Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Фроловой Т.В, судей Кожевниковой Л.П, Раужина Е.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-85/2023 (УИД: 42RS0020-01-2023-000132-33) по иску Дергачева Евгения Александровича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу о включении периодов в страховой стаж, взыскании судебных расходов, по кассационной жалобе Дергачева Евгения Александровича на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 24 октября 2023 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Фроловой Т.В, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Дергачев Евгений Александрович (далее - Дергачев Е.А, истец) обратился с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу (далее - ОСФР по Кемеровской области - Кузбассу, ответчик) о включении периодов в страховой стаж, взыскании судебных расходов.
В обоснование заявленных требований Дергачев Е.А. указал, что с 9 апреля 2010 г. является пенсионером, вышел на пенсию досрочно, так как отработал во вредных условиях труда 25 лет, однако продолжал работать.
В 2016 году в связи с тем, что Дергачев Е.А. перестал осуществлять трудовую деятельность произведен перерасчет пенсии, однако при этом в страховой стаж не включены периоды обучения в СПТУ N 45 г. Осинники с 1 сентября 1982 г. по 14 января 1986 г. и службы в армии с 21 апреля 1986 г. по 30 мая 1988 г.
Обращаясь с иском в суд, Дергачев Е.А. ссылался на то, что периоды обучения и службы в армии подлежат включению в страховой стаж в соответствии с Положением о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденным Постановлением Совета министров СССР от 3 августа 1972 г. N 590. Не включение периодов обучения и службы в армии в страховой стаж является нарушением его пенсионных прав.
Дергачев Е.А. просил суд включить в страховой стаж для исчисления пенсии по старости период обучения в СПТУ N 45 г. Осинники с 1 сентября 1982 г. по 14 января 1986 г, период службы в Армии с 21 апреля 1986 г. по 30 мая 1988 г, обязать ОСФР по Кемеровской области - Кузбассу произвести перерасчет пенсии за три предыдущих года, взыскать с ОСФР по Кемеровской области - Кузбассу расходы по оплате юридических услуг в размере 35 000 рублей, расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Решением Осинниковского городского суда Кемеровской области от 26 июля 2023 г. исковые требования Дергачева Е.А. удовлетворены частично. Решение УПФР в г. Осинники Кемеровской области (межрайонное) от 28 февраля 2017 г. N о перерасчете страховой пенсии по старости Дергачеву Е.А. признано незаконным. На ОСФР по Кемеровской области - Кузбассу возложена обязанность включить в специальный стаж Дергачеву Е.А. на соответствующих видах работ период прохождения действительной военной службы в рядах Советской Армии с 21 апреля 1986 г. по 30 мая 1988 г, период учебы в СПТУ N 45 г. Осинники с 1 сентября 1982 г. по 14 января 1986 г, произвести перерасчет размера страховой пенсии с 1 марта 2017 г. С ОСФР по Кемеровской области - Кузбассу в пользу Дергачева Е.А. взысканы судебные расходы по оплате юридических услуг в размере 20 000 рублей, по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей, всего 20 300 рублей.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 24 октября 2023 г. решение Осинниковского городского суда Кемеровской области от 26 июля 2023 г. отменено, по делу принято новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Дергачева Е.А. отказано. Дергачеву Е.А. возвращена ошибочно уплаченная государственная пошлина в размере 300 рублей.
В кассационной жалобе Дергачевым Е.А. ставится вопрос об отмене апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 24 октября 2023 г, как незаконного.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела судом кассационной инстанции. В судебное заседание суда кассационной инстанции не явились истец Дергачев Е.А, представитель ответчика ОСФР по Кемеровской области - Кузбассу, сведений о причине неявки не представили.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь положениями ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит жалобу не подлежащей удовлетворению.
В соответствии с ч. 1 ст. 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ).
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции нарушений по настоящему делу не усматривает и в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, не находит оснований для признания выводов суда апелляционной инстанции незаконными, исходя из следующего.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что Дергачев Е.А. с 9 апреля 2010 г. является получателем досрочной трудовой (с 1 января 2015 г. - страховой) пенсии по старости, назначенной в соответствии с подп. 11 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
20 февраля 2017 г. Дергачев Е.А. обратился в УПФР в г. Осинники Кемеровской области (межрайонное) с заявлением о перерасчете размера страховой пенсии за периоды до 1 января 2015 г. в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 18 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. "О страховых пенсиях".
Согласно распоряжению УПФР г. Осинники Кемеровской области (межрайонное) от 28 февраля 2017 г. N Дергачеву Е.А. произведен перерасчет размера страховой пенсии по старости с 1 марта 2017 г.
В 2022 году Дергачев Е.А. обратился в ОПФР по Кемеровской области - Кузбассу с обращениями о перерасчете размера пенсии.
Согласно ответу ОПФР по Кемеровской области - Кузбассу от 4 мая 2022 г. Дергачеву Е.А. разъяснено, что оснований для перерасчета пенсии по материалам выплатного дела не усматривается.
Из указанного ответа следует, что индивидуальный пенсионный коэффициент Дергачева Е.А. за периоды, имевшие место до 1 января 2015 г..исчислен с учетом следующих обстоятельств: 1. продолжительность трудового стажа до 1 января 2002 г..составила 15 лет 5 месяцев 11 дней, стажевый коэффициент - 0, 55, специальный стаж по Списку N 1 - 13 лет 3 месяца 19 дней, при требуемом - 10 лет, стажевый коэффициент - 0, 58, применена предельная величина отношения заработков, установленная законодательством - 1, 2. После достижения возраста 50 лет на основании поданного заявления оценка пенсионных прав, как выгодный вариант, осуществлена по п. 3 ст. 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г..N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" с применением п. 9 ст. 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г..N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", исходя из продолжительности специального стажа по Списку N 1; 2. осуществлена валоризация - увеличение расчетного пенсионного капитала за счет продолжительности специального стажа до 1 января 1991 г..- 2 полных года, валоризация 12 % расчетного пенсионного капитала; 3. учтены страховые взносы, начисленные работодателями за период с 1 января 2002 г..и по дату назначения пенсии в сумме 311 204, 600 рублей. Начиная с 2011 года, размер страховой части трудовой пенсии с 1 августа каждого года скорректирован (в беззаявительном порядке) по данным индивидуального (персонифицированного) учета о сумме страховых взносов, которые не были учтены при определении величины расчетного пенсионного капитала для исчисления размера страховой части трудовой пенсии (1 августа 2011 г..- 59 986, 880 рублей, 1 августа 2012 г..- 39 418, 060 рублей, 1 августа 2013 г..- 45 657, 770 рублей, 1 августа 2014 г..- 59 181, 170 рубль, 31 декабря 2014 г..- 76 832, 200 рубля). За период прохождения военной службы по призыву установлен пенсионный коэффициент - 3, 8. Индивидуальный пенсионный коэффициент за периоды до 1 января 2015 г..составил 134, 529.
За периоды работы в 2015-2016 годах в беззаявительном порядке произведены перерасчеты страховой пенсии с 1 августа 2015 г..и с 1 августа 2017 г..с учетом величины пенсионного коэффициента 3, 00 и 1, 366 соответственно. В целом величина индивидуального пенсионного коэффициента составляет 138, 895. Фиксированная выплата к страховой пенсии с 10 января 2021 г..составляет 6 044, 48 рубля, с 1 января 2022г. - 6 564, 31 рубля. Установленный с учетом индексации размер страховой пенсии с 1 января 2022 г..составляет 21 476, 08 рублей, размер накопительной пенсии с 1 августа 2021 г..- 1 978, 27 руб.
Судом первой инстанции также установлено, что Дергачев Е.А. с 1 сентября 1982 г. по 14 января 1986 г. обучался в СПТУ N 45 г. Осинники, с 21 апреля 1986 г. по 30 мая 1988 г. проходил военную службу по призыву в рядах Советской Армии.
Разрешая спор, суд первой инстанции, сославшись на положения Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", а также на Положение о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденное Постановлением Совета министров СССР от 3 августа 1972 г. N 590, установив, что периоды работы Дергачева Е.А. после окончания обучения в СПТУ N 45 г. Осинники, до прохождения военной службы по призыву и после ее прохождения включены в специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости, пришел к выводу о возложении на ОСФР по Кемеровской области - Кузбассу обязанности включить в специальный стаж Дергачеву Е.А. на соответствующих видах работ для целей перерасчета страховой пенсии по старости период прохождения действительной военной службы в рядах Советской Армии с 21 апреля 1986 г. по 30 мая 1988 г, период учебы в СПТУ N 45 г. Осинники с 1 сентября 1982 г. по 14 января 1986 г. и произвести перерасчет размера страховой пенсии с 1 марта 2017 г.
Также суд первой инстанции взыскал с ОСФР по Кемеровской области - Кузбассу в пользу Дергачева Е.А. судебные расходы по оплате юридических услуг в размере 20 000 рублей, по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Проверяя законность и обоснованность принятого по делу решения, суд апелляционной инстанции указав на то, что выводы суда первой инстанции не соответствуют установленным по делу обстоятельствам, основаны на неверном применении норм закона, регулирующих спорные правоотношения, отменил решение суда первой инстанции и принял по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований Дергачева Е.А. о включении периодов службы в армии и обучения в страховой стаж.
При этом, суд апелляционной инстанции исходил из того, что судом первой инстанции не учтено, что правовых оснований для включения спорных периодов не имеется, поскольку ухудшается положение Дергачева Е.А. и приводит к уменьшению размера страховой пенсии. Общий страховой стаж Дергачева Е.А. по состоянию на 1 января 2002 г. составляет 21 год 2 месяца 2 дня с учетом того, что в общий страховой стаж включены период обучения и период службы в армии в двойном размере (с учетом Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 г. N 2-П), и стажевой коэффициент подлежит исчислению от количества стажа - 21 год. При включении в стаж на соответствующих видах работ периодов, которые возможно включить: период обучения в среднем профессионально-техническом училище 4 месяца 15 дней, период службы в армии - 3 месяца 1 день, с учетом которых специальный стаж на 1 января 2002 г. составит 13 лет 11 месяцев 5 дней, где стажевой коэффициент подлежит исчислению из количества 13 лет, что меньше страхового стажа, составляющего 21 год, на основании которого произведена оценка пенсионных прав.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы суда апелляционной инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований Дергачева Е.А. о включении периодов службы в армии и обучения в среднем профессионально-техническом училище в страховой стаж, соответствующими требованиям закона и установленным по делу обстоятельствам.
Доводы кассационной жалобы о том, что период учебы Дергачева Е.А. подлежит включению в трудовой стаж на основании подп. "з" п. 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденное Постановлением Совета министров СССР от 3 августа 1972 г. N 590, период службы в армии подлежит включению в трудовой и страховой стаж в соответствии с положениями ст. 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", со ссылкой на п. 4 ст. 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", правильность выводов суда апелляционной инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований Дергачева Е.А. о включении периодов службы в армии и обучения в страховой стаж не опровергают и не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного постановления.
Правовые основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии с 1 января 2015 г. осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон "О страховых пенсиях"), до вступления в силу которого действовал и подлежал применению Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации").
Частью 3 ст. 36 Федерального закона "О страховых пенсиях" установлено, что со дня вступления в силу настоящего Федерального закона Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
Федеральные законы, принятые до дня вступления в силу Федерального закона "О страховых пенсиях" и предусматривающие условия и нормы пенсионного обеспечения, применяются в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону (ч. 4 ст. 36 Федерального закона "О страховых пенсиях").
В соответствии с п. 1 ст. 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" при назначении трудовой пенсии по старости осуществляется оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 г. путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал по приведенной в данной статье формуле.
Расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном пунктом 3 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 4 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 6 настоящей статьи (п. 2 ст. 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации").
Из изложенного следует, что при назначении пенсии должен выбираться вариант назначения пенсии, а также вариант расчета размера пенсии в наиболее выгодном для застрахованного лица варианте, либо по выбору застрахованного лица. Расчетный размер трудовой пенсии определяется в соответствии с пунктами 3, 4, 6 ст. 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В пунктах 3 и 4 ст. 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" приведены конкретные перечни трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 г, которые учитываются в целях определения расчетного размера трудовой пенсии застрахованных лиц в соответствии с указанными пунктами.
Исчисление продолжительности периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 г, включаемых в общий трудовой стаж, производится:
- по нормам п. 3 ст. 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в календарном порядке по их фактической продолжительности; без учета периодов подготовки к профессиональной деятельности (учебы);
- по нормам п. 4 ст. 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в календарном порядке по их фактической продолжительности, за исключением периодов военной службы по призыву, которые включаются в двойном размере; периоды учебы включаются в календарном порядке по их фактической продолжительности.
При этом, одновременное применение положений пунктов 3 и 4 ст. 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" при определении общего трудового стажа не допускается.
Ссылаясь на то, что срочная служба в армии подлежит включению в трудовой стаж на основании п. 4 ст. 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" Дергачев Е.А. не учитывает, что после достижения возраста 50 лет на основании поданного им заявления оценка пенсионных прав, как наиболее выгодный вариант, осуществлена по п. 3 ст. 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" с применением п. 9 ст. 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", исходя из продолжительности специального стажа по Списку N 1.
Как следует из искового заявления Дергачев Е.А. просил суд включить период срочной службы в армии и период учебы в среднем профессионально-техническом училище в страховой стаж. При этом в кассационной жалобе Дергачевым Е.А. понятия "страховой стаж" и "общий трудовой стаж" отождествляются. Между тем, данные понятия тождественными не являются.
Под страховым стажем понимается учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы до 1 января 2023 г. в Пенсионный фонд Российской Федерации, с 1 января 2023 г. в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж (статьи 11, 12 Федерального закона "О страховых пенсиях"). Страховой стаж учитывается при назначении страховой пенсии по старости, в том числе досрочном ее назначении отдельным категориям граждан (статьи 8, 30, 32 Федерального закона "О страховых пенсиях").
При этом, вопреки доводам кассационной жалобы, положения ст. 12 Федерального закона "О страховых пенсиях" не предусматривают возможность включения периода прохождения срочной службы в армии в страховой стаж.
Понятие общего трудового стажа приведено в ст. 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", согласно которой под общим трудовым стажем в целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 г. В продолжительность общего трудового стажа включаются периоды трудовой и иной общественно полезной деятельности, перечисленные в пунктах 3 и 4 ст. 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Кроме того, необходимо отметить, что специальный стаж (стаж на соответствующих видах работ) - это, стаж работы, дающий право на пенсионное обеспечение по старости, ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста (ч. 1 ст. 8, ст. 30, 32 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Ссылка в кассационной жалобе на применение к спорным отношениям подп. "з" п. 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденное Постановлением Совета министров СССР от 3 августа 1972 г. N 590 является несостоятельной.
Положение о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденное Постановлением Совета министров СССР от 3 августа 1972 г. N 590, применяется в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации с учетом постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665).
Постановление от 16 июля 2014 г. N 665 принято Правительством Российской Федерации в целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", определяющих порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Возможность применения Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного Постановлением Совета министров СССР от 3 августа 1972 г. N 590, при подсчете страхового стажа пенсионным законодательством не предусмотрена, следовательно, подп. "з" п. 109 указанного Положения для подсчета страхового стажа применению не подлежит.
Вопреки доводам, изложенным в кассационной жалобе, выводы суда апелляционной инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам и материалам гражданского дела, основаны на правильном толковании норм пенсионного законодательства, регулирующих спорные отношения.
Несогласие, выраженное в кассационной жалобе с выводами суда апелляционной инстанции, отличное толкование положений пенсионного законодательства, не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки и не подтверждает допущенных судом нарушений норм права, которые могли повлиять на исход дела и являлись бы достаточным основанием для пересмотра обжалуемого судебного акта в кассационном порядке.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены обжалуемого судебного постановления в кассационном порядке, судебной коллегией по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции по доводам кассационной жалобы не установлено.
Поскольку судом апелляционной инстанции материальный закон применен и истолкован правильно, нарушений процессуального права не допущено, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных ст. 379.7 ГПК РФ оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемого судебного постановления.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 24 октября 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Дергачева Евгения Александровича - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.