Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Вдовиченко С.В, судей Головкиной Л.А, Пластинина И.В, при ведения протокола судебного заседания помощником судьи Гордали М.Э, с участием прокурора Капсамун И.С, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N3а-133/2023 по апелляционной жалобе ООО "Белинна" на решение Ленинградского областного суда от 13 ноября 2023 года, которым в удовлетворении административного искового заявления ООО "Белинна" о признании недействующим распоряжения Правительства Ленинградской области от 25 мая 2021 года N328-р "Об утверждении проекта планировки территории и проекта межевания территории в целях размещения линейного объекта регионального значения "Подъездная автомобильная дорога к "Приморскому универсально-перегрузочному комплексу" в Морском порту Приморск от автомобильной дороги федерального значения А-181 "Скандинавия (по титулу "Строительство подъездной автомобильной дороги к "Приморскому универсально-перегрузочному комплексу" в Морском порту Приморск от автомобильной дороги федерального значения А-181 "Скандинавия")" в части утверждения проекта планировки территории и проекта межевания территории в границах месторождения "Медвяное" отказано.
Заслушав доклад судьи Вдовиченко С.В, объяснения представителей: административного истца ООО "Белинна" Шупейко Д.М, административного ответчика Правительства Ленинградской области Яковлевой Н.Н, ООО "Приморский универсально-перегрузочный комплекс" Минулиной М.В, Ростовцева М.А, заключение прокурора Капсамун И.С, судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
25 мая 2021 года Правительством Ленинградской области принято распоряжение N328-р "Об утверждении проекта планировки территории и проекта межевания территории в целях размещения линейного объекта регионального значения "Подъездная автомобильная дорога к "Приморскому универсально-перегрузочному комплексу" в Морском порту Приморск от автомобильной дороги федерального значения А-181 "Скандинавия (по титулу "Строительство подъездной автомобильной дороги к "Приморскому универсально-перегрузочному комплексу" в Морском порту Приморск от автомобильной дороги федерального значения А-181 "Скандинавия") (далее также - Распоряжение от 25 мая 2021 года N328-р).
ООО "Белинна" (далее также - Общество) обратилось в Ленинградский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующим Распоряжения от 25 мая 2021 года N328-р в части утверждения проекта планировки территории и проекта межевания территории в границах месторождения "Медвяное".
В обоснование заявленных требований указано, что Распоряжение от 25 мая 2021 года N328-р принято с нарушением требований статьи 25 Закона РФ от 21 февраля 1992 года N2395-1 "О недрах" в отсутствие разрешения федерального органа управления государственным фондом недр или его территориального органа на застройку земельных участков, которые расположены за границами населенных пунктов и находятся на площадях залегания полезных ископаемых. Оспариваемый нормативный правовой акт является основанием для прекращения действия выданной административному истцу лицензии, что повлечет возникновение убытков в связи с невозможностью юридического лица исполнить лицензионные требования, следовательно, осуществлять добычу и реализацию полезных ископаемых.
Решением Ленинградского областного суда от 13 ноября 2023 года в удовлетворении административных исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе ООО "Белинна" просит отменить решение суда, удовлетворив заявленные требования. Указывает на то, что оспариваемый нормативный правовой акт не был опубликован на официальном сайте Комитета до момента обращения административного истца в суд. В решении суда не указано, на каком основании и в результате чего суд установилфакт публикации оспариваемого распоряжения на сайте Комитета (не указано какого). Судом первой инстанции вопрос об изъятии земельного участка административного истца не рассматривался. Фактически возложенные градостроительные ограничения на земельных участок административного истца, предоставленный для добычи полезных ископаемых, полностью лишает административного истца законного права осуществлять градостроительную деятельность в соответствии с лицензией.
На апелляционную жалобу Правительством Ленинградской области поданы возражения.
Представитель административного истца в суде апелляционной инстанции настаивал на доводах апелляционной жалобы. Указал, что размещение вышеназванного линейного объекта планируется через участок недр, предоставленный в пользование Обществу, что влечет невозможность осуществления работ, предусмотренных лицензией. На сегодняшний день Обществом получено уведомление о прекращении действия лицензии, выданной ООО "Белинна".
Представители правительства Ленинградской области, ООО "Приморский универсально-перегрузочный комплекс" в суде апелляционной инстанции возражали против апелляционной жалобы.
Представители заинтересованных лиц Комитета по природным ресурсам Ленинградской области, Комитета градостроительной политики Ленинградской области в суд апелляционной инстанции не явились.
Учитывая положения статей 150, части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), принимая во внимание, что информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы размещена на сайте Второго апелляционного суда общей юрисдикции в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", суд рассмотрел дело при имеющейся явке.
Исследовав материалы административного дела в порядке статьи 308 КАС РФ, выслушав объяснения явившихся представителей, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения на нее, заслушав заключение прокурора, полагавшей оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено и следует из материалов административного дела, что на основании распоряжения Комитета по природным ресурсам Ленинградской области от 24 мая 2018 года N841 выдана лицензия ЛОД N47741 ООО "Белинна" с целью разведки и добычи песчано-гравийных смесей и песков на месторождении "Медвяное" в Выборгском районе Ленинградской области, сроком действия до 14 мая 2043 года.
При обращении 20 июня 2022 года, 07 июля 2022 года ООО "Белинна" в ЛОГКУ "Ленобллес" о подготовке проектной документации лесного участка, расположенного на землях лесного фонда Рощинского лесничества, площадью 83 га, образуемого в целях предоставления в аренду ООО "Белинна" для осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых - разведка и добыча песчано-гравийных смесей и песков на месторождении "Медвяное", сообщено, что подготовка проектной документации невозможна, поскольку испрашиваемый лесной участок, ориентировочной площадью 83 га расположен на землях лесного фонда Рощинского лесничества, Черкасовского участкового лесничества, в кварталах N126, 145, 160, 161, при этом, часть испрашиваемого лесного участка вошла в проект территории и проект межевания территории в целях размещения линейного объекта регионального значения "Подъездная автомобильная дорога к "Приморскому УПК" от автомобильной дороги федерального значения А-181 "Скандинавия", утвержденному распоряжением правительства Ленинградской области от 25 мая 2021 года N328-р.
Отказывая в удовлетворении административных исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемый нормативный правой акт принят уполномоченным органом в пределах его компетенции с соблюдением установленного порядка принятия и опубликования нормативного правового акта, не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на правильном применении норм закона и соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее также - ГрК РФ) территориальное планирование - планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.
В соответствии с частью 19 статьи 1 ГрК РФ объекты регионального значения - это объекты капитального строительства, иные объекты, территории, которые необходимы для осуществления полномочий по вопросам, отнесенным к ведению субъекта Российской Федерации, органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Частью 6 статьи 9 ГрК РФ предусмотрено, что подготовка документов территориального планирования осуществляется с учетом положений о территориальном планировании, содержащихся в документах территориального планирования Российской Федерации, документах территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации, документах территориального планирования субъекта Российской Федерации, документах территориального планирования муниципальных образований, а также с учетом предложений заинтересованных лиц.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 26 ГрК РФ реализация документов территориального планирования осуществляется, в том числе, путем подготовки и утверждения документации по планировке территории в соответствии с документами территориального планирования.
Из содержания частей 1 и 4 статьи 41 названного Кодекса следует, что подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства. Видами документации по планировке территории являются проект планировки территории и проект межевания территории.
В силу части 10 статьи 45 ГрК РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется на основании документов территориального планирования, правил землепользования и застройки (за исключением подготовки документации по планировке территории, предусматривающей размещение линейных объектов), нормативов градостроительного проектирования.
Из приведенных правовых норм следует, что нормативная регламентация градостроительной деятельности носит комплексный характер, при этом проект планировки территории и проект межевания территории должны соответствовать действующим документам территориального планирования, а также нормативам градостроительного проектирования.
Частью 3 статьи 45 ГрК РФ предусмотрено, что уполномоченные органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации принимают решение о подготовке документации по планировке территории, обеспечивают подготовку документации по планировке территории, за исключением случаев, указанных в части 1.1 настоящей статьи, утверждают документацию по планировке территории, предусматривающую размещение объектов регионального значения и иных объектов капитального строительства, размещение которых планируется на территориях двух и более муниципальных образований (муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов) в границах субъекта Российской Федерации, за исключением случаев, указанных в частях 2, 3.2 и 4.1 настоящей статьи.
В соответствии со статьей 2 Областного закона Ленинградской области от 20 февраля 2018 года N20-оз "Об отдельных вопросах подготовки и утверждения документации по планировке территории, подготовка которой осуществляется на основании решений органов исполнительной власти Ленинградской области" (далее - Областной закон Ленинградской области от 20 февраля 2018 года N20-оз) принятие решения о подготовке документации по планировке территории осуществляет Правительство Ленинградской области либо уполномоченный им орган исполнительной власти Ленинградской области, осуществляющий полномочия Ленинградской области в сфере градостроительной деятельности.
Согласно пункту 1.1 Положения, утвержденного постановлением Правительства Ленинградской области от 09 сентября 2019 года N421, Комитет градостроительной политики Ленинградской области является отраслевым органом исполнительной власти Ленинградской области, формирующим и реализующим градостроительную политику Ленинградской области, осуществляющим полномочия субъекта Российской Федерации - Ленинградской области в сфере градостроительной деятельности, осуществляющим переданные Российской Федерацией полномочия в области контроля за соблюдением органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности.
В силу части 1 статьи 3 Областного закона Ленинградской области от 20 февраля 2018 года N20-оз решение о подготовке документации по планировке территории принимается уполномоченным органом по инициативе органа исполнительной власти Ленинградской области, государственного учреждения Ленинградской области, органа местного самоуправления Ленинградской области, иных лиц, заинтересованных в строительстве, реконструкции объекта регионального значения или межмуниципального объекта, за исключением случаев, предусмотренных частями 1.1, 2, 3.2, 4.1 и 12.12 статьи 45 ГрК РФ.
Согласно части 9 статьи 4 Областного закона Ленинградской области от 20 февраля 2018 года N20-оз порядок проверки документации по планировке территории органами исполнительной власти Ленинградской области определяется Правительством Ленинградской области.
25 мая 2017 года постановлением Правительства Ленинградской области от N173 утвержден Порядок проверки документации по планировке территории органами исполнительной власти Ленинградской области в целях размещения объектов регионального значения (далее - постановление Правительства Ленинградской области 25 мая 2017 года N173).
В соответствии с пунктом 1 указанного постановления Правительства Ленинградской области от 25 мая 2017 года N173 проверка документации по планировке территории органами исполнительной власти Ленинградской области в целях размещения объектов регионального значения в соответствии с частью 8 статьи 4 областного закона от 20 февраля 2018 года N20-оз проводится комитетом градостроительной политики Ленинградской области совместно со следующими органами исполнительной власти Ленинградской области в случае возникновения вопросов, относящихся к их компетенции: Ленинградский областной комитет по управлению государственным имуществом, Комитет по природным ресурсам Ленинградской области границах земель лесного фонда, комитет по агропромышленному и рыбохозяйственному комплексу Ленинградской области, комитет по топливно-энергетическому комплексу Ленинградской области, комитет по жилищно-коммунальному хозяйству Ленинградской области, управление Ленинградской области по транспорту, Комитет экономического развития и инвестиционной деятельности Ленинградской области, Комитет по дорожному хозяйству Ленинградской области, комитет по культуре Ленинградской области. В случае если документацией по планировке территории затрагиваются вопросы, относящиеся к компетенции иных органов исполнительной власти Ленинградской области, такая документация направляется на согласование в данные органы исполнительной власти Ленинградской области в части их компетенции.
Согласно части 8 статьи 4 Областного закона Ленинградской области от 20 февраля 2018 года N20-оз уполномоченный орган или подведомственное ему государственное учреждение в течение 15 рабочих дней со дня поступления подготовленной документации по планировке территории обеспечивает проверку органами исполнительной власти Ленинградской области указанной документации на соответствие требованиям, указанным в части 10 статьи 45 ГрК РФ.
Согласно пункту 1 части 10 статьи 4 Областного закона Ленинградской области от 20 февраля 2018 года N20-оз Правительство Ленинградской области принимает решение об утверждении документации по планировке территории на основании решения уполномоченного органа о направлении указанной документации в Правительство Ленинградской области.
Судом установлено, что постановлением Правительства Ленинградской области от 23 декабря 2019 года N608 "О внесении изменений в постановление Правительства Ленинградской области от 29 декабря 2012 года N460 "Об утверждении схемы территориального планирования Ленинградской области" внесены изменения, в том числе, в Положении о территориальном планировании (приложение 1 (Состав схемы территориального планирования Ленинградской области) таблица 4 (Автомобильные дороги регионального значения. Расчетный срок) дополнена пунктами следующего содержания:
Наименование: подъездная автомобильная дорога к "Приморскому универсально-перегрузочному комплексу" в Морском порту Приморск от автомобильной дороги федерального значения А-181 "Скандинавия".
Вид объекта: автомобильная дорога.
Назначение: обеспечение подъезда к "Приморскому универсально-перегрузочному комплексу" в Морском порту от автомобильной дороги федерального значения А-181 "Скандинавия".
Срок реализации: 2025-2035 годы. Параметры: протяженность автодороги - 43, 25 км, планируемая техническая категория - 1В. Статус объекта: планируемый к размещению.
В соответствии с частью 3 статьи 45 ГрК РФ, статьи 2 Областного закона Ленинградской области от 20 февраля 2018 года N20-оз, Положением о Комитете градостроительной политики, утвержденном постановлением Правительства Ленинградской области от 09 сентября 2019 года N421, в целях реализации схемы территориального планирования Ленинградской области, утвержденной постановлением Правительства Ленинградской области от 29 декабря 2012 года N460, на основании обращения ООО "Приморский универсально-перегрузочный комплекс" от 29 января 2020 года, Комитетом градостроительной политики Ленинградской области принято распоряжение от 21 февраля 2020 года N44 "О подготовке проекта планировки территории и проекта межевания территории в целях размещения линейного объекта регионального значения "Подъездная автомобильная дорога к "Приморскому универсально-перегрузочному комплексу" в Морском порту Приморск от автомобильной дороги федерального значения А-181 "Скандинавия" (по титулу "Строительство подъездной автомобильной дороги к "Приморскому универсально-перегрузочному комплексу" в Морском порту Приморск от автомобильной дороги федерального значения А-181 "Скандинавия")".
Распоряжением от 21 февраля 2020 года N44 утверждено задание на подготовку проекта планировки территории и проекта межевания территории, задание на выполнение инженерных изысканий для разработки проекта планировки территории и проекта межевания территории.
Инициатор подготовки документации по планировке территории (заказчик) - ООО "Приморский УПК", источник финансирования - внебюджетные средства, сбор исходных данных в объеме, необходимом для подготовки проекта, исполнитель осуществляет самостоятельно.
На основании указанного распоряжения ООО "ТрансПроектИндустрия" разработало документацию по планировке территории (проект планировки территории и проект межевания территории).
Органами исполнительной власти Ленинградской области осуществлена проверка документации по планировке территории, получены необходимые согласования от главы МО "Советское городское поселение" Выборгского района Ленинградской области (от 19.05.2020 N33), главы МО "Приморское городское поселение" Выборгского района Ленинградской области (от 17.11.2020 N90), главы МО "Гончаровское сельское поселение" Выборгского района Ленинградской области (от 02.04.2021 N17), Комитета по природным ресурсам Ленинградской области (от 11.12.2020, от 26.12.2020), Комитета по дорожному хозяйству Ленинградской области (от 16.12.2020), КУГИ Ленинградской области (от 14.12.2020), ФКУ Упрдор "Северо-Запад" (от 04.03.2021), ФГБУ "Управление "Ленмелиоводохоз" (от 10.02.2021).
В соответствии со статьей 8 Областного закона Ленинградской области от 11 декабря 2007 года N174-оз "О правовых актах Ленинградской области", в редакции от 10 февраля 2021 года, то есть на дату принятия оспариваемого нормативного правового акта, правовой акт Ленинградской области считается официально опубликованным, если он был опубликован в полном объеме в любом из официальных периодических печатных изданий Ленинградской области либо размещен (опубликован) в полном объеме на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) или на официальном интернет-портале администрации Ленинградской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (www.lenobl.ru).
Распоряжение от 25 мая 2021 года N328-р опубликовано 18 июня 2021 года на официальном интернет-портале администрации Ленинградской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (www.lenobl.ru) на странице Комитета градостроительной политики Ленинградской области.
В соответствии с изменениями в статье 8 Областного закона Ленинградской области от 11 декабря 2007 года N174-оз "О правовых актах Ленинградской области", вступившими в силу с 01 апреля 2022 года, правовой акт Ленинградской области считается официально опубликованным, если он был опубликован в полном объеме в любом из официальных периодических печатных изданий Ленинградской области либо размещен (опубликован) в полном объеме на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) или в сетевом издании "Электронное опубликование документов" (www.npa47.ru).
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 31 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25 декабря 2018 года N50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" в случае если законодательством Российской Федерации предусмотрено обязательное опубликование нормативного правового акта и в средстве массовой информации (в нескольких средствах массовой информации), и на "Официальном интернет-портале правовой информации", официальным опубликованием акта следует признавать его первое размещение в одном из предусмотренных мест опубликования.
Доводы административного истца о том, что имеет место нарушение процедуры принятия оспариваемого нормативного правового акта в связи с его опубликованием после подачи им административного иска, являются не состоятельными, поскольку первоначально оспариваемый нормативный правовой акт опубликован 18 июня 2021 года на официальном интернет-портале администрации Ленинградской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (www.lenobl.ru) на странице Комитета градостроительной политики Ленинградской области, а также дополнительно опубликован в сетевом издании "Электронное опубликование документов" (www.npa47.ru) 11 октября 2023 года.
По настоящее время Распоряжение от 25 мая 2021 года N328-р размещено на официальном сайте, то есть является общедоступным для ознакомления, соответственно административный ответчик обеспечил жителям Ленинградской области, в том числе и административному истцу, возможность ознакомиться с его содержанием.
Поскольку в силу статьи 46 ГрК РФ рассмотрению на публичных слушаниях подлежат проекты планировки территории и проекты межевания территории, решение об утверждении которых принимается органами местного самоуправления, суд верно признал необоснованным доводы административного истца о не обсуждении проекта планировки на публичных слушаниях.
Закон Российской Федерации "О недрах" определяет, как указано в его преамбуле, правовые и экономические основы комплексного рационального использования и охраны недр, обеспечивает защиту интересов государства и граждан Российской Федерации, а также прав пользователей недр. Из положений данного Закона (статьи 7 и 11) вытекает, что недра как часть земной коры не являются частью земельного участка (земной поверхности), находятся в государственной собственности и выступают в качестве самостоятельного объекта гражданских прав.
Частями 1 и 2 статьи 25 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года N2395-1 "О недрах" (далее - Закон РФ "О недрах" в редакции на дату принятия оспариваемого НПА) предусмотрено, что строительство объектов капитального строительства на земельных участках, расположенных за границами населенных пунктов, размещение подземных сооружений за границами населенных пунктов разрешаются только после получения заключения федерального органа управления государственным фондом недр или его территориального органа об отсутствии полезных ископаемых в недрах под участком предстоящей застройки. Застройка земельных участков, которые расположены за границами населенных пунктов и находятся на площадях залегания полезных ископаемых, а также размещение за границами населенных пунктов в местах залегания полезных ископаемых подземных сооружений допускается на основании разрешения федерального органа управления государственным фондом недр или его территориального органа. Выдача такого разрешения может осуществляться через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг.
Порядок получения таких заключений и разрешений в отношении конкретных объектов заинтересованными лицами установлен Административным регламентом предоставления Федеральным агентством по недропользованию государственной услуги по выдаче заключений об отсутствии полезных ископаемых в недрах под участком предстоящей застройки и разрешений на застройку земельных участков, которые расположены за границами населенных пунктов и находятся на площадях залегания полезных ископаемых, а также на размещение за границами населенных пунктов в местах залегания полезных ископаемых подземных сооружений в пределах горного отвода, утвержденным Приказом Роснедр от 22 апреля 2020 года N161.
Приказом Минэкономразвития России от 21 июля 2016 года N460 утвержден Порядок согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований, состава и порядка работы согласительной комиссии при согласовании проектов документов территориального планирования, в котором пунктом 2.7 предусмотрено, что Федеральное агентство по недропользованию осуществляет проверку в части своей компетенции проектов документов территориального планирования на предмет учета расположения участков недр, предоставленных в пользование, а также месторождений и (или) проявлений полезных ископаемых, учтенных государственным балансом запасов полезных ископаемых и (или) государственным кадастром месторождений и проявлений полезных ископаемых, а также учета территорий, подверженных риску возникновения чрезвычайных ситуаций природного характера.
Федеральное агентство по недропользованию согласовывает проекты документов территориального планирования, в которых учтены объекты, относящиеся к компетенции Роснедр, - зоны залегания полезных ископаемых и территории, подверженные опасным геологическим процессам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов административного дела, в границах проектируемого объекта расположен участок недр "Медвяное", предоставленный по лицензии на пользование недрами ООО "Белинна", содержащие общераспространенные полезные ископаемые.
29 апреля 2019 года Департамент по недропользованию по Северо-западному федеральному округу, на континентальном шельфе и в мировом океане Роснедра выдано заключение N2932 ЛОД об отсутствии полезных ископаемых в недрах под участком предстоящей застройки, испрашиваемого ООО "ЦГНТ" для строительства объекта: "Строительство подъездной автомобильной дороги к "Приморскому универсально-перегрузочному комплексу" в Морском порту Приморск от автомобильной дороги федерального значения А-181 "Скандинавия", расположенного в Выборгском районе Ленинградской области, в границах которого, с географическими координатами поворотных точек, в том числе, участок недр "Медвяное" (пески строительные), лицензия ЛОТ 47741 ТЭ, выданная ООО "Белинна" (л.д. 216-223 т.3).
Таким образом, предусмотренная законом процедура на стадии проекта документации по планировке территории, а именно получение заключения Федерального агентства по недропользованию в части своей компетенции проектов документов территориального планирования на предмет учета расположения участков недр, в том числе участка недр "Медвяное" осуществлена.
Кроме этого, часть 2 статьи 25 Закона РФ "О недрах", на которую ссылается Общество, как на нарушение принятия оспариваемого нормативного акта, предусматривает требования на стадии строительства объектов, размещения подземных сооружений, тогда как административным истцом оспаривается документация по планировке территории.
В соответствии с абзацами 3, 4 статьи 7 Закона РФ предварительные границы горного отвода устанавливаются при предоставлении лицензии на пользование недрами. После разработки технического проекта выполнения работ, связанных с пользованием недрами, получения положительного заключения государственной экспертизы и согласования указанного проекта в соответствии со статьей 23.2 настоящего Закона орган государственного горного надзора или в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (относительно участков недр местного значения) оформляет документы, которые удостоверяют уточненные границы горного отвода (горноотводный акт и графические приложения) и включаются в лицензию в качестве ее неотъемлемой составной части. Пользователь недр, получивший горный отвод, имеет исключительное право осуществлять в его границах пользование недрами в соответствии с предоставленной лицензией. Любая деятельность, связанная с пользованием недрами в границах горного отвода, может осуществляться только с согласия пользователя недр, которому он предоставлен.
В соответствии с частью 1 статьи 19.1 Закона РФ "О недрах" пользователи недр, осуществляющие разведку и добычу полезных ископаемых или по совмещенной лицензии геологическое изучение, разведку и добычу полезных ископаемых, разработку технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых или по совмещенной лицензии разработку технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых, разведку и добычу таких полезных ископаемых, в границах предоставленных им в соответствии с настоящим Законом горных отводов и (или) геологических отводов имеют право на основании утвержденного технического проекта для собственных производственных и технологических нужд осуществлять добычу общераспространенных полезных ископаемых в порядке, установленном соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
С учетом положений статьи 12 Закона РФ "О недрах", в пункте 3 Условий пользования недрами с целью разведки и добычи песчано-гравийных смесей и песков на месторождении "Медвяное", являющихся приложением 1 к лицензии ЛОД N47741, предусмотрено, что недропользователь ООО "Белинна" при осуществлении пользования недрами на участке лицензирования обязан соблюдать следующие основные условия: подготовка, согласование и утверждение в установленном порядке технического проекта разработки месторождения - не позднее 24 месяцев со дня государственной регистрации лицензии (подпункта "а" пункта 4.1. Условий); оформление правоустанавливающих документов на земельный участок для целей недропользования в порядке и на условиях, которые установлены действующим законодательством, до начала добычных работ на участке лицензирования (подпункт "б" пункта 4.1. Условий); начало добычи полезного ископаемого на месторождении "Медвяное" в соответствии с техническим проектом на разработку месторождения - не позднее 36 месяцев со дня государственной регистрации лицензии.
Срок для подготовки, согласования и утверждения в установленном порядке технического проекта разработки месторождения истек 24 мая 2020 года, срок для начала добычи полезного ископаемого на месторождении "Медвяное" в соответствии с техническим проектом на разработку месторождения - 24 мая 2021 года, то есть сроки истекли до принятия оспариваемого Распоряжения от 25 мая 2021 года N328-р.
На дату принятия оспариваемого Распоряжения N328-р от 25 мая 2021 года, ООО "Белинна" также не приступил к подготовке проектной документации лесного участка, расположенного на землях лесного фонда Рощинского лесничества, образуемого в целях предоставления в аренду ООО "Белинна" для осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых - разведка и добыча песчано-гравийных смесей и песков на месторождении "Медвяное", согласно выданной лицензии ЛОД N47741 от 24 мая 2018 года, проектная документация уполномоченным органом не согласована.
По доводам административного иска следует, что ООО "Белинна" с заявлением о подготовке проектной документации обратился 20 июня 2022 года и 07 июля 2022 года, то есть за переделами сроков, предусмотренных лицензией, и после принятия оспариваемого нормативного акта.
Доводы апелляционной жалобы о том, что судом и административным ответчиком не рассматривался вопрос об изъятии у Общества, как правообладателя, земельного участка, являются несостоятельными, поскольку земельный участок Обществу, в том числе на дату принятия Распоряжения от 25 мая 2021 года N328-р, не предоставлялся.
При таких обстоятельствах оснований полагать, что оспариваемым нормативным правовым актом нарушены или нарушаются права, свободы и законные интересы административного истца, также не имеется.
Приведенные в апелляционной жалобе ссылки на судебную практику во внимание не принимаются, поскольку установленные обстоятельства дела в каждом случае устанавливаются индивидуально судом, а судебные постановления, приведенные административным ответчиком в обоснование своей позиции, преюдициального или прецедентного значения для рассмотрения настоящего дела не имеют. Судебная практика не является источником права и высказанная в ней позиция конкретного суда не является обязательной для применения при разрешении внешне тождественных дел.
Вопреки доводам жалобы, изложенные в решении выводы суда являются мотивированными, основанными на анализе исследованных доказательств, которым дана оценка по правилам статьи 84 КАС РФ, соответствуют материалам дела и требованиям действующего законодательства.
Доводы апелляционной жалобы фактически сводятся к переоценке уже исследованных и оцененных судом обстоятельств, не содержат в себе обстоятельств, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения по существу.
Оснований для отмены судебного акта, предусмотренных статьей 310 КАС РФ не имеется.
Руководствуясь статьями 177, 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ленинградского областного суда от 13 ноября 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО "Белинна" - без удовлетворения.
На состоявшиеся по делу судебные акты может быть подана кассационная жалоба в Третий кассационный суд общей юрисдикции через Ленинградский областной суд в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 26 марта 2024 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.