88-3838/2024
г. Кемерово 4 марта 2024 г.
Восьмой кассационный суд общей юрисдикции в составе судьи Татаринцевой Е.В, рассмотрев гражданское дело N 04MS0033-01-2023-002132-91 по иску общества с ограниченной ответственностью "Экоальянс" к Байминовой Баирме Николаевне, Байминовой Дариме Александровне о взыскании задолженности за фактически оказанные Региональным оператором услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, по кассационной жалобе Байминовой Д.А. на решение мирового судьи судебного участка Тункинского района Республики Бурятия от 26 июня 2023 г. и апелляционное определение Тункинского районного суда Республики Бурятия от 25 сентября 2023 г.
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ЭкоАльянс" (далее - ООО "ЭкоАльянс") обратилось к мировому судье с иском к Байминовой Б.Н, Байминовой Д.А. о взыскании задолженности за фактически оказанные региональным оператором услуги обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) за период с 1 апреля 2019 г. по 31 июля 2022 г. в размере 14 288, 41 руб, расходов по оплате государственной пошлины в размере 571, 74 руб.
В обоснование иска указало, что с 1 апреля 2019 г. между ООО и собственником жилого дома по адресу: "адрес", заключен договор оказания услуг по обращению с ТКО, в виде открытия лицевого счета N. В соответствии с Соглашением об организации деятельности по обращению с ТКО на территории Республики Бурятия от 14 мая 2018 г. ООО "ЭкоАльянс" присвоен статус регионального оператора сроком на 10 лет. С 1 апреля 2019 г. и по настоящее время обязанности по оказанию услуг по обращению с ТКО региональным оператором - ООО "ЭкоАльянс" исполняются в полном объеме. Обращение с ТКО, то есть сбор, транспортирование, обезвреживание, захоронение ТКО, образующих в многоквартирных и жилых домах, является одним из видов коммунальных услуг. Размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО рассчитывается исходя из цены, определенной в пределах утвержденного единого тарифа на услугу регионального оператора, установленного региональному оператору по обращению с ТКО в порядке определенном Федеральным законом N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления". Размер платы в месяц составляет 67, 76 руб. за одного проживающего гражданина. В связи с неисполнением обязательств по оплате услуг по обращению с ТКО у ответчиков образовалась задолженность за период с 1 апреля 2019 г. по 31 июля 2022 г. в размере 14 288, 41 руб, что подтверждается выпиской по лицевому счету.
Решением мирового судьи судебного участка Тункинского района Республики Бурятия от 26 июня 2023 г, оставленным без изменения апелляционным определением Тункинского районного суда Республики Бурятия от 25 сентября 2023 г, исковые требования ООО "ЭкоАльянс" удовлетворены частично, с Байминовой Б.Н, Байминовой Д.А. солидарно взыскана задолженность по уплате за фактически оказанные услуги по обращению с ТКО за период с 1 апреля 2019 г. по 31 июля 2022 г. в размере 13 881, 85 руб, расходы по оплате государственной пошлины - 555, 27 руб.
В кассационной жалобе Байминовой Д.А. ставится вопрос об отмене судебных постановлений судов первой и апелляционной инстанции, как незаконных, вынесенных с нарушением норм материального и процессуального права. В обоснование доводов жалобы кассатор указывает, что суды ошибочно пришли к мнению, что между истцом и ответчиками сложились фактические договорные отношения.
Кассатор считает, что судами первой и апелляционной инстанции не дана оценка доводам о том, что ООО "ЭкоАльянс" не приведены доказательства исполнения обязательств по направлению публичной оферты и типового договора, а также доводам о том, что истцом не доказан факт оказания услуг по обращению с ТКО.
В силу положений части 10 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена судьей единолично без проведения судебного заседания.
Проверив материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, Восьмой кассационный суд общей юрисдикции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Нарушение или неправильное применение норм процессуального права является основанием для отмены или изменения судебных постановлений, если это нарушение привело или могло привести к принятию неправильных судебных постановлений (часть 3 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Таких нарушений при принятии обжалуемых судебных постановлений суд кассационной инстанции не усматривает, рассмотрение произведено в пределах доводов кассационной жалобы.
Как установлено судом и следует из материалов дела, по состоянию на 1 апреля 2019 г. Байминова Б.Н. и Байминова Д.А. являются собственниками по 1/3 доли жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес", что подтверждается сведениям ЕГРН.
Из условий соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами N от 14 мая 2018 г. следует, что Министерство природных ресурсов Республики Бурятия поручило, а ООО "ЭкоАльянс" приняло на себя выполнение функций регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации и настоящим соглашением, на территории Республики Бурятии в соответствии с территориальной схемой.
Тункинский муниципальный район включен в зону деятельности региональных операторов по обращению с ТКО на территории Республики Бурятия.
Региональный оператор разместил публичную оферту (договор) на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора на своем официальном сайте 1 апреля 2019 г.
Прямой договор оказания услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами между ООО "ЭкоАльянс" и ответчиками заключен не был.
Региональным оператором ООО "ЭкоАльянс" услуга по обращению с ТКО оказывалась ответчику в спорный период с 1 апреля 2019 г. по 31 июля 2022 г.
Согласно расчетной ведомости по лицевому счету N в период с 1 апреля 2019 г. по 31 июля 2022 г. ответчики Байминова Б.Н. и Байминова Д.А. имеют задолженности за коммунальную услугу по обращению с ТКО в размере 14 228, 41 руб.
Разрешая спор, мировой судья исходил из того, что собственникам жилого помещения в спорный период были оказаны услуги по утилизации ТКО, обязанность по оплате которых лежит на собственнике помещения, ответчики данную обязанность надлежащим образом не исполняли, в связи с чем образовалась задолженность, подлежащая взысканию с ответчика в пользу истца в пределах срока исковой давности.
Суд апелляционной инстанции при пересмотре решения суда первой инстанции согласился с его выводами и их правовым обоснованием.
Суд кассационной инстанции соглашается с обжалуемыми судебными постановлениями, полагая их основанным на нормах действующего законодательства и фактических обстоятельствах дела.
В соответствии со статьёй 1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" под твердыми коммунальными отходами понимаются отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд.
Согласно части 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение с учетом правила, установленного частью 3 статьи 169 данного Кодекса (пункт 5 части 2 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В силу части 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Частью 1.1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации закреплено, что правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, их права и обязанности закреплены в Правилах предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 (далее - Правила N 354).
Согласно пункту 148(30) Правил N 354 размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 9(1) приложения N 2 к настоящим Правилам предоставления коммунальных услуг, составляющей которой является значение количества граждан, постоянно и временно проживающих в жилом помещении.
В соответствии с пунктом 148(34) Правил N 354 размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается в соответствии с настоящими Правилами, исходя из числа постоянно проживающих и временно проживающих потребителей в жилом помещении. Потребитель считается временно проживающим в жилом помещении, если он фактически проживает в этом жилом помещении более 5 дней подряд.
Часть 11 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривает, что неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. При временном отсутствии граждан внесение платы за отдельные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов потребления, осуществляется с учетом перерасчета платежей за период временного отсутствия граждан в порядке и в случаях, которые утверждаются Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 148(44) Правил N 354 при временном, то есть более 5 полных календарных дней подряд, отсутствии потребителя в жилом помещении осуществляется перерасчет размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми, коммунальными отходами в порядке, предусмотренном разделом VIII настоящих Правил.
Доводы кассационной жалобы Байминовой Д.А. об отсутствии оснований для взыскания задолженности по оплате услуг по обращению с ТКО в связи с отсутствием договорных отношений с ООО "ЭкоАльянс" несостоятельны.
В соответствии с частью 5 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Определяя правовые основы обращения с отходами производства и потребления, Федеральный закон от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" предусматривает, что региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности (пункт 1 статьи 24.7).
Согласно пункту 2 статьи 24.7 приведенного Федерального закона по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
В соответствии с пунктом 1 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации публичным договором признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).
Положениями пунктами 8(17) и 8(18) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. N 1156 (далее - Правила N 1156), установлено, что региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также в средствах массовой информации.
Региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения размещает одновременно в печатных средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, и на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора.
Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил. Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8(8) - 8(16) настоящих Правил.
В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Учитывая, что региональным оператором на территории Республики Бурятия по обращению с ТКО является ООО "ЭкоАльянс", суды пришли к верному выводу о наличии между сторонами договорных правоотношений и заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО на условиях типового договора.
Достоверных доказательств того, что ответчик не принимал услуги истца по вывозу мусора, материалы дела не содержат.
Отсутствие письменного договора, вопреки доводам кассатора, не свидетельствует об отсутствии договорных отношений между сторонами, поскольку сложившиеся между сторонами отношения в силу вышеназванных норм Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктов 6, 7 Правил N 354, рассматриваются как договорные.
В целом доводы кассационной жалобы сводятся к иной оценке установленных обстоятельств, основаны на ошибочном толковании закона, в связи с чем не могут служить основанием для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
Выводы судов нижестоящих инстанций соответствуют установленным обстоятельствам и основаны на правильном применении норм материального и процессуального права.
С учетом изложенного, Восьмой кассационный суд общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения жалобы и отмены обжалуемых судебных постановлений.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, определил:
решение мирового судьи судебного участка Тункинского района Республики Бурятия от 26 июня 2023 г. и апелляционное определение Тункинского районного суда Республики Бурятия от 25 сентября 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Байминовой Д.А. - без удовлетворения.
Судья Е.В. Татаринцева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.