Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Егоровой А.И, судей Бузьской Е.В, Панфиловой Л.Ю, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шаповалова Романа Николаевича к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Камчатскому краю о признании незаконными действий, выразившихся по не включению в выслугу лет для назначения пенсии периода обучения по заочной форме обучения, возложении обязанности включить такой период в выслугу лет, произвести перерасчет, по кассационной жалобе Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Камчатскому краю на решение Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 15 августа 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Камчатского краевого суда от 16 ноября 2023 года.
Заслушав доклад судьи Бузьской Е.В, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Шаповалов Р.Н. обратился в суд с иском к УМВД России по Камчатскому краю о признании незаконным действия (бездействия), выразившегося в не включении в выслугу лет для назначения пенсии периода обучения по заочной форме обучения, возложении обязанности включить в выслугу лет для назначения пенсии периода обучения по заочной форме обучения в ГОУВПО "Белгородский государственный университет" с 14 июня 2002 года, из расчета два месяца учебы за один месяц службы, произвести перерасчет пенсионного обеспечения, с учетом пересчитанной выслуги лет для назначения пенсии.
В обоснование требований указано, что в период с июня 2002 года по июнь 2008 года Шаповалов Р.Н. проходил обучение по заочной форме на юридическом факультете ГОУВПО "Белгородский государственный университет", по окончанию которого ему был выдан диплом с присвоением квалификации "юрист". В этот период с февраля 2005 года он проходил службу в органах внутренних дел - отделении полиции Яковлевского района Белгородской области и в феврале 2007 года уволился со службы по собственному желанию.
В феврале 2012 года вновь поступил на службу в органы внутренних дел - Яковлевский МО МВД России Белгородской области, в декабре 2014 года убыл на Камчатку, где проходил службу до августа 2022 года и был уволен по выслуге лет с должности заместителя начальника полиции Усть-Большерецкого МО МВД России Камчатского края.
При расчете выслуги лет и назначении пенсии ответчиком не был учтен период его обучения на юридическом факультете ГОУВПО "Белгородский государственный университет" с 22 июня 2002 года по день поступления на службу. Полагал данные действия ответчика незаконными.
Решением Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 15 августа 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Камчатского краевого суда от 16 ноября 2023 года, исковые требования Шаповалова Р.Н. удовлетворены. Признан незаконным отказ УМВД России по Камчатскому краю включить в выслугу лет для назначения пенсии Шаповалову Р.Н. период его обучения по заочной форме в ГОУВПО "Белгородский государственный университет" с 24 июня 2002 года до поступления на службу. На УМВД России по Камчатскому краю возложена обязанность включить в выслугу лет для назначения пенсии Шаповалову Р.Н. период его обучения по заочной форме в ГОУВПО "Белгородский государственный университет" с 24 июня 2002 года до поступления на службу - включительно по 31 января 2005 года из расчета два месяца учебы за один месяц службы и произвести соответствующий перерасчет его выслуги лет. С УМВД России по Камчатскому краю в пользу Шаповалова Р.Н. взысканы судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме 300 рублей.
В кассационной жалобе УМВД России по Камчатскому краю выражает несогласие с судебными постановлениями, просит отменить, ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились. Учитывая надлежащее извещение, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие в соответствии с частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
По мнению суда кассационной инстанции, при рассмотрении настоящего дела судами первой и апелляционной инстанций были допущены такого рода нарушения норм материального и процессуального права.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Шаповалов Р.Н. в период с 1 февраля 2005 года проходил службу в органах внутренних дел - отделении полиции Яковлевского района Белгородской области в различных должностях и подразделениях, в период с 24 июня 2002 года по 2008 год обучался заочно на юридическом факультете ГОУВПО "Белгородский государственный университет".
9 февраля 2007 года был уволен из органов внутренних дел России по пункту "а" части 7 статьи 19 Закона Российской Федерации N 1026-1 от 18 апреля 1991 года "О милиции" (по собственному желанию).
17 февраля 2012 года Шаповалов Р.Н. вновь поступил на службу в органы внутренних дел - в отдел уголовного розыска Яковлевского МО МВД России по Белгородской области, а с 1 декабря 2014 года переведен в отделение полиции ОМВД России по Елизовскому муниципальному району Камчатского края. 14 февраля 2022 года был назначен заместителем начальника полиции (по оперативной работе) Усть-Большерецкого МО МВД России и приказом N 67 л/с от 17 августа 2022 года уволен из органов внутренних дел по пункту 4 части 1 статьи 82 Федерального закона N 342-ФЗ от 30 ноября 2011 года "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (по выслуге лет, дающей право на получение пенсии), льготная выслуга лет на день увольнения 22 августа 2022 года в льготном исчислении, для назначения пенсии составила 22 года 3 месяца 14 дней, выслуга лет для назначения надбавки за стаж службы (выслугу лет) на 22 августа 2022 года составила 14 лет 6 месяцев 23 дня. Период заочного обучения на юридическом факультете ГОУВПО "Белгородский государственный университет" с 24 июня 2002 года по 1 февраля 2005 года (день поступления на службу) в выслугу лет для назначения пенсии включен не был.
Суд первой инстанции, руководствовался положениями Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей", Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1993 года N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям в Российской Федерации", исходя из того, что истец впервые поступил на службу в органы внутренних дел до 1 января 2012 года, после увольнения в 2007 году продолжил службу в органах с февраля 2012 года до увольнения по выслуге лет, дающей право на получение сотруднику органов внутренних дел пенсии, пришел к выводу, что при подсчете его выслуги лет подлежат применению положения абз. 5 пункта 2 Постановления Правительства РФ от 22 сентября 1993 года N 941, и о зачете в выслугу лет периода обучения истца в ГОУВПО "Белгородский государственный университет" с 24 июня 2002 года по день поступления на службу из расчета два месяца учебы за один месяц службы.
С вышеуказанными выводами суда согласился суд апелляционной инстанции. Довод апелляционной жалобы о том, что Шаповалов Р.Н. на момент поступления на службу в феврале 2005 года должен был завершить обучение с получением соответствующего уровня образования, судебная коллегия признала несостоятельным, указав, что из буквального содержания абзаца 5 пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации N 941 от 22 сентября 1993 года следует, что период обучения до поступления на службу подлежит зачету в стаж службы (выслугу лет) в органах внутренних дел при условии завершения обучения, которое Шаповалов Р.Н. завершил в 2008 году.
Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции считает, что данные выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на неправильном применении и толковании норм материального права, регулирующих спорные отношения.
Отношения, связанные с поступлением на службу в органы внутренних дел, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения сотрудника органов внутренних дел, регулируются Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ) (часть 1 статьи 2 Закона).
Порядок и условия пенсионного обеспечения сотрудников органов внутренних дел и членов их семей и стаж службы в органах внутренних дел, дающий право на получение пенсии за выслугу лет, определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации (статья 70 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ).
Стаж службы (выслуга лет) в органах внутренних дел исчисляется в порядке, установленном статьей 38 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ.
В соответствии с пунктом 1 части 4статьи 38 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ в стаж службы (выслугу лет) в органах внутренних дел включаются для назначения пенсии за выслугу лет - периоды, указанные в частях 2 и 3 настоящей статьи, а также периоды, определенные в соответствии с законодательством Российской Федерации о пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и членов их семей (в календарном или льготном исчислении);
Пунктом 2 части 4 статьи 38 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ предусмотрено, что в стаж службы (выслугу лет) в органах внутренних дел включаются для назначения ежемесячной надбавки за стаж службы (выслугу лет) - периоды, определенные Правительством Российской Федерации (в календарном или льготном исчислении).
Согласно части 5 статьи 38 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ порядок исчисления стажа службы (выслуги лет) в органах внутренних дел для назначения пенсии за выслугу лет и ежемесячной надбавки за стаж службы (выслугу лет), для выплаты единовременного пособия при увольнении сотрудника органов внутренних дел, предоставления иных социальных гарантий и зачета в стаж службы в органах внутренних дел периодов, указанных в настоящей статье, и иных периодов устанавливается Правительством Российской Федерации.
Пенсионное обеспечение лиц, уволенных со службы в органах внутренних дел, в том числе, исчисление выслуги лет для назначения пенсии, регулируется Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", действие данного Закона распространяется, в частности, на лиц рядового и начальствующего состава, которые проходили службу в органах внутренних дел Российской Федерации, бывшего Союза ССР, в Государственной противопожарной службе, в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и семьи этих лиц (пункт "4" статьи 1 Закона).
В соответствии с частью 1 статьи 18 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1, определяющей периоды военной и приравненной к ней службы, работы и иные периоды, засчитываемые в выслугу лет для назначения пенсий уволенным со службы офицерам и лицам начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, в выслугу лет для назначения пенсии может засчитываться также время их учебы до определения на службу (но не более пяти лет) из расчета один год учебы за шесть месяцев службы.
Согласно части 3 статьи 18 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, указанным в статье 1 данного закона, определяется Правительством Российской Федерации.
Действуя в рамках предоставленных ему полномочий, Правительство Российской Федерации приняло Постановление от 22 сентября 1993 года N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации".
Как следует из абзаца 5 пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941 (в ред. Постановлений Правительства РФ от 01.12.2016 N 1279, от 11.09.2021 N 1539 на момент увольнения Шаповалова Р.И. со службы 22 августа 2022 года) в выслугу лет для назначения пенсии лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел в соответствии с пунктом "а" части первой статьи 13 Закона засчитывать время (не более пяти лет) их обучения до поступления на службу по очной, очно-заочной или заочной форме в образовательных организациях по основным образовательным программам среднего профессионального образования (за исключением программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих) или высшего образования (за исключением программ подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре, программ ординатуры, программ ассистентуры-стажировки) при условии завершения освоения данных образовательных программ и получения соответствующего уровня образования, исчисляемое из расчета два месяца учебы за один месяц службы, - в отношении сотрудников органов внутренних дел, поступивших на службу до 1 января 2012 года.
Суд первой инстанции исходил из того, что при определении стажа службы (выслуги лет) истца, как сотрудника органов внутренних дел, поступившего на службу до 1 января 2012 года (1 февраля 2005 года), подлежат применению положения абзаца 5 пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941 о возможности зачета времени его обучения по заочной форме обучения, а, следовательно, ответчиком неправомерно в расчет выслуги не включен спорный период обучения, поскольку обязанность включить такой период была возложена на ответчика нормами действующего законодательства.
Между тем нормы материального права, регулирующие спорные отношения и определяющие условия для включения сотрудникам органов внутренних дел в выслугу лет для назначения пенсии периода обучения до поступления на службу, судом первой инстанции применены неправильно, без учета положений Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941, подлежащих применению к спорным отношениям.
Судом первой инстанции при разрешении исковых требований надлежащим образом не был исследован вопрос о соответствии уровня образования истца, полученного до 1 февраля 2005 года, требованиям, установленным Федеральным законом "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", а также пункту 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941 (в редакции, действовавшей на момент его увольнения со службы в органах внутренних дел) для включения в выслугу лет для назначения соответствующей пенсии сотруднику органов внутренних дел в части отсутствия у истца документа, подтверждающего получение Шаповаловым Р.Н. соответствующего уровня образования и квалификации, освоения в полном объеме образовательных программ в ГОУВПО "Белгородский государственный университет" в период с 24 июня 2002 года по 1 февраля 2005 года.
Соглашаясь с выводом суда первой инстанции об удовлетворении исковых требований Шаповалова Р.Н. о включении в выслугу лет для назначения пенсии периода его обучения в ГОУВПО "Белгородский государственный университет", суд апелляционной инстанции процитировал абзац 5 пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941 (в ред. Постановлений Правительства РФ от 01.12.2016 N 1279, от 11.09.2021 N 1539), но истолковал его неправильно.
Исходя из вышеприведенных нормативных положений, регулирующих спорные отношения в их системной взаимосвязи следует, что установленный порядок зачета в выслугу лет для назначения пенсии сотрудникам органов внутренних дел периодов их обучения в гражданских образовательных организациях высшего образования либо в профессиональных образовательных организациях до поступления на службу является льготным (из расчета два месяца обучения за один месяц службы), позволяющим увеличивать выслугу лет для назначения пенсии, и имеет целью поощрение к поступлению на службу в органы внутренних дел Российской Федерации лиц, имеющих профессиональное образование (среднее профессиональное образование или высшее образование). При этом период обучения в гражданских образовательных организациях высшего образования либо в профессиональных образовательных организациях подлежит зачету в стаж службы сотрудника для назначения ему пенсии за выслугу лет при условии завершения освоения сотрудником до его поступления на службу образовательных программ и получения соответствующего уровня образования, подтвержденного документом об образовании и о квалификации, выдаваемым в установленном порядке.
Из материалов дела видно, что приказом ректора от 24 июня 2002 года N 589-ЛС Шаповалов Р.Н. зачислен в состав студентов первого курса заочной формы обучения юридического факультета ГОУ ВПО "Белгородский государственный университет", отчислен из университета приказом от 17 июня 2008 года в связи окончанием университета, 28 июня 2008 года выдан диплом. Таким образом, на момент поступления на службу в органы внутренних дел 1 февраля 2005 года, документов, подтверждающих завершение освоения Шаповаловым Р.Н. до поступления на службу образовательных программ и получения им соответствующего уровня образования, в установленном порядке выдано не было.
Поскольку возможность зачета в выслугу лет для назначения пенсии периода (не более пяти лет) обучения до поступления на службу по заочной форме обучения в высших учебных заведениях в силу абзаца 5 пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941 (в ред. Постановлений Правительства РФ от 01.12.2016 N 1279, от 11.09.2021 N 1539) распространяется на сотрудников органов внутренних дел, поступивших на службу до 1 января 2012 года, то период обучения Шаповалова Р.Н. в ГОУ ВПО "Белгородский государственный университет" в период с 24 июня 2002 года по 31 января 2005 года по заочной форме обучения без получения документа, подтверждающего завершение освоения образовательных программ и получение соответствующего уровня образования, не является временем обучения, подлежащим включению в стаж службы в органах внутренних дел в Российской Федерации для назначения пенсии за выслугу лет из расчета два месяца учебы за один месяц службы применительно к положениям части 1 статьи 18 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 и абзаца 5 пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941.
При этом, в выслугу лет для назначения пенсии сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, поступивших на службу с 1 января 2012 года (повторно Шаповалов Р.Н. поступил на службу в органы внутренних дел 17 февраля 2012 года), может быть включен период их обучения до поступления на службу (не более пяти лет) по очной форме в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по основным образовательным программам среднего профессионального образования (за исключением программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих) или высшего образования (за исключением программ подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре, программ ординатуры, программ ассистентуры-стажировки), при условии успешного прохождения ими государственной итоговой аттестации по указанным программам и получении по ее результатам документа об образовании и о квалификации установленного образца, исчисляемое из расчета два месяца обучения за один месяц службы (абзац 6 пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941 в ред. Постановлений Правительства РФ от 16.08.2017 N 972, от 11.09.2021 N 1539).
Таким образом, вывод суда о том, что в выслугу лет для назначения пенсии сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, поступивших на службу до 1 января 2012 года, может быть включен период их обучения до поступления на службу по заочной форме высшего образования (за исключением программ подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре, программ ординатуры, программ ассистентуры-стажировки) без завершения освоения ими специальных программ и получения соответствующего диплома о получении профессионального образования, основан на неправильном толковании и применении норм материального права к спорным отношениям.
В абзаце первом пункта 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 года N 16 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции" разъяснено, что, по смыслу статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционных жалобы, представления и в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции.
Приведенные ошибки в толковании и применении норм материального права, допущенные судом первой инстанции, в нарушение положений части 1 статьи 196 и части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судом апелляционной инстанции устранены не были, что повлекло принятие не соответствующего закону решения.
Принимая во внимание наличие предусмотренных частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений, учитывая требования закона о соблюдении разумных сроков рассмотрения гражданских дел судом, кассационный суд общей юрисдикции полагает необходимым отменить апелляционное определение, с направлением гражданского дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и разрешить дело в соответствии с установленными по делу обстоятельствами и требованиями закона.
Руководствуясь статьей 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Камчатского краевого суда от 16 ноября 2023 года отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.