Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зайцевой О.А, судей Римского Я.А, Соколовой Л.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя Департамента имущественных и земельных отношений окружной администрации города Якутска Николаевой А.В. на решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 12 сентября 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 13 декабря 2023 года по административному делу N 2а-7661/2023 по административному исковому заявлению Зарубина Н.В. к Департаменту имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска, Окружной администрации города Якутска о признании незаконным отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Заслушав доклад судьи Соколовой Л.В, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Зарубин Н.В. обратился с административным исковым заявлением к Департаменту имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска, Окружной администрации города Якутска о признании незаконным отказа от ДД.ММ.ГГГГ N- N возложении обязанности произвести действия по предоставлению в собственность земельного участка, расположенного по адресу: "адрес" (Якутия), "адрес" для ведения садоводства, как члену СНТ "Северянка".
В обоснование заявленных требований указал, что он как член СНТ "Северянка" обратился с заявлением о предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка, расположенного по адресу: "адрес", "адрес", для ведения садоводства. Решением ДИЗО ОА г.Якутска ему отказано в предварительном согласовании предоставления испрашиваемого земельного участка в связи с тем, что отсутствуют документы о принятии в члены товарищества. Данный отказ считает незаконным, нарушающим его права и законные интересы, так как он является членом СНТ "Северянка" и имеет право на получение земельного участка в собственность.
В ходе рассмотрения дела к участию в нем в качестве административного ответчика привлечена Окружная администрация города Якутска, заинтересованного лица СНТ "Северянка".
Решением Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от ДД.ММ.ГГГГ, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от ДД.ММ.ГГГГ, административные исковые требования Зарубина Н.В. удовлетворены. Признан незаконным отказ Департамента имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска в предварительном согласовании предоставления земельного участка Зарубину Н.В, расположенного по адресу: "адрес" для ведения садоводства, как члену СНТ "Северянка", выраженный в решении от ДД.ММ.ГГГГ N- N. На Окружную администрацию города Якутска в лице Департамента имущественных и земельных отношений возложена обязанность устранить допущенное нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца путем повторного рассмотрения заявления Зарубина Н.В. от ДД.ММ.ГГГГ N о предварительном согласовании предоставления земельного участка, расположенного по адресу: "адрес", для ведения садоводства, как члену СНТ "Северянка".
ДД.ММ.ГГГГ в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба представителя Департамента имущественных и земельных отношений окружной администрации города Якутска Николаевой А.В, поданная ДД.ММ.ГГГГ через Якутский городской суд Республики Саха (Якутия), в которой ставится вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений и принятии нового решения об отказе в удовлетворении административных исковых требований.
В кассационной жалобе заявитель сослался на то, что судами не исследованы обстоятельства, имеющие значения для дела. Так, административным истцом к заявлению был приложен протокол N общего собрания СНТ "Северянка", где ему было предложено предоставить земельный участок N, ранее принадлежащий Панфиловой С.Н. (С.П.), однако в списке членов СОТ "Северянка" от ДД.ММ.ГГГГ N Панфилова С.Н. (С.П.) отсутствует. При этом материалы дела не содержат доказательств того, что Панфилова С.Н. (С.П.) отказалась от земельного участка в пользу административного истца, либо что она была исключена из членов СНТ в установленном порядке. Считает, что у органа местного самоуправления отсутствовали основания для предварительного согласования предоставления земельного участка, поскольку административный истец не является правообладателем земельного участка в составе территории некоммерческого объединения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились, в соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть административное дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции в силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
В данном случае судами первой и апелляционной инстанций не допущены нарушения, влекущие отмену вынесенных по делу судебных актов в кассационном порядке.
В силу пункта 3 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка, образованного в результате раздела земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для ведения садоводства, огородничества и относящегося к имуществу общего пользования, данной некоммерческой организации или в случаях, предусмотренных федеральным законом, в общую собственность членов данной некоммерческой организации.
В соответствии с пунктом 2.7 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" до 1 марта 2031 года члены некоммерческих организаций имеют право независимо от даты вступления в членство приобрести находящийся в государственной или муниципальной собственности садовый или огородный земельный участок без проведения торгов в собственность бесплатно, если такой земельный участок соответствует совокупности условий, приведенных в данной норме.
Как установлено судами и следует из материалов административного дела, Зарубин Н.В. является председателем СНТ "Северянка" с 2021 года.
Выпиской из протокола общего собрания СНТ "Северянка" от ДД.ММ.ГГГГ N подтверждается, что за Зарубиным Н.В. закреплен земельный участок N, расположенный в территориальной зоне С-2А - зона объектов сельскохозяйственного назначения (для садоводства).
Зарубин Н.В. как член СНТ "Северянка" обратился в орган местного самоуправления с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, расположенного по адресу: "адрес"
Решением ДИЗО ОА г. Якутска от ДД.ММ.ГГГГ N/23 ФИО2 отказано в предварительном согласовании предоставления в собственность испрашиваемого земельного участка, в связи с тем, что отсутствует проект планировки и межевания территории, в списке членов СНТ "Северянка" от ДД.ММ.ГГГГ Панфилова С.Н. отсутствует, также отсутствуют документы о принятии Зарубина Н.В. в члены в товарищества.
Удовлетворяя административные исковые требования, суд первой инстанции, с выводами которого по существу согласился суд апелляционной инстанции, руководствовался статьей 46 Конституции Российской Федерации, частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства РФ, пунктом 12, подпунктом 1 пункта 16 статьи 11.10, пунктом 2 статьи 15, подпунктом 3 пункта 2 статьи 39.3, пунктом 3 статьи 39.5, пунктами 1, 2 статьи 39.15, подпунктом 3 пункта 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктом 2.7 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", приказом Федеральной службы регистрации, кадастра и картографии от 19 апреля 2022 года N П/0148 "Об утверждении требований к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, формы схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе", установил, что спорный земельный участок был выделен под коллективное садоводство рабочих и служащих, до вступления в силу Земельного кодекса РФ и Федерального закона РФ от 15 апреля 1998 года N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", земельные участки распределены членам СНТ "Северянка", административный истец является председателем действующего СНТ "Северянка", испрашиваемый земельный участок не имеет ограничений по красной линии, решения о резервировании под муниципальные и государственные нужды, о развитии застроенных территорий не приняты, отсутствует проект планировки территории и проект межевания территории, и пришел к выводу, что у органа местного
самоуправления не было правовых оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка, предоставленный административному истцу земельный участок соответствует совокупности условий, установленных пунктом 2.7 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
Судебная коллегия кассационного суда соглашается с данными выводами судов, поскольку они соответствуют обстоятельствам административного дела, основаны на нормах действующего законодательства, регулирующих возникшие правоотношения, и кассационной жалобой административного ответчика не опровергаются.
Доводы представителя административного ответчика о том, что в списке членов СНТ "Северянка" от 6 августа 1986 года Панфилова С.Н. отсутствует, также отсутствуют документы о принятии Зарубина Н.В. в члены в товарищества, обоснованно отклонены судом апелляционной инстанции со ссылкой на то, что документы, подтверждающие членство Зарубина Н.В. в товариществе были предоставлены, в списке членов СНТ "Северянка" от 23 декабря 2022 года он значится.
Как правильно указал суд апелляционной инстанции, Федеральным законом от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" установлены специальные правила приобретения в собственность членами некоммерческих организаций земельных участков, предназначенных для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства и образованных из земельного участка, предоставленного до дня вступления в силу данного Федерального закона, в связи чем доводы представителя административного ответчика о том, что проект организации и застройки СНТ не утвержден, несостоятельны.
Судами двух инстанций дана оценка всем доводам кассатора, вновь изложенным в кассационной жалобе, с учётом обстоятельств дела и применительно к нормам закона, регулирующим спорные правоотношения, результаты оценки отражены в обжалуемых судебных постановлениях.
В целом доводы кассационной жалобы правильность выводов судебных инстанций не опровергают, по существу направлены на иную оценку исследованных доказательств и фактических обстоятельств дела, тогда как переоценка доказательств и установленных судами фактических обстоятельств спора в силу части 3 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в полномочия суда кассационной инстанции не входит.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанции на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения принятых по делу судебных актов, предусмотренные статьей 328 КАС РФ.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 12 сентября 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 13 декабря 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Департамента имущественных и земельных отношений окружной администрации города Якутска Николаевой А.В. - без удовлетворения.
Отменить приостановление исполнения решения Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 12 сентября 2023 года.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу принятого по административному делу судебного акта.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.