Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зиганшина И.К, судей Королевой Е.В, Туктамышевой О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу административного ответчика администрации г. Хабаровска на решение Индустриального районного суда г. Хабаровска от 3 августа 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 25 октября 2023 года, принятые по административному делу по административному исковому заявлению прокурора Индустриального района г. Хабаровска в интересах неопределенного круга лиц к администрации г. Хабаровска, управлению жилищного фонда и приватизации жилья администрации г. Хабаровска о признании незаконным постановления в части, возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Зиганшина И.К, выслушав прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Нишонову Ф.А, полагавшую оставить принятые по делу судебные акты без изменения, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
прокурор Индустриального района г. Хабаровска, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации г. Хабаровска о признании незаконным пункта 2 постановления от 28 июля 2021 года N 2925 "О признании многоквартирного дома N 8б по ул. Радищева аварийными и подлежащими сносу" в части установления срока по переселению граждан, проживающих в доме, до 2025 года, возложении обязанности установить разумный срок отселения граждан из многоквартирного дома, не превышающий 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В обоснование заявленных административных исковых требований прокурор указал, что установленный оспариваемым постановлением администрации г. Хабаровска от 28 июля 2021 года N 2925 срок отселения жильцов из многоквартирного дома по адресу: г. Хабаровск, ул. Радищева, д. 8б, признанного аварийным и подлежащим сносу, установлен произвольно, без учета физического износа дома, технического состояния строительных конструкций здания, свидетельствующих о наличии реальной опасности обрушения дома, что создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Определением Индустриального районного суда г. Хабаровска от 21 июля 2023 года к участию в деле в качестве ответчика привлечено управление жилищного фонда и приватизации жилья администрации г. Хабаровска.
Решением Индустриального районного суда г. Хабаровска от 3 августа 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 25 октября 2023 года, административные исковые требования прокурора удовлетворены, признан незаконным пункт 2 постановления администрации г. Хабаровска от 28 июля 2021 года N 2925 в части установленного срока отселения; на администрацию г. Хабаровска возложена обязанность установить срок отселения жителей жилого дома N 8б по ул. Радищева в г. Хабаровске до 30 апреля 2024 года, о чем внести изменения в пункт 2 постановления от 28 июля 2021 года N 2925.
28 декабря 2023 года администрацией г. Хабаровска подана кассационная жалоба, поступившая в Девятый кассационный суд общей юрисдикции 7 февраля 2024 года, в которой ставится вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений.
Заявитель кассационной жалобы считает, что оснований для признания постановления в оспариваемой части незаконным не имелось, поскольку определение срока отселения из аварийного многоквартирного дома отнесено к исключительной компетенции органов местного самоуправления, и суд не наделен полномочиями по определению такого срока. Судами не принято во внимание, что круг лиц, в защиту которых подано административное исковое заявление, является определенным и ограничен количеством проживающих и зарегистрированных граждан в многоквартирном доме. Также полагает, что прокурором пропущен срок на обращение в суд с настоящим иском.
Административный ответчик, заинтересованное лицо о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, их представители в судебное заседание не явились, в соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав прокурора, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу об отсутствии предусмотренных частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов в кассационном порядке.
Удовлетворяя заявленные прокурором административные исковые требования, суды на основании оценки представленных в материалы дела доказательств по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации пришли к выводу, что установленный органом местного самоуправления в пункте 2 постановления от 28 июля 2021 года N 2925 срок отселения жильцов многоквартирного дома по ул. Радищева, 8б в г. Хабаровске, признанного аварийным и подлежащим сносу, нельзя признать разумным, поскольку такой срок определен без учета технического состояния конструкций дома, наличия угрозы его обрушения, что представляет реальную опасность для жизни и здоровья граждан, противоречит требованиям жилищного законодательства, нарушает права граждан на благоприятные и безопасные условия проживания в жилых помещениях, отвечающих санитарным и техническим требованиям, в связи с чем признали пункт 2 постановления администрации г. Хабаровска от 28 июля 2021 года N 2925 незаконным и возложили на административного ответчика обязанность установить срок отселения жителей жилого дома N 8б по ул. Радищева в г. Хабаровске до 30 апреля 2024 года с внесением соответствующих изменений в пункт 2 постановления от 28 июля 2021 года N 2925.
Оснований не согласиться с выводами судебных инстанций не имеется, поскольку они соответствуют установленным по делу обстоятельствам и основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Как правильно указали суды, с учетом требований пункта 8 части 1 статьи 14, части 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации, правового регулирования, установленного Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47 (далее - Положение), определение срока отселения жильцов из многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является компетенцией органа местного самоуправления. Между тем сроки отселения жильцов из аварийного и подлежащего сносу или реконструкции многоквартирного дома должны определяться исходя из фактического состояния здания, наличия опасности для жизни и здоровья граждан, а также отвечать требованиям разумности.
В этой связи при установлении факта представления жилого помещения опасности для жизни и здоровья граждан по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, предусмотренным действующим законодательством, предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и сроков сноса дома.
В соответствии с пунктом 34 Положения основанием для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является аварийное техническое состояние его несущих строительных конструкций (конструкции) или многоквартирного дома в целом, характеризующееся их разрушением либо повреждениями и деформациями, свидетельствующими об исчерпании несущей способности и опасности обрушения многоквартирного дома, и (или) кренами, которые могут вызвать потерю устойчивости многоквартирного дома. В случае если многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, жилые помещения, расположенные в таком многоквартирном доме, являются непригодными для проживания.
Согласно пункту 3.12 "ГОСТ 31937-2011 Межгосударственный стандарт. Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния" под аварийным состоянием понимается категория технического состояния строительной конструкции или здания и сооружения в целом, включая состояние грунтов основания, характеризующаяся повреждениями и деформациями, свидетельствующими об исчерпании несущей способности и опасности обрушения и (или) характеризующаяся кренами, которые могут вызвать потерю устойчивости объекта.
Представленными в материалы дела доказательствами подтверждено, что несущие конструкции жилого дома N 8б по ул. Радищева в г. Хабаровске находятся в аварийном состоянии, дом не соответствует требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, техническое состояние несущих конструкций жилого дома создает угрозу их обрушения.
При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что установленный органом местного самоуправления срок для отселения жильцов аварийного многоквартирного дома - до 2025 года не может быть признан разумным, влечет нарушение прав граждан на безопасные условия проживания в жилых помещениях такого многоквартирного дома.
Каких-либо доказательств, опровергающих эти выводы, а также подтверждающих возможность безопасного проживания жильцов в доме N 8б по ул. Радищева в г. Хабаровске с учетом требований, установленных законодательством к жилым помещениям, администрацией г. Хабаровска не представлено.
Вопреки доводам кассационной жалобы прокурор обоснованно обратился в суд с административным исковым заявлением в защиту неопределенного круга лиц, поскольку наличие угрозы обрушения аварийного многоквартирного дома влечет нарушение прав не только проживающих в нем граждан, но и иных лиц, круг которых индивидуализировать невозможно.
Ссылку администрации г. Хабаровска в кассационной жалобе на пропуск прокурором трехмесячного срока обращения с административным исковым заявлением в суд следует признать несостоятельной.
Действительно, по общему правилу, установленному частью 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов. В то же время в рассматриваемом случае необходимо учитывать, что в течение всего срока, установленного оспариваемым постановлением администрации г. Хабаровска от 28 июля 2021 года N 2925, прокурор вправе поставить вопрос о его неразумности в той мере, в которой истекший после принятия обжалуемого постановления и до обращения в суд с административным иском период стал являться чрезмерно длительным и нарушающим права и законные интересы граждан.
Таким образом, разрешая административный спор, суды первой и апелляционной инстанций правильно определили обстоятельства, имеющие значение для дела, дали им надлежащую правовую оценку, выводы судов являются мотивированными, соответствуют обстоятельствам дела, основаны на правильной оценке доказательств и верном применении норм материального и процессуального права, поэтому оснований для удовлетворения кассационной жалобы административного ответчика не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Индустриального районного суда г. Хабаровска от 3 августа 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 25 октября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации г. Хабаровска - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу принятого по административному делу судебного акта.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.