакасия (далее - МВД по Республике Хакасия) о признании решения незаконным, возложении обязанности восстановить его на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Исковые требования мотивированы тем, что он с 20 мая 2009 г. по 26 ноября 2018 г. являлся сотрудником УМВД России по г. Абакану.
Решением жилищно-бытовой комиссии МВД по Республике Хакасия (далее - Комиссия МВД по Республике Хакасия) от 27 декабря 2012 г. Бредкин Д.И. был поставлен на учет, для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
Решением Комиссии МВД по Республике Хакасия от 02 марта 2023 г. Бредкин Д.И. снят с учета на основании подпункта "б" пункта 19 Правил предоставления единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. N 1223, поскольку при подаче заявления о постановке на учет имел регистрацию у матери, как член семьи собственника, обеспеченность общей жилой площадью составляла более 15 кв.м, на одного члена семьи, в дальнейшем зарегистрировался по другому адресу, то есть совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий.
По мнению истца, указанное решение является необоснованным, поскольку Комиссией МВД по Республике Хакасия не дана оценка правомерности постановки Бредкина Д.И. на учет по состоянию на 28 декабря 2012 г, им дано согласие на приватизацию жилого помещения без включения его в число собственников, с момента приватизации прошло более 10 лет, членом семьи собственника Б.О.П. он не является, поскольку проживает отдельно. УМВД России по г. Абакану ежегодно производило ему выплату денежной компенсации за наем жилого помещения, что подтверждает его нуждаемость в предоставлении ему жилого помещения. Кроме того, комиссия при подсчете жилой площади, приходящейся собственников и членов семьи собственника, не приняла во внимание то, что на момент постановки на учет для получения ЕСВ в спорном жилом помещении был зарегистрирован Б.М.В. ДД.ММ.ГГГГ года рождения совместно со своей матерью Б.Е.И, а также сестра Б.А.И, которая также имела право на приватизацию, в связи с чем, размер площади на 1 человека будет менее 15 кв.м.
Бредкин Д.И. просил суд признать незаконным решение Комиссии МВД по Республике Хакасия от 2 марта 2023 г. о снятии его с учета для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, обязать ответчика восстановить его на учете для получения указанной выплаты.
Определением Абаканского городского суда Республики Хакасия от 23 мая 2023 г. к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство внутренних дел Российской Федерации (далее - МВД России).
Решением Абаканского городского суда Республики Хакасия от 12 июля 2023 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Хакасия от 3 октября 2023 г. исковые требования Бредкина Д.И. удовлетворены.
Признано незаконным решение жилищно-бытовой комиссии Министерства внутренних дел по Республике Хакасия от 2 марта 2023 г, изложенное в протоколе N, в части снятия с учета на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения Бредкина Д.И. с семьей в составе один человек.
Возложена обязанность на Министерство внутренних дел по Республике Хакасия восстановить Бредкина Д.И. с семьей в составе один человек на учете на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Министерством внутренних дел по Республике Хакасия на решение Абаканского городского суда Республики Хакасия от 12 июля 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Хакасия от 3 октября 2023 г. подана кассационная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене указанных судебных постановлений, как незаконных, принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований.
Кассатор указывает на недостоверность представленных стороной истца справок, выданных Администрацией сумона Дургенский Тандинского кожууна Республики Тыва относительно регистрации лиц по адресу: "адрес" и, как следствие, необоснованность выводов судебных инстанций о нуждаемости истца в жилом помещении и наличии правовых оснований для постановки на учет в целях получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
На кассационную жалобу представителем истца Бредкина Д.И. - Жилиной Е.В, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ представлены возражения.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Бредкин Д.И, надлежаще извещенный о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, в том числе публично, путем размещения соответствующей информации на официальном сайте суда (http://8kas.sudrf.ru), не явился, сведений о причинах неявки не представил, об отложении рассмотрении дела в связи с невозможностью явиться в судебное заседание не просил.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, заслушав пояснения участвующих в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи представителя Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства внутренних дел по Республике Хакасия Гончарук Екатерины Викторовны, действующей на основании доверенностей от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, поддержавшей доводы кассационной жалобы, представителя Бредкина Дмитрия Ивановича - адвоката Симоновой Веры Андреевны, действующей на основании ордера от 25 января 2024 г. NАА000308, возражавшей относительно доводов кассационной жалобы,, обсудив доводы жалобы, возражений, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Статья 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В силу положений статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции таких нарушений по настоящему делу не усматривает и в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы исходя из следующего.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 4 декабря 2012 г. Бредкин Д.И. обратился в Комиссию МВД по Республике Хакасия с заявлением о принятии на учет очередников на получение ЕСВ, приложив пакет документов.
Из протокола комиссии N от 28 декабря 2012 г. следует, что на момент рассмотрения заявления Бредкин Д.И. проходит службу в органах внутренних дел с 22 ноября 2002 г, стаж службы на момент подачи заявления - 12 лет 4 дня; единовременная социальная выплата для приобретения или строительства жилого помещения по прежним местам службы ему не предоставлялась; Бредкин Д.И. зарегистрирован, но не проживает в жилом доме общей площадью 47, 6 кв.м, по адресу: "адрес", который на праве собственности принадлежит его тете - П.Т.П.; фактически проживает по договору найма жилого помещения в квартире по адресу: "адрес"; жилых помещений, принадлежащих на праве собственности (доли в собственности на жилые помещения) и занимаемых по договору социального найма, Бредкин Д.И. не имеет; на учете по улучшению жилищных условий для предоставления жилой площади по договору социального найма по месту службы не состоит; норма предоставления общей площади жилого помещения Бредкина Д.И. составляет 33 кв.м. С учетом этих обстоятельств комиссия пришла к выводу о принятии Бредкина Д.И. на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с семьей в составе 1 человек.
Справкой от 6 марта 2023 N подтверждается, что Бредкин Д.И. уволен из органов внутренних дел 26 ноября 2018 г. по выслуге лет, дающей право на получение пенсии.
Заместителем министра внутренних дел Республики Хакасия Бредкину Д.И. 16 марта 2023 г. была направлена выписка из протокола N заседания комиссии от 2 марта 2023 г, утвержденного распоряжением МВД по Республике Хакасия от 2 марта 2023 г. N 1/2528р.
Из протокола N заседания комиссии от 2 марта 2023 г..следует, что Бредкин Д.И. снят с учета на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с семьей в составе 1 человек на основании подпункта "б" пункта 19 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 г..N1223. При решении вопроса о предоставлении Бредкину Д.И. ЕСВ комиссия установила, что с 20 ноября 2012 г..по настоящее время Бредкин Д.И. зарегистрирован, но не проживает в жилом доме, расположенном по адресу: "адрес", общей площадью 47, 6 кв.м, принадлежащем на праве общей долевой собственности (по 1/5 доли каждому) родственникам Бредкина Д.И. - А.С.В, А.О.Н, А.М.С, А.Д.С, А.А.С. на основании договора об оформлении квартиры и земельного участка в общую долевую собственность в соответствии с федеральным законом "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" от 24 марта 2020 г..; ранее данный объект недвижимости принадлежал А.О.Н. на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ... Фактически на основании договоров найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ Бредкин Д.И. проживает в отдельной жилой квартире общей площадью 50, 7 кв.м, расположенной по адресу: "адрес", принадлежащей на праве собственности А.В.Е. С 23 июля 2002 г..по 20 ноября 2012 г..он был зарегистрирован по адресу: "адрес" в квартире общей площадью 64, 1 кв.м, принадлежащей на праве собственности его матери - Б.О.П. на основании договора приватизации. Также по указанному адресу зарегистрированы: Б.О.П. с 20 августа 2005 г..(мать Бредкина Д.И.), Б.И.И. с 9 апреля 1993 г..(отец), Б.Е.И. с 27 января 2004 г..(сестра).
Согласно нотариальному согласию от 13 июля 2012 г..Бредкин Д.И. отказался от участия в приватизации вышеуказанной квартиры.
На основании изложенного комиссия пришла к выводу, что с целью приобретения права состоять на учете, являясь членом семьи собственника, где общая площадь жилого помещения составляла на одного члена семьи более 15 кв.м. (16, 02 кв.м.), Бредкин Д.И. 20 ноября 2012 г. снялся с регистрационного учета по указанному адресу и зарегистрировался в жилом помещении в том же населенном пункте, расположенном по адресу: "адрес", в квартире общей площадью 47, 6 кв.м, принадлежащей на праве общей долевой собственности (по 1/5 доли каждому) родственникам Бредкина Д.И, то есть. ухудшил жилищные условия, а 4 декабря 2012 г. подал заявление о постановке на учет для предоставления ЕСВ.
Обстоятельства, изложенные комиссиями в протоколах N от 28 декабря 2012 г..и N от 2 марта 2023 г, подтверждаются приложенными Бредкиным Д.И. к заявлению от 4 декабря 2012 г..документами, а именно: выпиской из похозяйственной книги N от 20 ноября 2012 г..; справкой о семейном положении N от 20 ноября 2012 г..; справкой о проверке жилищных условий; копией паспорта Бредкина Д.И.; справкой N от 17 сентября 2012 г..о том, что Бредкин Д.И. с 4 сентября 1991 г..в приватизации не участвовал; справкой БТИ от 27 сентября 2012 г..; справкой БТИ от 14 сентября 2012 г..; актом обследования жилищно-бытовых условий от 20 ноября 2012 г..; копией договора на передачу квартиры в собственность граждан; уведомлением от 2 ноября 2012 г..об отсутствии в едином государственном реестре недвижимости запрашиваемых сведений в отношении Бредкина Д.И.; справкой о стаже службы в ОВД от 6 сентября 2012 г..; справкой ЖБК от 9 ноября 2012 г, а также имеющимися в учетном деле Бредкина Д.И. нотариальным согласием от 13 июля 2012 г..на приватизацию квартиры, находящейся по адресу: "адрес" без включения его в число собственников, выпиской N от 15 июня 2021 г..из домовой книги по адресу: "адрес",, выпиской N от 15 июня 2021 г..из домовой книги по адресу: "адрес", свидетельством о государственной регистрации права N от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельством о государственной регистрации права серии N, выпиской из технического паспорта на квартиру по адресу: "адрес", договором об оформлении квартиры от ДД.ММ.ГГГГ, договором купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, выпиской из ЕГРЮЛ, договорами найма жилого помещения и актами приема передачи жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, справкой об отсутствии права собственности на объекты недвижимого имущества N от 11 июня 2021 г, уведомлением об отсутствии сведений в ЕГРН от 25 ноября 2022 г, справкой о прописанных лицах от 30 ноября 2022 г, адресной справкой и
уведомлением об отсутствии сведений в ЕГРН от 25 ноября 2022 г..
Обращаясь в суд с настоящим иском, Бредкин Д.И. указал, что при принятии решения от 2 марта 2023 г. о снятии его с учета, комиссия не учла, что в период его регистрации по адресу: "адрес" в указанном жилом помещении числились пять человек: он, его отец и мать, сестра и малолетний сын сестры Б.М.В. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, соответственно, на одного человека приходилось общей площади менее 15 кв.м. - 12, 82 кв.м (64, 1 кв.м./5 чел.), следовательно, при смене регистрации в ноябре 2012 года он (Бредкин Д.И.) не ухудшил свои жилищные условия и не утратил основания для получения ЕСВ.
Из представленных истцом документов видно, что на момент заключения договора на передачу квартиры по адресу: "адрес" собственность граждан от 24 февраля 1994 г. в состав семьи Б.О.П. входили: муж Б.И.И, сын Бредкин Д.И. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, дочь Б.А.И. ДД.ММ.ГГГГ года рождения и дочь Б.Е.И. ДД.ММ.ГГГГ года рождения (справка N от 3 мая 2023 г.).
Свидетельствами о рождении N, N, N подтверждается, что родителями Бредкина Д.И. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Б.А.И. ДД.ММ.ГГГГ года рождения и Б.Е.И. ДД.ММ.ГГГГ года рождения являются Б.И.И. и Б.О.П.
Б.А.И. и Бредкин Д.И. дали нотариальное согласие на приватизацию квартиры по адресу: "адрес" без включения их в число собственников, отказавшись от участия в приватизации указанной квартиры 13 июля 2012г.
Согласно свидетельству о рождении N, ДД.ММ.ГГГГ у Б.Е.И, приходящейся сестрой Бредкину Д.И, родился сын Б.М.В.
Из сообщения врио начальника управления по вопросам миграции от 8 июня 2023 г. следует, что Б.М.В. зарегистрирован по месту жительства по адресу: "адрес" с 19 января 2019 г, ранее был зарегистрирован по месту жительства с 16 июня 2015 г. по 19 января 2019 г. по адресу: "адрес"; по месту пребывания с 27 февраля 2015 г. по 9 декабря 2019 г. по адресу: "адрес"
Регистрация Б.М.В. по адресу: "адрес" 16 июня 2015 г. также подтверждается свидетельством о регистрации по месту жительства N.
Согласно выданной 8 июня 2023 г. Администрацией Тандинского кожууна справке N, сын Б.Е.И. - Б.М.В. ДД.ММ.ГГГГ года рождения с момента рождения был вселен для проживания совместно с матерью по адресу ее регистрации: "адрес".
Разрешая спор, руководствуясь положениями статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации, статей 1, 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции, а также иным лицам, имеющим право на получение такой выплаты, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. N1223, установив, что по состоянию на 20 ноября 2012 г, когда Бредкин Д.И. сменил место регистрации с адреса: "адрес", где площадь жилого помещения составляла 64, 1 кв.м, на адрес: "адрес", с площадью жилого помещения 47, 6 кв.м, в жилом помещении по адресу: "адрес", кроме его собственника Б.О.П, ее мужа Б.И.И, сына Бредкина Д.И. и дочери Б.Е.И, был вселен в качестве члена семьи сын Б.Е.И. (внук Б.О.П.) - малолетний Б.М.В, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии ухудшения истцом жилищных условий перед обращением с заявлением о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения (4 декабря 2012 г.), поскольку и в жилом помещении по адресу: "адрес" на одного члена семьи приходилось менее 15 кв.м. общей площади - 12, 82 кв.м, из расчета: 64, 1 кв.м. / 5 человек, в связи с чем решение жилищно-бытовой комиссии Министерства внутренних дел по Республике Хакасия от 2 марта 2023 г, изложенное в протоколе N, в части снятия с учета на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения Бредкина Д.И. с семьей в составе один человек является незаконным.
Также суд первой инстанции указал на то, что компенсируя сотруднику органов внутренних дел расходы на наем жилого помещения, что подтверждается справкой N и приказами N от 4 октября 2012 г, N от 5 марта 2013 г, N от 31 марта. 2014 г, N от 13 марта 2015 г, N от 25 марта 2016 г, УМВД России по г. Абакану подтверждало факт нуждаемости Бредкина Д.И. в жилом помещении.
Проверяя законность и обоснованность принятого по делу решения, суд апелляционной инстанции, установив, что выводы суда, изложенные в обжалуемом решении, соответствуют обстоятельствам дела, установленным судом по результатам исследования и оценки представленных сторонами доказательств в соответствии с правилами статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, применены правильно, согласился с принятым по делу решением.
Оснований не согласиться с приведенными выводами судебных инстанций по доводам кассационной жалобы не усматривается, поскольку данные выводы соответствуют материалам дела, нормам права, подлежащим применению к спорным отношениям, и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
В соответствии частью 1 статьи 1 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее по тексту - Федеральный закон от 19 июля 2011 г. N247-ФЗ), данным Законом регулируются в том числе отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах внутренних дел, членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также отношения, связанные с предоставлением им иных социальных гарантий.
В силу части 1 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N247-ФЗ сотрудник, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе службы в органах внутренних дел.
Право сотрудника на единовременную социальную выплату признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям (обстоятельствам), перечисленным в части 2 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N247-ФЗ.
Так, согласно части 2 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г..N247-ФЗ единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, иному федеральному органу исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителя иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, при условии, что сотрудник: 1) не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения; 2) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров; 3) проживает в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, независимо от размеров занимаемого жилого помещения; 4) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеет иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма либо принадлежащего на праве собственности.
Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти; 5) проживает в коммунальной квартире независимо от размеров занимаемого жилого помещения; 6) проживает в общежитии; 7) проживает в смежной неизолированной комнате либо в однокомнатной квартире в составе двух семей и более независимо от размеров занимаемого жилого помещения, в том числе если в состав семьи входят родители и постоянно проживающие с сотрудником и зарегистрированные по его месту жительства совершеннолетние дети, состоящие в браке.
Право на единовременную социальную выплату сохраняется за гражданами Российской Федерации, уволенными со службы в органах внутренних дел с правом на пенсию и принятыми в период прохождения службы на учет в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты (часть 6 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N247-ФЗ).
Правила предоставления единовременной социальной выплаты, порядок расчета ее размера и порядок исчисления стажа службы в органах внутренних дел для предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации (часть 5 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N247-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. N1223 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции, а также иным лицам, имеющим право на получение такой выплаты (далее - Правила).
Согласно пункту 3 Правил предоставление единовременной выплаты осуществляется в порядке и на условиях, которые установлены для сотрудников гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в органах внутренних дел, войсках национальной гвардии и принятым до 1 марта 2005 г. на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В силу пункта 5 Правил принятие сотрудника на учет для получения единовременной выплаты осуществляется на основании заявления сотрудника на имя руководителя федерального органа исполнительной власти, органа, в котором указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись. К заявлению прилагаются соответствующие документы.
Пунктом 8 Правил предусмотрено, что при наличии у сотрудника и (или) проживающих совместно с ним членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной площади всех жилых помещений.
Сотрудник снимается с учета для получения единовременной выплаты в случае утраты оснований для получения единовременной выплаты (подпункт "б" пункта 19 Правил); выявления сведений, не соответствующих сведениям, указанным в заявлении и представленных документах, послуживших основанием для принятия сотрудника на учет для получения единовременной выплаты (если указанные сведения свидетельствуют об отсутствии у сотрудника права на принятие на такой учет), а также неправомерных действий должностных лиц комиссии при решении вопроса о принятии на учет для получения единовременной выплаты (подпункт "г" пункта 19 Правил).
Из приведенных нормативных положений следует, что право сотрудника органов внутренних дел на предоставление единовременной социальной выплаты возникает при одновременном наличии нескольких условий, одним из которых является его нуждаемость в жилом помещении, определяемая исходя из обстоятельств, названных в пунктах 1 - 7 части второй статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N247-ФЗ, в частности отсутствие у сотрудника или членов его семьи жилого помещения в собственности или во владении и пользовании на условиях договора социального найма, отсутствие у сотрудника права пользования названными помещениями как у члена семьи собственника или нанимателя жилого помещения, а также обеспеченность его и членов его семьи такими помещениями ниже предусмотренного законом уровня, то есть менее 15 кв.м. на одного члена семьи. При определении уровня обеспеченности жилой площадью сотрудника в целях предоставления единовременной социальной выплаты учету подлежит общая площадь жилого помещения, занимаемая сотрудником и членами его семьи по договору социального найма или в силу правоотношений собственности, вне зависимости от того, кто является нанимателем или собственником жилого помещения.
В силу части 1 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены данным кодексом.
Частью 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Вселенные собственником жилого помещения члены его семьи имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи (часть 2 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В пункте 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" разъяснено, что вопрос о признании лица членом семьи собственника жилого помещения судам следует разрешать с учетом положений части 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации, исходя из следующего:
а) членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. При этом супругами считаются лица, брак которых зарегистрирован в органах записи актов гражданского состояния (статья 10 Семейного кодекса Российской Федерации). Для признания названных лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки;
б) членами семьи собственника жилого помещения могут быть признаны другие родственники независимо от степени родства (например, бабушки, дедушки, братья, сестры, дяди, тети, племянники, племянницы и другие) и нетрудоспособные иждивенцы как самого собственника, так и членов его семьи, а в исключительных случаях иные граждане (например, лицо, проживающее совместно с собственником без регистрации брака), если они вселены собственником жилого помещения в качестве членов своей семьи. Для признания перечисленных лиц членами семьи собственника жилого помещения требуется не только установление юридического факта вселения их собственником в жилое помещение, но и выяснение содержания волеизъявления собственника на их вселение, а именно вселялось ли им лицо для проживания в жилом помещении как член его семьи или жилое помещение предоставлялось для проживания по иным основаниям (например, в безвозмездное пользование, по договору найма). Содержание волеизъявления собственника в случае спора определяется судом на основании объяснений сторон, третьих лиц, показаний свидетелей, письменных документов (например, договора о вселении в жилое помещение) и других доказательств (статья 55 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В пункте 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" разъяснено, что вопрос о признании лица членом семьи собственника жилого помещения судам следует разрешать с учетом положений части 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации, исходя из следующего:
а) членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. При этом супругами считаются лица, брак которых зарегистрирован в органах записи актов гражданского состояния (статья 10 Семейного кодекса Российской Федерации). Для признания названных лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки;
б) членами семьи собственника жилого помещения могут быть признаны другие родственники независимо от степени родства (например, бабушки, дедушки, братья, сестры, дяди, тети, племянники, племянницы и другие) и нетрудоспособные иждивенцы как самого собственника, так и членов его семьи, а в исключительных случаях иные граждане (например, лицо, проживающее совместно с собственником без регистрации брака), если они вселены собственником жилого помещения в качестве членов своей семьи. Для признания перечисленных лиц членами семьи собственника жилого помещения требуется не только установление юридического факта вселения их собственником в жилое помещение, но и выяснение содержания волеизъявления собственника на их вселение, а именно вселялось ли им лицо для проживания в жилом помещении как член его семьи или жилое помещение предоставлялось для проживания по иным основаниям (например, в безвозмездное пользование, по договору найма). Содержание волеизъявления собственника в случае спора определяется судом на основании объяснений сторон, третьих лиц, показаний свидетелей, письменных документов (например, договора о вселении в жилое помещение) и других доказательств (статья 55 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Руководствуясь вышеприведенным правовым регулированием, установив юридически значимые обстоятельства, дав оценку представленным в материалы дела доказательствам в их совокупности по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, установив, что согласно протокола заседании Жилищно-бытовой комиссии МВД по Республике Хакасия N от 28 декабря 2012 г. Бредкин Д.И. был поставлен на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с семьей в составе 1 человек; истец был снят с учета на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения на основании протокола N заседания жилищно-бытовой комиссии МВД по Республике Хакасия от 2 марта 2023 г, поскольку до подачи заявления о постановке на учет для предоставления единовременной социальной выплаты имел регистрацию как член семьи собственника у матери, в связи с чем обеспеченность общей жилой площадью составляла более 15 кв.м. на одного члена семьи; согласно материалам дела по состоянию на 20 ноября 2012 г, в жилом помещении по адресу: "адрес", были вселены 5 человек (собственник Б.О.П, ее муж Б.И.И, сын Бредкин Д.И, дочь Б.А.И. и ее сын (внук Б.О.П.) - малолетний Б.М.В.), в связи с чем на одного члена семьи приходилось менее 15 кв.м. общей площади, судебные инстанции пришли к правильному выводу об отсутствии правовых оснований для снятия истца с учета на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с семьей в составе 1 человек.
Доводы кассационной жалобы о недостоверности представленных стороной истца справок, выданных Администрацией сумона Дургенский Тандинского кожууна Республики Тыва относительно регистрации лиц по адресу: "адрес", и, как следствие, необоснованности выводов судебных инстанций о необеспеченности истца и членов его семьи на момент постановки на учет жилым помещением общей площадью 15 кв.м и более, не могут повлечь отмену оспариваемых судебных актов, поскольку повторяют правовую позицию стороны ответчика, выраженную в суде первой и апелляционной инстанций, были предметом исследования и оценки суда судебных инстанций и были отклонены по мотивам, подробно изложенным в обжалованных судебных актах, по существу сводятся к несогласию с выводами судов, направлены на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств и представленных доказательств, выводов судов не опровергают и о нарушениях норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов, не свидетельствуют, а потому не могут повлечь отмену судебных постановлений применительно к требованиям статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В силу части положений части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в системной связи с другими положениями главы 41 данного Кодекса, регламентирующими производство в суде кассационной инстанции, суду кассационной инстанции при проверке судебных постановлений предоставлено право оценивать лишь правильность применения нижестоящими судами норм материального и процессуального права и не позволяют ему непосредственно исследовать доказательства и устанавливать фактические обстоятельства дела, подменяя тем самым суды первой и второй инстанций.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании всех представленных в дело доказательств и установленных обстоятельствах. Судами учтены положения процессуального законодательства об относимости и допустимости доказательств (статьи 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), в судебных постановлениях отражены результаты оценки доказательств с приведением мотивов, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими, что соответствует положениям части 4 статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Нарушений правил оценки доказательств судами не допущено.
Указание на неправомерность принятия судом в качестве доказательства, подтверждающего состав семьи Б.О.П, проживающих по адресу: "адрес", похозяйственной книги, не опровергают выводов судебных инстанций, поскольку оценка указанному доказательству дана в совокупности с иными доказательствами по делу, в том числе сообщением врио начальника управления по вопросам миграции от 8 июня 2023 г.
Само по себе несогласие кассатора с выводами судов первой и апелляционной инстанций, иная оценка фактических обстоятельств дела и иное толкование положений закона не означают, что при рассмотрении дела допущена судебная ошибка, а также не подтверждают, что имеет место нарушение судами норм материального или процессуального права.
Иные доводы кассационной жалобы по существу сводятся к ошибочному толкованию норм права, а также несогласию заявителя с оценкой фактических обстоятельств, что не может служить основанием к отмене или изменению обжалуемых судебных постановлений, являлись предметом оценки суда апелляционной инстанции и были правомерно отклонены.
Восьмой кассационный суд общей юрисдикции считает, что судами первой и апелляционной инстанций все юридические значимые обстоятельства по делу определены верно, доводы участников процесса судом проверены с достаточной полнотой, выводы судов, изложенные в обжалуемых судебных постановлениях, соответствуют фактическим обстоятельствам и материалам гражданского дела.
Поскольку судами первой и апелляционной инстанций материальный закон применен и истолкован правильно, нарушений процессуального права не допущено, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Абаканского городского суда Республики Хакасия от 12 июля 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Хакасия от 3 октября 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства внутренних дел по Республике Хакасия - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.