Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зайцевой О.А, судей Римского Я.А, Соколовой Л.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу главы администрации Шимановского муниципального округа Амурской области Алипченко С.П. на решение Шимановского районного суда Амурской области от 11 июля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Амурского областного суда от 23 ноября 2023 года по административному делу по административному исковому заявлению исполняющего обязанности прокурора Шимановского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Шимановского муниципального округа о признании незаконным распоряжения в части, возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Соколовой Л.В, пояснения прокурора отдела Генеральной прокуратуры РФ Нишоновой Ф.А, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
исполняющий обязанности прокурора Шимановского района обратился с административным исковым заявлением к администрации Шимановского муниципального округа о признании незаконным распоряжения администрации Петрушинского сельсовета Шимановского района от 26 ноября 2021 года N 16-Р (с учетом распоряжения администрации Петрушинского сельсовета Шимановского района от 12 августа 2022 года N18-Р) в части установления срока отселения физических лиц до ДД.ММ.ГГГГ, возложении обязанности установить разумный срок отселения физических лиц жилого дома по адресу: "адрес", не превышающий 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В обоснование заявленных требований указал, что в ходе проведенной проверки установлено, что многоквартирный жилой дом по адресу: "адрес", состоящий из двух квартир, находится в аварийном состоянии, подлежит выводу из эксплуатации (сносу) с последующим демонтажем строительных конструкций. Оспариваемым распоряжением установлен срок отселения граждан, проживающих в жилых помещениях данного дома до ДД.ММ.ГГГГ. Полагает, что такой срок расселения граждан не является разумным, противоречит жилищному законодательству, может привести к значительному материальному ущербу и гибели людей. В оспариваемом распоряжении отсутствует обоснование срока расселения граждан, решение не мотивировано. Несмотря на то, что действующее законодательство не устанавливает конкретные сроки, в течение которых осуществляется отселение жильцов дома, признанного аварийным, такие сроки должны отвечать требованиям разумности. Считает, что установленный в оспариваемом распоряжении срок отселения граждан нарушает права и интересы лиц, проживающих в данном доме, представляющем опасность для жизни и здоровья человека по причине его аварийного состояния.
В ходе рассмотрения дела к участию в нем в качестве административного ответчика привлечено МКП "Петрушинская администрация", в качестве заинтересованных лиц привлечены Зайцева И.М. и Уткина Т.К.
Решением Шимановского районного суда Амурской области от 11 июля 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Амурского областного суда от 23 ноября 2023 года, административные исковые требования исполняющего обязанности прокурора Шимановского района удовлетворены. Признано незаконным распоряжение администрации Петрушинского сельсовета Шимановского района от 26 ноября 2021 года N16-Р (с учетом распоряжения администрации Петрушинского сельсовета Шимановского района от 12 августа 2022 года N18-Р) в части установления срока отселения физических лиц до ДД.ММ.ГГГГ. На администрацию Шимановского муниципального округа возложена обязанность установить разумный срок отселения физических лиц жилого дома по адресу: "адрес", не превышающий 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
7 февраля 2024 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба главы администрации Шимановского муниципального округа Амурской области Алипченко С.П, поданная 25 января 2024 года через Шимановский районный суд Амурской области, в которой ставится вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений и принятии нового решения об отказе в удовлетворении административных исковых требований.
В кассационной жалобе заявитель сослался на то, что определение сроков расселения граждан в связи с признанием многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу относится к исключительной компетенции органов местного самоуправления.
Определением судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 7 февраля 2024 года кассационная жалоба администрации города Свободного передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам суда кассационной инстанции.
Помимо прокурора, иные участвующие в деле лица, извещенные о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание не явились. При указанных обстоятельствах, руководствуясь статьей 150, частью 2 статьи 326 КАС РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, выслушав прокурора, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
Частью 2 статьи 329 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции в силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
В данном случае судами первой и апелляционной инстанций не допущены нарушения, влекущие отмену вынесенных по делу судебных актов в кассационном порядке.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания, многоквартирных домов, за исключением многоквартирных домов, все жилые помещения в которых находятся в собственности Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, аварийными и подлежащими сносу или реконструкции.
Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания, многоквартирный дом может быть признан аварийным и подлежащим сносу или реконструкции по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. В многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, все жилые помещения являются непригодными для проживания (часть 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Основания и порядок признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции определены Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47 (далее - Положение).
В соответствии с пунктом 7 Положения оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в настоящем Положении требованиям.
Согласно пункту 49 Положения на основании полученного заключения межведомственной комиссии соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления в течение 30 календарных дней со дня получения заключения в установленном им порядке принимает, а в случае обследования жилых помещений, получивших повреждения в результате чрезвычайной ситуации, - в течение 10 календарных дней со дня получения заключения принимает в установленном им порядке решение, предусмотренное абзацем седьмым пункта 7 настоящего Положения, а именно: о признании помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
Из приведенных положений следует, что определение срока отселения жильцов из многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является компетенцией органа местного самоуправления.
Между тем сроки отселения жильцов из аварийного и подлежащего сносу или реконструкции многоквартирного дома должны определяться исходя из фактического состояния здания, наличия опасности для жизни и здоровья граждан, а также отвечать требованиям разумности.
В этой связи при установлении факта представления жилого помещения, многоквартирного дома опасности для жизни и здоровья граждан по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, предусмотренным действующим законодательством, предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и сроков переселения, установленных региональными или муниципальными программами.
В соответствии с пунктом 34 Положения основанием для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является аварийное техническое состояние его несущих строительных конструкций (конструкции) или многоквартирного дома в целом, характеризующееся их разрушением либо повреждениями и деформациями, свидетельствующими об исчерпании несущей способности и опасности обрушения многоквартирного дома, и (или) кренами, которые могут вызвать потерю устойчивости многоквартирного дома. В случае если многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, жилые помещения, расположенные в таком многоквартирном доме, являются непригодными для проживания.
Согласно пункту 3.12 "ГОСТ 31937-2011 Межгосударственный стандарт. Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния" под аварийным состоянием понимается категория технического состояния строительной конструкции или здания и сооружения в целом, включая состояние грунтов основания, характеризующаяся повреждениями и деформациями, свидетельствующими об исчерпании несущей способности и опасности обрушения и (или) характеризующаяся кренами, которые могут вызвать потерю устойчивости объекта.
Как установлено судами и следует из материалов административного дела, на основании заключения ООО "Инженерно-техническая компания "Феникс" от ДД.ММ.ГГГГ администрацией Петрушинского сельсовета "адрес" ДД.ММ.ГГГГ принято распоряжение N 16-Р, согласно которому двухквартирный жилой дом, расположенный по адресу: "адрес", признан аварийным и подлежащим сносу, а жилые помещения - непригодными для проживания. Распоряжением администрации Петрушинского сельсовета Шимановского района от 12 августа 2022 года N18-Р в распоряжение главы Петрушинского сельсовета от 26 ноября 2021 года N16-Р внесены изменения, согласно которым установлен срок расселения многоквартирного дома до ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно заключению ООО "Инженерно-техническая компания "Феникс" от ДД.ММ.ГГГГ техническое состояние многоквартирного жилого дома не соответствует предъявляемым требованиям ГОСТ 31937-2011. С учетом значительного физического износа (74%) и недопустимого состояния несущих и ограждающих конструкций жилой дом подлежит выводу из эксплуатации (сносу). Основными дефектами и повреждениями являются: разрушение фундамента, узлов сопряжения смежных конструкций, потеря жесткости, деформации и общий крен здания. Фундамент, стены, кровля, полы, оконные и дверные блоки, система электрооборудования и печное оборудование находятся в аварийном состоянии.
Заключением межведомственной комиссии от 26 ноября 2021 года N 2 названный жилой дом признан аварийным и подлежащим сносу.
Принимая решение об удовлетворении требований прокурора о признании незаконным распоряжения администрации Петрушинского сельсовета Шимановского района от 26 ноября 2021 года N16-Р (с учетом распоряжения от 12 августа 2022 года N18-Р) в части установления срока расселения многоквартирного жилого дома, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что двухквартирный жилой дом по адресу: "адрес", представляет опасность для жизни и здоровья граждан по причине его аварийного состояния, а срок для отселения жильцов - до ДД.ММ.ГГГГ не является разумным, в связи с чем возложил на администрацию Шимановского муниципального округа обязанность установить разумный срок расселения граждан, не превышающий 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Судебная коллегия кассационного суда соглашается с данными выводами судов, поскольку они соответствуют обстоятельствам административного дела, основаны на нормах действующего законодательства, регулирующих возникшие правоотношения, и кассационной жалобой административного ответчика не опровергаются.
Установив, что указанный жилой дом не отвечает установленным санитарным и техническим требованиям, техническое состояние строительных конструкций и здания в целом характеризуются значительным физическим износом и недопустимым состоянием несущих и ограждающих конструкций, при которых существует опасность для пребывания в нем людей вследствие наличия угрозы внезапного обрушения здания, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что установленные распоряжением администрации Петрушинского сельсовета Шимановского района сроки отселения жильцов из аварийного многоквартирного дома не могут быть признаны разумными, поэтому правомерно признали их незаконными в данной части.
С учетом технического состояния спорного многоквартирного дома, периода времени, истекшего с даты признания здания аварийным и подлежащим сносу, суд кассационной инстанции считает, что установленный оспариваемым постановлением предельный срок отселения граждан не соответствует требованиям разумности.
Каких-либо доказательств, опровергающих эти выводы, а также подтверждающих возможность безопасного проживания жильцов спорного многоквартирного дома, администрацией Петрушинского сельсовета Шимановского района не представлено.
Несогласие администрации Петрушинского сельсовета Шимановского района с оценкой исследованных судами доказательств и выводами судебных инстанций основанием к отмене принятых по делу судебных актов в кассационном порядке не является и не свидетельствует о допущенных судами нарушениях, которые привели к неправильному разрешению дела.
Вопреки доводам кассационной жалобы прокурор обоснованно обратился в суд с административным исковым заявлением в защиту неопределенного круга лиц, поскольку наличие угрозы обрушения аварийного многоквартирного дома влечет нарушение прав не только приживающих в нем граждан, но и иных лиц, круг которых индивидуализировать невозможно.
Таким образом, разрешая административный спор, суды первой и апелляционной инстанций правильно определили обстоятельства, имеющие значение для дела, дали им надлежащую правовую оценку, выводы судов являются мотивированными, соответствуют обстоятельствам дела, основаны на правильной оценке доказательств и верном применении норм материального и процессуального права, поэтому оснований для удовлетворения кассационной жалобы административного ответчика не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Шимановского районного суда Амурской области от 11 июля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Амурского областного суда от 23 ноября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу главы администрации Шимановского муниципального округа Амурской области Алипченко С.П. - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу принятого по административному делу судебного акта.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.