Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зиганшина И.К.
судей Королевой Е.В, Туктамышевой О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу административного ответчика администрации муниципального образования "Бирское городское поселение" Облученского муниципального района Еврейской автономной области на решение Облученского районного суда Еврейской автономной области от 3 августа 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам суда Еврейской автономной области от 23 октября 2023 года, принятые по административному делу по административному исковому заявлению прокурора Облученского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования "Бирское городское поселение" Облученского муниципального района Еврейской автономной области о признании незаконным бездействия, возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Зиганшина И.К, выслушав прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Нишонову Ф.А, полагавшую оставить принятые по делу судебные акты без изменения, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
прокурор Облученского района Еврейской автономной области, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации муниципального образования "Бирское городское поселение" Облученского муниципального района Еврейской автономной области о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по надлежащему содержанию кладбища в с. Семисточный Облученского муниципального района; возложении обязанности обеспечить оборудование кладбища контейнерными площадками для накопления твердых коммунальных отходов и автостоянкой в срок до 1 июля 2024 года.
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что в ходе проведенной проверки выявлено, что кладбище в с. Семисточный Облученского района Еврейской автономной области не отвечает требованиям пунктов 53, 65 СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 года N 3, а именно: отсутствуют контейнерные площадки для накопления ТКО и автостоянка, при этом надлежащее содержание мест захоронения отнесено к вопросам местного значения городского поселения.
Решением Облученского районного суда Еврейской автономной области от 3 августа 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам суда Еврейской автономной области от 23 октября 2023 года, административные исковые требования прокурора Облученского района Еврейской автономной области удовлетворены, признано незаконным бездействие администрации муниципального образования "Бирское городское поселение" Облученского муниципального района Еврейской автономной области, выразившееся в непринятии мер по надлежащему содержанию места захоронения (кладбища) в с. Семисточный Облученского района Еврейской автономной области; на администрацию муниципального образования "Бирское городское поселение" Облученского муниципального района Еврейской автономной области возложена обязанность в срок до 1 июля 2024 обеспечить оборудование кладбища с. Семисточный Облученского района Еврейской автономной области контейнерной площадкой для накопления твердых коммунальных отходов и автостоянкой.
7 февраля 2024 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба администрации муниципального образования "Бирское городское поселение" Облученского муниципального района Еврейской автономной области, поданная 23 января 2024 года, в которой ставится вопрос об отмене вынесенных по делу судебных актов и направлении дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
В кассационной жалобе административный ответчик ссылается на несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, указывает, что решение о создании общественного кладбища в с. Семисточный уполномоченным органом не принималось, земельный участок под место захоронения не выделялся, местоположение его границ не согласовывалось, постановка на государственный кадастровый учет не производилась. Считает решение суда неисполнимым, поскольку финансирование работ на юридически несуществующем объекте, приведет к нарушению бюджетного законодательства, обращает внимание, что разрешение вопросов по созданию мест погребения относится к полномочиям органа местного самоуправления, в связи с чем суд не может подменять компетенцию данного органа.
Административный ответчик о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещен своевременно и в надлежащей форме, его представитель в судебное заседание не явился, в соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть кассационную жалобу в отсутствие неявившегося лица.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав прокурора, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений, влекущих отмену принятых по делу судебных актов в кассационном порядке, судами первой и апелляционной инстанций не допущено.
Разрешая заявленные прокурором требования, суды, руководствуясь положениями части 2 статьи 21 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", пунктов 18, 19, 22 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пункта 1 статьи 17, пункта 1 статьи 18 Федерального закона от 12 января 1996 года N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле", требованиями пунктов 53 и 65 СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 года N 3, положениями Устава муниципального образования "Бирское городское поселение" Облученского муниципального района Еврейской автономной области, утвержденного решением Собрания депутатов муниципального образования "Бирское городское поселение" от 11 августа 2005 года N 13, исходили из того, что кладбище в с.
Семисточный, расположенное в границах муниципального образования "Бирское городское поселение", в нарушение санитарных требований не оборудовано контейнерной площадкой для накопления ТКО и автостоянкой, содержание кладбища относится к вопросам местного значения городского поселения и к полномочиям администрации городского поселения, поэтому пришли к выводу о наличии оспариваемого прокурором бездействия со стороны администрации муниципального образования "Бирское городское поселение" по надлежащему содержанию места захоронения и с целью устранения нарушения прав неопределенного круга лиц возложили на орган местного самоуправления обязанность обеспечить оборудование кладбища в с. Семисточный Облученского района Еврейской автономной области контейнерной площадкой для накопления твердых коммунальных отходов и автостоянкой.
Оснований не согласиться с выводами судов не имеется, поскольку они соответствуют установленным по делу обстоятельствам, основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, и надлежащей оценке представленных в материалы дела доказательств.
В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация ритуальных услуг и содержание мест захоронений отнесены к вопросам местного значения.
Из положений пункта 1 статьи 18 Федерального закона от 12 января 1996 года N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" следует, что общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления.
Деятельность на местах погребения осуществляется в соответствии с санитарными и экологическими требованиями и правилами содержания мест погребения, устанавливаемыми органами местного самоуправления (пункт 1 статьи 17 Федерального закона от 12 января 1996 года N 8-ФЗ).
Установив, что кладбище в с. Семисточный расположено в границах муниципального образования "Бирское городское поселение", является действующим общественным местом погребения, суды пришли к верному выводу о наличии у администрации муниципального образования "Бирское городское поселение" обязанности по его содержанию в соответствии с санитарными и экологическими требованиями, в том числе требованиями, установленными СанПиН 2.1.3684-21, согласно которым на кладбище его владельцем должны быть оборудованы контейнерные площадки для накопления ТКО и предусмотрена автомобильная стоянка (пункты 53, 65).
Вопреки позиции административного ответчика, отсутствие решения о создании кладбища в с. Семисточный и выделении земельного участка для размещения мест захоронений не может являться основанием для освобождения органа местного самоуправления от решения вопросов местного значения в сфере организации ритуальных услуг и содержания мест захоронений.
Ссылаясь на незаконность организации кладбища в с. Семисточный, орган местного самоуправления городского поселения в соответствии со своей компетенцией не принял меры к прекращению деятельности на месте погребения, устранению нарушений, допущенных при организации кладбища, либо по созданию в соответствии с установленным порядком нового места погребения, отвечающего санитарным и экологическим требованиям.
С учетом приведенного нормативного регулирования и установленных по делу обстоятельств, свидетельствующих о ненадлежащем исполнении возложенных на администрацию муниципального образования "Бирское городское поселение" Облученского муниципального района Еврейской автономной области полномочий в сфере содержания кладбища, выводы судебных инстанций о бездействии административного ответчика являются законными и обоснованными.
Приведенные в кассационной жалобе доводы административного ответчика являлись предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций, получили надлежащую правовую оценку в принятых по делу судебных актах, выводы судов не опровергают, основаны на неверном толковании норм материального права и по существу сводятся к переоценке исследованных судами доказательств и оспариванию установленных по делу фактических обстоятельств, что не может являться основанием к отмене принятых по делу решения и апелляционного определения в кассационном порядке.
Поскольку кассационная жалоба не содержит ссылок на существенные нарушения судами норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита охраняемых законом публичных интересов органа местного самоуправления, оснований для ее удовлетворения не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Облученского районного суда Еврейской автономной области от 3 августа 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам суда Еврейской автономной области от 23 октября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации муниципального образования "Бирское городское поселение" Облученского муниципального района Еврейской автономной области - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу принятого по делу судебного акта.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.