Судья судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции Туктамышева О.В., рассмотрев кассационную жалобу отдела Министерства обороны Российской Федерации на определение Кировского районного суда города Хабаровска от 21 сентября 2023 года и апелляционное определение судьи судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 10 января 2024 года об отказе в удовлетворении заявления об отсрочке исполнения решения суда по административному делу N 2-1601/2018 по административному иску Военного прокурора Вилючинского гарнизона к Министерству обороны Российской Федерации, ФГКУ "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" о понуждении к действию,
УСТАНОВИЛА:
вступившим в законную силу решением Кировского районного суда г.Хабаровска от 13 ноября 2018 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 6 февраля 2019 года, на Министерство обороны Российской Федерации возложена обязанность привести в соответствие требованиям ГОСТа Р 52301-2013 "Оборудование и покрытие детских игровых площадок. Безопасность при эксплуатации. Общие требования", ГОСТа Р 52169-2012 "Национальный стандарт Российской Федерации. Оборудование и покрытия детских игровых площадок. Безопасность конструкции и методы испытаний. Общие требования" детскую игровую площадку возле многоквартирного дома по ул.Нахимова, д.26, ЗАТО г.Вилючинск Камчатского края. На ФГКУ "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России возложена обязанность в трехмесячный срок с момента вступления решения суда в законную силу передать техническую и иную документацию на указанную детскую игровую площадку (общее имущество многоквартирного дома) управляющей организации в лице ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Минобороны России.
Министерство обороны Российской Федерации (далее - Минобороны России) обратилось в суд с заявлением об отсрочке исполнения решения Кировского районного суда г.Хабаровска от 13 ноября 2018 года, указав, что имеются обстоятельства, объективно препятствующие исполнению судебного акта, поскольку отсутствует финансирование, а также ссылаясь на письмо ФССП России от 25 апреля 2022 года, согласно которому руководителям территориальных органов ФССП России поручено отложить исполнительные действия по исполнительным производствам в отношении должника - Минобороны России.
Определением определение Кировского районного суда города Хабаровска от 21 сентября 2023 года оставленным без изменения апелляционным определением судьи Хабаровского краевого суда от 10 января 2024 года, отказано в удовлетворении заявления Минобороны России об отсрочке исполнения решения суда.
20 февраля 2024 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба Минобороны России, поданная через Кировский районный суд города Хабаровска, в которой ставится вопрос об отмене судебных постановлений и принятии нового решения о предоставлении отсрочки.
В кассационной жалобе представитель заявителя ссылается на то, что исполнение решения суда возможно только при наличии выделенных лимитов бюджетных обязательств, которые на соответствующий год распределены в полном объеме и направлены на исполнение обязательств Минобороны России по ранее заключенных контрактам.
В соответствии со статьей 327.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) данное кассационное представление рассматривается судьей суда кассационной инстанции единолично без проведения судебного заседания.
Проверив материалы административного дела, изучив доводы кассационного представления, прихожу к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Нарушения такого характера судами при разрешении поставленного вопроса не допущены.
В соответствии с частью 1 статьи 189 КАС РФ суд, рассмотревший административное дело, в соответствии с заявлениями лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя либо исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок его исполнения.
Согласно части 1 статьи 358 КАС РФ при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта, суд, выдавший исполнительный документ, по заявлению взыскателя, должника или судебного пристава-исполнителя вправе отсрочить или рассрочить исполнение судебного акта, изменить способ и порядок его исполнения. Аналогичные положения закреплены в статье 37 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства", по смыслу положений статьи 37 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", статьи 434 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, статьи 358 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и статьи 324 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для предоставления отсрочки или рассрочки исполнения исполнительного документа могут являться неустранимые на момент обращения в суд обстоятельства, препятствующие исполнению должником исполнительного документа в установленный срок.
Вопрос о наличии таких оснований решается судом в каждом конкретном случае с учетом всех имеющих значение фактических обстоятельств, к которым, в частности, могут относиться тяжелое имущественное положение должника, причины, существенно затрудняющие исполнение, возможность исполнения решения суда по истечении срока отсрочки.
Отказывая административному ответчику в удовлетворении заявления об отсрочке исполнения решения суда, судья первой инстанции, с выводами которого согласился судья апелляционной инстанции, пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявления об отсрочке исполнения решения суда, поскольку административным ответчиком не предоставлено доказательств наличия обстоятельств, носящих объективных характер и свидетельствующих об уважительности причин неисполнения решения суда в установленный срок или крайней затруднительности его исполнения.
Оснований не согласиться с соответствующими выводами не имеется. Мотивы, по которым судьи первой и апелляционной инстанций пришли к указанным выше выводам, подробно со ссылками на установленные обстоятельства и нормы материального права изложены в оспариваемых судебных актах.
Как следует из материалов дела вступившим в законную силу решением Кировского районного суда города Хабаровска от 13 ноября 2018 года, постановлено иск военного прокурора Вилючинского гарнизона в защиту неопределенного круга лиц к ФГКУ "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, к Министерству обороны Российской Федерации о понуждении к совершению определенных действий, - удовлетворить и обязать, в числе прочего, Министерство обороны Российской Федерации привести в соответствие требованиям ГОСТа Р 52301-2013 "Оборудование и покрытие детских игровых площадок. Безопасность при эксплуатации. Общие требования", ГОСТа Р 52169-2012 "Национальный стандарт Российской Федерации. Оборудование и покрытия детских игровых площадок. Безопасность конструкции и методы испытаний. Общие требования" детскую игровую площадку возле многоквартирного дома по "адрес", ЗАТО "адрес", - в трехмесячный срок с момента вступления решения суда в законную силу.
Между тем до настоящего времени решение суда не исполнено.
Учитывая изложенное и поскольку административным ответчиком не представлены доказательства, подтверждающие принятие им своевременных мер, направленных на исполнение решения суда, а также свидетельствующих о наличии обстоятельств, объективно препятствующих исполнению решения суда в установленный судом срок, а обстоятельства, на которые ссылается Минобороны России, не носят исключительный характер, суды пришли к правильному выводу об отсутствии оснований для предоставления отсрочки исполнения решения суда.
Доводы администрации об отсутствии достаточного финансирования, необходимого для исполнения решения суда, не могут быть приняты во внимание, поскольку указанное обстоятельство само по себе не может служить безусловным основанием для предоставления отсрочки исполнения судебного решения.
Иные доводы кассационной жалобы не опровергают приведенные выводы судов, не подтверждают существенных нарушений судами норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, фактически сводятся к несогласию с оценкой доказательств и выводами судов по обстоятельствам дела, а потому не могут быть признаны основанием для отмены судебных постановлений в кассационном порядке.
С учетом положений вышеизложенного законодательства и установленных по делу обстоятельств нахожу выводы судей первой и апелляционной инстанций верными, основанными на положениях действующего законодательства с учетом установленных по делу обстоятельств, и не опровергнутыми доводами кассационной жалобы.
Учитывая, что судьей районного суда и судьей апелляционной инстанции ошибок в применении и толковании норм материального и процессуального права не допущено, судья кассационной инстанции не находит оснований для отмены судебных актов.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 327.1, 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судья
определила:
определение Кировского районного суда города Хабаровска от 21 сентября 2023 года и апелляционное определение судьи судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 10 января 2024 года оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев.
Судья О.В. Туктамышева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.