Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Семейкиной С.А.
судей Шмидт Т.Е, Струковой А.А.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Зверевой А.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-209/2023 по апелляционной жалобе ООО "ТЕХАВИАТИЗ" на решение Ростовского областного суда от 20 ноября 2023 г, вынесенное по иску ООО "ТЕХАВИАМЕТИЗ" о признании частично недействующим постановления Комитета по охране объектов культурного наследия Ростовской области от 11 октября 2019 г. N 20/01-01/863 "Об утверждении границ территории объекта культурного наследия регионального значения "Ансамбль застройки улицы Греческая", которым в удовлетворении административных исковых требований отказано.
Заслушав доклад судьи Третьего апелляционного суда общей юрисдикции Семейкиной С.А, представителя административного истца ФИО, представителя комитета по охране объектов культурного наследия Ростовской области ФИО, заключение прокурора третьего отдела апелляционно-кассационного Управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации ФИО,
УСТАНОВИЛА:
Комитетом по охране объектов культурного наследия Ростовской области 11 октября 2019 года принято постановление N 20/01-01/863 "Об утверждении границ территории объекта культурного наследия регионального значения "ансамбль застройки" (уточненное наименование "Ансамбль застройки улицы Греческой").
Пунктом 1 постановления утверждены границы территории объекта культурного наследия регионального значения "Ансамбль застройки улицы Греческой"), расположенного по адресу: "адрес"
ООО "ТЕХАВИАМЕТИЗ" обратилось в Ростовский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующим со дня вступления в законную силу решения суда постановления комитета по охране объектов культурного наследия Ростовской области от 11 октября 2019 года N 20/01-01/863 в части распространения границы территории объекта культурного наследия регионального значения "Ансамбль застройки улицы Греческой" на территорию земельного участка с кадастровым номером N, площадью 1500 кв.м, расположенного по адресу: "адрес". В обоснование доводов административного иска указано, что включение части земельного участка, собственником которого он является, в границы территории объекта культурного наследия, противоречит требованиям Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации". Объекты недвижимости, расположенные на земельном участке с кадастровым номером N, в том числе, нежилое здание больницы с кадастровым номером N, площадью 851, 8 кв.м, не являются объектами культурного наследия, в связи с чем расположенный под ними земельный участок также не может входить в границы территории объекта культурного наследия. Оспариваемым нормативным правовым актом нарушены права ООО "ТЕХАВИАМЕТИЗ" как собственника земельного участка, поскольку ограничено право свободного распоряжения объектом недвижимого имущества, в том числе, на производство строительных работ.
Решением Ростовского областного суда от 20 ноября 2023 г. в удовлетворении административных исковых требований ООО "ТЕХАВИАМЕТИЗ" отказано.
В апелляционной жалобе представитель ООО "ТЕХАВИАМЕТИЗ" считает решение Ростовского областного суда от 20 ноября 2023 г. незаконным и подлежащим отмене, приводя в обоснование доводы, аналогичные изложенным при предъявлении административных исковых требований, которым, по его мнению, судом первой инстанции не дана надлежащая оценка.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель комитета по охране объектов культурного наследия Ростовской области считает решение Ростовского областного суда от 20 ноября 2023 г. законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу ООО "ТЕХАВИАМЕТИЗ" без удовлетворения.
Представитель административного истца ФИО, принимая участие в рассмотрении дела судом апелляционной инстанции посредством видеоконференцсвязи с Ростовским областным судом, считает решение Ростовского областного суда от 20 ноября 2023 года незаконным и подлежащим отмене по доводам апелляционной жалобы.
Представитель комитета по охране объектов культурного наследия Ростовской области ФИО, принимая участие в рассмотрении дела судом апелляционной инстанции посредством видеоконференцсвязи с Ростовским областным судом, считает решение Ростовского областного суда от 20 ноября 2023 г. законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу ООО "ТЕХАВИАМЕТИЗ" без удовлетворения.
Выслушав явившихся лиц, проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы и возражений на нее, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации ФИО, о законности решения Ростовского областного суда от 20 ноября 2023 г. судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что ООО "ТЕХАВИАМЕТИЗ" является собственником земельного участка с кадастровым номером N, площадью 1500 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", с расположенными на нем объектами недвижимого имущества, на основании договора купли-продажи N N от ДД.ММ.ГГГГ и акта приема-передачи имущества от ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается записью в едином государственном реестре недвижимости от 22 февраля 2023 года.
На земельный участок с кадастровым номером N, принадлежащий административному истцу, в части распространяются границы территории объекта культурного наследия регионального значения "Ансамбль застройки улицы Греческой".
В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Учитывая изложенное, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что административный истец является субъектом правоотношений, регулируемых оспариваемым в части нормативным правовым актом, в связи с чем он имеет право на обращение в суд с рассматриваемыми требованиями.
Также судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о соответствии оспариваемого акта законодательству, имеющему большую юридическую силу.
Охрана памятников истории и культуры находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (п. "д" ч.1 ст. 72 Конституции Российской Федерации).
Подпунктом 36 пункта 1 статьи 44 Федерального закона от 21 декабря 2021 года N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения относится решение вопросов сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) регионального значения, выявленных объектов культурного наследия. Аналогичные положения содержались в Федеральном закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (действовавшего в момент принятия оспариваемого постановления).
В соответствии с положениями Федерального закона п. 4 ст. 9.2, п. 1, пп. 1 и 10 п. 2 ст. 33 Федерального закона N 73-ФЗ от 25 июня 2002 г. "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации вопросы сохранения, использования, популяризации и государственной охраны как региональных так и федеральных объектов культурного наследия являются полномочиями органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Отношения в области охраны памятников истории и культуры в Ростовской области урегулированы законом Ростовской области от 02.03.2015 N 334-3C "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) в Ростовской области".
В соответствии с п.8 ст. 5 указанного закона к полномочиям областного органа охраны объектов культурного наследия относится утверждение границ территории объекта культурного наследия регионального значения, объекта культурного наследия местного (муниципального) значения, выявленного объекта культурного наследия.
На комитет по охране объектов культурного наследия Ростовской области, в соответствии с положением о комитете по охране объектов культурного наследия Ростовской области, утвержденным постановлением Правительства Ростовской области от 29 декабря 2017 года N 930, возложены полномочия - он утверждает границы территории объектов культурного наследия регионального значения, по вопросам, отнесенным к его полномочиям, издает постановления, имеющие нормативный характер.
С учетом изложенного судом первой инстанции сделан верный вывод о том, что постановление от 11 октября 2019 года N 20/01-01/863 принято уполномоченным органом, в пределах его компетенции и надлежащей форме.
В соответствии с п. 1 ст. 4 закона Ростовской области от 29.12.2003 N 85-ЗС "О порядке опубликования и вступления в силу Устава Ростовской области, областных законов, постановлений Законодательного Собрания Ростовской области, правовых актов Губернатора Ростовской области и органов исполнительной власти Ростовской области" постановление комитета опубликовано 15 октября 2019 года на официальном портале правовой информации Ростовской области pravo.donland.ru, номер опубликования 6156201910150027, вступило в силу со дня его официального опубликования.
Судом первой инстанции проверена процедура принятия и опубликования нормативного правового акта, которая соответствует нормам действующего законодательства. Решение суда в этой части не оспаривается сторонами.
Памятники истории и культуры местного значения, принятые на государственную охрану в соответствии с законодательными и иными правовыми актами СССР и РСФСР, отнесены законодателем к объектам культурного наследия регионального значения, включенным в реестр, за исключением случаев отнесения указанных памятников истории и культуры к объектам исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения, с последующей регистрацией данных объектов в реестре в соответствии с требованиями федерального закона (пункт 3 статьи 64 Закона N 73-ФЗ).
Объект культурного наследия регионального значения - ансамбль застройки ул. Греческая, XIX-XX вв, расположенный по адресу: "адрес", решением Малого Совета Ростовского областного совета народных депутатов от 18 ноября 1992 года N301 принят на государственную охрану приказом Минкультуры России N 34285-р от 14 марта 2016 г. и зарегистрирован в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации с присвоением регистрационного номера N.
В соответствии с пп. 10 п. 2 ст. 33 Закона N 73-ФЗ государственная охрана объектов культурного наследия включает в себя, в том числе, установление границ территории такого объекта.
Границы территории объекта культурного наследия, за исключением границ территории объекта археологического наследия, определяются проектом границ территории объекта культурного наследия на основании архивных документов, в том числе исторических поземельных планов, и научных исследований с учетом особенностей каждого объекта культурного наследия, включая степень его сохранности и этапы развития.
Проект границ территории объекта культурного наследия оформляется в графической форме и в текстовой форме (в виде схемы границ) (ст.3.1 Федерального закона N 73-ФЗ).
Приказом Министерства культуры Российской Федерации N 1745 от 4 июня 2015 г. "Об утверждении требований к составлению проектов границ территорий объектов культурного наследия" утверждены указанные требования. В соответствии с требованиями границами территории объекта культурного наследия являются линии, обозначающие территорию. Обозначение указанных линий, а также поворотных (характерных) точек границ территории объекта культурного наследия на картах (схемах) должно позволять однозначно определить границы территории объекта культурного наследия (пункт 2.1).
Разработка проекта границ территории объекта культурного наследия осуществляется физическими и/или юридическими лицами на основе необходимых историко-архитектурных, историко-градостроительных, архивных и археологических исследований (п. 3), проект границ территории объекта культурного наследия представляет собой документацию в графической в виде карт (схем) и текстовой форме, а также включает материалы по их обоснованию и утверждению, текстовое описание границ территории объекта культурного наследия, карту (схему) границ территории объекта (п.5, п.5.2).
На основании п.9 требований нормативно-правовой акт об утверждении границ территории объекта культурного наследия должен содержать текстовое и графическое (карта (схема) описание местоположения границ объекта культурного наследия, перечень координат поворотных (характерных) точек и режим использования его территории.
Выполняя указанные требования в соответствии с приказом комитета по охране объектов культурного наследия Ростовской области N20/01-02/2 от 9 января 2019 года разработана научно-проектная документация - проект границ территории объекта культурного наследия подведомственным Комитету - государственным автономным учреждением культуры Ростовской области "Донское наследие".
Проект границ территории объекта культурного наследия регионального значения "ансамбль застройки" (уточненное наименование "Ансамбль застройки улицы Греческой") разработан на основе сведений об объекте культурного наследия, схемы его расположения, ситуационных планов землепользования с указанием границ современного землепользования, особенностей сложившейся структуры землепользования и современной градостроительной ситуации на основании историко- архивных материалов, натурных исследований и анализа архитектурных особенностей объекта культурного наследия, представляет собой документацию в графической в виде карт (схем) и текстовой форме, включает в себя материалы по их обоснованию и утверждению, что соответствует пунктам 2.1, 3, 5, 5.2 Требований.
Оспариваемое постановление также включает в себя текстовое и графическое описание местоположения границ, схемы границ и координаты характерных (поворотных) точек объекта.
Территорией объекта культурного наследия является территория, непосредственно занятая данным объектом культурного наследия и (или) связанная с ним исторически и функционально, являющаяся его неотъемлемой частью и установленная в соответствии с названной статьей (пункт 1 ст. 3.1 Закона N 73-ФЗ).
Объект культурного наследия регионального значения "ансамбль застройки" (уточненное наименование "Ансамбль застройки улицы Греческой") представляет собой фрагмент исторической планировки и застройки города Таганрога, включает в себя группу изолированных или объединенных строений жилого, общественного, административного, торгового, учебного назначения, которая локализуется на исторически сложившейся территории улицы Греческой "адрес", что подтверждается историческими планами Таганрога, начиная с 1808 года.
По результатам проведенных мероприятий, в том числе натурных исследований, в границы территории указанного объекта культурного наследия включены 33 объекта культурного наследия (32 - регионального значения и 1 выявленный) а также 11 зданий, формирующих архитектурный облик исторической застройки улицы Греческой, территория которых исторически и функционально связана с объектом культурного наследия "ансамбль застройки". В число этих зданий входят здания, расположенные на всех четырех углах перекрестка улицы Греческой "адрес".
Соответствующий перекресток упоминается в историко-культурном исследовании ? диссертации ФИО 2011 года на соискание ученой степени кандидата искусствоведения "Архитектура Таганрога XIX- начала XX вв.: этапы стилевой эволюции и специфические особенности жилой застройки города", в котором приводится характеристика расположенных на нем зданий.
Решением Малого Совета Таганрогского городского Совета народных депутатов Ростовской области N 464 от 24 декабря 1992 года; "Об утверждении уточненного опорного плана исторической части города" с целью сохранения памятников истории, архитектуры и культуры утвержден список зданий фоновой застройки в исторической части города, к числу которых отнесено здание по адресу: "адрес", что согласуется с правомерностью характеристики градостроительного значения перекрестка улицы Греческой "адрес", данной кандидатом искусствоведения ФИО.
В соответствии с постановлением Администрации Ростовской области от 19 февраля 2008 года N 66 на земельном участке, принадлежащем административному истцу, расположен объект в границах перекрестка улиц, обладающий признаками объекта культурного наследия в части сохранения фасада, определена охранная зона с режимом содержания "1Г". Данный режим устанавливается для типа городской среды, представляющей основу архитектурного наследия исторической части города.
Допрошенный судом первой инстанции свидетель ФИО, входивший в состав авторского коллектива, подготовившего проект границ территории, пояснил, что перекресток ул. Греческой и пер. Некрасовского в городе Таганроге единственный на протяжении улицы Греческой, на всех четырех углах которого расположены здания, построенные в дореволюционную эпоху. Застройка перекрестка является уникальной для всего ансамбля застройки улицы Греческой.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции сделал верные выводы о том, что в границы территорию объекта культурного наследия регионального значения "Ансамбль застройки улицы Греческой" включена территория, занятая нежилым зданием, площадью 851, 8 кв.м, расположенного на части земельного участка административного истца, представляющая собой историческую застройку улицы Греческой, связанная с данным объектом культурного наследия.
Вопреки доводам административного истца утверждение границ территории объекта культурного наследия осуществлено на основании необходимых историко-культурных исследований с учетом особенностей объекта культурного наследия.
При таких обстоятельств у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для удовлетворения административных исковых требований ООО "АВИАМЕТИЗ".
Решение суда первой инстанции отвечает требованиям Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в нем дан подробный правовой анализ оспариваемых административным истцом нормативных положений, приведена оценка доводов, имеющих значение для настоящего дела. Предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ростовского областного суда от 20 ноября 2023 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО "ТЕХАВИАМЕТИЗ" - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в течение 6 месяцев.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 1 марта 2024 г.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.