Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Лавник М.В, судей Андугановой О.С, Латушкиной С.Б, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-2860/2023 (УИД: 22RS0068-01-2023-001957-80) по иску Ачкасова Вячеслава Александровича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю о защите пенсионных прав, по кассационной жалобе представителя Ачкасова Вячеслава Александровича - Пученькина Ивана Владимировича на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 31 октября 2023 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Андугановой О.С, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Ачкасов Вячеслав Александрович (далее по тексту - Ачкасов В.А, истец) обратился в суд с исковым заявлением к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю о защите пенсионных прав.
В обоснование исковых требований Ачкасов В.А. указал, что 16 апреля 2020 г. ему назначена страховая пенсия в соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". На дату назначения пенсии для расчета коэффициента отношения заработков в соответствии с пунктом 3 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" пенсионным органом взят период с 1995 г. по 2000 г, коэффициент составил 1, 099, что менее максимально возможного 1, 2. Между тем в архивной справке от 28 ноября 2022 г. N имеются сведения о заработной плате истца в период с 1 марта 1987 г. по 28 февраля 1992 г, с учетом которых средний заработок составил 858, 68 руб. (за 31 фактически отработанный месяц). Средний заработок по стране за этот же период (31 месяц) составил 445, 6 руб. Таким образом, отношение указанных заработков составляет 1, 9 при максимально допустимом 1, 2.
Ачкасов В.А. просил суд установить факт получения им заработной платы в период с 1 марта 1987 г. по 28 февраля 1992 г. согласно архивной справке от 28 ноября 2022 г. N возложить на ответчика обязанность осуществить перерасчет страховой пенсии по старости с 16 апреля 2020 г, с учетом заработной платы истца в указанный период, установив коэффициент отношения заработков 1, 2.
Решением Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 16 мая 2023 г. исковые требования Ачкасова В.А. удовлетворены частично. На Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю возложена обязанность произвести перерасчет размера пенсии Ачкасова В.А. с учетом сведений о заработной плате за период работы с марта 1987 г. по февраль 1992 г. включительно, содержащихся в архивной справке от 28 ноября 2022 г. N, с 1 апреля 2023 г. В удовлетворении остальной части иска отказано.
Дополнительным решением Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 9 июня 2023 г. удовлетворены требования Ачкасова В.А. о возложении на Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю обязанности произвести перерасчет размера пенсии с учетом коэффициента отношения заработков 1, 2.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 31 октября 2023 г. дополнительное решение Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 9 июня 2023 г. отменено, принято новое решение, которым исковые требования Ачкасова Вячеслава Александровича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю о возложении обязанности произвести перерасчет пенсии с учетом коэффициента отношения заработков 1, 2 оставлены без удовлетворения.
В кассационной жалобе представитель Ачкасова В.А. - Пученькин И.В. просит об отмене апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 31 октября 2023 г. в части отмены дополнительного решения Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 9 июня 2023 г.
В обоснование доводов кассационной жалобы заявитель ссылается на неверное толкование норм материального права, а именно, формулы расчета коэффициента отношения среднемесячной заработной платы работника к среднемесячной заработной плате по стране произведены судом апелляционной инстанции неверно.
Возражения на доводы кассационной жалобы в материалы дела не представлены.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела судом кассационной инстанции. В судебное заседание суда кассационной инстанции не явились истец Ачкасов В.А, представитель ответчика Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю, сведений о причине неявки не представили.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь положениями ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы заявителя.
В соответствии с ч. 1 ст. 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В интересах законности кассационный суд общей юрисдикции вправе выйти за пределы доводов кассационных жалобы, представления. При этом суд не вправе проверять законность судебных постановлений в той части, в которой они не обжалуются, а также законность судебных постановлений, которые не обжалуются (ч. 2 ст. 379.6 ГПК РФ).
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ).
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции таких нарушений по настоящему делу не усматривает и в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, не находит оснований для признания выводов суда апелляционной инстанции незаконными, исходя из следующего.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что Ачкасов В.А. является получателем страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Пенсия назначена истцу с 16 апреля 2020 г. решением пенсионного органа от 17 февраля 2022 г. на основании решения Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 13 декабря 2021 г. по делу N по иску Ачкасова В.А. к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Алтайскому краю о признании права на досрочное назначение пенсии.
При назначении пенсии Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Алтайскому краю приняло во внимание период работы истца 60 месяцев с мая 1995 г. по март 2001 г, отношение заработков за указанный период составило 1, 099.
Полагая, что расчет пенсии за период с марта 1987 г. по февраль 1992 г. (60 месяцев) на основании данных о заработной плате, отраженных в архивной справке от 28 ноября 2022 г. N выданной "данные изъяты"", приведет к увеличению размера пенсии, истец, обращаясь в суд, просил о возложении на пенсионный орган обязанности произвести перерасчет пенсии с учетом сведений указанной архивной справки.
Согласно расчету, представленному стороной истца, среднемесячный заработок Ачкасова В.А. за период с марта 1987 г. по февраль 1992 г. составил 858, 68 руб. ((2 244, 89 + 2 626, 94 + 5 029, 73 + 11 549, 01 + 5 168, 71) / 31), среднемесячный заработок по стране - 445, 60 руб. ((1 715, 20 + 1 399, 20 + 1515, 00 + 5 743, 00 + 3 442, 00)/ 31), отношение заработков - 1, 9, при ограничении 1, 2.
По расчету ответчика за период с марта 1987 г. по февраль 1992 г. среднемесячный заработок истца составил 435, 13 руб. ((2 244, 89 + 2 626, 88 + 4 518, 39 + 11 549, 01 + 5 168, 71)/ 60), среднемесячный заработок по стране 364, 31 руб. ((2 144, 00 + 2 798, 40 +3 156, 00 + 3 636, 00 + 6 682, 00 + 3 442, 00) / 60), наибольшее отношение заработной платы составило 1, 194.
Разрешая спор и частично удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, руководствуясь статьей 39 Конституции Российской Федерации, статьями 11, 21, 23, 26, 36 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", статьей 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", установив, что учет заработка истца за период с марта 1987 г. по февраль 1992 г. приведет к увеличению размера пенсии, возложил на пенсионный орган обязанность произвести ее перерасчет с учетом сведений о заработной плате за период с марта 1987 г. по февраль 1992 г, отраженных в архивной справке от 28 ноября 2022 г. N, с 1 апреля 2023 г. - первого числа месяца, следующего за месяцем обращения в суд с настоящим иском (23 марта 2023 г.).
Указанные требования разрешены решением Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 16 мая 2023 г, которое сторонами не обжаловано.
Вместе с тем при вынесении судом решения не разрешено заявленное истцом требование об установлении коэффициента отношения заработков в размере 1, 2.
Принимая дополнительное решение по неразрешенному требованию, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статьи 36 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях", статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", статей 100, 102 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации", исходя из предоставленной законодателем застрахованному лицу возможности выбора варианта определения своего среднемесячного заработка для оценки пенсионных прав и предусмотренного законом единого подхода к определению средней заработной платы пенсионера и заработной платы по стране, пришел к выводу, что коэффициент отношения заработков подлежит исчислению с учетом общей суммы заработной платы за фактически проработанные месяцы и такое же количество месяцев по стране, определив для перерасчета размера пенсии коэффициент отношения заработков 1, 2.
Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда, не согласившись с методикой расчета соотношения заработной платы истца со средней заработной платой по стране за 60 месяцев и указав, что оснований для исключения из числа месяцев, за которые подсчитывается среднемесячный заработок, полных месяцев с нулевыми показателями заработной платы, включенных в страховой стаж не имеется и определив, что в предусмотренном пенсионным законодательством Российской Федерации порядке коэффициент отношения заработков за выбранный истцом период составит 1, 194, судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда отменила дополнительное решение Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 9 июня 2023года и приняла в указанной части новое решение, которым исковые требования Ачкасова Вячеслава Александровича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю о возложении обязанности произвести перерасчет пенсии с учетом коэффициента отношения заработков 1, 2 оставлены без удовлетворения.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции оснований не согласиться с выводами суда апелляционной инстанции по доводам кассационной жалобы не усматривает, поскольку эти выводы соответствуют материалам дела, нормам права, подлежащим применению к спорным отношениям, и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях", вступившим в силу с 1 января 2015 г.
Частью 3 статьи 36 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" определено, что со дня вступления в силу настоящего Федерального закона Федеральный закон от 17 декабря 2001 года N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
Положения статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусматривают правовой механизм оценки приобретенных до 1 января 2002 г. пенсионных прав застрахованных лиц и регулируют порядок исчисления размера трудовых пенсий.
Установленные названными законоположениями правила включают в себя несколько вариантов определения расчетного размера трудовой пенсии застрахованных лиц (части 3, 4 и 6 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации") как одного из обязательных элементов механизма конвертации ранее приобретенных пенсионных прав в расчетный пенсионный капитал, предоставив самим застрахованным лицам право выбора наиболее выгодного для них варианта (часть 2 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации").
При этом варианты определения расчетного размера трудовой пенсии, предусмотренные частями 3 и 4 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", предполагают использование в соответствующих целях либо среднемесячного заработка застрахованного лица за 2000-2001 г. г. по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо среднемесячного заработка застрахованного лица за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке работодателями или государственными (муниципальными) органами.
Действовавшее до 1 января 2002 г. правовое регулирование предусматривало в качестве общего правила исчисление размера трудовой пенсии по старости, исходя из заработной платы гражданина, при этом среднемесячный заработок при назначении данной пенсии определялся (по желанию обратившегося за пенсией): за 24 последних месяца работы (службы, кроме срочной военной службы) перед обращением за пенсией либо за любые 60 месяцев работы (службы) подряд в течение всей трудовой деятельности перед обращением за пенсией (часть 1 статьи 102 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации").
Из числа месяцев, за которые подсчитывается среднемесячный заработок, исключаются (по желанию обратившегося за пенсией) неполные месяцы работы в связи с ее началом или прекращением не с первого числа месяца и месяцы (в том числе неполные) отпуска, предоставляемого в связи с уходом за ребенком в возрасте до трех лет, а также время работы, в течение которого гражданин являлся инвалидом или получал возмещение ущерба, причиненного увечьем либо иным повреждением здоровья, осуществлял уход за инвалидом I группы, ребенком - инвалидом или престарелым, нуждающимся в постороннем уходе по заключению лечебного учреждения. При этом исключенные месяцы заменяются другими, непосредственно предшествующими избранному периоду или непосредственно следующими за ним (часть 2 статьи 102 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации").
По правилам статьи 103 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" среднемесячный заработок за периоды, указанные в статье 102 Закона, подсчитывается путем деления общей суммы заработка за 24 месяца работы (службы) и 60 месяцев работы (службы) соответственно на 24 и 60 (часть 1).
Если работа продолжалась менее 24 месяцев, среднемесячный заработок подсчитывается путем деления общей суммы заработка за фактически проработанные месяцы на число этих месяцев (часть 2 статьи 103 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года N340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации").
Таким образом, из буквального толкования приведенных положений закона следует, что из числа месяцев, за которые подсчитывается среднемесячный заработок, исключаются (по желанию обратившегося за пенсией лица) неполные месяцы работы в связи с ее началом или прекращением не с первого числа месяца. Возможность исключения полных месяцев работы из периода, включенного в страховой стаж, в связи с отсутствием информации о полученном пенсионером в эти месяцы доходе, законом не предусмотрена.
В материалах дела сведений о неполных месяцах работы истца в период с марта 1987 г. по февраль 1992 г. (в связи с ее началом или прекращением не с первого числа месяца) не содержится. Напротив, представленными доказательствами подтверждается и не оспаривается стороной истца, что период с марта 1987 г. по февраль 1992 г. (60 месяцев) полностью включен в страховой стаж истца, соответственно, являлся непрерывным. При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции обоснованно указал, что оснований для исключения из числа месяцев, за которые подсчитывается среднемесячный заработок, полных месяцев с нулевыми показателями заработной платы, включенных в страховой стаж, не имеется. Доводов о получении истцом в эти месяцы дохода стороной истца не приводилось, о наличии таких сведений и оказании судом содействия в их истребовании не заявлялось.
Вопреки доводам жалобы, законодателем предоставлена застрахованному лицу возможность для оценки пенсионных прав выбрать вариант определения своего среднемесячного заработка, но не изменять предусмотренный законом порядок его исчисления.
Учитывая, что в предусмотренном пенсионным законодательством порядке коэффициент отношения заработков за выбранный истцом период составит 1, 194, судом апелляционной инстанции верно указано, что оснований для установления данного коэффициента в размере 1, 2 не имеется.
Поскольку доводы кассационной жалобы представителя Ачкасова В.А. - Пученькина И.В. выводы суда апелляционной инстанции не опровергают, сводятся к выражению несогласия с приведенным судом апелляционной инстанции порядка определения соотношения заработка истца и среднего заработка по стране за спорный период, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не усматривает оснований для отмены судебного постановления суда апелляционной инстанции, поскольку выводы суд апелляционной инстанции основаны на правильном применении норм материального права.
Суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 31 октября 2023 г.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 31 октября 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Ачкасова Вячеслава Александровича - Пученькина Ивана Владимировича - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.