Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зиганшина И.К.
судей Туктамышевой О.В, Королевой Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления муниципальной собственности г. Владивостока на решение Фрунзенского районного суда города Владивостока от 18 апреля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 5 июля 2023 года, принятые по административному делу N 2а-1805/2023, по административному иску Андреева Владимира Николаевича к Управлению муниципальной собственности г. Владивостока о признании незаконным решения, возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Туктамышевой О.В, пояснения представителя административного ответчика УМС г. Владивостока Лойко Д, представителя заинтересованного лица ФГКУ ТУИО МО РФ Кузнецова П.Н, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Андреев В.Н. обратился во Фрунзенский районный суд города Владивостока с вышеназванным административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным решение УМС г. Владивостока Nу/28 от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность бесплатно и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане; обязать УМС г. Владивостока в срок не более 10 рабочих дней с момента вступления решения суда в законную силу, устранить нарушение его прав и свобод, предоставить муниципальную услугу, изготовить и выдать решение в форме распоряжения начальника Управления "о предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью 1963 кв.м, расположенного по адресу: "адрес""..
В обоснование требований указано, что ДД.ММ.ГГГГ истец является подал заявление в УМС г. Владивостока о предварительном согласовании предоставления земельного участка без проведения торгов, площадью 1963 кв.м, расположенного по адресу: "адрес" и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории; решением УМС г. Владивостока от ДД.ММ.ГГГГ ему отказано в связи с тем, что имеется наложение границ испрашиваемого земельного участка на земельные участки Владивостокского лесничества, которые относятся к федеральной собственности, и распоряжается которым ФГКУ "Дальневосточное ТУИО" Минобороны России. Полагает, что наложение отсутствует, земельный участок находится в ведении администрации г. Владивостока, что подтверждается схемой расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане территории, испрашиваемый земельный участок свободен от прав 3-х лиц, расположен в границах муниципального образования, в отношении земельного участка отсутствуют какие-либо ограничения или обременения, предусмотренные действующим законодательством.
К участию в деле привлечены заинтересованные лица ФГКУ "Дальневосточное ТУИО" Минобороны России и Министерство строительства Приморского края.
Решением Фрунзенского районного суда г. Владивостока от 18 апреля 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 5 июля 2023 года, требования Андреева В.Н. удовлетворены частично. Признано незаконным решение Управления муниципальной собственности г. Владивостока, оформленное письмом N у/28 от ДД.ММ.ГГГГ. На Управление муниципальной собственности г. Владивостока возложена обязанность устранить нарушение прав административного истца путем повторного рассмотрения заявления Андреева В.Н. Nу от ДД.ММ.ГГГГ о предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью 1963 кв.м, расположенного по адресу: "адрес" и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, в установленный законом срок и в установленном законом порядке.
10 января 2024 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба Управления муниципальной собственности г. Владивостока, поступившая через Фрунзенский районный суд г. Владивостока 14 декабря 2023 года, в которой ставится вопрос об отмене судебных постановлений и вынесении нового решения об отказе в удовлетворении требований административного истца.
В кассационной жалобе административный ответчик ссылается на то, что судами не установлено когда именно сведения о корректировке и уменьшении Владивостокского лесничества внесены в Единый государственный реестр недвижимости и был ли включен испрашиваемый земельный участок в состав такой территории на момент принятия решения об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка. Кроме этого, полагают, что суды неправомерно руководствовались информацией, содержащейся в письме Управления градостроительства РФ, который не уполномочен представлять сведения информационной системы обеспечения градостроительной деятельности.
Определением судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 12 января 2024 года кассационная жалоба Управления муниципальной собственности г. Владивостока передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам суда кассационной инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание помимо представителей административного ответчика и заинтересованного лица не явились, в соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия полагает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав пояснения представителей административного ответчика и заинтересованного лица, с учетом требований части 2 статьи 329 КАС РФ судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований для пересмотра обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке по результатам изучения доводов кассационной жалобы и административного дела не установлено.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как установлено судами и следует из материалов административного дела, ДД.ММ.ГГГГ N Андреев В.Н. вместе со своим несовершеннолетним ребенком Андреевым В.В. как семья, имеющая в своем составе ребенка-инвалида, поставлены на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельного участка, находящегося в государственной и муниципальной собственности, в собственность бесплатно.
ДД.ММ.ГГГГ Андреев В.Н. обратился в УМС г. Владивостока с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, находящегося в ведении или собственности органов местного самоуправления муниципальных образований, без проведения торгов площадью 1963 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", для ведения садоводства.
Решением УМС г. Владивостока от ДД.ММ.ГГГГ Nу/28 Андрееву В.Н. отказано в удовлетворении заявления о предварительном согласовании предоставления указанного земельного участка в связи с тем, что испрашиваемый Андреевым В.Н. земельный участок полностью расположен в границах Владивостокского лесничества, испрашиваемым земельным участком распоряжается ФГКУ "Дальневосточное ТУИО" Минобороны России.
Удовлетворяя частично административные исковые требования Андреева В.Н, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, оценив представленные доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 КАС РФ, а также проанализировав доводы сторон применительно к положениям Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, установив отсутствие доказательств, подтверждающих, что испрашиваемый земельный участок расположен в границах лесных кварталов Владивостокского лесничества, а также, что данный земельный участок пересекает границы земельных участков ФГКУ "Дальневосточное ТУИО" Минобороны России, пришел к выводу о незаконности принятого административным ответчиком решения.
Оснований не согласиться с такими выводами нижестоящих судов у судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не имеется. Мотивы, по которым суды пришли к указанным выше выводам, подробно со ссылками на установленные судами обстоятельства и нормы материального права изложены в оспариваемом судебном акте.
В силу подпункта 7 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка иным не указанным в пп.6 отдельным категориям граждан и (или) некоммерческим организациям, созданным гражданами, в случаях, предусмотренных федеральными законами, отдельным категориям граждан в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации.
На территории Приморского края в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 10 Закона Приморского края от 29 декабря 2003 года N 90-КЗ "О регулировании земельных отношений в Приморском крае" правом на бесплатное однократное предоставление в собственность земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для ведения садоводства, огородничества, животноводства, личного подсобного хозяйства (по выбору граждан) обладают, в том числе инвалиды II и Ш групп.
Согласно статье 7 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и названного Кодекса.
Как следует из части 1 статьи 67 и части 1 статьи 68 ЛК РФ на землях лесного фонда проводится лесоустройство, которое включает в себя, в том числе закрепление на местности местоположения границ лесничеств, участковых лесничеств, лесных участков и земель, на которых расположены эксплуатационные леса, защитные леса, резервные леса, особо защитные участки лесов.
В силу подпункта 3 пункта 1 статьи 39.14 ЗК РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов предусматривает принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Пунктом 8 статьи 39.15 ЗК РФ предусмотрено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований: 1) схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса; 2) земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 14.1 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса; 3) земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 17 статьи 39.15 ЗК РФ решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно быть обоснованным и содержать все основания отказа.
Согласно подпункту 3 пункта 16 статьи 11.10 ЗК РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка схемы с нарушением предусмотренных статьей 11.9 данного Кодекса требований к образуемым земельным участкам.
В соответствии с положениями статьи 11.9 ЗК РФ не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости (пункт 4).
Образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами (пункт 6).
Не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, за исключением земельного участка, образуемого для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также водохранилищ, иных искусственных водных объектов (пункт 7).
Как следует из ответа управления градостроительства администрации г. Владивостока от ДД.ММ.ГГГГ, рассматриваемый земельный участок не расположен в границах зон с особыми условиями использования территорий.
Согласно письму Министерства лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ N, рассматриваемый земельный участок не расположен в границах лесных кварталов Владивостокского лесничества, что так же подтверждается фрагментами карт функционального зонирования, градостроительного зонирования на территории ВГО, обзорной схемой лесных кварталов.
Из ответа ФГКУ "Дальневосточное ТУИО" Минобороны России следует, что границы испрашиваемого Андреевым В.Н. земельного участка не пересекают границы земельных участков, состоящих на учете Учреждения.
Частью 11 статьи 226 КАС РФ установлено, что обязанность доказывания соответствия содержания оспариваемого решения нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, возлагается на орган, организацию, лицо, наделенное государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Вместе с тем в материалах дела отсутствуют и не предоставлены ответчиком в обоснование законности принятого оспариваемого решения достоверные доказательства, подтверждающие расположение испрашиваемого земельного участка в границах лесных кварталов Владивостокского лесничества, а также, что данным земельным участком распоряжается ФГКУ "Дальневосточное ТУИО" Минобороны России.
Таким образом, обстоятельства, положенные в основу оспариваемого решения об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, не подтверждаются материалами дела.
С учетом установленных по делу обстоятельств, указанных выше положений действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, судебная коллегия Девятого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций правильными, мотивированными, основанными на законе, и не опровергнутыми доводами кассационной жалобы.
Доводы кассационной жалобы повторяют позицию заявителя в суде первой и апелляционной инстанций, в оспариваемых судебных актах указанным доводам дана правильная правовая оценка в соответствии со статьей 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанции на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учётом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права.
Поскольку нарушений норм материального и процессуального права, указанных в статье 328 КАС РФ, судебными инстанциями не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Оснований для отмены или изменения судебных актов, предусмотренных частью 1 статьи 310 КАС РФ, также не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Фрунзенского районного суда города Владивостока от 18 апреля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 5 июля 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Управления муниципальной собственности г. Владивостока - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.