Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Струковой А.А, судей Брянцевой Н.В, Колпаковой А.В, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Веретенниковой В.В, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-118/2023 (УИД 92OS0000-01-2023-000125-83) по административному иску потребительского жилищного кооператива "Лермонтова 1" о признании недействующего нормативного правового акта в части, по апелляционной жалобе потребительского жилищного кооператива "Лермонтова 1" на решение Севастопольского городского суда от 1 ноября 2023 г.
Заслушав доклад судьи Третьего апелляционного суда общей юрисдикции Брянцевой Н.В, возражения, участвовавших в судебном заседании посредством видеоконференц-связи представителя административного ответчика Правительства Севастополя Зарытовской Е.А, представителя заинтересованного лица департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя Сучу Я.С, заключение прокурора отдела Управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Ляпиной О.В, полагавшей решение суда не подлежащим отмене, судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
29 декабря 2022 г. Правительством Севастополя принято постановление N 730-ПП "Об утверждении Правил землепользования и застройки города федерального значения Севастополя применительно к части территории города в границах внутригородских муниципальных образований: Ленинского, Гагаринского, Нахимовского, Балаклавского муниципальных округов и города Инкермана" (далее по тексту Постановление N 730-ПП).
Нормативный правовой акт опубликован 30 декабря 2022 г. на официальном сайте Правительства Севастополя http://sevastopol.gov.ru, 31 декабря 2022 г. на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru.
9 февраля 2023 г. постановлением Правительства Севастополя N 56-ПП устранены технические ошибки в Правилах землепользования и застройки города федерального значения Севастополя применительно к части территории города в границах внутригородских муниципальных образований: Ленинского, Гагаринского, Нахимовского, Балаклавского муниципальных округов и города Инкермана, утвержденных постановлением Правительства Севастополя от 29 декабря 2022 г. N 730-ПП.
13 ноября 2023 г. постановлением Правительства Севастополя N 520-ПП внесены изменения, которыми не затронуты оспариваемые истцом положения.
14 декабря 2023 г. постановлением Правительства Севастополя N 627-ПП внесены изменения в Правила землепользования и застройки согласно приложению к настоящему постановлению.
Содержание таблицы N 75 "Виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства для зоны городского центра ОД-1/Л. Предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства для подзоны территориальной зоны городского центра ОД-1/Л/Н1" изложено в новой редакции.
Потребительский жилищный кооператив "Лермонтова 1" (далее по тексту ПЖК "Лермонтова 1", Кооператив) обратился в суд о признании указанного постановления N 730-ПП недействующим в части исключения из таблицы N75 Правил зоны ОД-1 по улицам Ленина и Лермонтова из условно разрешенных видов земельных участков и объектов капитального строительства и включения в основные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства с кодами 2.1, 2.1.1, 2.5.
Требования мотивированы тем, что Кооператив, являясь собственником земельного участка, на котором возводится комплекс многоквартирного жилого дома с придомовой территорией и арендатором земельного участка, с видом разрешенного использования "территория общего пользования", в результате принятия оспариваемых Правил землепользования и застройки улицы Ленина и Лермонтова отнесены к зоне ОД-1/Л/Б1/10, в основных видах разрешенного использования, которой отсутствуют коды вида разрешенного использования "под жилую застройку", вспомогательные виды разрешенного использования не установлены, что исключает возможность регистрации административного истца права собственности на незавершенное строительство, ввод его в эксплуатацию и дальнейшую постановку на кадастровый учет вновь построенных квартир и регистрацию права собственности на них за членами кооператива.
Решением Севастопольского городского суда от 1 ноября 2023 г. в удовлетворении исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе административный истец просит отменить решение суда первой инстанции полностью и принять новое решение. В обоснование приводит доводы, аналогичные изложенным в административном исковом заявлении.
Относительно доводов апелляционной жалобы Правительством Севастополя, департаментом архитектуры и градостроительства города Севастополя, Прокуратурой города Севастополя представили возражения на апелляционную жалобу.
Представитель административного ответчика Правительства Севастополя Зарытовская Е.А, представитель заинтересованного лица департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя Сучу Я.С. в удовлетворении апелляционной жалобы возражали, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения административного дела в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
В соответствии с положениями части 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также - КАС РФ) судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции рассмотрела административное дело при данной явке.
Заслушав заключение прокурора отдела Управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации, выслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы административного дела, изучив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, проверив законность и обоснованность решения суда в порядке статьи 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует, что Кооператив является собственником земельного участка с кадастровым номером N площадью 1 603 кв.м, категории земель - земли населенных пунктов, вида разрешенного использования - для реконструкции и обслуживания жилого комплекса многоквартирного дома и придомовой территории, расположенного по адресу: "адрес".
Право собственности на земельный участок за Кооперативом зарегистрировано 10 июня 2016 г, и запись о регистрации права внесена в Единый государственный реестр недвижимости согласно государственному акту на право собственности на земельный участок серии N от 2 марта 2010 г, выданному главным управлением Госкомзема г. Севастополя N на основании распоряжения Севастопольской городской государственной администрации от 23 октября 2009 г. N (л.д. 27-30 том 1, л.д. 180-183 том 4).
Земельный участок с кадастровым номером N площадью 438 кв.м, категории земель - земли населенных пунктов, вида разрешенного использования - земельные участки (территории общего пользования), расположенный по адресу: "адрес", предоставлен в аренду Обществу на основании договора аренды от 28 декабря 2016 г. сроком на 9 лет.
Земельные участки с кадастровыми номерами N и N являются смежными.
Оспариваемым нормативным правовым актом испрашиваемые земельные участки согласно Приложению N 1 к постановлению Правительства Севастополя от 29 декабря 2022 г. N 730-ПП - "Карта градостроительного зонирования. Границы территориальных зон", расположены в границах контура ОД-1/Л/Б1/10 территориальной зоны городского центра ОД-1.
Административный истец выражает несогласие с нахождением принадлежащих ему земельных участков в указанной территориальной зоне, в перечне основных видов разрешенного использования которых отсутствует такой вид как "под жилую застройку", вспомогательные виды разрешенного использования не установлены, что создает препятствия по вводу в эксплуатацию построенного объекта недвижимости и регистрации права собственности на объекты недвижимости, находящиеся в строящемся многоквартирном жилом доме.
Законодательство о градостроительной деятельности состоит из данного Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Градостроительному Кодексу Российской Федерации (статья 3 Градостроительного Кодекса РФ).
Утверждение правил землепользования и застройки относится к вопросам местного значения городского округа, по которым представительный орган местного самоуправления городского округа принимает муниципальные правовые акты (часть 1 статьи 7, пункт 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пункт 3 части 3 статьи 8 и части 1 статьи 32 ГрК РФ).
Суд первой инстанции исходя из представленных административным ответчиком документов и установленных обстоятельств пришел к выводу, что оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом - Правительством Севастополя в пределах компетенции, в установленной форме, надлежащим образом доведено до всеобщего сведения, процедура проведения публичных слушаний, процедура оценки регулирующего воздействия и процедура его принятия соблюдены, и по этим основаниям сторонами не оспаривается решение суда.
Кроме того, соблюдение процедуры подготовки и принятия оспариваемого решения являлось предметом оценки судов первой и апелляционной инстанций (решение Севастопольского городского суда от 4 июля 2023 г. по делу 3а-40/2023, оставленное без изменения апелляционным определением Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 10 ноября 2023 г, дело N 66а-1575/2023; решение Севастопольского городского суда от 27 июня 2023 г. по административному делу N 3а-87/2023, оставленное без изменения апелляционным определением Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 9 ноября 2023 г, дело N 66а-1577/2023; решение Севастопольского городского суда от 26 июля 2023 г. по делу 3а-97/2023, оставленное без изменения апелляционным определением Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 22 ноября 2023 г, дело N 66а-1733/2023).
Проверяя оспариваемый нормативный правовой акт на предмет его соответствия нормам, имеющим большую юридическую силу, и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что правила землепользования и застройки в оспариваемой части являются обоснованным градостроительным решением, нарушений норм градостроительного, земельного законодательства, а также законодательства об охране объектов культурного наследия при принятии оспариваемого нормативного правового акта по делу не установлено, как и нарушений прав и законных интересов административного истца.
Судебная коллегия не находит оснований не согласиться с такими выводами суда первой инстанции.
Под градостроительным зонированием в силу пункта 6 статьи 1 ГрК РФ понимается зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов.
Согласно пункту 8 статьи 1 ГрК РФ правила землепользования и застройки - документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.
Территориальные зоны - зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты (пункт 7 статьи 1 ГрК РФ).
В соответствии со статьей 30 ГрК РФ правила землепользования и застройки разрабатываются в целях создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия; создания условий для планировки территорий муниципальных образований; обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства; создания условий для привлечения инвестиций, в том числе путем предоставления возможности выбора наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Порядок подготовки проекта правил землепользования и застройки и их утверждения регламентирован статьями 31 и 32 ГрК РФ, порядок внесения изменений в правила землепользования и застройки - статьей 33 Кодекса. Внесение изменений в правила землепользования и застройки осуществляется в порядке, предусмотренном статьями 31 и 32 ГрК РФ (часть 1 статьи 33 ГрК РФ).
Вместе с тем, как правильно отметил суд первой инстанции, в отношении города федерального значения Севастополя федеральным законодателем установлены особенности правового регулирования в области градостроительной деятельности.
Так, до 1 января 2025 г. на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных и земельных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, отношений в области градостроительной деятельности (с учетом особенностей, предусмотренных частью 1.4 настоящей статьи) могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере (часть 1.1. статьи 12.1 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя").
Во исполнение указанного нормативного правового регулирования 25 июля 2014 г. принят Закон города Севастополя N 46-ЗС "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя".
Постановлением Правительства Севастополя от 2 сентября 2021 г. N 413-ПП утверждено положение об особенностях регулирования отношений в области градостроительной деятельности на территории города федерального значения Севастополя.
Статьей 13 Закона города Севастополя от 25 июля 2014 г. N 46-ЗС "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя" до 1 января 2023 г. правила землепользования и застройки могут быть разработаны до утверждения документов территориального планирования.
На момент принятия Правительством Севастополя оспариваемого постановления от 29 декабря 2022 г. N 730-ПП в городе Севастополе отсутствовал генеральный план города Севастополя, утвержденный в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.
По настоящее время действует Генеральный план города Севастополя, утвержденный решением сессии Севастопольского городского Совета от 13 декабря 2005 г. N 4114, в части не противоречащей Правилам землепользования и застройки.
Согласно Генеральному плану города Севастополя, утвержденному решением Севастопольского городского Совета от 13 декабря 2005 г. N 4114, земельные участки, находящиеся во владении административного истца, отнесены к зоне много- и среднеэтажной застройки.
Учитывая изложенное, судебная коллегия считает правильными выводы суда первой инстанции о том, что нахождение спорных земельных участков согласно генеральному плану города Севастополя, утвержденному решением Севастопольского городского Совета от 13 декабря 2005 г, в функциональной зоне "проектируемая зона много- и среднеэтажной многоквартирной застройки", не имеет определяющего значения для разрешения настоящего административного дела.
В силу части 6 статьи 30 Градостроительного кодекса в градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, в обязательном порядке, в частности, указываются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов: основные виды разрешенного использования; условно разрешенные виды использования; вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними (часть 1 статьи 37 Градостроительного кодекса).
Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования (часть 4 статьи 37 Градостроительного кодекса, пункт 2 статьи 7 Земельного кодекса).
При этом вспомогательный вид может быть выбран только дополнительно к основному, установление вспомогательного вида вместо основного не предусмотрено (пункт 3 части 1 статьи 37 Градостроительного кодекса, пункт 5 Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с изменением вида разрешенного использования земельного участка, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 14 ноября 2018 г.).
Системное толкование положений земельного и градостроительного законодательства, правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации позволяет сделать вывод о том, что правовой режим земельных участков и объектов капитального строительства, неотъемлемой составляющей которого является разрешенное использование, определяется прежде всего нормативными актами публичного образования (в частности, правилами землепользования и застройки, в составе которых утверждены градостроительные регламенты).
Правилами землепользования и застройки земельные участки отнесены к территориальной зоне "Общественно-деловая зона", Зона городского центра (Ленинский МО) ОД-1".
Перечень видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства для зоны городского центра (Ленинский МО) ОД-1/Л/Б1/10 установлен Таблицами 74 и 75 Правил землепользования и застройки, в редакции постановления Правительства Севастополя от 29 декабря 2022 г. N 730-ПП), к которым относятся "3.1.1 предоставление коммунальных услуг", "3.1.2 административные здания организаций, обеспечивающих предоставление коммунальных услуг", "3.2.2 оказание социальной помощи населению", "3.2.3 оказание услуг связи", "3.3 бытовое обслуживание", "3.4.1 амбулаторно-поликлиническое обслуживание", "3.5.1 дошкольное, начальное и среднее общее образование", "3.6.1 объекты культурно-досуговой деятельности", "3.6.2 парки культуры и отдыха", "3.8.1 государственное управление", "3.8.2 представительская деятельность", "4.4 магазины", "4.5 банковская и страховая деятельность", "4.6 общественное питание", "4.7 гостиничное обслуживание", "8.8.1 развлекательные мероприятия", "5.2.1 туристическое обслуживание", "7.2.1 размещение автомобильных дорог", "9.3 историко-культурная деятельность", "12.0 земельные участки (территории) общего пользования", "12.0.1 улично-дорожная сеть", "12.0.2 благоустройство территории".
К условно разрешенным видам использования отнесены следующие виды:
- "2. 1 для индивидуального жилищного строительства", который допускает размещение жилого дома (отдельно стоящего здания количеством надземных этажей не более чем три, высотой не более двадцати метров, которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании, не предназначенного для раздела на самостоятельные объекты недвижимости);
- "2.1.1 малоэтажная многоквартирная жилая застройка" - размещение малоэтажных многоквартирных домов (многоквартирные дома высотой до 4 этажей, включая мансардный); обустройство спортивных и детских площадок, площадок для отдыха; размещение объектов обслуживания жилой застройки во встроенных, пристроенных и встроенно-пристроенных помещениях малоэтажного многоквартирного дома, если общая площадь таких помещений в малоэтажном многоквартирном доме не составляет более 15% общей площади помещений дома;
- "2.5 среднеэтажная жилая застройка" - размещение многоквартирных домов этажностью не выше восьми этажей; благоустройство и озеленение; размещение подземных гаражей и автостоянок; обустройство спортивных и детских площадок, площадок для отдыха; размещение объектов обслуживания жилой застройки во встроенных, пристроенных и встроенно-пристроенных помещениях многоквартирного дома, если общая площадь таких помещений в многоквартирном доме не составляет более 20% общей площади помещений дома;
- "среднее и высшее профессиональное образование", "осуществление религиозных обрядов", "деловое управление", "объекты торговли (торговые центры, торгово-развлекательные центры (комплексы)", "служебные гаражи", "обеспечение обороны и безопасности".
В качестве вспомогательных видов разрешенного использования поименованы: "2.7.1 хранение автотранспорта", "4.10 выставочно-ярмарочная деятельность", "6.8 связь", "8.3 обеспечение внутреннего правопорядка".
В действующей редакции постановления Правительства Севастополя от 14 декабря 2023 г. N 627-ПП постановления N 730-ПП условно разрешенный вид использования "2.1.1 малоэтажная многоквартирная жилая застройка" исключен.
Из материалов дела видно, что право на земельный участок и разрешительная документация на реконструкцию объекта капитального строительства - многоквартирного жилого дома с количеством этажей - 8 получена административным истцом в период действия законодательства Украины. Строительство многоквартирного жилого дома начато в 2013 г. Застройщик ПЖК "Лермонтово 1" 23 декабря 2016 г. уведомил уполномоченные органы о начале строительства, реконструкции объекта капитального строительства - "реконструкция жилого комплекса многоквартирного жилого дома с придомовой территорией по ул. Лермонтова, 1.
Обращаясь в суд с иском об оспаривании нормативного правового акта, истец связывает нарушение своих прав с невозможностью получения разрешения на ввод в эксплуатацию построенного, реконструированного объекта капитального строительства ввиду отсутствия в Перечне основных видов разрешенного использования Правил землепользования и застройки такого вида разрешенного использования как "под жилую застройку", разрешающего строительство многоквартирных жилых домов.
Как указано выше постановлением Правительства Севастополя от 2 сентября 2021 г. N 413-ПП утверждено положение об особенностях регулирования отношений в области градостроительной деятельности на территории города федерального значения Севастополя (далее по тексту Положение).
Настоящее Положение устанавливает особенности подготовки и утверждения документации по планировке территории; выдачи градостроительных планов земельных участков и разрешений на строительство объектов капитального строительства при отсутствии правил землепользования и застройки города Севастополя, утвержденных в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности; внесения изменений в разрешения на строительство объектов капитального строительства, строительство, реконструкция которых начаты до 31 декабря 2020 г, осуществления государственного строительного надзора в отношении этих объектов капитального строительства, выдачи разрешений на их ввод в эксплуатацию.
Под документами, разрешающими строительство или реконструкцию объекта капитального строительства, в настоящем Положении понимаются документы, дающие право на выполнение строительных работ, выданные или зарегистрированные до вступления в силу Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. N 6-ФКЗ государственными и иными официальными органами Украины, а также документы, на основании которых осуществляется строительство, реконструкция объектов капитального строительства, полученные до 31 декабря 2020 г. в соответствии с нормативными правовыми актами города Севастополя, устанавливающими особенности регулирования градостроительных отношений (пункт 2 Положения).
В срок до 1 июня 2023 г. в целях завершения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, проектная документация которых в соответствии со статьей 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации подлежит экспертизе, застройщики таких объектов, имеющие действующие документы, предусмотренные пунктом 1.2 настоящего Положения, направляют в исполнительный орган города Севастополя, уполномоченный на осуществление государственного строительного надзора (далее - уполномоченный на осуществление государственного строительного надзора орган), заявление о включении сведений об объекте капитального строительства в реестр строящихся или реконструируемых объектов капитального строительства, при строительстве которых осуществляется государственный строительный надзор (далее - Реестр поднадзорных объектов) (пункт 3.1. Положения).
Пунктом 7 указанного Положения определены особенности выдачи разрешений на ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства, строительство, реконструкция которых начаты до 31 декабря 2020 г.
В пункте 7.2. Положения указано, что для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию застройщик направляет в уполномоченный орган следующие документы:
1) документы, предусмотренные пунктами 1, 7, 8, 9, 11, 12 части 3 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации;
2) документ, дающий право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, - для выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства, строительство, реконструкция которого начаты до 31 декабря 2020 г, в отношении которого уполномоченным на осуществление государственного строительного надзора органом до 31 декабря 2020 г. выдано заключение о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства указанным в пункте 1 части 5 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации требованиям проектной документации;
2.1) документ, дающий право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, сведения о котором включены в Реестр поднадзорных объектов или Реестр неподнадзорных объектов, - для выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства, строительство, реконструкция которого начата до 31 декабря 2020 г, в отношении которого не выдавалось заключение, указанное в подпункте 2 пункта 7.2 настоящего Положения;
3) заключение по обследованию технического состояния построенного объекта капитального строительства, включая обследование грунтов основания, конструкций и их элементов, технических устройств, оборудования и сетей, подтверждающее соответствие объекта капитального строительства общим требованиям безопасности зданий и сооружений, установленным Федеральным законом от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ " Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", выданное индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом, которые являются членами саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства (в случае если в соответствии с частью 1 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации при строительстве объекта капитального строительства не предусмотрено осуществление государственного строительного надзора).
Таким образом, настоящим Положением предусмотрены особенности выдачи разрешений на продолжение строительства объектов капитального строительства, ввода в эксплуатацию объектов, разрешение на строительство которых выдано до 2014 г, в период действия украинского законодательства, то есть, до дня принятии Республики Крым в состав Российской Федерации.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административного истца не отрицала тот факт, что с заявлением о включении сведений об объекте капитального строительства в реестр строящихся или реконструируемых объектов капитального строительства в соответствии с пунктом 3.1 Положения, с целью завершения строительства многоквартирного жилого дома и получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, Кооператив в уполномоченные органы ее обращался. В настоящее время строительство многоквартирного жилого дома не закончено, возведение объекта капитального строительства законсервировано ввиду рассмотрения арбитражными судами споров по искам Правительства Севастополя.
Таким образом, само по себе расположение спорных земельных участков в границах контура ОД-1/Л/Б1/10 с отнесением к территориальной зоне "городской центр ОД-1" не нарушает прав административного истца на получение разрешения на ввод объекта в эксплуатацию законченного строительства объекта и не препятствует возведению многоквартирного жилого дома.
Кроме прочего следует отметить, что объекты капитального строительства, правомерно возведенные до утверждения градостроительных регламентов правилами землепользования и застройки, а также земельные участки, на которых они расположены, виды разрешенного использования которых не соответствуют градостроительному регламенту могут быть использованы по прежнему фактическому виду разрешенного использования, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия (пункт 4 статьи 85 Земельного кодекса и части 8 - 10 статьи 36 ГрК РФ).
Изложенное свидетельствует о том, что административный истец вправе использовать по прежнему назначению земельный участок и возведенные на нем объекты капитального строительства при наличии у Кооператива установленных законом прав на находящиеся на данном земельном участке объектов капитального строительства, правомерно возведенных до утверждения градостроительных регламентов.
Таким образом, оспариваемый нормативный правовой акт в части установления территориальной зоны "Городской центр ОД-1" в отношении земельных участков, принадлежащих административному истцу, не противоречит законодательству, имеющему большую юридическую силу.
В целом доводы апелляционной жалобы аналогичны доводам, заявлявшимся административным истцом в суде первой инстанции, которым в решении суда первой инстанции дана надлежащая правовая оценка, оснований не согласиться с которой судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь статьями 307, 308, 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции
определила:
решение Севастопольского городского суда от 1 ноября 2023 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу потребительского жилищного кооператива "Лермонтова 1" - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в течение 6 месяцев.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 13 марта 2024 г.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.