Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зиганшина И.К, судей Туктамышевой О.В, Соколовой Л.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации Петропавловск-Камчатского городского округа на решение Петропавловска-Камчатского городского суда Камчатского края от 26 января 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Камчатского краевого суда от 13 июля 2023 года, принятые по административному делу N 2а-818/2023, по административному иску заместителя прокурора города Петропавловска-Камчатского к администрации Петропавловск-Камчатского городского округа об оспаривании распоряжения, возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Туктамышевой О.В, выслушав прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Цареву М.Г, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
заместитель прокурора города Петропавловска-Камчатского, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края с вышеназванным исковым заявлением к администрации Петропавловск-Камчатского городского округа (далее - Администрация), в котором просил признать незаконным распоряжения Администрации от ДД.ММ.ГГГГ N-р, в редакции распоряжения Администрации от ДД.ММ.ГГГГ N-р, в части установления срока отселения жильцов многоквартирного дома, расположенного по адресу: "адрес" "а"; возложить обязанность на администрацию в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу внести изменения в распоряжение, установив разумный срок отселения жильцов указанного многоквартирного дома, не превышающий 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
В обоснование требований прокурор указал, что ходе проведенной проверки установлено, что распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ N-р многоквартирный дом, расположенный по адресу: "адрес" "а", признан аварийным и подлежащим сносу. С учетом изданного Администрацией распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ N-р срок принятия мер к расторжению договоров социального найма жилых помещений указанного дома и отселения жильцов в другие благоустроенные жилые помещения установлен до ДД.ММ.ГГГГ. Указанный дом включен в адресный перечень многоквартирных домов, подлежащих расселению в рамках реализации мероприятий подпрограммы 1 "Переселение граждан из непригодного и аварийного жилищного фонда" Муниципальной программы "Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Петропавловск-Камчатского городского округа", утвержденной постановлением Администрации городского округа от ДД.ММ.ГГГГ N (далее - Муниципальная программа). Однако дальнейшая эксплуатация здания несет опасность и угрозу жизни и здоровью проживающих в нем людей, существует реальная угроза внезапного обрушения элементов здания. С учетом установленного в 2017 году уровня физического износа жилого "адрес"% срок отселения жильцов является неразумным и нарушает права жильцов.
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Государственная жилищная инспекция Камчатского края и Управление коммунального хозяйства и жилищного фонда администрации Петропавловск-Камчатского городского округа.
Решением Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 26 января 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Камчатского краевого суда от 13 июля 2023 года, административные исковые требования заместителя прокурора г. Петропавловска-Камчатского удовлетворены.
Признано незаконным распоряжение администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ N-р "О признании многоквартирного "адрес" аварийным и подлежащим сносу" в редакции распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ N -р в части установления срока принятия мер к расторжению договоров социального найма и отселения жильцов многоквартирного "адрес".
На администрацию Петропавловск-Камчатского городского округа возложена обязанность в течение десяти дней со дня вступления решения суда в законную силу внести изменения в распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ N-р путем установления разумного срока принятия мер к расторжению договора социального найма и отселения жильцов "адрес".
31 января 2024 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба администрации Петропавловск-Камчатского городского округа, поданная через Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края 12 января 2024 года, в которой ставится вопрос об отмене судебных актов.
В обоснование кассационной жалобы административный ответчик ссылается на то, что оспариваемое распоряжение принято в соответствии с возложенными полномочиями, определение срока сноса многоквартирного жилого дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, срока отселения граждан из такого дома, является исключительной компетенцией органа местного самоуправления, вместе с тем в нарушение действующего законодательства судами фактически установлен срок отселения физических лиц. Кроме этого, МКД Nа включен в региональную программу "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Камчатского края", в которой установлен предельный срок отселения граждан в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Определением судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 7 февраля 2024 года кассационная жалоба администрации Петропавловск-Камчатского городского округа передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам суда кассационной инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание помимо прокурора не явились, в соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия полагает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав доводы административного истца - прокурора, с учетом требований части 2 статьи 329 КАС РФ судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований для пересмотра обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке по результатам изучения доводов кассационной жалобы и административного дела не установлено.
Как следует из материалов дела и установлено судами, многоквартирный дом, расположенный по адресу: "адрес" "а" (далее - многоквартирный дом) введен в эксплуатацию в 1962 году, является двухэтажным, состоит из 8 квартир, из которых 3 являются муниципальными.
Распоряжением Администрации городского округа от ДД.ММ.ГГГГ N-р указанный многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу, на Управление коммунального хозяйства и жилищного фонда администраций Петропавловск-Камчатского городского округа возложена обязанность в срок до ДД.ММ.ГГГГ направить собственникам жилых помещений требование о сносе дома, в срок до ДД.ММ.ГГГГ принять меры к расторжению договоров социального найма на жилые помещения муниципального жилищного фонда многоквартирного дома и отселить граждан, проживающих в жилых помещениях муниципального жилищного фонда Петропавловск-Камчатского городского округа по договорам социального найма, в другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
Распоряжением Администрации от ДД.ММ.ГГГГ N-р в распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ N-р внесены изменения в части установления срока принятия мер к расторжению договоров социального найма и отселения жильцов многоквартирного дома. Датой, определяющей окончание указанного срока, установлено ДД.ММ.ГГГГ.
Многоквартирный дом включен в раздел 1 адресного перечня Муниципальной программы (пункт 78).
Прокуратурой г. Петропавловска-Камчатского проведена проверка соблюдения жилищного законодательства, в рамках которой ДД.ММ.ГГГГ инспектором по государственному контролю (надзору) отдела жилищного надзора и лицензионного контроля Государственной жилищной инспекции Камчатского края ФИО3, с участием помощника прокурора города Петропавловска-Камчатского ФИО4, обследован спорный жилой дом. Из содержания акта осмотра объекта от ДД.ММ.ГГГГ следует, что на фасаде со стороны входа в подъезд возле окна кухни "адрес" наблюдаются разрушения штукатурного слоя и несущей стены. Фрагмент стены размером 0, 7x0, 4x0, 3 метра утратил соединение со стеной, наблюдается угроза обрушения. На фасаде, противоположном входу в подъезд, возле окна "адрес" наблюдается разрушение штукатурного слоя. Фрагмент штукатурного слоя размером 1, 8x1, 5x0, 15 метра утратил соединение со стеной, наблюдается угроза разрушения. В ходе осмотра выявлена непосредственная угроза причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан.
Удовлетворяя административные исковые требования прокурора, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, установив, что признанный аварийным и подлежащим сносу многоквартирный жилой дом представляет опасность для жизни и здоровья неопределенного круга лиц, в том числе проживающих в нем граждан, пришел к выводу, что срок отселения граждан из аварийного дома, указанный в распоряжении администрации городского округа от ДД.ММ.ГГГГ N-р, в редакции распоряжения Администрации от ДД.ММ.ГГГГ N-р, не является разумным.
Оснований не согласиться с соответствующими выводами нижестоящих судов у судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не имеется. Мотивы, по которым суды первой и апелляционной инстанций пришли к указанным выше выводам, подробно со ссылками на установленные судами обстоятельства и нормы материального и процессуального права изложены в оспариваемых судебных актах.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания, многоквартирных домов, за исключением многоквартирных домов, все жилые помещения в которых находятся в собственности Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, аварийными и подлежащими сносу или реконструкции.
Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания, многоквартирный дом может быть признан аварийным и подлежащим сносу или реконструкции по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации; в многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, все жилые помещения являются непригодными для проживания (часть 4 статьи 15 ЖК РФ).
Основания и порядок признания помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания определены Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47 (далее - Положение).
Согласно пункту 49 Положения на основании полученного заключения комиссии соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления в течение 30 дней со дня получения заключения в установленном им порядке принимает решение, предусмотренное абзацем седьмым пункта 7 настоящего Положения, и издаёт распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
Из приведённых положений указанных правовых норм следует, что процедура принятия решения о признании помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, включает в себя принятие соответствующего решения межведомственной комиссией и распоряжение органа власти о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения жильцов. При этом определение срока отселения из признанного аварийным и подлежащим сносу многоквартирного дома физических и юридических лиц относится к полномочиям органа местного самоуправления.
Аналогичная правовая позиция сформирована в ответе на вопрос N 3 Обзора законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за 2 квартал 2009 года, утвержденного Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 16 сентября 2009 года.
Как следует из той же правовой позиции, предоставление гражданам иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия установленного органом местного самоуправления срока расселения дома, в случае, если будет установлено, что помещение, в котором проживают граждане, представляет опасность для их жизни и здоровья по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, предусмотренным действующим законодательством.
При таких обстоятельствах, учитывая, что установленный распоряжением администрации длительный срок отселения жильцов дома, а для собственников снос аварийного жилого дома, нарушает права граждан на жилище и его безопасность, а также представляет опасность для жизни и здоровья граждан, поскольку износ конструкций жилого дома достиг недопустимого уровня и может причинить вред гражданам, суды обосновано признали срок неразумным.
С учетом установленных по делу обстоятельств, указанных выше положений действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, судебная коллегия Девятого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов правильными, мотивированными, основанными на законе, и не опровергнутыми доводами кассационной жалобы.
Доводы кассационной жалобы не опровергают выводы суда апелляционной инстанции, направлены на переоценку доказательств и установленных по делу фактических обстоятельств, и не содержат в себе данных, которые имели бы юридическое значение для отмены либо изменения обжалуемого судебного постановления в кассационном порядке.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанций на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения принятых по делу судебных актов, предусмотренные статьей 328 КАС РФ.
Поскольку нарушений норм материального и процессуального права, указанных в статье 328 КАС РФ, судебными инстанциями не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Оснований для отмены или изменения судебных актов, предусмотренных частью 1 статьи 310 КАС РФ, также не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 329-331 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Петропавловска-Камчатского городского суда Камчатского края от 26 января 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Камчатского краевого суда от 13 июля 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации Петропавловск-Камчатского городского округа - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.