Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Семейкиной С.А.
судей Шмидт Т.Е, Брянцевой Н.В.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Зверевой А.С.
с участием прокурора ФИО
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Насарова З.А. об оспаривании Перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, утвержденного приказом министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан N 314 от 30 ноября 2020 года в редакции от 17 декабря 2020 года N 322 (от 25 декабря 2020 года N 329) "Об определении на 2021 год перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество определяется как кадастровая стоимость", в части включения нежилых помещений с кадастровыми номерами N (пункт N), N (пункт N), N (пункт N), N (пункт N), N (пункт N), N (пункт N), N (пункт N) по апелляционной жалобе министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан на решение Верховного суда Республики Дагестан от 25 октября 2023 года, которым административные исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Семейкиной С.А, объяснения представителя административного истца ФИО, заключение прокурора третьего отдела апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации ФИО, судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
министерство по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан приказом от 30 ноября 2020 года N 314 в редакции от 17 декабря 2020 года N 322 (от 25 декабря 2020 года N 329) "Об определении на 2021 год перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество определяется как кадастровая стоимость" утвердило перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2021 год (далее - Перечень).
Пунктом N в Перечень включен объект недвижимости с кадастровым номером N, расположенный по адресу: "адрес"
пунктом N в Перечень включен объект недвижимости с кадастровым номером N, расположенный по адресу: "адрес"
пунктом N в Перечень включен объект недвижимости с кадастровым номером N, расположенный по адресу: "адрес"
пунктом N в Перечень включен объект недвижимости с кадастровым номером N, расположенный по адресу: "адрес"
пунктом N в Перечень включен объект недвижимости с кадастровым номером N, расположенный по адресу: "адрес"
пунктом N в Перечень включен объект недвижимости с кадастровым номером N, расположенный по адресу: "адрес"
пунктом N в Перечень включен объект недвижимости с кадастровым номером N, расположенный по адресу: "адрес"
пунктом N в Перечень включен объект недвижимости с кадастровым номером N, расположенный по адресу: "адрес"
Насаров З.А. являясь собственником указанных выше помещений обратился в Верховный суд Республики Дагестан с административным исковым заявлением об оспаривании указанного Перечня в части включения вышеназванных помещений.
В обоснование административным истцом указано, что данные объекты недвижимости не относятся к объектам, указанным в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество определяется как кадастровая стоимость. Оспариваемым в части нормативным правовым актом нарушены права и законные интересы Насарова З.А, поскольку это привело к необоснованному увеличению размера подлежащего уплате налога на имущество физических лиц за 2021 год.
В ходе рассмотрения дела судом первой инстанции административным истцом заявлен отказ от части исковых требований и прекращении производства по делу в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером N.
Отказ от административных исковых требований в этой части был принят судом с вынесением определения о прекращении производства по делу от 25.10.2023 г.
Решением Верховного суда Республики Дагестан от 25 октября 2023 года исковые требования удовлетворены, признаны недействующим со дня принятия пункты N (объект недвижимости с кадастровым номером N, расположенный по адресу "адрес"); N (объект недвижимости с кадастровым номером N, расположенный по адресу "адрес"), N
(объект недвижимости с кадастровым номером N, расположенный по адресу "адрес"); N (объект недвижимости с кадастровым номером N, расположенный по адресу "адрес"); N (объект недвижимости с кадастровым номером N, расположенный по адресу "адрес"; N (объект недвижимого имущества с кадастровым номером N, расположенный по адресу "адрес"; N (объект недвижимого имущества с кадастровым номером N, расположенный по адресу "адрес") приложения к приказу министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан от 30 ноября 2020 года N 314 в редакции от 17 декабря 2020 года N 322 (от 25 декабря 2020 года N 329) "Об определении на 2021 год перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество определяется как кадастровая стоимость".
Не согласившись с указанным решением административный ответчик - министерство по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение Верховного суда Республики Дагестан от 25 октября 2023 года отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении административных исковых требований отказать в полном объеме, указав, что решение суда принято с нарушением норм материального права.
В письменных возражениях представитель административного истца Насарова З.А. - ФИО возражал против доводов жалобы, просил оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу административного ответчика - без удовлетворения.
Представитель административного истца ФИО, участвуя в судебном заседании посредством видеоконференцсвязи с Советским районным судом Республики Дагестан, считает решение Верховного Суда Республики Дагестан от 25 октября 2023 г. законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явились, об отложении рассмотрения дела ходатайства в апелляционную инстанцию не представили, о причинах неявки не сообщили. Учитывая положения части 7 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия рассмотрела дело в отсутствие указанных лиц.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в полном объеме (часть 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации), выслушав прокурора ФИО о законности решения Верховного Суда Республики Дагестан от 25 октября 2023 г, судебная коллегия приходит к следующему.
На основании части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Принимая во внимание, что Насаров З.А. является собственником указанных выше объектов недвижимости, которые оспариваемым нормативным правовым актом включены в Перечень объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость на 2021 год, и на основании положений статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации, Закона Республики Дагестан от 06 ноября 2018 года N 64 "Об установлении единой даты начала применения на территории Республики Дагестан порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения", решения Собрания депутатов городского округа "город Каспийск" от 27 ноября 2020 года N 17 "Об установлении ставок налога на имущество физических лиц", с 01 января 2021 года на территории городского округа "город Каспийск" ставка налога на имущество физических лиц установлена в повышенном размере, в связи с чем Насаров З.А. имеет право на обращение в суд с настоящим административным иском.
Органом исполнительной власти Республики Дагестан, на который возложены полномочия по определению перечня объектов недвижимого имущества, является министерство по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан, которое принимает нормативные правовые акты в установленной сфере деятельности, определяет в установленном порядке перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость; определяет в установленном порядке для целей налогообложения вид фактического использования зданий (строений, сооружений); размещает перечень объектов на своем официальном сайте в сети "Интернет" (пункты 3.3.2, 3.3.37, 3.3.38, 3.3.39, 3.3.40 Положения о Министерстве по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан, утвержденного постановлением Правительства Республики Дагестан от 17 мая 2018 года N 48 "Вопросы Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан").
Нормативный правовой акт размещен на официальном сайте Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (https://www.estate-rd.ru/nalog-na-imushchestvo-2021-god).
Проверив согласно пункту 2 части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации соблюдение компетенции при принятии оспариваемых в части нормативных правовых акта, а также правил их официального опубликования и введения в действие, суд первой инстанции, пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемый приказ принят Министерством по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан в пределах его компетенции, официально опубликован и введен в действие в соответствии с требованиями федерального и регионального законодательства, что лицами, участвующими в деле, не оспаривается.
Формирование перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется исходя из их кадастровой стоимости, в том числе и для целей исчисления и уплаты налога на имущество физических лиц, регламентируется пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и конкретизирующими его положения актами.
Согласно положениям статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Исходя из положений статей 15 и 399 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество физических лиц относится к местным налогам, устанавливается Налоговым Кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Как следует из положений статьи 400 Налогового кодекса Российской Федерации, плательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
Объектами обложения налогом на имущество физических лиц являются, в том числе здание, строение, сооружение и помещение, расположенные в пределах муниципального образования (подпункт 6 пункта 1 статьи 401 Налогового кодекса Российской Федерации).
Пунктом 3 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 этого кодекса перечень, исчисляется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.
Статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрены особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества.
Согласно подпунктам 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекс. Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В соответствии с пунктом 4 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
При этом здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания; фактическим использованием здания (строения, сооружения в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 проценте; его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Из выше приведенных положений законодательства следует, что в Перечень подлежат включению исключительно здание (строение, сооружение, помещение), имеющее назначение нежилое, при соответствии хотя бы одному из условий, указанных в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Из сведений Единого государственного реестра недвижимости следует, что Насаров З.А. является собственником указанных выше объектов недвижимого имущества.
Как следует из сведений Единого государственного реестра недвижимости:
- объект недвижимости - нежилое помещение с кадастровым номером N, площадью 69, 1 кв.м, расположенное по адресу "адрес" имеет назначение - "нежилое", наименование - "нежилое помещение", вид разрешенного использования 0 "нежилое" (подвал);
- объект недвижимого имущества с кадастровым номером N, площадью 95 кв.м, расположенное по адресу "адрес" имеет назначение - "нежилое", наименование - "нежилое помещение", вид разрешенного использования - "нежилое" (подвал);
- объект недвижимости - нежилое помещение с кадастровым номером N, площадью 316, 9 кв.м, расположенное по адресу "адрес", имеет назначение "нежилое", наименование "нежилое помещение", вид разрешенного использования - "нежилое" (подвал).
- объект недвижимости - жилое помещение с кадастровым номером N, площадью 150, 8 кв.м, расположенный по адресу "адрес" имеет назначение - "жилое", вид жилого помещение - "квартира" (мансарда).
- объект недвижимого имущества с кадастровым номером N, площадью 157, 2 кв.м, расположенное по адресу "адрес" имеет назначение - "жилое", вид жилого помещения - квартира (мансарда).
- объект недвижимого имущества - нежилое помещение с кадастровым номером N, площадью 194, 6 кв.м, расположенное по адресу "адрес" имеет назначение "нежилое", наименование "нежилое помещение".
- объект недвижимого имущества с кадастровым номером N, площадью 257, 4 кв.м, расположенное по адресу "адрес" имеет назначение - "нежилое", наименование - "нежилое помещение".
Указанные выше объекты недвижимого имущества расположены с многоквартирных жилых домах с отдельными корпусами, с входящими в них жилыми и нежилыми помещениями.
Объекты недвижимого имущества расположены на земельных участках с кадастровыми номерами N, N с видом разрешенного использования - под строительство высокоэтажных жилых домов.
Изложенные обстоятельства свидетельствует, о том что с учетом назначения и вида разрешенного использования земельного участка, на котором расположены указанные выше объекты недвижимого имущества, в соответствии с содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости сведениями о назначении, разрешенном использовании, наименовании спорных объектов недвижимости, помещения, принадлежащие административному истцу, не являются административно - деловым и (или) торговым центром и не предназначены для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, а также, что в данных помещениях не предусмотрено размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Кроме того в отношении объектов недвижимого имущества с кадастровыми номерами N, N, которые являются жилыми помещениями (квартирами), судебная коллегия находит, что Налоговым кодексом Российской Федерации не предусмотрено включение жилых помещений в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Поскольку в данном случае указанные жилые помещение состоит на государственном кадастровом учете и зарегистрированы как объект права собственности в качестве квартиры, расположены в многоквартирном жилом доме, они не отвечает условиям, определяющим критерии отнесения объектов недвижимости к торговому центру (комплексу) и помещению в нем и не могло быть отнесено к объектам, подлежащим включению в оспариваемые Перечни объектов недвижимого имущества.
Не свидетельствуют об обоснованности включения в Перечень принадлежащих административному истцу помещений и сведения из технической документации. Из технического паспорта на объекты недвижимости, составленного по состоянию на 25 апреля 2014 года, согласно экспликации к поэтажному плану шесть помещений, принадлежащих административному истцу представляют собой помещения с наименованием "нежилое помещение", два помещения представляют собой помещения с наименованием "жилое" (квартиры на мансарде).
Согласно акту обследования фактического использования объектов недвижимости (помещений) от 14 ноября 2022 года объект недвижимости с кадастровым номером N, расположенный по адресу: "адрес" представляет собой нежилое помещение, расположенное в подвале десятиэтажного жилого дома. Помещение не используется (пустое). Проверочным мероприятием не выявлено использование объекта в коммерческих целях.
Согласно акту обследования фактического использования объектов недвижимости (помещений) от 14 ноября 2022 года объект недвижимости с кадастровым номером N, расположенный по адресу "адрес" представляет собой нежилое помещение, расположенное в подвале десятиэтажного жилого дома. Помещение не используется (пустое). Проверочным мероприятием не выявлено использование объекта в коммерческих целях.
Согласно акту обследования фактического использования объектов недвижимости (помещений) от 14 ноября 2022 года объект недвижимости с кадастровым номером N, расположенное по адресу "адрес" представляет собой нежилое помещение, расположенное в подвале десятиэтажного жилого дома. Помещение не используется (пустое). Проверочным мероприятием не выявлено использование объекта в коммерческих целях.
Согласно акту обследования фактического использования объектов недвижимости (помещений) от 14 ноября 2022 года объект недвижимости с кадастровым номером N, расположенное по адресу "адрес", представляет собой нежилое помещение, расположенное в подвале тринадцатиэтажного жилого дома. На момент проведения обследования объект недвижимости используется как склад для хранения строительных материалов управляющей компании и жильцов многоквартирного жилого дома. Проверочным мероприятием не выявлено использование объекта в коммерческих целях.
Согласно акту обследования фактического использования объектов недвижимости (помещений) от 14 ноября 2022 года объект недвижимости с кадастровым номером объект недвижимости с кадастровым номером N, расположенное по адресу "адрес" представляет собой нежилое помещение, расположенное на первом этаже в тринадцатиэтажном доме, на момент проведения обследования объект используется для ведения дошкольной общеобразовательной деятельности - расположен детский сад " "данные изъяты"" Иных видов фактического использования объекта недвижимого имущества не установлено.
Согласно акту обследования фактического использования объектов недвижимости (помещений) от 14 ноября 2022 года объект недвижимости с кадастровым номером объект недвижимости с кадастровым номером N, расположенное по адресу г. "адрес" представляет собой нежилое помещение, расположенное на первом этаже в тринадцатиэтажном доме. На момент обследования объект не используется, находится в стадии ремонта. Проверочным мероприятием не выявлено использование объекта в коммерческих целях.
Согласно акту обследования фактического использования объектов недвижимости (помещений) от 14 ноября 2022 года объект недвижимости с кадастровым номером N, расположенный по адресу "адрес" представляет собой жилое помещение (квартиру) расположенную на мансардном этаже в тринадцатиэтажном жилом доме. На момент обследования установлено, что квартира пустует, не используется. Проверочным мероприятием не выявлено использование объекта в коммерческих целях.
Согласно акту обследования фактического использования объектов недвижимости (помещений) от 14 ноября 2022 года объект недвижимости с кадастровым номером N, расположенное по адресу "адрес" представляет собой жилую квартиру. Проверочным мероприятием не выявлено использование объекта в коммерческих целях.
Комиссией установлено, что указанные объекты недвижимости не отвечает критериям установленным пунктами 3, 4, 4.1, 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
С учетом результатов обследования министерством по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан принято решение об исключении спорных объектов недвижимости из Перечня на 2022 год объектов недвижимого имущества, указанных в пунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество определяется как кадастровая стоимость, как не отвечающих установленным законом критериям.
Таким образом, уполномоченным органом признана неправомерность включения спорных жилых и нежилых помещений в Перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, доказательств, подтверждающих соответствие спорных объектов недвижимого имущества, принадлежащих административному истцу, условиям, установленным Налоговым кодексом и необходимых для включения их в Перечень на 2021 год Министерством по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан, не представлено.
При таких данных выводы суда первой инстанции о признании недействующими оспариваемых пунктов Перечня на 2021 год соответствуют обстоятельствам дела, основаны на доказательствах, оцененных судом по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, и согласуются с нормами материального права, регулирующими спорные правоотношения.
При таких основаниях судебная коллегия не находит доводы апелляционной жалобы подлежащими удовлетворению.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые могли бы повлечь вынесение незаконного решения, судом первой инстанции не допущено.
Допущенное в резолютивной части решения суда Верховного Суда Республики Дагестан от 25 октября 2023 г. неверное указание фамилии административного истца, является опиской суда, подлежащей исправлению в порядке предусмотренном ч.2 ст.184 КАС РФ и не влияет на правильность выводов решения суда по существу.
Решение суда первой инстанции следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не установлено.
Руководствуясь статьями 307, 308, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Верховного Суда Республики Дагестан от 25 октября 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Пятый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в течение 6 месяцев.
Апелляционное определение в окончательном виде изготовлено 7 марта 2024 года.
Председательствующий
судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.