Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Гылкэ Д.И, судей Солдатовой С.В, Катанаевой А.С, при ведении протокола помощником судьи Учадзе Л.В, рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Верховного Суда Республики Дагестан дело N 3а-237/2023 (УИД 05OS0000-01-2023-000229-06) по административному исковому заявлению Насарова Запира Абдулмеджидовича о признании недействующими в части приказа Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан 30 ноября 2020 г. N 314 "Об определении на 2021 год перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество определяется как кадастровая стоимость", в редакции приказа от 25 декабря 2020 г. N 329, приказа Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан от 1 декабря 2021 г. N 177 "Об определении на 2022 год перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество определяется как кадастровая стоимость", в редакции приказа от 20 декабря 2021 г. N 186, по апелляционной жалобе административного ответчика Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан на решение Верховного Суда Республики Дагестан от 8 ноября 2023 г, которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Третьего апелляционного суда общей юрисдикции Солдатовой С.В, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Екимцова М.Н, полагавшего решение законным и обоснованным,
УСТАНОВИЛА:
приказом Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан от 30 ноября 2020 года N 314 "Об определении на 2021 год перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество определяется как кадастровая стоимость", в редакции приказов Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан от 17 декабря 2020 г. N 322, от 25 декабря 2020 г. N 329 (далее - Перечень на 2021 год), приказом Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан от 1 декабря 2021 г. N 177 "Об определении на 2022 год перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество определяется как кадастровая стоимость", в редакции приказа от 20 декабря 2021 г. N 186 (далее Перечень на 2022 г.) утверждены соответствующие перечни.
В Перечень на 2021 г. под пунктами 2428, 2427, 2413, 2399 включены помещения с кадастровым номером N, расположенное по адресу: "адрес"; помещение с кадастровым номером N, расположенное по адресу: "адрес", ; помещение с кадастровым номером N, расположенное по адресу "адрес"; помещение с кадастровым номером N, расположенное по адресу: "адрес", соответственно.
В Перечень на 2022 г. включено вышеуказанное помещение с кадастровым номером N, расположенное по адресу: "адрес".
Административный истец, будучи собственником поименованных помещений, обратился в Верховный Суд Республики Дагестан с административным исковым заявлением о признании недействующими соответствующих пунктов Перечней, отмечая, что объекты недвижимости не отвечают признакам, указанным в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Решением Верховного Суда Республики Дагестан от 8 ноября 2023 г. административное исковое заявление удовлетворено.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, административный ответчик Министерство по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан подал апелляционную жалобу, указывая, что административный истец в период подготовки оспариваемых Перечней не выражал несогласия с их проектами.
Относительно доводов апелляционной жалобы административным истцом поданы письменные возражения, которые в судебном заседании суда апелляционной инстанции поддержал представитель административного истца.
Иные лица, участвующие в деле, в судебном заседании суда апелляционной инстанции участия не принимали, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, ходатайств об отложении судебного заседания не заявили.
В соответствии с положениями части 5 статьи 213 КАС РФ судебной коллегией определено рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, проверив законность и обоснованность решения, судебная коллегия приходит к следующему.
Проверив согласно пункту 2 части 8 статьи 213 КАС РФ соблюдение компетенции при принятии оспариваемого в части нормативного правового акта, а также правил его официального опубликования и введения в действие, суд первой инстанции, проанализировав положения пункта 7 статьи 378.2 НК РФ, пунктов 3.3.2, 3.3.37, 3.3.38, 3.3.39, 3.3.40 Положения о Министерстве по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан, утвержденного постановлением Правительства Республики Дагестан от 17 мая 2018 года N 48, а также пунктов 2, 5, 6 Порядка формирования перечня объектов, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утвержденного постановлением Правительства Республики Дагестан от 29 декабря 2016 года N 410, пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемые нормативные акты приняты Министерством по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан в пределах его компетенции, официально опубликованы и введены в действие в соответствии с требованиями федерального и регионального законодательства.
Особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества установлены статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Объекты недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется исходя из их кадастровой стоимости, названы в пунктах 1 и 2 статьи 378.2 Налогового Кодекса Российской Федерации: административно-деловые центры, торговые центры (комплексы) и помещения в них (пункт 1); нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания (пункт 2).
При этом федеральный законодатель установил, что в целях названной статьи отдельно стоящее нежилое здание, помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается административно-деловым или торговым центром при наличии одного из условий, определенных в пунктах 3 и 4 названной статьи, соответственно.
В силу пункта 3 статьи 378.2 НК РФ в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: 1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения; 2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки); фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
В силу пункта 4 статьи 378.2 НК РФ в целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: 1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания; 2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания; фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Из системного толкования приведенных норм следует, что нежилое помещение признается объектом налогообложения, налоговая база которого исчисляется из его кадастровой стоимости, если входит в состав здания, обладающего признаками административно-делового или торгового центра, или является самостоятельным видом недвижимого имущества, указанного в подпункте 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, и находится в здании, не относящемся ни к административно-деловому, ни к торговому центру.
Судом установлено и усматривается из материалов дела, что помещение с кадастровым номером N, площадью 150, 9 кв.м, поставленное на государственный кадастровый учет 30 ноября 2015 г, согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости, имеет назначение жилое, с номером этажа мансарда N 11, с видом жилого помещения квартира, помещение с кадастровым номером N, площадью 128, 6 кв.м, поставленное на государственный кадастровый учет 30 ноября 2015 г, согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости, имеет назначение жилое, с номером этажа мансарда N 11, с видом жилого помещения квартира, помещение с кадастровым номером N, площадью 316, 8 кв.м, поставленное на государственный кадастровый учет 30 ноября 2015 г, согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости, имеет назначение нежилое, с наименованием нежилое помещение, с номером этажа подвал N 2, находятся в здании с кадастровым номером N, поставленном на государственный кадастровый учет 30 ноября 2015 г, с назначением и наименованием многоквартирный дом, расположенном по адресу: "адрес", на земельном участке с кадастровым номером N, поставленном на государственный кадастровый учет 30 января 2012 г, из земель населенных пунктов с видом разрешенного использования "под строительство высокоэтажных жилых домов".
Помещение с кадастровым номером N, площадью 94, 9 кв.м, поставленное на государственный кадастровый учет 21 ноября 2014 г, согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости, с назначением нежилое, с наименованием нежилое помещение, с номером этажа подвал, находится в здании с кадастровым номером N, поставленном на государственный кадастровый учет 20 ноября 2014 г, с назначением многоквартирный дом, расположенное по адресу: "адрес", на вышеуказанном земельном участке.
Согласно представленной технической документации на спорные помещения, данные позволявшие бы отнести их к объектам недвижимости, перечисленным в приведенных положениях статьи 378.2 НК РФ, отсутствуют, на что обоснованно указал суд первой инстанции.
При этом сведений, позволявших бы утверждать о таком фактическом их использовании, которое влечет вывод об обоснованности их включения в оспариваемые Перечни, судами обеих инстанций не добыто, стороной административного ответчика - не представлено.
Обращает на себя внимание, что при проведении очередной государственной кадастровой оценки спорных объектов недвижимости, уполномоченным учреждением, они были отнесены к группе 1. Многоквартирные дома/нежилые помещения в МКД/ГНП/; квартиры (объекты с кадастровыми номерами N, N).
Решение суда первой инстанции отвечает требованиям Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в нем дан подробный анализ обжалуемых нормативных положений, дана оценка доводам сторон. Процессуальных нарушений, которые бы влекли отмену решения суда, не установлено.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Верховного Суда Республики Дагестан от 8 ноября 2023 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Пятый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в течение 6 месяцев.
Мотивированное апелляционное определение составлено 20 марта 2024 г.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.