Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зиганшина И.К.
судей Туктамышевой О.В, Соколовой Л.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации муниципального образования "Холмский городской округ" на решение Холмского городского суда Сахалинской области от 9 марта 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Сахалинского областного суда от 21 сентября 2023 года, принятые по административному делу N 2а-57/2023, по административному иску Холмского городского прокурора, действующего в интересах ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 к администрации муниципального образования "Холмский городской округ", департаменту по управлению муниципальным имуществом и землепользованию администрации муниципального образования "Холмский городской округ", о признании незаконным бездействия, возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Туктамышевой О.В, прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Нишоновой Ф.А, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Холмский городской прокурор обратился в суд в защиту законных интересов ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 с вышеназванным исковым заявлением, в котором с учетом уточнений, просил признать незаконным бездействие администрации муниципального образования "Холмский городской округ", департамента по управлению муниципальным имуществом и землепользованию администрации муниципального образования "Холмский городской округ" в части необеспечения инженерной инфраструктурой земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по "адрес", предоставленного многодетной семье в общую долевую собственность, возложить на административных ответчиков обязанность в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, организовать обустройство данного земельного участка инженерной инфраструктурой (системой водоснабжения).
В обоснование требований указано, что прокуратурой района проведена проверка исполнения требований законодательства при реализации полномочий по предоставлению бесплатно в собственность земельных участков многодетным семьям, в ходе которой установлено, что на основании постановления администрации муниципального образования "Холмский городской округ" от ДД.ММ.ГГГГ N многодетной семье ФИО1 в общую долевую собственность для индивидуального жилищного строительства предоставлен вышеназванный земельный участок, который не обеспечен системой водоснабжения, что привело к нарушению прав многодетной семьи на его использование по назначению в целях улучшения жилищных условий.
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Министерство строительства Сахалинской области, Министерство имущественных и земельных отношений Сахалинской области, Правительство Сахалинской области.
Решением Холмского городского суда Сахалинской области от 9 марта 2023 года с учетом дополнительного решения суда от 30 июня 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Сахалинского областного суда от 21 сентября 2023 года административное исковое заявление Холмского городского прокурора удовлетворено частично.
Признано незаконным бездействие органа местного самоуправления - администрации муниципального образования "Холмский городской округ" в части необеспечения инженерной инфраструктурой (системой водоснабжения) земельного участка с кадастровым номером N, категория земель: земли населенных пунктов, площадью 1 808 кв.м, местоположение: "адрес", предоставленного в общую долевую собственность ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5
На администрацию муниципального образования "Холмский городской округ" возложена обязанность в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать обустройство указанного земельного участка инженерной инфраструктурой (системой водоснабжения)
22 декабря 2023 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба администрации муниципального образования "Холмский городской округ", поданная через Холмский городской суд Сахалинской области 14 декабря 2023 года, в которой ставится вопрос об отмене судебных постановлений с направлением дела на новое рассмотрение.
В кассационной жалобе администрация ссылается на незаконность принятых судебных актов, поскольку судами не принято во внимание отсутствие технической возможности подключения спорного земельного участка к системе водоснабжения, ввиду ее отсутствия; не учтено отсутствие денежных средств на реализацию требуемых мероприятий и то, что бюджет является дотационным, а предоставленные субъектом РФ субсидии и субвенции имеют целевое назначение, а также принимая во внимание, что для выполнения работ по укладке системы водоснабжения необходимо выполнить мероприятия по отдельным проектам, разработанным специализированными организациями, исполнить решение в указанный срок не представляется возможным.
Определением судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 22 декабря 2023 года кассационная жалоба администрации муниципального образования "Холмский городской округ" передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам суда кассационной инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание помимо прокурора не явились, в соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия полагает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав прокурора, с учетом требований части 2 статьи 329 КАС РФ судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частями 2 и 3 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта. Также судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 КАС РФ.
Такие основания для отмены обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке по результатам изучения доводов кассационной жалобы и административного дела не установлены.
В силу положений частей 1, 2 статьи 39, части 4 статьи 218 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Задача государства по обеспечению граждан доступным и комфортным жильем обозначена в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно- коммунальных услуг".
Пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации постановлено Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации разработать комплекс мер по улучшению жилищных условий семей, имеющих трех и более детей, включая создание при поддержке субъектов Российской Федерации и муниципальных образований необходимой инфраструктуры на земельных участках, предоставляемых указанной категории граждан на бесплатной основе.
Министерство регионального развития Российской Федерации в утвержденных 9 сентября 2013 года N 372 Методических рекомендациях субъектам Российской Федерации по порядку и случаям бесплатного предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, рекомендовало в целях отбора земельных участков использовать следующие критерии: транспортную доступность; удовлетворительную экологическую обстановку (отсутствие на земельном участке зон охраны производственных и особенно опасных производственных объектов, в том числе магистральных трубопроводов, шумового воздействия аэропортов и т.п.); существующую обеспеченность земельных участков объектами инженерной инфраструктуры, потребность в строительстве объектов инженерной инфраструктуры и сроки такого строительства, расходы на подключение (технологическое присоединение) строящихся объектов жилищного строительства к сетям инженерно-технического обеспечения; других критериев, обусловленных целями предоставления земельных участков многодетным семьям (пункт 17).
В Сахалинской области указанные вопросы регламентированы Законом Сахалинской области от 24 ноября 2011 года N 124-30 "О бесплатном предоставлении земельных участков в собственность граждан, имеющих трех и более детей".
Статьей 2 названного закона предусмотрено, что земельные участки предоставляются гражданам бесплатно в собственность для осуществления индивидуального жилищного строительства в случае, если в отношении земельных участков, предназначенных для такого предоставления, проведены кадастровые работы, осуществлен государственный кадастровый учет, определено разрешенное использование земельных участков, определены технические условия подключения объектов к сетям инженерно- технического обеспечения.
В силу части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относится, в том числе, организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации (пункт 4).
Согласно пункту 4.3 части 1 статьи 17 названного Федерального закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Федеральный закон от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ).
Согласно части 3 статьи 19 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.
Из пункта 13 статьи 2 Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ следует, что нецентрализованная система холодного водоснабжения представляет собой сооружения и устройства, технологически не связанные с централизованной системой холодного водоснабжения и предназначенные для общего пользования или пользования ограниченного круга лиц.
В соответствии с пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ водоснабжение - водоподготовка, транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение) или приготовление, транспортировка и подача горячей воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем горячего водоснабжения (горячее водоснабжение).
Частью 9 статьи 7 Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ установлено, что в случае отсутствия на территории (части территории) поселения, городского округа централизованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления организуют нецентрализованное холодное водоснабжение на соответствующей территории с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения и (или) подвоз питьевой воды в соответствии с правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Удовлетворяя заявленные требования прокурора, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, руководствуясь Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральным законом от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ (ред. от 19 декабря 2022 года) "О водоснабжении и водоотведении", установив, что администрация муниципального образования обязана была в соответствии с законодательством еще на стадии предоставления земельного участка принять меры по организации на соответствующей территории инженерной инфраструктуры; многодетной семье, получившей земельный участок, не обеспечена возможность ведения строительства и беспрепятственного подключения к инженерно-техническим сетям, необходимым для нормальной жизнедеятельности, пришел к выводу о наличии со стороны администрации муниципального образования городской округ "Холмский городской округ" незаконного бездействия, что нарушает права и законные интересы многодетной семьи Давыдюк Т.П..
Оснований не согласиться с соответствующими выводами нижестоящих судов у судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не имеется. Мотивы, по которым суды пришли к указанным выше выводам, подробно со ссылками на установленные судами обстоятельства и нормы материального права изложены в оспариваемом судебном акте.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, содержащейся в определении от 9 ноября 2017 года N 2516-0 "По жалобе администрации города Барнаула на нарушение конституционных прав и свобод пунктами 4 и 5 части 1 статьи 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", если предоставление земельного участка в собственность гражданам бесплатно выступает именно в качестве меры социальной поддержки, направленной на удовлетворение потребностей граждан в жилище, тем более в отношении многодетных семей как находящихся потенциально в наиболее уязвимом социальном положении и нуждающихся в особой заботе со стороны государства и общества, в силу конституционных принципов равенства и справедливости предполагается недопустимость возложения на самих таких граждан бремени несения дополнительных финансовых затрат, связанных с инфраструктурным оснащением предоставленных земельных участков, - иное вследствие значительной тяжести такого рода вынужденных расходов могло бы обесценить данную меру социальной поддержки и поставить под сомнение доверие граждан к действиям государства. Именно на органах публичной власти лежит обязанность по благоустройству соответствующих территорий, с тем, чтобы земельные участки, предназначенные для оказания государственной поддержки семьи, были, по возможности, уже на момент их предоставления гражданам (или в течение определенного разумного срока после такого предоставления) снабжены необходимой коммунальной, транспортной и иной инфраструктурой, от наличия которой во многом зависит реальная возможность проведения самого индивидуального жилищного строительства, а также последующего пользования вновь возведенным жилым объектом.
Судами установлено и следует из материалов дела, что постановлением администрации муниципального образования "Холмский городской округ" от ДД.ММ.ГГГГ N многодетной семье ФИО1 из земель категории "земли населенных пунктов" предоставлен в собственность земельный участок с кадастровым номером N, расположенный по адресу: "адрес", для строительства индивидуального жилого дома. Право собственности на указанный участок зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ.
Между тем обязанность публичного органа по обеспечению земельного участка необходимой инфраструктурой: водоснабжением, от наличия которой во многом зависит реальная возможность пользования земельным участком, не выполнена.
При таких обстоятельствах, поскольку администрацией муниципального образования городской округ "Холмский городской округ" нарушены требования действующего законодательства, допущены нарушения прав граждан на обеспечение надлежащим водоснабжением, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения административных исковых требований прокурора.
Судебная коллегия Девятого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы суда первой и апелляционной инстанций верными, основанными на положениях действующего законодательства с учетом установленных по делу обстоятельств, и не опровергнутыми доводами кассационной жалобы.
Доводы кассационной жалобы об отсутствии финансирования на указанные цели, как и доводы об отсутствии технической возможности подключения спорного земельного участка к системе водоснабжения были предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции, обоснованно мотивированно отклонены с учетом того, что в силу действующего законодательства вопросы организации в границах муниципального образования, в том числе водоснабжения населения отнесены к компетенции органов местного самоуправления, бюджет которого не существует изолированно относительно соответствующих уровней бюджетов. В ситуации объективной невозможности органов местного самоуправления обеспечить за счет собственных финансовых средств наличие объектов необходимой инфраструктуры на земельных участках, предоставляемых в качестве меры социальной поддержки семей, имеющих трех и более детей, подлежат использованию правовые механизмы, закрепленные в законе, в том числе в Бюджетном кодексе Российской Федерации.
При отклонении доводов об отсутствии технической возможности исполнить решение суда и подключить спорный земельный участок к системе водоснабжения, судебная коллегия суда апелляционной инстанции обоснованно указала о том, органы местного самоуправления обязаны обеспечить бесперебойное и качественное водоснабжение населения на подконтрольной им территории, в частности, организовать мероприятия, направленные на устройство, содержание и надлежащую эксплуатацию систем, сетей и сооружений водоснабжения, и при этом исполнение возложенной судом обязанности, возможно любым способом, выбор такого способа является исключительной прерогативой органа местного самоуправления, в которую суд вмешиваться не вправе в силу закрепленного в статье 10 Конституции Российской Федерации принципа разделения властей.
Доводы кассационной жалобы не опровергают выводы нижестоящих судов, направлены на переоценку доказательств и установленных по делу фактических обстоятельств, и не содержат в себе данных, которые имели бы юридическое значение для отмены либо изменения обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанций на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения принятых по делу судебных актов, предусмотренные статьей 328 КАС РФ.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 329-331 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Холмского городского суда Сахалинской области от 9 марта 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Сахалинского областного суда от 21 сентября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации муниципального образования "Холмский городской округ" - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.