Судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции Римский Я.А., рассмотрев жалобу заместителя министра финансов Республики Саха (Якутия) Васильевой М.С. на вступившее в законную силу решение судьи Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 5 декабря 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица - главного врача государственного бюджетного учреждения Республики Саха (Якутия) "Верхоянская центральная районная больница" Докторова В.И.,
УСТАНОВИЛ:
постановлением заместителя министра финансов Республики Саха (Якутия) от 23 декабря 2021 года N должностное лицо - главный врач государственного бюджетного учреждения Республики Саха (Якутия) "Верхоянская центральная районная больница" (далее - ГБУ РС (Я) "Верхоянская ЦРБ") Докторов В.И. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере "данные изъяты".
Решением судьи Томпонского районного суда Республики Саха (Якутия) от 21 февраля 2022 года, оставленным без изменения решением судьи Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 17 мая 2022 года и постановлением судьи Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 30 ноября 2022 года, постановление должностного лица административного органа изменено, с применением статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначенное административное наказание в виде административного штрафа заменено на предупреждение.
Постановлением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 3 июля 2023 года состоявшиеся по делу судебные акты отменены, дело возвращено на новое рассмотрение в Томпонский районный суд Республики Саха (Якутия).
Решением судьи Томпонского районного суда Республики Саха (Якутия) от 22 сентября 2023 года, постановление заместителя министра финансов Республики Саха (Якутия) Васильевой М.С. N от 23 декабря 2021 года оставлено без изменения.
Решением судьи Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 5 декабря 2023 года, указанные постановление должностного лица и решение судьи районного суда отменены, производство по делу прекращено на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.
В жалобе, поданной в Девятый кассационный суд общей юрисдикции, заместитель министра финансов Республики Саха (Якутия) Васильева М.С. просит вступившее в законную силу решение судьи Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 5 декабря 2023 года отменить, приводя доводы о его незаконности, дело направить на новое рассмотрение.
Главный врач ГБУ РС (Я) "Верхоянская ЦРБ" Докторов В.И, уведомлённый в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о подаче должностным лицом жалобы, в установленный срок свои возражения на неё не представил.
В соответствии с частью 2 статьи 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, принявший к рассмотрению жалобу, протест, в интересах законности имеет право проверить дело об административном правонарушении в полном объёме.
Изучение материалов истребованного дела об административном правонарушении и доводов автора жалобы позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 7.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях принятие решения о способе определения поставщика (подрядчика, исполнителя), в том числе решения о закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), с нарушением требований, установленных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 2.1 данной статьи, влечёт наложение административного штрафа на должностных лиц в размере тридцати тысяч рублей.
Из представленных материалов усматривается, что департаментом бюджетно-финансового контроля Министерства финансов Республики Саха (Якутия) на основании приказа Министерства финансов Республики Саха (Якутия) от 29 июня 2021 года N 01-04/0933 в период с 1 июля 2020 года по 16 июля 2021 года проведена плановая проверка соблюдения требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд учреждений, находящихся на территории муниципального района "Верхоянский район" Республики Саха (Якутия), в том числе в ГБУ РС (Я) "Верхоянская ЦРБ".
По результатам проверки составлен акт от 23 июля 2021 года N 44-41, согласно которому установлены нарушения части 5 статьи 24, пункта 4 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ, поскольку годовой объём закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) превысил допустимый объём, превышение составило 20 249 318, 44 рублей.
Так согласно представленному ГБУ РС (Я) "Верхоянская ЦРБ" плану финансово-хозяйственной деятельности на 2020 год, утверждённому Министерством здравоохранения Республики Саха (Якутия) 1 января 2020 года, кассовые расходы учреждения за 2020 финансовый год составили 609 492 623, 28 рублей. Из них расходы, не принимаемые для расчёта совокупного годового объёма закупок, составляют 424 891 718, 98 рублей.
Совокупный годовой объём закупок в 2020 году составил 184 600 904, 30 рублей.
10 % от совокупного годового объёма закупок составляет 18 460 090, 43 рублей. В 2020 году объём закупок товаров, работ, услуг у единственных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляемых по пункту 4 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ, составил 38 709 408, 87 рублей.
В нарушение части 5 статьи 24, пункта 4 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ годовой объём закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) превысил допустимый объём на 20 249 318, 44 рублей. Превышение предусмотренного объёма закупок в соответствии с совокупным годовым объёмом закупок на 2020 год возникло 29 октября 2020 года и продолжалось в период заключения договоров после 29 октября 2020 года. На сумму превышения объёма закупок товаров (работ, услуг), осуществляемых в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ учреждением заключено ещё 237 договоров на сумму, не превышающую 600 000 рублей.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении главного врача ГБУ РС (Я) "Верхоянская ЦРБ" Докторова В.И. протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и вынесения постановления о привлечении должностного лица к административной ответственности.
Рассмотрев жалобу на указанное постановление должностного лица, судья Томпонского районного суда Республики Саха (Якутия) с выводами о виновности должностного лица, изложенными в постановлении от 23 декабря 2021 года N 229-КС, согласился, оставив его без изменения.
Отменяя решение судьи городского суда, судья Верховного Суда Республики Саха (Якутия), сославшись на положения части 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, указал, что на момент рассмотрения жалобы в Томпонском районном суде Республики Саха (Якутия) годичный срок привлечения к административной ответственности по части 1 статьи 7.29 названного кодекса, истёк, в связи с чем, решение судьи районного суда от 22 сентября 2023 года о привлечении главного врача ГБУ РС (Я) "Верхоянская ЦРБ" Докторова В.И. к административной ответственности вынесено за пределами срока давности, и прекратил производство по делу на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, с выводом судьи Верховного Суда Республики Саха (Якутия) об истечении срока давности привлечения юридического лица к административной ответственности согласиться нельзя в связи со следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности по части 1 статьи 7.29 названного кодекса составляет один год.
Обстоятельства, послужившие основанием для возбуждения в отношении главного врача ГБУ РС (Я) "Верхоянская ЦРБ" Докторова В.И. настоящего дела об административном правонарушении, имели место 31 декабря 2020 года.
23 декабря 2021 года постановлением заместителя министра финансов Республики Саха (Якутия) N Докторов В.И. привлечён к административной ответственности.
По смыслу части 1 статьи 4.5 и пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях истечение сроков привлечения к административной ответственности на время пересмотра постановления не влечёт за собой его отмену и прекращение производства по делу, если для этого отсутствуют иные основания (абзац 8 пункта 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").
При таких обстоятельствах, истечение срока давности на момент пересмотра дела судьёй Томпонского районного суда Республики Саха (Якутия), на что в своём решении указал судья Верховного Суда Республики Саха (Якутия), правового значения не имеет, поскольку постановление о назначении наказания по части 1 статьи 7.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесенное в отношении главного врача ГБУ РС (Я) "Верхоянская ЦРБ" Докторова В.И. 23 декабря 2021 года, судьёй не отменено.
Таким образом, вывод судьи Верховного Суда Республики Саха (Якутия), послуживший основанием для отмены решения судьи районного суда и прекращении производства по делу, нельзя признать обоснованным.
Такое разрешение жалобы на решение судьи районного суда не отвечает установленным статьёй 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачам производства по делам об административных правонарушениях.
Вышеуказанное свидетельствует о том, что судьёй Верховного Суда Республики Саха (Якутия) при рассмотрении жалобы на решение судьи районного суда от 22 сентября 2023 года были допущены фундаментальные процессуальные нарушения административного законодательства, не позволившие всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснить все обстоятельства данного дела.
Кроме того, согласно статье 47 Конституции Российской Федерации никто не может быть лишён права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьёй, к подсудности которых оно отнесено законом.
Порядок подачи жалоб, принесения протестов на постановления (решения) по делам об административных правонарушениях и пересмотра таких постановлений (решений) установлен главой 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Подача жалоб, принесение протестов на не вступившие в законную силу постановления (решения) по делам об административных правонарушениях осуществляются в соответствии с положениями статей 30.1 - 30.3, 30.9, 30.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом, может быть обжаловано лицами, указанными в статьях 25.1 - 25.5.1 названного Кодекса в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела.
Из материалов дела усматривается, что защитником Докторова В.И. - Яковлевой Е.В. в Томпонский районный суд Республики Саха (Якутия) подана жалоба на постановление от 23 декабря 2021 года N, вынесенное должностным лицом министерства финансов Республики Саха (Якутия). Указанная жалоба была принята к производству суда.
Министерство финансов Республики Саха (Якутия) расположено по адресу: Республика Саха (Якутия), город Якутск, улица Кирова, дом N 12.
Обозначенный адрес относится к юрисдикции Якутского городского суда Республики Саха (Якутия).
Таким образом, жалоба защитника Докторова В.И. - Яковлевой Е.В. на постановление должностного лица рассмотрена судьёй Томпонского районного суда Республики Саха (Якутия) с нарушением правил территориальной подсудности.
Процедуры пересмотра принятых судами решений закреплены в процессуальном законодательстве в целях создания механизма эффективного восстановления нарушенных прав.
Обеспечение законности при производстве по делу об административном правонарушении предполагает соблюдение установленного Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях порядка привлечения лица к административной ответственности.
В данном случае порядок рассмотрения дела об административном правонарушении нарушен. Допущенное процессуальное нарушение носит существенный характер.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
В связи с изложенным решение судьи Томпонского районного суда Республики Саха (Якутия) от 22 сентября 2023 года и решение судьи Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 5 декабря 2023 года, состоявшиеся по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица - главного врача ГБУ РС(Я) "Верхоянская ЦРБ" Докторова В.И, подлежат отмене.
Изложенное в настоящем постановлении согласуется с выводами, сформулированными в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2020), утверждённом Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 10 июня 2020 года, в соответствии с которыми территориальная подсудность рассмотрения дел по жалобам на постановления должностных лиц по делам об административных правонарушениях определяется в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по месту рассмотрения дела (вопрос N 56).
Вместе с тем в настоящее время исключена возможность устранения допущенных судьями нижестоящих инстанций ошибок путём возвращения дела на новое рассмотрение, поскольку установленный для данной категории дел частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности истёк, производство по делу возобновлено быть не может.
Кроме того, в силу статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ухудшение положения лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, при проверке вступивших в законную силу постановлений и решений по делу об административном правонарушении недопустимо.
Таким образом, настоящее дело не может быть возвращено на новое рассмотрение, так как принятие подобного решения повлечёт ухудшение положения должностного лица, в отношении которого прекращено производство по делу об административном правонарушении.
При этом, поскольку в рамках рассмотрения настоящей жалобы решение судьи Томпонского районного суда Республики Саха (Якутия) от 23 декабря 2023 года и решение судьи Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 5 декабря 2023 года признаны незаконными и подлежащими отмене, а возвращение дела на новое рассмотрение невозможно, постановление заместителя министра финансов Республики Саха (Якутия) от 23 декабря 2021 года N главного врача ГБУ РС (Я) "Верхоянская ЦРБ" Докторова В.И. к административной ответственности также подлежит отмене, так как иное ухудшало бы положение лица, в отношении которого прекращено производство по делу об административном правонарушении.
Производство по настоящему делу об административном правонарушении на основании пункта 4 части 2 статьи 30.17 и пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подлежит прекращению в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
жалобу заместителя министра финансов Республики Саха (Якутия) Васильевой М.С. удовлетворить частично.
Постановление заместителя министра финансов Республики Саха (Якутия) от 23 декабря 2021 года N, решение судьи Томпонского районного суда Республики Саха (Якутия) от 23 декабря 2023 года и решение судьи Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 5 декабря 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица - главного врача государственного бюджетного учреждения Республики Саха (Якутия) "Верхоянская центральная районная больница" Докторова В.И, отменить.
Производство по настоящему делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья
Девятого кассационного суда
общей юрисдикции Я.А. Римский
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.