Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Фроловой Т.В, судей Кожевниковой Л.П, Раужина Е.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-630/2023 (УИД: 42RS0009-01-2022-004100-45) по иску Береговских Игоря Николаевича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, включении периодов работы в специальный стаж, назначении досрочной страховой пенсии по старости, по кассационной жалобе Береговских Игоря Николаевича на решение Центрального районного суда города Новокузнецка Кемеровской области от 6 июля 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 2 ноября 2023 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Фроловой Т.В, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Береговских Игорь Николаевич (далее - Береговских И.Н, истец) обратился с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу (далее - ОСФР по Кемеровской области - Кузбассу, ответчик) о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, включении периодов работы в специальный стаж, назначении досрочной страховой пенсии по старости.
В обоснование заявленных требований Береговских И.Н. указал, что 3 декабря 2020 г. обратился в УПФР в г. Новокузнецке Кемеровской области (межрайонного) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 10 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением УПФР в г. Новокузнецке Кемеровской области (межрайонное) от 9 марта 2021 г. N в досрочном назначении страховой пенсии по старости Береговских И.Н. отказано в связи с отсутствием требуемого стажа на соответствующих видах работ (в наличии 12 лет 4 месяца 22 дня при требуемом - 20 лет).
При этом не включены в стаж на соответствующих видах работ периоды работы Береговских И.Н, дающие право на назначение страховой пенсии по старости по п. 10 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", с 29 декабря 1985 г. по 29 января 1986 г. в должности водителя автобуса в Новокузнецком пассажирском автотранспортном предприятии N 1 (1 месяц 1 день), с 22 июня 1998 г. по 11 мая 2003 г. в должности водителя автобуса в Новокузнецком пассажирском автотранспортном предприятии N 1 (Муниципальное унитарное пассажирское автотранспортное предприятие N 1 Кемеровская область г. Новокузнецк) (4 года 10 месяцев 20 дней), с 1 июля 2003 г. по 1 августа 2007 г. в должности водителя категории "Д" на маршруте N у ИП Л. (4 года 1 месяц 1 день), с 1 января 2009 г. по 30 апреля 2015 г. в должности водителя категории "Д" на маршруте N у ИП С. (6 лет 4 месяца), с 1 февраля 2016 г. по 1 декабря 2020 г. в должности водителя автобуса на регулярных городских пассажирских маршрутах у ИП К. (4 года 10 месяцев 1 день).
Обращаясь с иском в суд, Береговских И.Н. ссылался на то, что отказ в назначении страховой пенсии по старости является незаконным, в указанные периоды он работал в должности водителя автобуса, водителя категории "Д", что подтверждается записями в трудовой книжке, являющейся основным документом трудовой деятельности.
Береговских И.Н. просил суд признать незаконным решение УПФР в г. Новокузнецке Кемеровской области (межрайонное) от 9 марта 2021 г. N об отказе в установлении пенсии, обязать ОПФР по Кемеровской области - Кузбассу включить в специальный стаж по п. 10 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периоды работы с 29 декабря 1985 г. по 29 января 1986 г. в должности водителя автобуса в Новокузнецком пассажирском автотранспортном предприятии N 1 (1 месяц 1 день), с 22 июня 1998 г. по 11 мая 2003 г. в должности водителя автобуса в Новокузнецком пассажирском автотранспортном предприятии N 1 (Муниципальное унитарное пассажирское автотранспортное предприятие N 1 Кемеровская область г. Новокузнецк) (4 года 10 месяцев 20 дней), с 1 июля 2003 г. по 1 августа 2007 г. в должности водителя категории "Д" на маршруте N у ИП Л. (4 года 1 месяц 1 день), с 1 января 2009 г. по 30 апреля 2015 г. в должности водителя категории "Д" на маршруте N у ИП С. (6 лет 4 месяца), с 1 февраля 2016 г. по 1 декабря 2020 г. в должности водителя автобуса на регулярных городских пассажирских маршрутах у ИП К. (4 года 10 месяцев 1 день), назначить досрочную страховую пенсию по старости согласно п. 10 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с даты обращения - с 3 декабря 2020 г, взыскать с ОПФР по Кемеровской области - Кузбассу расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Определением Центрального районного суда города Новокузнецка Кемеровской области от 26 января 2023 г. произведена замена ответчика ОПФР по Кемеровской области - Кузбассу на правопреемника - ОСФР по Кемеровской области - Кузбассу.
Решением Центрального районного суда города Новокузнецка Кемеровской области от 6 июля 2023 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 2 ноября 2023 г, в удовлетворении исковых требований Береговских И.Н. отказано.
В кассационной жалобе Береговских И.Н. ставится вопрос об отмене решения Центрального районного суда города Новокузнецка Кемеровской области от 6 июля 2023 г. и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 2 ноября 2023 г, как незаконных.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела судом кассационной инстанции. В судебное заседание суда кассационной инстанции не явились истец Береговских И.Н, представители ответчика ОСФР по Кемеровской области - Кузбассу, третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Управления по транспорту и связи Администрации города Новокузнецка, сведений о причине неявки не представили.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь положениями ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит жалобу не подлежащей удовлетворению.
В соответствии с ч. 1 ст. 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ).
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции нарушений по настоящему делу не усматривает и в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, не находит оснований для признания выводов судов первой и апелляционной инстанций незаконными, исходя из следующего.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что Береговских И.Н, "дата" года рождения, 3 декабря 2020 г. обратился в УПФР в г. Новокузнецке Кемеровской области (межрайонного) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 10 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон "О страховых пенсиях".
Решением УПФР в г. Новокузнецке Кемеровской области (межрайонное) от 9 марта 2021 г. N Береговских И.Н. в установлении страховой пенсии по старости отказано по причине того, что не выработан специальный стаж, требуемый для назначения досрочной страховой пенсии по старости.
Стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п. 10 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", на дату обращения Береговских И.Н. с заявлением о назначении страховой пенсии по старости составил 12 лет 4 месяца 22 дня, при требуемом - не менее 20 лет.
При этом, в специальный стаж в соответствии с п. 10 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" включен период работы Береговских И.Н. с 30 января 1986 г. по 21 июня 1998 г. в Новокузнецком пассажирском автотранспортном предприятии N 1 (12 лет 4 месяца 22 дня); не включены периоды работы с 1 июля 2003 г. по 1 августа 2007 г, с 1 января 2009 г. по 30 апреля 2015 г, с 1 февраля 2016 г. по 1 декабря 2020 г, поскольку не подтверждена работа на городских регулярных пассажирских маршрутах. Работодатели К, Л, С. передали сведения на индивидуальный лицевой счет застрахованного лица на общих основаниях, без указания кода профессии.
Из решения УПФР в г. Новокузнецке Кемеровской области (межрайонное) от 9 марта 2021 г. N следует, что оценка пенсионных прав Береговских И.Н. по п. 10 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" произведена без учета периодов работы с 29 декабря 1985 г. по 29 января 1986 г. в должности водителя автобуса в Новокузнецком пассажирском автотранспортном предприятии N 1 (1 месяц 1 день), с 22 июня 1998 г. по 11 мая 2003 г. в должности водителя автобуса в Новокузнецком пассажирском автотранспортном предприятии N 1 (Муниципальное унитарное пассажирское автотранспортное предприятие N 1 Кемеровская область г. Новокузнецк) (4 года 10 месяцев 20 дней).
Из копии трудовой книжки следует, что Береговских И.Н. 27 июня 1985 г. принят автослесарем 3 разряда в Новокузнецкое пассажирское автотранспортное предприятие N 1, 29 декабря 1985 г. присвоен 2 класс водителя, 8 января 1986 г. переведен водителем автобуса 2 класса, 17 января 1990 г. присвоен 1 класс водителя автобуса, 28 июня 2000 г. решением администрации г. Новокузнецка создано Муниципальное унитарное пассажирское автотранспортное предприятие N 1, 11 мая 2003 г. уволен по собственному желанию, 1 июля 2003 г. принят водителем категории "Д" на маршрут N к ИП Л, 1 августа 2007 г. уволен по собственному желанию, 1 января 2009 г. принят водителем категории "Д" на маршрут N к ИП С, 30 апреля 2015 г. уволен по собственному желанию, 1 февраля 2016 г. принят водителем автобуса на регулярные городские пассажирские маршруты к ИП К, 1 декабря 2020 г. уволен по собственному желанию.
Согласно архивной справке N, выданной 17 декабря 2020 г..МБУ "Архив города Новокузнецка", Береговских И.Н. принят автослесарем ремонтной мастерской в Новокузнецкое пассажирское автотранспортные предприятие N 1 с 27 июня 1985 г..(приказ от 28 июня 1985 г..N), присвоен 2 класс водителя с 29 декабря 1985 г..(приказ от 29 декабря 1985 г..N) (так в личной карточке, приказ не обнаружен), переведен водителем 2 класса в автоколонну N 1 с 8 января 1986 г..с прохождением стажировки по маршруту N, N (приказ от 13 января 1986 г..N), допущен к самостоятельной работе на линии водителем по маршрутам N, 57 с 30 января 1986 г..(приказ от 31 января 1986 г..N), присвоен 1 класс водителя с 17 января 1990 г..(приказ от 19 января 1990 г..N), переведен водителем 1 класса в автоколонну N 3 на а/м Газель с 22 июня 1998 г..(приказ от 30 июня 1998 г..N), переведен водителем автобуса 1 класса в автоколонну N 2 с 1 августа 2002 г..(приказ от 4 июня 2002 г..N) (так в личной карточке, приказ не обнаружен), переведен водителем 1 класса на а/м ПАЗ 3205 по маршруту N с 13 мая 2003 г..(приказ от 13 мая 2003 г..N) (так в личной карточке, приказ не обнаружен), уволен с 11 мая 2003 г..(приказ от 13 мая 2003 г..N). Распоряжением Комитета по управлению муниципальной собственностью г..Новокузнецка от 18 августа 1993 г..N 33/5 на базе Новокузнецкого пассажирского автотранспортного предприятия N 1 учреждено Муниципальное пассажирское автотранспортное предприятие N 1; с 1 августа 2000 г..Муниципальное пассажирское автотранспортное предприятие N 1 стало именоваться Муниципальное унитарное пассажирское автотранспортное предприятием N 1; с 15 июля 2003 г..- Муниципальное пассажирское автотранспортное предприятие N 1. В связи с утратой уставной деятельности распоряжением администрации города Новокузнецка от 16 ноября 2006 г..N 444 Муниципальное пассажирское автотранспортное предприятием N1 ликвидировано.
При ликвидации предприятия документы по личному составу переданы на хранение в МБУ "Архив города Новокузнецка".
По запросу суда первой инстанции МБУ "Архив города Новокузнецка" в отношении Береговских И.Н, за периоды работы в Новокузнецком пассажирском автотранспортном предприятии N 1 представлены копии личной карточки, приказов, расчетных ведомостей за декабрь 1985 года, январь-февраль 1986 года, расчетных листов за 1998-2003 гг.
Согласно информации МБУ "Архив города Новокузнецка" должностные инструкции, трудовые договоры, правила внутреннего трудового распорядка, табеля учета рабочего времени и прочие документы, подтверждающие льготный стаж, предприятием на архивное хранение не сданы.
Из архивной копии приказа Новокузнецкого пассажирского автотранспортного предприятия N 1 от 13 января 1986 г. следует, что Береговских И.Н. переведен водителем 2 кл. 1 a/к с прохождением стажировки в полном объеме 112 ч. в /нас - Токарев, в инет. - Борщ, м-т, 57, 53 с 8 января 1986 г. с повременной-премиальной оплатой труда.
Согласно архивной копии приказа Новокузнецкого пассажирского автотранспортного предприятия N 1 от 31 января 1986 г. Береговских И.Н. с 30 января 1986 г. допущен к самостоятельной работе на линии водителем на 53, 57 м-ты.
Согласно архивной копии приказа от 30 июня 1998 г. N Береговских И.Н. с 22 июня 1998 г. переведен водителем 1 класса в автоколонну N 3 на а/м Газель.
Согласно архивной копии приказа директора Муниципального унитарного пассажирского автотранспортного предприятия N 1 от 13 мая 2003 г. Береговских И.Н. уволен с 11 мая 2003 г. по собственному желанию.
Из ответа Управления по транспорту и связи Администрации города Новокузнецка от 26 июня 2023 г. следует, что в период с 1 сентября 2009 г. по 30 апреля 2015 г, а также с 1 июля 2003 г. по 1 августа 2007 г. маршруты N, N являлись регулярными городскими пассажирскими маршрутами. Перевозка пассажиров осуществлялась на основании договоров, заключенных между Управлением по транспорту и связи Администрации города Новокузнецка и юридическими лицами либо индивидуальными предпринимателями, осуществляющих перевозку пассажиров. Контроль за индивидуальными предпринимателями осуществлялся в части соблюдения условий договоров на перевозку пассажиров. Иные виды контроля, не осуществлялись.
Судом первой инстанции также установлено, что ИП Л. прекратила деятельность 17 июля 2013 г, ИП С. прекратила деятельность 3 декабря 2020 г, ИП К. прекратил деятельность 1 февраля 2021 г.
Береговских И.Н. зарегистрирован в системе государственного пенсионного страхования 19 ноября 1998 г.
Из выписки из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, следует, что работодатели в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации подавали сведения о стаже Береговских И.Н. без указания на особые (льготные) условия труда, сведения за спорные периоды представлены работодателями как работа в обычных условиях труда.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных Береговских И.Н. исковых требований о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, включении периодов работы в специальный стаж, назначении досрочной страховой пенсии по старости, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что совокупность представленных в материалы дела доказательств не подтверждает характер работы Береговских И.Н. в спорные периоды в особых условиях труда, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п. 10 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях".
При этом, суд первой инстанции исходил из того, что период работы Береговских И.Н. с 29 декабря 1985 г. по 29 января 1986 г, не может быть включен в специальный стаж, поскольку фактически в данный период Береговских И.Н. занимал должность слесаря, проходил стажировку в качестве водителя автобуса с 8 января 1986 г. по 29 января 1986 г.; период работы с 22 июня 1998 г. по 11 мая 2003 г. не может быть включен в специальный стаж, поскольку с 22 июня 1998 г. по 31 июля 2022 г. Береговских И.Н работал водителем автомобиля Газель, с 1 августа 2022 г. по 11 мая 2003 г. работал водителем автобуса, доказательств, того что в данные периоды работы Береговских И.Н. был занят на регулярных городских пассажирских маршрутах в течение полного рабочего не представлено. Периоды работы с 1 июля 2003 г. по 1 августа 2007 г, с 1 января 2009 г. по 30 апреля 2015 г, с 1 февраля 2016 г. по 1 декабря 2020 г. не могут быть включены в специальный стаж, поскольку доказательств того, что в данные периоды работы Береговских И.Н. был занят на регулярных городских пассажирских маршрутах в течение полного рабочего дня не представлено, работодателями сведения персонифицированного учета представлены без указания кода особых условий труда, за периоды работы с 1 января 2013 г. отсутствуют сведения о начислении работодателями страховых взносов по дополнительному тарифу.
Проверяя законность и обоснованность принятого по делу решения, суд апелляционной инстанции, в силу полномочий, предусмотренных ст. 327.1 ГПК РФ исследовав и оценив доказательства, в том числе дополнительно приобщенные, установив, что в периоды с 1 июля 2003 г. по 1 августа 2007 г, с 1 января 2009 г. по 30 апреля 2015 г, с 1 февраля 2016 г. по 1 декабря 2020 г. Береговских И.Н. работал у индивидуальных предпринимателей водителем автобуса в режиме маршрутного такси, для которого не предусматривается обязательная остановка для посадки (высадки) пассажиров в пути следования, осуществляется перевозка граждан с остановкой по требованию и не осуществлял регулярные городские перевозки, к которым относятся перевозки в черте города, осуществляемые с определенной периодичностью по установленным маршрутам с обязательной остановкой на каждой из предусмотренных маршрутом остановке для посадки и высадки пассажиров; доказательств того, что в спорные периоды работы Береговских И.Н. был занят на регулярных городских пассажирских маршрутах в течение полного рабочего дня материалы дела не содержат; в индивидуальном лицевом счете застрахованного лица не содержится сведений об особых условиях труда в спорные периоды работы, за периоды работы с 1 января 2013 г. отсутствуют сведения о начислении работодателями страховых взносов по дополнительному тарифу, согласился с выводами суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных Береговских И.Н. исковых требований.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований не согласиться с выводами судов первой и апелляционной инстанций, поскольку данные выводы соответствуют материалам дела, нормам права, подлежащим применению к спорным отношениям, и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом "О страховых пенсиях", вступившим в силу с 1 января 2015 г.
Согласно ч. 1 ст. 4 Федерального закона "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных этим федеральным законом.
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону) (ч. 1 ст. 8 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях".
В соответствии со ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.
Согласно ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.
Пунктом 10 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" установлено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали в качестве водителей автобусов, троллейбусов, трамваев на регулярных городских пассажирских маршрутах соответственно не менее 20 лет и 15 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет.
Аналогичные положения были закреплены в подп. 10 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда. При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц.
Согласно ч. 2 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (ч. 3 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (ч. 4 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях").
В целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях" Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее - Постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665).
В соответствии с п. 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях" осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Правила от 11 июля 2002 г. N 516).
Согласно абзацу 1 п. 4 Правил от 11 июля 2002 г. N 516 в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено этими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Письмом Минтранса России от 2 июля 1992 г. N 13-пр, согласованным с Министерством социальной защиты населения Российской Федерации (письмо от 1 июня 1992 г. N 1-2110-15) утвержден Порядок подтверждения специального трудового стажа водителей автобусов, трудившихся на регулярных городских пассажирских маршрутах.
Согласно указанному Порядку подтверждения специального трудового стажа водителей автобусов, трудившихся на регулярных городских пассажирских маршрутах право на назначение пенсии в связи с особыми условиями труда, имеют водители автобусов, постоянно трудившиеся на регулярном городском маршруте в течение полного рабочего времени. Под полным рабочим временем понимается выполнение работы на таких маршрутах не менее 80% рабочего времени за месяц (пункт 1). Подтверждение специального трудового стажа возможно на основании приказов о назначении на работу водителя регулярных городских пассажирских маршрутов, путевых листов, справок предприятий с указанием документальных оснований (приказов, лицевых счетов, ведомостей на заработную плату, коллективных договоров и др.) (пункт 2). При суммированном учете рабочего времени рабочее время, подтверждающее занятость водителей автобусов на регулярных городских пассажирских маршрутах, определяется по итогам месяца. В рабочее время за месяц включается суммарное время работы на линии на регулярном городском пассажирском маршруте и связанное с этой работой суммарное время на выполнение работ по обеспечению трудовых функций: на проведение подготовительно-заключительных работ, на прохождение предрейсового и послерейсового медицинских осмотров (по норме, установленной предприятием) на участие в плановых технических обслуживаниях N 1 и N 2 и на устранение эксплуатационных неисправностей автобуса при работе на регулярных городских маршрутах. Время выполнения указанных работ также можно рассчитать на основании лицевых счетов (ведомостей на заработную плату) (пункт 3).
Согласно п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 "Об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации поручено утвердить порядок подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2011 г. N 258н во исполнение пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 утвержден Порядок подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (далее - Порядок от 31 марта 2011 г. N 258н).
В соответствии с п. 13 Порядка от 31 марта 2011 г. N 258н периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений (индивидуального) персонифицированного учета.
Из приведенных нормативных положений следует, что право на страховую пенсию по старости имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при наличии определенных условий, в числе которых страховой стаж, то есть суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
С наличием страхового стажа определенной продолжительности связывается и право отдельных категорий работников на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Так, право на досрочную страховую пенсию по старости имеют мужчины по достижении возраста 55 лет, если они проработали в качестве водителей автобусов, троллейбусов, трамваев на регулярных городских пассажирских маршрутах постоянно, в течение полного рабочего дня не менее 20 лет и имеют страховой стаж не менее 25 лет.
При этом периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, подлежат подтверждению соответствующими документами в порядке и на условиях, установленных законом.
Страховой стаж - учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись или уплачивались страховые взносы в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж (п. 2 ст. 3 Федерального закона "О страховых пенсиях").
В соответствии с ч. 1 ст. 11 Федерального закона "О страховых пенсиях" в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись или уплачивались страховые взносы в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации.
В ст. 12 Федерального закона "О страховых пенсиях" приведен перечень иных периодов, засчитываемых в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 данного закона.
Условия и порядок подтверждения страхового стажа, в том числе для назначения досрочной страховой пенсии по старости, определены ст. 14 Федерального закона "О страховых пенсиях".
Согласно ч. 1 ст. 14 Федерального закона "О страховых пенсиях" при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (ч. 2 ст. 14 Федерального закона "О страховых пенсиях").
При подсчете страхового стажа периоды работы на территории Российской Федерации, предусмотренные статьей 11 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования" могут устанавливаться на основании показаний двух и более свидетелей, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно. В отдельных случаях допускается установление стажа работы на основании показаний двух и более свидетелей при утрате документов и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника. Характер работы показаниями свидетелей не подтверждается (ч. 3 ст. 14 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Согласно ч. 4 ст. 14 Федерального закона "О страховых пенсиях" правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения стажа для установления страховых пенсий (далее - Правила от 2 октября 2014 г. N 1015).
Пунктом 43 Правил от 2 октября 2014 г. N 1015 определено, что периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами о начислении или уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Пунктом 3 Порядка от 31 марта 2011 г. N 258н предусмотрено, что периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, подтверждаются после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Из ст. 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования" (далее - Федеральный закон "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования") следует, что целями индивидуального (персонифицированного) учета являются в том числе создание условий для назначения страховых и накопительных пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении.
Органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования, является Фонд (ст. 5 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования").
На территории Российской Федерации на каждого гражданина Российской Федерации, а также на иностранного гражданина и лицо без гражданства Фонд открывает индивидуальный лицевой счет, имеющий постоянный страховой номер (п. 1 ст. 6 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования").
Исходя из положений подп. 10.1 п. 2 ст. 6 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования" в общей части индивидуального лицевого счета застрахованного лица указываются в том числе периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 1 - 18 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" (в случае, если класс условий труда на рабочем месте по данной работе соответствовал вредному и (или) опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда), за которые уплачены страховые взносы в соответствии с дополнительными тарифами, предусмотренными статьей 33.2 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
В силу п. 1 ст. 11 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования" страхователи представляют предусмотренные пунктами 2 - 6 настоящей статьи сведения для индивидуального (персонифицированного) учета в органы Фонда по месту своей регистрации, а сведения, предусмотренные пунктом 8 настоящей статьи, - в налоговые органы в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Фонд осуществляет прием и учет сведений о зарегистрированных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (ст. 8.1 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования").
В соответствии с абзацем 3 ч. 1 ст. 16 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования" органы Фонда имеют право в необходимых случаях по результатам проверки полноты и достоверности сведений, учтенных на индивидуальном лицевом счете, в том числе представленных страхователями, физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы, при изменении пенсионного законодательства Российской Федерации, при поступлении в орган Фонда сведений, не подлежащих представлению (корректировке) страхователями, в том числе физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы, а также по заявлению зарегистрированного лица осуществлять корректировку этих сведений и вносить уточнения (дополнения) в индивидуальный лицевой счет в порядке, утверждаемом Фондом, сообщив об этом зарегистрированному лицу.
В п. 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснено, что рассматривая требования, связанные с порядком подтверждения страхового стажа (в том числе стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости), судам следует различать периоды, имевшие место до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и после такой регистрации.
Периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в силу пункта 2 статьи 13 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
В соответствии со ст. 28 Федерального "О страховых пенсиях" работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования. Перед сдачей отчетности предприятия, имеющие льготные профессии, представляют в Фонд документы, подтверждающие льготу, персонально по каждому работающему у него по льготной профессии человеку.
По смыслу приведенных нормативных положений индивидуальный (персонифицированный) учет используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов, обязанность по уплате которых законом возложена на страхователей (работодателей). Страхователь (работодатель) представляет сведения о каждом работающем у него застрахованном лице, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, после получения которых пенсионный орган вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица, при этом страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учета.
Периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета, который используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и страховых взносов, обязанность по уплате которых законом возложена на страхователей (работодателей). Страхователь (работодатель) предоставляет в Пенсионный фонд Российской Федерации (с 1 января 2023 г. - Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации) о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе сведения о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, определяемых особыми условиями труда, а также представляет в пенсионный орган документы, подтверждающие право застрахованного лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости, после получения которых Фонд вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица. Страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, предоставляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Кроме того, Федеральным законом от 3 декабря 2012 г. N 243-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного пенсионного страхования" с 1 января 2013 г. в Федеральной закон от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" введена статья 33.2, которая предусматривает уплату страхователями (работодателями) дополнительных тарифов страховых взносов на финансирование страховой части трудовой (с 1 января 2015 г. страховой) пенсии в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу застрахованных лиц, занятых на соответствующих видах работ, указанных в подпунктах 2 - 18 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (с 1 января 2015 г. - в пунктах 1 - 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Частью 6 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", в редакции, действовавшей до 1 января 2017 г, было определено, что периоды работы, предусмотренные пунктами 1 - 18 части 1 настоящей статьи, имевшие место после 1 января 2013 г, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным статьей 58.3 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования". При этом условия назначения страховой пенсии по старости, установленные пунктами 1 - 18 части 1 настоящей статьи, применяются в том случае, если класс условий труда на рабочих местах по работам, указанным в пунктах 1 - 18 части 1 настоящей статьи, соответствовал вредному или опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда.
Частью 6 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", в редакции, действовавшей до 1 января 2023 г, было установлено, что периоды работы, предусмотренные пунктами 1 - 18 части 1 настоящей статьи, имевшие место после 1 января 2013 г, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным статьей 428 Налогового кодекса Российской Федерации. При этом условия назначения страховой пенсии по старости, установленные пунктами 1 - 18 части 1 настоящей статьи, применяются в том случае, если класс условий труда на рабочих местах по работам, указанным в пунктах 1 - 18 части 1 настоящей статьи, соответствовал вредному или опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда.
Таким образом, в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу застрахованных лиц, занятых на соответствующих видах работ, указанных в пунктах 1 - 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", с 1 января 2013 г. страхователем (работодателем) начисляются и уплачиваются дополнительные тарифы страховых взносов на финансирование страховой части пенсии, установленные частями 1 и 2 ст. 58.3 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" до 1 января 2017 г. и частями 1 и 2 ст. 428 Налогового кодекса Российской Федерации после 1 января 2017 г.
Разрешая спор, судебные инстанции пришли к правильным выводам об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных Береговских И.Н. исковых требований, поскольку работодатели за спорные периоды подавали сведения о стаже Береговских И.Н. без указания на особые (льготные) условия труда, сведения о работе Береговских И.Н. работодателями представлены в спорные периоды как работа в обычных условиях труда, по периодам работы Береговских И.Н. после 1 января 2013 г. работодателями не уплачивались дополнительные тарифы страховых взносов на финансирование страховой части пенсии, доказательств того, что Береговских И.Н. в спорные периоды работал в качестве водителя автобуса на регулярных городских пассажирских маршрутах в течение полного рабочего времени (не менее 80% рабочего времени за месяц), материалы дела не содержат.
Доводы кассационной жалобы о том, что выписками из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей подтверждается, что в периоды его работы у ИП Л, ИП К, ИП С. основным видом их деятельности являлась деятельность автомобильного (автобусного) пассажирского транспорта, подчиняющегося расписанию, маршруты N, N, на которых работал Береговских И.Н. у индивидуальных предпринимателей, являются регулярными городскими маршрутами, не свидетельствуют о незаконности выводов судов первой и апелляционной инстанции и не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений.
Общие условия перевозок пассажиров и багажа, грузов соответственно автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями, в том числе с использованием автомобильных прицепов, автомобильных полуприцепов (далее также - транспортные средства), а также общие условия предоставления услуг пассажирам, фрахтователям, грузоотправителям, грузополучателям, перевозчикам, фрахтовщикам на объектах транспортных инфраструктур определяются Федеральным законом от 8 ноября 2007 г. N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта".
Согласно ст. 4 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" перевозки пассажиров и багажа, грузов осуществляются в городском, пригородном, междугородном, международном сообщении. Перевозки в городском сообщении осуществляются в границах населенных пунктов (пункты 1 и 2).
Виды перевозок пассажиров и багажа: регулярные перевозки, перевозки по заказам, перевозки легковыми такси (ст. 5 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта").
В соответствии со ст. 19 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" регулярные перевозки пассажиров и багажа осуществляются на основании публичного договора перевозки пассажира по маршруту регулярных перевозок. Регулярные перевозки пассажиров и багажа относятся к перевозкам транспортом общего пользования и подразделяются на перевозки с посадкой и высадкой пассажиров только в установленных остановочных пунктах по маршруту регулярных перевозок; перевозки с посадкой и высадкой пассажиров в любом не запрещенном Правилами дорожного движения месте по маршруту регулярных перевозок. Перевозки с посадкой и высадкой пассажиров только в установленных остановочных пунктах по маршруту регулярных перевозок осуществляются в соответствии с расписаниями, установленными для каждого остановочного пункта. Остановки транспортных средств для посадки и высадки пассажиров обязательны в каждом остановочном пункте по маршруту регулярных перевозок, за исключением случаев, если согласно расписанию, посадка и высадка пассажиров в остановочном пункте осуществляются по требованию пассажиров. Перевозки с посадкой и высадкой пассажиров в любом не запрещенном Правилами дорожного движения месте по маршруту регулярных перевозок осуществляются в соответствии с расписаниями, установленными для следования из начального и конечного остановочных пунктов по маршруту регулярных перевозок. Остановки транспортных средств для посадки и высадки пассажиров осуществляются в начальном и конечном остановочных пунктах по маршруту регулярных перевозок, а также по требованию пассажиров.
Маршрут регулярных перевозок, это предназначенный для осуществления перевозок пассажиров и багажа по расписаниям путь следования транспортных средств от начального остановочного пункта через промежуточные остановочные пункты до конечного остановочного пункта, которые определены в установленном порядке (п. 9 ст. 2 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта").
Таким образом, к городским пассажирским маршрутам относятся маршруты, проходящие в пределах черты города (населенного пункта), выполняемые автотранспортными средствами, предназначенными для перевозки пассажиров. К регулярным пассажирским относятся перевозки, осуществляемые с определенной периодичностью по установленным маршрутам с посадкой и высадкой пассажиров в любом не запрещенном Правилами дорожного движения месте по маршруту регулярных перевозок. Транспортное средство осуществляет движение по расписанию, своевременно следует по всем промежуточным контрольным пунктам и прибывает на конечный пункт по расписанию с учетом допустимых отклонений.
Доводы кассационной жалобы о том, что работа водителя маршрутного такси аналогична работе водителя автобуса регулярных городских пассажирских маршрутов основаны на неправильном толковании норм материального права, в связи с чем не могут повлечь отмену обжалуемых судебных постановлений, поскольку для водителя автобуса в режиме маршрутного такси не предусматривается обязательная остановка для посадки (высадки) пассажиров в пути следования, осуществляется перевозка граждан с остановкой по требованию.
При этом, водитель автобуса регулярных городских пассажирских маршрутов, как следует из вышеприведенных норм, осуществляет регулярные городские перевозки, к которым относятся перевозки в черте города, осуществляемые с определенной периодичностью по установленным маршрутам с обязательной остановкой на каждой из предусмотренных маршрутом остановке для посадки и высадки пассажиров.
Вопреки доводам, изложенным в кассационной жалобе, выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам и материалам гражданского дела, основаны на правильном толковании норм материального права, регулирующих спорные отношения.
Само по себе несогласие, выраженное в кассационной жалобе с выводами судов первой и апелляционной инстанций, иная оценка фактических обстоятельств дела и иное толкование положений закона не означают, что при рассмотрении дела допущена судебная ошибка, а также не подтверждают, что имеет место нарушение судами норм материального или процессуального права.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке, судебной коллегией по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции по доводам кассационной жалобы не установлено.
Поскольку судами первой и апелляционной инстанций материальный закон применен и истолкован правильно, нарушений процессуального права не допущено, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных ст. 379.7 ГПК РФ оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемых судебных постановлений.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Центрального районного суда города Новокузнецка Кемеровской области от 6 июля 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 2 ноября 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Береговских Игоря Николаевича - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.