Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зайцевой О.А, судей Римского Я.А, Соколовой Л.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя Никифоровой Н.В. - Слепцова А.В. на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 11 октября 2023 года по административному делу по административному исковому заявлению Никифоровой Н.В. к Окружной администрации г. Якутска, комиссии по внесению изменений и дополнений в Правила землепользования и застройки городского округа "город Якутск" об оспаривании решения.
Заслушав доклад судьи Соколовой Л.В, объяснения представителя административного истца Слепцова А.В, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Никифорова Н.В. обратилась с административным исковым заявлением к Окружной администрации г. Якутска, комиссии по внесению изменений и дополнений в Правила землепользования и застройки городского округа "город Якутск" о признании отказа по внесению изменений и дополнений в правила землепользования и застройки ГО "город Якутск" от ДД.ММ.ГГГГ N N, возложении на административных ответчиков обязанности внести изменения и дополнения в Правила землепользования и застройки ГО "город Якутск", восстановив нарушенные права и законные интересы Никифоровой Н.В. путем согласования изменения территориальной зоны с Л-1 на Ж-2А.
В обоснование заявленных требований указала, что ДД.ММ.ГГГГ она с супругом приобрела два смежных земельных участка с кадастровыми номерами N и N80, расположенные по адресу: "адрес" вид разрешенного использования: "под дачу". Однако при получении разрешения на строительство она узнала, что согласно Правилам землепользования и застройки г. Якутска земельные участки "под дачу" расположены на территориальной зоне Л-1, которая не предусматривает строительство объектов капитального строительства. Никифорова Н.В. обратилась в Департамент градостроительства и транспортной инфраструктуры ОА г. Якутска об изменении территориальной зоны с Л-1 на Ж-2А в отношении данных земельных участков, в чем ей было отказано. Основанием для отказа послужило несоответствие Генеральному плану городского округа "город Якутск" и факт частичного расположения участков на береговой полосе водного объекта общего пользования. Считает решение комиссии незаконным, нарушающим её права и законные интересы, поскольку земельные участки соответствуют документации по планировке территории и Генеральному плану городского округа "город Якутск". Земельные участки на санитарно-защитную полосу водного объекта не накладываются. В связи с частичным наложением земельных участков на территорию лесных массивов городских лесов получено разрешение Департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Окружной администрации города Якутска на вырубку зеленых насаждений.
Решением Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от ДД.ММ.ГГГГ административные исковые требования Никифоровой Н.В. удовлетворены частично. Признаны незаконными пункты 6, 7 заключения заседания комиссии по внесению изменений и дополнений в Правила землепользования и застройки городского округа "город Якутск" N N от ДД.ММ.ГГГГ. На комиссию по внесению изменений и дополнений в Правила землепользования и застройки городского округа "город Якутск" возложена обязанность повторно рассмотреть заявления Никифоровой Н.В. о внесении изменений в Правила землепользования и застройки городского округа "город Якутск" в отношении земельных участков с кадастровыми номерами N и N.
Апелляционным определением по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от ДД.ММ.ГГГГ решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от ДД.ММ.ГГГГ отменено, принято новое решение об отказе Никифоровой Н.В. в удовлетворении административных исковых требований.
ДД.ММ.ГГГГ в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба представителя Никифоровой Н.В. - Слепцова А.В, поданная ДД.ММ.ГГГГ через Якутский городской суд Республики Саха (Якутия), в которой ставится вопрос об отмене апелляционного определения
В кассационной жалобе заявитель сослался на нарушение судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, не соответствие выводов суда апелляционной инстанции фактическим обстоятельствам дела. У административного ответчика отсутствовали основания для отказа в удовлетворении заявления об изменении территориальной зоны с Л-1 на Ж-2А, поскольку не представлено доказательств того, что земельные участки располагаются в пределах береговой полосы, представленный отчет специалистов Земельной инспекции УМИ ОА г. Якутска является недостоверным. То обстоятельство, что земельные участки частично попадают под территорию лесных массивов городских лесов, также не может служить основанием для отказа, поскольку у административного истца имеется разрешение на вырубку зеленых насаждений на территории городского округа "город Якутск" N от ДД.ММ.ГГГГ. Расположение земельных участков в территориальной зоне Л-1 нарушает права и законные интересы административного истца.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание явился представитель административного истца, в соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие иных лиц.
Проверив материалы дела, выслушав представителя административного истца, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции в силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
В данном случае судом апелляционной инстанций допущены нарушения, влекущие отмену вынесенного по делу судебного акта в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, с 14 и ДД.ММ.ГГГГ супруги Никифоровы являются собственниками смежных земельных участков, расположенных по адресу: N, площадью N кв.м и N, площадью N кв.м, расположенных по адресу: "адрес", с видом разрешенного использования - под дачу (далее - земельные участки).
В соответствии с Генеральным планом ГО "город Якутск", утвержденным постановлением Городского собрания депутатов г. Якутска от ДД.ММ.ГГГГ ПГС N, земельные участки находятся в функциональной зоне "застройки сезонного проживания".
Согласно Правилам землепользования и застройки городского округа "город Якутск" от ДД.ММ.ГГГГ N-НПА земельные участки отнесены к территориальным зонам Л-1 - зона территорий, занятых компактно произрастающей высокорастущей растительностью; естественных ландшафтов; естественных водоемов; сложившихся заниженных участков рельефа, служащих для сбора поверхностных вод с прилегающих территорий и предотвращающих затопление и подтопление прилегающих земельных участков, в которой градостроительные регламенты не подлежат установлению и Ж-2А - для индивидуального жилищного строительства.
Из градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером N от ДД.ММ.ГГГГ следует, что он расположен в территориальных зонах Л-1 и Ж-2А (площадью 4 кв.м.).
Из градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером N от ДД.ММ.ГГГГ следует, что он расположен в территориальных зонах Л-1 и Ж-2А (площадью 4 кв.м.).
В указанных градостроительных планах указано, что земельные участки расположены в границах территории, в отношении которой утверждены проекты планировки территории и межевания территории ДПК "Кыталык" городского округа город "Якутск" и находятся в зоне "индивидуальная жилая застройка".
ДД.ММ.ГГГГ Никифорова Н.В. обратились в Департамент градостроительства и транспортной инфраструктуры Окружной администрации г. Якутска с заявлением об изменении территориальной зоны указанных участков - с "Л-1" на "Ж-2А" - в целях строительства жилого дома.
Согласно пунктам 6 и 7 заключения заседания комиссии по внесению изменений и дополнений в Правила землепользования и застройки ГО "город Якутск" N, утвержденного заместителем главы ГО "город Якутск" от ДД.ММ.ГГГГ, Никифоровой Н.В. отказано в удовлетворении заявления в связи с несоответствием Генеральному плану ГО "город Якутск", расположением частей земельных участков на береговой полосе водных объектов общего пользования в соответствии с частью 6 статьи 6 Водного кодекса Российской Федерации.
Удовлетворяя административные исковые требования, суд первой инстанции руководствовался частью 1 статьи 218, статьями 178, 226 КАС РФ, статьями 1, 8, 36, 37, частью 9 статьи 31, пунктом 5 части 3, частью 4 статьи 33, частью 1 статьи 34 Градостроительного кодекса РФ, пунктами 1, 2 статьи 7, пунктом 8 статьи 27 Земельного кодекса РФ, частью 1 статьи 6, статьей 65 Водного кодекса РФ, постановлением Правительства РФ от 29 апреля 2016 года N 377 "Об утверждении правил определения местоположения береговой линии (границы водного объекта), случаев и периодичности ее определения и о внесении изменений в правила установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов", посчитал недоказанным факт нахождения участков в пределах береговой полосы водного объекта, учел проект планировки и межевания территории, отсутствие доказательств соответствия установления территориальной зоны "Л-1" на испрашиваемом земельном участке генеральному плану городского округа "город Якутск".
Отменяя решение суда первой инстанции, и отказывая в удовлетворении административного искового заявления, суд апелляционной инстанции учел, что земельные участки поставлены на кадастровый учет в 2011 году с видом разрешенного использования - под дачу, указанным, в том числе, в договоре купли-продажи земельных участков от 8 июня 2022 года, в заявлении о внесении изменений в Правила административный истец ставил вопрос об изменении территориальной зоны принадлежащих ему земельных участков на Ж-2А, в котором вид разрешенного использования - под дачу, под садоводство - не предусмотрен, и пришел к выводу, что оснований, предусмотренных пунктом 5 части 3 статьи 33 Градостроительного кодекса РФ в заявлении административного истца от 3 ноября 2022 года не приведено, в качестве основания изменения территориальной зоны принадлежащих ему земельных участков указано - в целях строительства индивидуального жилого дома.
Судебная коллегия кассационного суда не соглашается с выводами суда апелляционной инстанции.
Согласно части 4 статьи 30 Градостроительного кодекса РФ в карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. Границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне.
В части 2 статьи 85 Земельного кодекса РФ также содержится требование о принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33 Градостроительного кодекса РФ внесение изменений в правила землепользования и застройки осуществляется при их несоответствии генеральному плану муниципального образования.
В соответствии с пунктом 5 части 3 статьи 33 Градостроительного кодекса РФ предложения о внесении изменений в правила землепользования и застройки в комиссию могут направляться физическими или юридическими лицами в инициативном порядке либо в случаях, если в результате применения правил землепользования и застройки земельные участки и объекты капитального строительства не используются эффективно, причиняется вред их правообладателям, снижается стоимость земельных участков и объектов капитального строительства, не реализуются права и законные интересы граждан и их объединений.
Комиссия в течение тридцати дней со дня поступления предложения о внесении изменения в правила землепользования и застройки осуществляет подготовку заключения, в котором содержатся рекомендации о внесении в соответствии с поступившим предложением изменения в правила землепользования и застройки или об отклонении такого предложения с указанием причин отклонения, и направляет это заключение главе местной администрации (часть 4 статьи 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 5 статьи 33 Градостроительного кодекса РФ глава местной администрации с учетом рекомендаций, содержащихся в заключении комиссии, в течение тридцати дней принимает решение о подготовке проекта о внесении изменения в правила землепользования и застройки или об отклонении предложения о внесении изменения в данные правила с указанием причин отклонения и направляет копию такого решения заявителям.
Частями 9 и 10 статьи 31, пунктом 2 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса РФ определен принцип соответствия правил землепользования и застройки генеральному плану городского округа как основополагающему документу территориального планирования, определяющего стратегию градостроительного развития территорий и содержащего в себе долгосрочные ориентиры их развития.
Порядок установления территориальных зон определен статьей 34 Градостроительного кодекса РФ, в которой указаны факторы, которые необходимо учитывать при установлении границ территориальных зон.
В соответствии с частью 1 статьи 41 Градостроительного кодекса РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства.
Отношения, возникающие при подготовке и принятии проектов планировки и межевания территории, направлены на регулирование общественных отношений, так как градостроительная деятельность имеет целью обеспечение комфортных и благоприятных условий проживания, комплексный учет потребностей населения, устойчивое развитие территорий и необходима для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области, что отражено в положениях статей 42 - 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации, регламентирующих вопросы подготовки и утверждения документации по планировке территории.
В силу требований градостроительного законодательства проект планировки территории и проект межевания территории также должны соответствовать документам территориального планирования, к которым относится генеральный план.
Согласно Генеральному плану земельные участки с кадастровыми номерами N и N расположены в функциональной зоне застройки сезонного проживания, согласно Правилам землепользования и застройки они расположены в двух территориальных зонах - Ж-2А и Л-1, по проекту планировки и межевания территории ДПК "Кыталык" городского округа "город Якутск", утвержденным распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ Nр, земельные участки относятся к территориальной зоне Ж-2А (для индивидуального жилищного строительства).
То есть, документы территориального планирования имеют противоречия по территориальным зонам, а также при установлении зон, в которых расположены земельные участки было допущено прямое нарушение требований части 4 статьи 30 ГрК РФ о принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне.
ФИО1 обратилась с заявлением о внесении изменений в территориальные зоны относительно принадлежащих ей на праве собственности земельных участков, расположение которых в территориальной зоне городских лесов препятствует их использованию по назначению и возведению индивидуального жилого дома, тем самым нарушает ее права.
Суд первой инстанции верно исходил из отсутствия доказательств соответствия установления территориальной зоны "Л-1" на принадлежащих административному истцу земельных участках генеральному плану городского округа "город Якутск".
Оспариваемое решение вопреки требованиям градостроительного и земельного законодательства не содержит указания на обоснованные причины отклонения заявления административного истца, учитывая то, что несоответствие требуемого вида разрешенного использования земельного участка Генеральному плану городского округа не усматривается.
Указанные обстоятельства, в том числе, нахождение каждого из земельных участков в двух территориальных зонах, в рамках действующего правового регулирования свидетельствуют о неопределенности его правового режима, что создает препятствия для осуществления административным истцом своих прав и законных интересов, как собственника земельных участков, и эффективного их использования.
Вопреки положениям частей 9 и 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства РФ допустимыми доказательствами обоснованность принятого решения административным ответчиком не подтверждена.
Судебная коллегия Девятого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы суда первой инстанции правильными, мотивированными, основанными на законе, фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств, с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, и не может согласиться с выводом суда апелляционной инстанции.
Так, суд апелляционной инстанции, отказывая в удовлетворении административного искового заявления только ввиду отсутствия оснований, предусмотренных пунктом 5 части 3 статьи 33 Градостроительного кодекса РФ в заявлении административных истцов от ДД.ММ.ГГГГ, и не устанавливая иные обстоятельства, предусмотренные частью 9 статьи 226 КАС РФ, фактически отказал административному истцу в защите нарушенного права без проверки законности оспариваемого решения, что является недопустимым и противоречит задачам административного судопроизводства.
Поскольку судом апелляционной инстанции допущены ошибки в применении норм материального и процессуального права, повлиявшие на исход рассмотрения дела, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от ДД.ММ.ГГГГ подлежит отмене, с оставлением в силе решения Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от ДД.ММ.ГГГГ.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от ДД.ММ.ГГГГ отменить, оставить в силе решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от ДД.ММ.ГГГГ
Кассационную жалобу представителя Никифоровой Н.В. - Слепцова А.В. - удовлетворить.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу принятого по административному делу судебного акта.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.