Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Аноприенко К.В, судей Егоровой А.И, Бузьской Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Первичной профсоюзной организации акционерного общества "Сахалинская нефтяная компания" Общероссийского профессионального союза работников нефтяной, газовой отраслей промышленности и строительства к акционерному обществу "Сахалинская нефтяная компания" о признании незаконным приказа об образовании комиссии по проведению специальной оценки условий труда в акционерном обществе "Сахалинская нефтяная компания", недействительными в части результатов специальной оценки условий труда, по кассационной жалобе представителя акционерного общества "Сахалинская нефтяная компания" Карелина Александра Сергеевича на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Сахалинского областного суда от 12 сентября 2023 года.
Заслушав доклад судьи Аноприенко К.В, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Первичная профсоюзная организация АО "Сахалинская нефтяная компания" Нефтегазстройпрофсоюз России обратилась в суд с иском к АО "Сахалинская нефтяная компания", в котором указала, что в нарушение требований законодательства при проведении специальной оценки условий труда ответчиком в состав комиссии не был включен представитель выборного органа первичной профсоюзной организации, в связи с чем считает проведенную проверку условий труда незаконной, а ее результаты недействительными. Кроме того, специальная оценка условий труда на рабочих местах N 52, N 53, N 54 была проведена в нарушение положений Декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда.
Уточнив исковые требования, истец просил суд признать незаконным приказ АО "Сахалинская нефтяная компания" от 2 марта 2021 года N 26-п "О проведении специальной оценки условий труда", признать недействительными результаты специальной оценки условии труда, проведенной в АО "Сахалинская нефтяная компания" в отношении рабочих мест в соответствии с Декларацией соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда: N 52 (должность - мастер по добыче нефти и газа), N 53 (должность - оператор по добыче нефти и газа 3 разряда), N 54 (должность - оператор по добыче нефти и газа 4 разряда).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечено ООО "Экожилстрой".
Решением Южно-Сахалинского городского суда Сахалинской области от 23 сентября 2022 года, отставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Сахалинского областного суда от 9 февраля 2023 года, в удовлетворении исковых требований отказано.
Кассационным определением судебной коллегии по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 15 июня 2023 года апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Сахалинского областного суда от 9 февраля 2023 года отменено, дело направлено на новое апелляционное рассмотрение.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Сахалинского областного суда от 12 сентября 2023 года решение суда первой инстанции отменено. Приказ АО "Сахалинская нефтяная компания" от 2 марта 2021 года N 26-П "О проведении специальной оценки условий труда" признан незаконным. Результаты специальной оценки условий труда, проведенной ООО "Экожилстрой" в АО "Сахалинская нефтяная компания" в отношении рабочих мест N 52 (должность - мастер по добыче нефти и газа), N 53 (должность - оператор по добыче нефти и газа 3 разряда), N 54 (должность - оператор по добыче нефти и газа 4 разряда) признаны недействительными.
В кассационной жалобе представитель АО "Сахалинская нефтяная компания" Карелин А.С. ставит вопрос об отмене судебного постановления суда апелляционной инстанции, принятии решения об отказе в удовлетворении исковых требований. Полагает, что АО "Сахалинская нефтяная компания" при формировании комиссии по проведению специальной оценки условий труда были соблюдены требования статьи 9 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" о включении в состав комиссии избранного представителя трудового коллектива.
В письменных возражениях на доводы кассационной жалобы представитель истца Шулина О.И. просит суд отказать в удовлетворении жалобы за необоснованностью.
Изучив доводы кассационной жалобы, исследовав материалы гражданского дела, кассационный суд общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при принятии обжалуемых судебных постановлений допущено не было.
Принимая решение об отказе в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции руководствовался положениями статей 22, 212 Трудового кодекса Российской Федерации, статьями 3, 8, 10, 12-14 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда", статьей 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 421-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда", приказом Минтруда России от 24 января 2014 года N 33н "Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению" и исходил из того, что приказом генерального директора АО "Сахалинская нефтяная компания" N 26-П от 2 марта 2021 года для реализации обязанности по обеспечению безопасности работников АО "Сахалинская нефтяная компания" в процессе их трудовой деятельности и прав работников на рабочие места, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, создана комиссия по проведению специальной оценки условий труда в составе: главного инженера - Телышева С.В, специалиста в области охраны труда Вариченко ДА, членов комиссии: ведущего специалиста по кадрам Глушенковой А.Ю, начальника цеха по добыче и транспортировке нефти и газа Аксянова А.Н, представителя трудового коллектива Красикова В.В.
26 марта 2021 года между АО "Сахалинская нефтяная компания" и ООО "Экожилстрой" заключен договор N ЮС/21-24 на проведение специальной оценки условий труда на 52 рабочих места.
По результатам проведенных исследований (испытаний) и измерений специалистом ООО "Экожилстрой" в заключении N ЮС/21-24/23 от 19 апреля 2021 года сделаны выводы о том, что вредные факторы производственной среды и трудового процесса на рабочих местах мастера по добыче нефти и газа, оператора по добыче нефти и газа 3 разряда не выявлены, условия труда являются допустимыми.
В соответствии с отчетом о проведении оценки специальных условий труда в АО "Сахалинская нефтяная компания", утвержденным 9 июня 2021 в отношении рабочих мест: N 52 мастер по добыче нефти и газа (код по ОК 016-94) - 23870; N 53 оператор по добыче нефти и газа 3 разряда (код по ОК 016-94) - 15824; N 54 оператор по добыче нефти и газа 4 разряда (код по ОК 016-94) - 15824, при проведении специальной оценки условий труда экспертом даны заключения по идентификации опасных и вредных производственных факторов на рабочих местах N ЮС/21-24/52-ЗЭ, N ЮС/21-24/53-33, N ЮС/21-24/54-ЗЭ, по результатам проведенных исследований (испытаний) и измерений сделаны выводы о наличии вредных и (или) наличии опасных факторов производственной среды и трудового процесса (шум, общая вибрация, химический фактор). При этом установлен 2 итоговый класс условий труда.
Разрешая спор, суд первой инстанции исходил из правомочности комиссии по проведению специальной оценки условий труда, а также учитывал, что выявленное государственной экспертизой условий труда несоответствие процедуры специальной оценки условий труда требованиям Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ, не повлияло на установленные по ее результатам классы условий труда по оспариваемым рабочим местам по заявленным в иске основаниям, не повлекло за собой нарушение прав работников, предусмотренных трудовым законодательством, так как в состав комиссии был включен Аксянов А.Н, который является членом профсоюзной организации, в связи с чем пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований.
Суд апелляционной инстанции, отменяя решении суда первой инстанции, руководствовался статьей 31 Трудового кодекса Российской Федерации, статьями 5, 9 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" и пришел к выводу, что Аксянов А.Н. включен в состав комиссии ни как представитель первичной профсоюзной организации, а как представитель работодателя, поскольку работодатель в первичную профсоюзную организацию за выделением представителя не обращался. При этом, включение в состав комиссии представителя трудового коллектива Красикова В.В. не свидетельствует о соблюдении работодателем требований части 2 статьи 9 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда". Красиков В.В. избран представителем трудового коллектива на основании решения общего собрания коллектива АО "Сахалинская нефтяная компания" 27 ноября 2020 года (т.е. до создания первичной профсоюзной организации) на период действия коллективного договора (до 19 апреля 2022 года)
Учитывая, что представитель выборного органа первичной профсоюзной организации в состав комиссии включен не был, при этом наличие представителя трудового коллектива не может подменять функции профсоюзов на представительство и защиту социально-трудовых прав и интересов работников, в связи с чем суд пришел к выводу о незаконности состава комиссии по проведению специальной оценки условий труда. При таких данных результаты специальной оценки условий труда, проведенной ООО "Экожилстрой" в АО "Сахалинская нефтяная компания" в отношении рабочих мест: N 52 (должность - мастер по добыче нефти и газа), N 53 (должность - оператор по добыче нефти и газа 3 разряда), N 54 (должность - оператор по добыче нефти и газа 4 разряда) (в пределах заявленных требований) также признаны незаконными.
Кассационный суд общей юрисдикции полагает возможным согласиться с таким выводом судов.
Согласно статье 31 Трудового кодекса Российской Федерации в случаях, когда работники данного работодателя не объединены в какие-либо первичные профсоюзные организации или ни одна из имеющихся первичных профсоюзных организаций не объединяет более половины работников данного работодателя и не уполномочена в порядке, установленном настоящим Кодексом, представлять интересы всех работников в социальном партнерстве на локальном уровне, на общем собрании (конференции) работников для осуществления указанных полномочий тайным голосованием может быть избран из числа работников иной представитель (представительный орган).
Наличие иного представителя не может являться препятствием для осуществления первичными профсоюзными организациями своих полномочий.
В соответствии с пунктами 1-3 части 1 статьи 5 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" работник вправе: присутствовать при проведении специальной оценки условий труда на его рабочем месте; обращаться к работодателю, его представителю, организации, проводящей специальную оценку условий труда, эксперту организации, проводящей специальную оценку условий труда, с предложениями по осуществлению на его рабочем месте идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов и за получением разъяснений по вопросам проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте; обжаловать результаты проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона.
Частью 1 и 2 статьи 9 указанного закона установлено, что для организации и проведения специальной оценки условий труда работодателем образуется комиссия по проведению специальной оценки условий труда (далее - комиссия), число членов которой должно быть нечетным, а также утверждается график проведения специальной оценки условий труда. В состав комиссии включаются представители работодателя, в том числе специалист по охране труда, представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при наличии). Состав и порядок деятельности комиссии утверждаются приказом (распоряжением) работодателя в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.
Из материалов гражданского делу следует, что приведенные положения закона при формировании комиссии по проведению специальной оценки условий труда в АО "Сахалинская нефтяная компания" соблюдены не были, что правомерно расценено судом как основание для признания результатов специальной оценки условий труда недействительными.
Кассационная жалоба не содержит доводов, опровергающих выводы суда апелляционной инстанций. Такие доводы получили надлежащую оценку, которую кассационный суд общей юрисдикции находит правильной.
Принимая во внимание отсутствие предусмотренных частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьей 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Сахалинского областного суда от 12 сентября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя акционерного общества "Сахалинская нефтяная компания" Карелина Александра Сергеевича - без удовлетворения.
Председательствующий К.В. Аноприенко
Судьи А.И. Егорова
Е.В. Бузьская
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.