Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Семейкиной С.А.
судей Шмидт Т.Е. и Катанаевой А.С.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Зверевой А.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-877/2023 (М-792) по административному исковому заявлению открытого акционерного общества "Платан-С" о признании недействующими нормативных правовых актов в части
по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью ООО "Платан-С" на решение Краснодарского краевого суда от 13 ноября 2023 года, которым в удовлетворении административных исковых требований отказано.
Заслушав доклад судьи Третьего апелляционного суда общей юрисдикции Семейкиной С.А, заключение прокурора третьего отдела апелляционно-кассационного Управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации ФИО, судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края N 3043 от 26 декабря 2018 года утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2019 год.
Приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края N 2837 от 27 декабря 2019 года утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2020 год.
Приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края N 2752 от 28 декабря 2020 года утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2021 год.
Приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края N 3321 от 27 декабря 2021 года утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2022 год.
Приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края N 3436 от 23 декабря 2022 года утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2023 год.
Пунктами N Перечня на 2019 г, пунктом N Перечня на 2020 г, пунктом N Перечня на 2021 г, пунктом N Перечня на 2022 г, пунктом N Перечня на 2023 г. указано здание с кадастровым номером
N, расположенное по адресу: "адрес"
ООО "Платан-С", являясь собственником указанного здания, обратилось в Краснодарский краевой суд с административным исковым заявлением, в котором просило признать недействующими с момента принятия пункт N приказа департамента имущественных отношений Краснодарского края от 26.12.2018 года N 3043; пункт N приказа департамента имущественных отношений Краснодарского края от 27.12.2019 года N 2837; пункт N приказа департамента имущественных отношений Краснодарского края от 28.12.2020 года N 2752; пункт N приказа департамента имущественных отношений Краснодарского края от 27.12.2021 года N 3321; пункт N приказа департамента имущественных отношений Краснодарского края от 23.12.2022 года N 3436.
В обоснование административных исковых требований указало, что здание не обладает признаками объектов налогообложения, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, включение его в Перечень объектов недвижимого имущества на 2019
-2023 гг. не соответствует положениям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и нарушает права административного истца, поскольку возлагает обязанность по уплате налога в завышенном размере.
Решением Краснодарского краевого суда от 13 ноября 2023 г. в удовлетворении административного искового заявления ООО "Платан-С" отказано.
В апелляционной жалобе представитель ООО "Платан-С" просит решение Краснодарского краевого суда от 13 ноября 2023 г. отменить как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права, принять по административному делу новое решение об удовлетворении административных исковых требований, настаивает на доводах об отсутствии правовых оснований для включения объекта недвижимости в оспариваемые перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Прокурор ФИО считает решение Краснодарского краевого суда от 13 ноября 2023 г. законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу ООО "Платан-С" - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения административного дела в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
В соответствии с положениями части 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также -КАС РФ) судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции рассмотрела административное дело в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав заключение прокурора ФИО, исследовав материалы административного дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в порядке статьи 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
На основании части 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Судом первой инстанции установлено, что объект недвижимости - нежилое здание с кадастровым номером N, общей площадью 2200, 5 кв.м, количество этажей: 7, назначение "нежилое", вид разрешенного использования "нежилое" принадлежит на праве собственности ООО "Платан-С", что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости.
Принимая во внимание, что объект недвижимого имущества, собственником которого является ООО "Платан-С" оспариваемым нормативным правовым актом включено в Перечни объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которого определяется как кадастровая стоимость на 2019-2023 гг, на основании положений ст.402 НК РФ, Закона, Закона Краснодарского края от 29 апреля 2016 г. N 3388-КЗ "О внесении изменений в закон Краснодарского края "О налоге на имущество организаций", Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, утвержденных постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 7 апреля 2017 г. N 319 судебная коллегия приходит к выводу о том, что административный истец имеет право обращения в суд с указанным административным иском.
Проверив согласно пункту 2 части 8 статьи 213 КАС РФ соблюдение компетенции при принятии оспариваемых в части нормативных правовых акта, а также правил их официального опубликования и введения в действие, суд первой инстанции, проанализировав положения пункта 7 статьи 378.2 НК РФ, Положения о департаменте имущественных отношений Краснодарского края, утвержденного постановлением главы администрации Краснодарского края от 23 апреля 2007 г. N 345, приказа Департамента имущественных отношений Краснодарского края от 7 июля 2017 г. N 1548 "Об организации работы по определению перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, представленные административным ответчиком доказательства соблюдения порядка принятия и опубликования нормативного правового акта, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемые приказы приняты департаментом имущественных отношений Краснодарского края в пределах его компетенции, официально опубликованы и введены в действие в соответствии с требованиями федерального и регионального законодательства.
Проверяя соответствие содержания нормативных правовых актов в оспариваемой части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд первой инстанции пришел к выводу о правомерности включения принадлежащего административному истцу объекта недвижимого имущества в вышеуказанные перечни.
Позиция суда первой инстанции основана на правильном применении норм материального права, регулирующих возникшие отношения, соответствует материалам дела.
Статьей 378.2 НК РФ установлено, что налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества в отношении такого вида недвижимого имущества, как административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них (подпункт 1 пункта 1) и нежилые помещения (подпункт 2 пункта 1).
По смыслу пунктов 3 и 4 статьи 378.2 НК РФ административно-деловым и торговым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
- здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания (подпункты 1 названных пунктов);
- здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения или в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения или в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, делового, административного или коммерческого назначения, признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Из пункта 4.1 ст. 378.2 НК РФ следует, что в целях настоящей статьи отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В целях настоящего пункта:
- здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
- фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Здание с кадастровым номером N, по адресу: "адрес" расположено на земельном участке с кадастровым номером N, категория земель "земли населенных пунктов", вид разрешенного использования: общественные здания административного назначения: административные и офисные здания", принадлежащем административному истцу на праве собственности.
Разрешая вопрос о законности оспариваемого нормативного правового разрешенного использования земельного участка, на котором расположено нежилое здание, допускает размещение здания для осуществления деловой и коммерческой деятельности, в том числе размещение офисов, в связи с чем включение в Перечни данного объекта недвижимости для целей налогообложения в порядке статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации является правомерным.
Согласно технической документации, представленной ГБУ КК "Краевая техническая инвентаризация - Краевое БТИ" - из экспликации к поэтажному плану (строения) технического паспорта объекта недвижимого имущества с кадастровым номером N, (наименование здания - "нежилое здание, Лит. А, А1") в здании располагаются помещения: нежилые помещения.
По сведениям ГБУ КК "Крайтехинвентаризация - Краевое БТИ" от ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ в ходе государственной кадастровой оценки зданий, помещений, объектов незавершенного строительства, машино-мест на территории Краснодарского края, проведенной на основании приказа департамента имущественных отношений Краснодарского края от 26.03.2020 г. N 488 "О проведении государственной кадастровой оценки объектов недвижимости на территории Краснодарского края в 2021 году" нежилое здание с кадастровым номером N было отнесено к оценочной группе 6 "Административные и бытовые объекты", подгруппе 0602 "Бизнес-центры".
Кроме того, исходя из сведений в ЕГРЮЛ о видах экономической деятельности по общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД), основным видом деятельности ООО "ПЛАТАН-С" является: 68.2 Аренда и управление собственным или арендованным недвижимым имуществом", видами дополнительной деятельности являются: "56.1 Деятельность ресторанов и услуг по доставке продуктов питания", "55.1 Деятельность гостиниц и прочих мест для временного проживания", "45.20 Техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств", "56.3 Подача напитков", "96.0 Деятельность по предоставлению прочих персональных услуг".
Из договора аренды части нежилого помещения (для размещения банкомата) N от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ООО "Платан-С" предоставил АО " "данные изъяты"" в аренду часть первого этажа нежилого здания с кадастровым номером N сроком на 11 календарных месяцев, для установки банкомата модели NCR-6622, принадлежащего арендатору АО " "данные изъяты"".
Согласно договору аренды от 23 ноября 2015 г. административный истец ООО "Платан-С" предоставил ООО " "данные изъяты"" в аренду помещения здания с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес" которые включают в себя офисные помещения N 1-17 на 4 этаже, помещения N 1-18 на 5 этаже, общей площадью 639, 8 кв.м, помещения N 18-19 на цокольном этаже, общей площадью 34, 7 кв.м, сроком на 11 календарных месяцев.
Сведения о расторжении указанных договоров отсутствуют.
Согласно сведениям информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на ресурсе "Яндекс.Карты" содержится общедоступная информация о том, что в спорном здании с кадастровым номером N, расположенном по адресу: "адрес" находятся: офис организации "данные изъяты", банкомат " "данные изъяты"". На фасаде здания имеется табличка " "данные изъяты"", " "данные изъяты"". Также имеется предложение о сдаче помещения площадью 348 кв.м, целиком или отдельно 3 площади с тремя отдельными входными группами, площадями 38 кв.м, 115 кв.м, 200 кв.м.
Определением Конституционного Суда РФ от 30.01.2024 N 8-О-Р разъяснено, что его Постановление от 12.11.2020 N 46-П предоставляет возможность пересмотра судебных актов по делам тех налогоплательщиков, которые до вступления в силу названного Постановления обращались в суды с требованиями, касающимися исключения объектов недвижимого имущества из кадастровых перечней.
Постановлением от 12.11.2020 N 46-П были существенно скорректированы критерии включения в перечни соответствующих объектов недвижимого имущества. Это предполагает необходимость определения уполномоченными органами исполнительной власти субъектов РФ кадастровых перечней с учетом конституционно-правового смысла подпункта 1 пункта 4 статьи 378.2 НК РФ, что не только не предусматривает включения в них тех или иных объектов недвижимости без учета предназначения и фактического использования здания (строения, сооружения), но и допускает исключение из них объектов, не отвечающих критериям, установленным Постановлением.
В силу этого налоговые органы, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации на будущее время должны соотносить свои действия и решения, связанные с включением объектов недвижимости в кадастровые перечни, с содержанием указанного Постановления. В то же время пересмотр налоговых обязательств в тех отношениях по уплате налога, которые уже завершены, а налог в рамках которых исчислен исходя из включения объекта недвижимого имущества в перечень и уплачен, из данного Постановления не вытекает.
Иное понимание правоприменительными органами положений Постановления от 12.11.2020 N 46-П, вопреки общему правилу действия актов Конституционного Суда РФ во времени, допускало бы возможность распространения его действия на прошлое время (т.е. к отношениям, в рамках которых соответствующие налоги уже были уплачены) и приводило бы к неоправданному с конституционной точки зрения и расходящемуся с природой соответствующих отношений пересмотру размера налоговых обязательств неограниченного круга налогоплательщиков.
Из материалов дела следует, что налог на имущество ООО "Платан-С" за период 2019 -2023 гг. оплачен юридическим лицом.
При таких данных суд пришел к правильному выводу о том, что здание, принадлежащее административному истцу, обоснованно отнесено к объектам недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется исходя из их кадастровой стоимости.
В целом доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Решение суда первой инстанции отвечает требованиям КАС РФ, в нем дан подробный правовой анализ оспариваемых административным истцом нормативных положений, приведена оценка доводов, имеющих значение для настоящего дела. Процессуальных нарушений, которые бы влекли отмену решения суда, не установлено.
Руководствуясь статьями 309-311 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции
определила:
решение Краснодарского краевого суда от 13 ноября 2023 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу административного истца общества с ограниченной ответственностью "Платан-С"- без удовлетворения.
Апелляционное определение суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в течение 6 месяцев.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 18 марта 2024 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.