Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в составе председательствующего судьи Семейкиной С.А.
судей Струковой А.А, Шмидт Т.Е.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Зверевой А.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-116/2023 по апелляционной жалобе администрации муниципального образования "Наримановский муниципальный район Астраханской области"
на решение Астраханского областного суда от 17 ноября 2023 года, вынесенное по административному иску Сабитова И.А. о признании недействующим в части нормативного правового акта, которым административные исковые требования были удовлетворены, заслушав доклад судьи Семейкиной С.А, представителя административного истца ФИО, представителя администрации МО "Наримановский муниципальный район" Астраханской области ФИО, заключение прокурора третьего отдела апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации ФИО об отсутствии оснований к отмене решения суда, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Советом муниципального образования "Наримановский муниципальный район" Астраханской области 16 июня 2022 г. принято решение N 53 "Об утверждении ставок арендной платы за использование земельных участков, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования "Наримановский район", которым утверждены ставки арендной платы за использование земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, расположенные в границах муниципального образования "Наримановский район".
Пунктом 17 в приложении 2 указанного решения утверждена ставка арендной платы за земельные участки с видом разрешенного использования "Предоставленные для строительства и размещения зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок" в размере 34 % от кадастровой стоимости.
Сабитов И.А. обратился в Астраханский областной суд с административным исковым заявлением (с учетом его уточнений) о признании незаконным со дня принятия указанного нормативного правового акта. Указывает, что в результате принятого оспариваемого нормативного правового акта, размер арендной платы за арендуемый им земельный участок, находящийся в муниципальной собственности, повысился более чем в 6 раз. Полагает, что внесенные изменения являются экономически необоснованными, принятыми с нарушениями ст.39.7 Земельного кодекса Российской Федерации и Основных принципов определения арендной платы, закрепленных в Постановлении Правительства Российской Федерации N 582 от 16 июля 2009 года.
Решением Астраханского областного суда от 17 ноября 2023 г. административное исковое заявление Сабитова И.А. удовлетворено.
Признан недействующим со дня вступления настоящего решения в законную силу подпункт 17 пункта 2 приложения к решению Совета муниципального образования "Наримановский район" Астраханской области от 16 июня 2022 г. N 53 "Об утверждении ставок арендной платы за использование земельных участков, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования "Наримановский район", земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена.
В апелляционной жалобе и дополнениях к ней администрация муниципального образования "Наримановский муниципальный район Астраханской области" считает решение Астраханского областного суда от 17 ноября 2023 г. незаконным и подлежащим отмене, поскольку оно вынесено с нарушением норм материального права. Просят принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении административных исковых требований
В возражениях на апелляционные жалобы прокурор прокуратуры Астраханской области и административный истец считают решение Астраханского областного суда от 17 ноября 2023 г. законным и обоснованным, просят оставить его без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Представитель административного истца ФИО, принимая участие в судебном заседании посредством видеоконференцсвязи с Астраханским областным судом, считает решение Астраханского областного суда от 17 ноября 2023 г. законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу Администрации муниципального образования "Наримановский муниципальный район" Астраханской области" без удовлетворения.
Представитель администрации МО "Наримановский муниципальный район" Астраханской области ФИО, принимая участие в судебном заседании посредством видеоконференцсвязи с Астраханским областным судом, считает решение Астраханского областного суда от 17 ноября 2023 г. незаконным и подлежащим отмене по доводам апелляционной жалобы
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, доказательств уважительности причин неявки не предоставили. С учетом изложенного судебная коллегия, руководствуясь ст. 213, 308 КАС РФ, считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Заслушав доклад дела, выслушав явившихся лиц, изучив доводы апелляционной жалобы, заключение прокурора ФИО о законности решения Астраханского областного суда от 17 ноября 2023 г, судебная коллегия приходит к следующему.
Советом муниципального образования "Наримановский район" Астраханской области 16 июня 2022 г. принято решение N 53 "Об утверждении ставок арендной платы за использование земельных участков, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования "Наримановский район", которым утверждены ставки арендной платы за использование земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся в границах муниципального образования "Наримановский район".
Решение размещено на официальном сайте муниципального образования "Наримановский район" в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 22 июня 2022 г.
На основании пункта 3 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 27 статьи 28, статьи 58, Устава муниципального образования "Наримановский район Астраханской области" (принятого решением Совета муниципального образования "Наримановский район" от 13.06.2017 г. N 50) принятие решения об установлении размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности Наримановского района Астраханской области относятся к компетенции Совета муниципального образования "Наримановский муниципальный район Астраханской области".
Как верно установлено судом первой инстанции, на основании постановления Правительства Астраханской области от 29 июня 2015 г. N 284-П" "О порядке определения размера арендной платы за предоставленные в аренду без торгов земельные участки, находящиеся в государственной собственности Астраханской области" оспариваемый в части нормативный правовой акт принят уполномоченным органом в рамках предоставленной компетенции с соблюдением формы принятия нормативных правовых актов, порядка их принятия и утверждения, а также официального опубликования.
С указанным выводом судебная коллегия соглашается. Решение суда в указанной части не оспаривается.
Сабитов И.А. является арендатором земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адреску: "адрес", предоставленного на основании договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ N, договора о переуступке права аренды на земельный участок от ДД.ММ.ГГГГ для строительства производственной базы срок до 21.12.2025 г.
Арендная плата за земельный участок начислена административному истцу Сабитову И.А. на основании расчета арендной платы, рассчитанной исходя из кадастровой стоимости земельного участка, умноженного на значение ставки арендной платы за земельный участок.
В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Учитывая изложенное, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что административный истец является субъектом правоотношений, регулируемых оспариваемыми в части нормативными правовыми актами в приведенной выше редакции, в связи с чем имеет право на обращение в суд с указанными административными требованиями.
В соответствии с положениями п. "в" и "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей, а также земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам (часть 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
В соответствии со ст.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельное законодательство состоит из данного Кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов Российской Федерации. На основании и во исполнение указанного кодекса, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права.
Одним из основных принципов земельного законодательства в соответствии со ст.1 Земельного кодекса Российской Федерации является платность использования земли, согласно которым любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Формами платы за использование земли согласно ст.65 Земельного кодекса Российской Федерации являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Как следует из подпункта 2 пункта 3 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается органом государственной власти субъекта Российской Федерации, и земельных участков государственная собственность на которые не разграничена.
Согласно пункту 1 статьи 2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Земельное законодательство состоит из данного кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.
Статьей 1 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" установлено, что деятельность органов государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляется в соответствии с принципом самостоятельного осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации принадлежащих им полномочий.
Согласно пункту 1 статьи 39.7 ЗК РФ размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.
Указанные принципы изложены в Постановлении Правительства РФ N 582, "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации", в их числе предусмотрены:
- принцип экономической обоснованности, заключающийся в установлении размера арендной платы, соответствующего доходности земельного участка, с учетом категории земель, к которой отнесен земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на земельном участке;
- принцип запрета необоснованных предпочтений, в соответствии с которым порядок расчета размера арендной платы за земельные участки, принадлежащие соответствующему публично-правовому образованию и отнесенные к одной категории земель, используемые или предназначенные для одних и тех же видов деятельности и предоставляемые по одним и тем же основаниям, не должен различаться.
Постановлением Правительства Астраханской области от 29.06.2015 г. N 284-П утвержден Порядок определения размера арендной платы, условий и сроков ее внесения за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории Астраханской области.
Согласно п.2.1 указанного акта, годовой размер арендной платы, за исключением случаев, установленных пунктами 2.3, 2.4, 2.7, 2.8, разделом 3 данного Порядка определяется по формуле:
АП=С*КС
где АП - годовой размер арендной платы за земельный участок;
С - ставка арендной платы за земельный участок, выраженная в процентах;
КС- кадастровая стоимость земельного участка, руб.
Ставки арендной платы в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, определяются органами местного самоуправления муниципальных образований Астраханской области, уполномоченными в соответствии с законодательством Российской Федерации на распоряжение такими земельными участками.
Советом муниципального образования "Наримановский муниципальный район" Астраханской области 16 июня 2022 г. принято решение N 53 "Об утверждении ставок арендной платы за использование земельных участков, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования "Наримановский район", которым утверждены ставки арендной платы за использование земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, расположенные в границах муниципального образования "Наримановский район".
Пунктом 17 в приложении 2 указанного решения утверждена ставка арендной платы за земельные участки с видом разрешенного использования "Предоставленные для строительства и размещения зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок" в размере 34 %.
Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 28 февраля 2017 г. N 424-О, государственным органам и органам местного самоуправления надлежит руководствоваться принципом экономической обоснованности при установлении ставок арендной платы за пользование земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, в частности, необходимо обеспечить эффективное использование земли на основании оценки ее экономических факторов, влияющих на уровень доходности земельных участков.
Судом первой инстанции сделан верный вывод о том, что при установлении арендной ставки органом местного самоуправления нарушен принцип экономической обоснованности.
Оспариваемым административным истцом нормативным правовым актом ставка арендной платы за использование земельных участков из состава земель населенных пунктов, предоставленных для строительства и размещения зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения и заготовок в год установлена в размере 34% от кадастровой стоимости, с 1 июля 2022 г.
В обоснование законности определения оспариваемой арендной ставки административный ответчик представил отчет об оценке N 01/10-2021 от 30 декабря 2021 г, подготовленный ООО "Региональный консалтинговый центр экспертизы и оценки", содержащий, по его мнению, экономическое обоснование утвержденных размеров ставок арендной платы.
Ставки арендной платы? коэффициенты и их значения должны устанавливаться в целях определения экономически обоснованной платы за аренду земельных участков, соответствующей определенному уровню коммерческой привлекательности, потребительскому спросу на землю, развитию инфраструктуры, и призваны обеспечить максимальное поступление в бюджет арендных платежей при одновременном соблюдении экономически справедливого баланса интересов арендодателя ии арендаторов земельных участков.
Таким образом, при принятии нормативного правового акта помимо оценки местоположения и градостроительной ценности тех или иных участков земли должны проводиться анализ и оценка экономических факторов, влияющих на уровень их доходности.
Соблюдение принципа экономической обоснованности компетентным органом должно быть доказано путем представления соответствующих расчетов (показывающих доходность земельных участков), а также документов, содержащих многофакторный анализ оценочных характеристик земельных участков.
Как следует из отчета об оценке и показаний допрошенного судом первой инстанции оценщика ФИО при проведении оценки не учитывались требования, изложенные в постановлении правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. N 582. При расчете ставки арендной платы оценщиком определен размер ставки арендной платы на основании сравнительного подхода к оценке. Таким образом, оценщиком не проведен многофакторный анализ оценочных характеристик различных земельных участков, влияющих на уровень их доходности.
Также отсутствует анализ характеристики земельных участков, в том числе, климата, экологии, рельефа местности, наличия инфраструктуры, транспортной доступности, социально-экономического положения, функционально-планировочной структуры и расчетов величины коэффициента по арендной плате.
При этом суд первой инстанции правомерно исходил из того, что оспариваемый нормативный правовой акт противоречит нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и нарушает права и законные интересы административного истца, в связи с увеличением ставки арендной платы с 5, 5 % до 34 % от кадастровой стоимости.
С указанными выводами судебная коллегия соглашается, поскольку они сделаны при надлежащем установлении обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения дела с применением действующих норм в сфере деятельности, регулирующей спорные правоотношения.
В соответствии с пунктом 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 г. N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его не действующим полностью или в части со дня вступления решения суда в законную силу.
Поскольку оспариваемый нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на его основании реализовывались права граждан и организаций, оспариваемый нормативный правовой акт обоснованно признан судом первой инстанции не действующим со дня вступления решения суда в законную силу.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Решение суда первой инстанции отвечает требованиям административного судопроизводства Российской Федерации, в нем дан подробный правовой анализ оспариваемых административным истцом нормативных положений, приведена оценка доводов, имеющих значение для настоящего дела. Предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции
определила:
решение Астраханского областного суда от 17 ноября 2023 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального образования "Наримановский муниципальный район" Астраханской области - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции через Астраханский областной суд в течение шести месяцев со дня его вынесения.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 1 марта 2024 г.
Председательствующий
судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.