Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Старовойт Р.К.
судей Прасоловой В.Б, Бузьской Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Патрушевой (Шиганковой) Марины Сергеевны к администрации Петропавловского-Камчатского городского округа о признании бездействия незаконным, возложении обязанности устранить течь канализационных вод, проведении мероприятий по предотвращению течи канализационных труб в будущем, компенсации морального вреда, привлечении должностных лиц к административной ответственности, по кассационной жалобе Патрушевой Марины Сергеевны
на решение Петропавловского-Камчатского городского суда Камчатского края от 6 апреля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Камчатского краевого суда от 20 июля 2023 года
Заслушав доклад судьи Старовойт Р.К, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Патрушева (Шиганкова) М.С. обратилась в суд с иском к администрации Петропавловского-Камчатского городского округа о признании бездействия незаконным, возложении обязанности устранить течь канализационных вод по "адрес" и "адрес" в "адрес" и провести мероприятия по предотвращению течи канализационных труб в будущем, взыскании с казны Российской Федерации в счет компенсации морального вреда 300 000 рублей, привлечении должностных лиц к административной ответственности.
В обоснование заявленных требований указала, что проживает по адресу: "адрес". С мая 2019 года неоднократно обращается к ответчику с просьбами устранить течь канализационных вод из септиков домов N по "адрес" и N по "адрес" в "адрес". Однако проблема до настоящего времени не решена. "адрес" по техническим характеристикам относится к домам блокированной застройки, управление домом осуществляют собственники жилых помещений. В районе спорных домов отсутствует система водоотведения, в которую возможно подключение домов. По картографическим данным, возле указанных домов отсутствуют канализационные септики, имеется дождеприемная емкость возле "адрес", к которой подключены канализационные стоки из данного дома. По результатам неоднократно проведенных проверок были установлены факты утечки бытовых отходов из септика "адрес", что в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" администрация Петропавловского-Камчатского городского округа обязана решить вопрос по устранению течи из канализационных стоков вышеуказанных домов. Неправомерными действиями администрации истцу причинен моральный вред, поскольку на протяжении нескольких лет ей приходилось таскать камни на дорогу, чтобы устранять лужи напротив ворот, где стоит её автомобиль, проезжающие машины разбрызгивали канализацию на ее автомобиль, ворота, калитку, истцу приходилось их отмывать. Также Патрушева М.С. несла грязь на обуви и лапах собаки в свой дом и все это создавало благоприятную среду для распространения инфекционных заболеваний, причиняя вред здоровью. В связи с возникшей ситуацией, которая продолжается на протяжении длительного периода времени, истец испытывает нравственные страдания.
Решением Петропавловского-Камчатского городского суда Камчатского края от 6 апреля 2022 года исковые требований оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Камчатского краевого суда от 15 сентября 2022 года решение Петропавловского-Камчатского городского суда Камчатского края от 6 апреля 2022 года отменено в части отказа в удовлетворении исковых требований Патрушевой М.С. к администрации Петропавловского-Камчатского городского округа о привлечении должностных лиц ФИО6 и ФИО7 к административной ответственности за несоответствие занимаемой должности.
Производство по гражданскому делу по иску Патрушевой к администрации Петропавловского-Камчатского городского округа о привлечении должностных лиц ФИО6 и ФИО7 к административной ответственности за несоответствие занимаемой должности прекращено.
В остальной части решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 9 марта 2023 года апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Камчатского краевого суда от 15 сентября 2022 года отменено в части оставления без изменения решения суда первой инстанции об отказе в иске с указанием на нарушение судом апелляционной инстанции норм процессуального права.
Отменяя апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Камчатского краевого суда от 15 сентября 2022 года в части оставления без изменения решения суда первой инстанции об отказе в иске, судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в определении от 09 марта 2023 года указала, что суд апелляционной инстанции не учел, что обращаясь в суд, истец просила признать незаконным бездействие администрации Петропавловск-Камчатского городского округа по непринятию мер в течение длительного времени с 2019 года в связи с ее сообщениями о неблагополучной санитарно-эпидемиологической обстановке, связанной с протеканием возле ее дома канализационных вод, возложении обязанности провести ряд мероприятий по предотвращению течи, компенсировать моральный вред со ссылкой на полномочия органа местного самоуправления, установленные Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральным законом от 07.12.2011 N 16-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", постановлением администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 30.03.2016 N 411, определяющих, по мнению истца, функции ответчика по организации мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа, организации благоустройства территории.
Следовательно, суду надлежало установить, имело ли место бездействие администрации по рассмотрению обращений Патрушевой М.С, какие конкретно действия выполнены ответчиком в пределах своей компетенции, разъяснено ли ответами заявителю какие органы уполномочены разрешать вопросы водоотведения на территории городского округа, в том числе и случае разграничения полномочий между органами местного самоуправления и государственной власти Камчатского края, в какие уполномоченные организации направлены на разрешение обращения Патрушевой М.С. и осуществлен ли контроль ответчиком за рассмотрением таких обращений, по каким причинам разлив канализационных вод не предотвращен.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Камчатского краевого суда от 20 июля 2023 года решение Петропавловского-Камчатского городского суда Камчатского края от 6 апреля 2022 года в части требований к администрации Петропавловского-Камчатского городского округа о признании бездействия незаконным, возложении обязанности устранить течь канализационных вод по "адрес" и "адрес" в "адрес" и провести мероприятия по предотвращению течи канализационных труб в будущем, взыскании с казны Российской Федерации в счет компенсации морального вреда 300 000 рублей оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Патрушева М.С. просит отменить постановления суда первой и апелляционной инстанции, указывая на нарушение норм материального и процессуального права. Выражая несогласие с выводами судов, указывает, что никаких действий по реализации проекта по проведению канализационной системы к дому N по "адрес" и дому N по "адрес" не предпринято, администрацией "адрес", являющейся собственником помещений указанных домов на 24, 72 и 42, 31 % соответственно, не инициировано собрание собственников жилых помещений для принятия решений по устранению данной проблемы, вопрос о привлечении собственников многоквартирного "адрес" к принятию мер по восстановлению септика указанного дома не решен. Заявления о возникшей проблеме подавались в службу одного окна администрации "адрес", но проблема не решена, действия выполнены только в части составления актов и выдачи предписаний жилищно-коммунальным компаниям, с которыми администрация заключила договоры на обслуживание "адрес".
Стороны в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции не явились. В материалах дела имеются уведомления о надлежащем извещении, судебная коллегия в соответствии с ч. 5 ст. 379.5 ГПК РФ полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных актов.
В соответствии со статьей 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанции при рассмотрении настоящего дела не допущено.
Разрешая требования иска в части признания бездействия (действия) администрации Петропавловск-Камчатского городского округа незаконным, возложении обязанности устранить течь канализационных вод по "адрес" и "адрес", проведении мероприятий по предотвращению течи канализационных труб в будущем, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что администрация Петропавловского-Камчатского городского округа является ненадлежащим ответчиком, поскольку содержание общего имущества многоквартирного дома является обязанностью управляющей организации, лиц, оказывающих услуги при непосредственном управлении многоквартирным домом либо, при отсутствии такого управления, данная обязанность возлагается непосредственно на собственников жилых помещений.
Судебная коллегия по гражданским делам Камчатского краевого суда с учетом позиции Девятого кассационного суда общей юрисдикции, изложенной в определении от 9 марта 2023 года, руководствуясь положениями ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", ст.13 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", положениями Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", ст. 3 Закона Камчатского края от 30.07.2015 N 660 "О перераспределении отдельных полномочий в сфере водоснабжения и водоотведения между органами местного самоуправления муниципальных образований в Камчатском крае и органами государственной власти Камчатского края", Постановления Правительства РФ от 03.04.2013
N 290 "О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения" (вместе с "Правилами оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме"), установив, что "адрес" и "адрес" в "адрес" не оснащены централизованной системой водоотведения, в целях водоотведения используются выгребы для жидких бытовых отходов, которые не подключены к централизованной системе водоотведения, не являются частью указанной системы и не сбрасываются в водные объекты, часть жилых помещений в домах N по "адрес" и N по "адрес" в "адрес" принадлежит на праве собственности Петропавловскому-Камчатскому городскому округу в лице Управления коммунального хозяйства и жилищного фонда, а автомобильная дорога, расположенная в районе вышеуказанных жилых домов, принадлежит Петропавловскому-Камчатскому городскому округу в лице Управления дорожного хозяйства, транспорта и благоустройства, пришла к выводу, что на данных органах лежит обязанность по надлежащему содержанию муниципального имущества, в том числе, по организации очистки выгребных ям, по обустройству на дороге ливневых стоков и их очистке, у администрации Петропавловского-Камчатского городского округа отсутствует обязанность содержать указанное муниципальное имущество.
Установив, что по каждому из обращений истца Патрушевой М.С. о разливе канализационных вод органом местного самоуправления, в пределах предоставленных полномочий, в том числе по осуществлению лицензионного контроля в отношении юридических лиц, осуществляющих деятельность по управлению общим имуществом многоквартирного N по "адрес" в "адрес", как ответчиком, так и другими уполномоченными органами в установленный законом срок проводились проверки, осуществлялись осмотры территории в вышеуказанном районе, составлялись акты осмотров, управляющим организациям выносились предписания об устранении нарушений закона и недопущении разлива сточных вод на рельеф местности, составлялись протоколы об административных правонарушениях, судебная коллегия согласилась с выводами суда первой инстанции о том, что факт бездействия администрации Петропавловск-Камчатского городского округа по рассмотрению обращений истца, проведению соответствующих контрольных мероприятий в пределах предоставленных ответчику полномочий, не нашел подтверждения.
Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции находит указанные выводы судов первой и апелляционной инстанции верными, основанными на фактических обстоятельствах дела и нормах права, регулирующих возникшие правоотношения.
В соответствии с ч.ч. 1, 1.1 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) предусмотрено, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей.
Как следует из ч. 16 ст. 161 ЖК РФ, лицо, которое несет ответственность за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, в пределах оказания данных услуг обязано обеспечивать состояние общего имущества в многоквартирном доме на уровне, необходимом для предоставления коммунальных услуг надлежащего качества.
В силу ч. 1.2 ст. 161 ЖК РФ, состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 26 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации 03.04.2013 N 290, откачка жидких бытовых отходов, содержание сооружений и оборудования, используемых для накопления жидких бытовых отходов в многоквартирных домах, не подключенных к централизованной системе водоотведения, вывоз жидких бытовых отходов из дворовых туалетов, находящихся на придомовой территории, вывоз бытовых сточных вод из септиков, находящихся на придомовой территории, относятся к работам по содержанию общего имущества многоквартирного дома.
Согласно подп. "д" п. 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, содержание общего имущества многоквартирного дома включает в себя, в частности, сбор и вывоз жидких бытовых отходов.
В силу пункта 3.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170), организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов, а в неканализированных зданиях иметь, кроме того, сборники (выгребы) для жидких отходов; своевременную уборку территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием; организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов; свободный подъезд и освещение около площадок под установку контейнеров и мусоросборников; содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и бункеров, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории.
С учетом приведенных положений закона и установленных обстоятельств, за надлежащее содержание выгребной ямы ответственность перед собственниками жилых помещений несет управляющая организация либо лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, а в случае отсутствия у дома общего имущества - непосредственно собственники помещений.
Судом установлено, что Петропавловский-Камчатский городской округ является собственником 42, 31 % помещений в "адрес", и 24, 71 % помещений в "адрес" в "адрес".
"адрес" является многоквартирным жилым домом, в обозначенный истцом период управление общим имуществом дома осуществлялось управляющими организациями ООО "ЖК РСУ" и ООО "УК "Народная Компания".
По данным Единого государственного реестра недвижимости, "адрес" в "адрес" 1958 года постройки, является многоквартирным домом, общая площадь дома - 212 кв.м, состоит из шести квартир.
Из технического паспорта на указанный дом и по информации от ресурсоснабжающих организаций, принятых судебной коллегией в качестве новых доказательств, следует, что общая площадь дома составляет 212 кв.м, в каждую квартиру оборудован отдельный вход, общее имущество у дома отсутствует.
С учетом изложенного и на основании ч. 6 ст. 15 ЖК РФ, п. 2 ст. 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, СНиП 31-02-2001, утвержденным постановлением Госстроя России от 22.03.2001 N 35 "адрес" в "адрес" относится к домам блокированной застройки.
На основании приказа Комитета по управлению имуществом администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 11 апреля 2011 года N 80 "О закреплении на праве оперативного управления за муниципальным казенным учреждением "Управление транспорта и дорожного хозяйства Петропавловск-Камчатского городского округа" участок дороги в районе жилых домов NN "адрес" по "адрес" в "адрес" входит в состав проезда индивидуальной жилищной застройки "адрес", который закреплен на праве оперативного управления за МКУ "Служба автомобильных дорог Петропавловск-Камчатского городского округа". В технические задания муниципальныхконтрактов N_ N N на выполнение работ по содержанию внутриквартальных проездов, проездов индивидуальной жилищной застройки микрорайона "4 км - КП" не включены работы по очистке канав, водоотводных лотков, водоприемных колодцев по "адрес" и по "адрес", в связи с отсутствием в составе проездов указанных инженерных коммуникаций. Данные коммуникации на праве оперативного управления учреждению не передавались.
Согласно актуализации схемы водоотведения Петропавловского-Камчатского городского округа, на 2022-2023 годы запланировано строительство сети, протяженностью 210 м, и подключение "адрес" в "адрес" к сетям водоотведения.
По сообщению КГУП "Камчатский водоканал", мероприятия по подключению к сетям водоотведения потребителя, строительстве канализационных сетей и их подключение к данному дому не осуществлялись.
Правильно применив положения п.3 ч.1 ст. 17 ч.1 ст. 34, ст. 37, ч. 2 ст. 41 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", проанализировав положения ст. 47, 47 Устава Петропавловского-Камчатского городского округа, полномочия Управления дорожного хозяйства, транспорта и благоустройства администрации Петропавловского-Камчатского городского округа, закрепленные в постановлении администрации Петропавловского-Камчатского городского округа от 30.03.2016 N 411 "О функциях и полномочиях Управления дорожного хозяйства, транспорта и благоустройства администрации Петропавловского-Камчатского городского округа - муниципальное учреждение" (Приложение N 1, 2), а также полномочия Управления коммунального хозяйства и жилищного фонда администрации Петропавловского-Камчатского городского округа, закрепленные в постановлении администрации Петропавловского-Камчатского городского округа от 30.03.2016 N 412 "О функциях и полномочиях Управления коммунального хозяйства и жилищного фонда администрации Петропавловского-Камчатского городского округа - муниципальное учреждение" (Приложение N 1, 2), судебная коллегия Камчатского краевого суда пришла к обоснованному выводу, что администрация Петропавловск-Камчатского городского округа на основании п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона N 131-ФЗ делегировала указанным выше органам свои полномочия по решению вопросов местного значения, Управление коммунального хозяйства и жилищного фонда и Управление дорожного хозяйства, транспорта и благоустройства являются органами администрации Петропавловск-Камчатского городского округа, юридическими лицами, которые созданы для реализации городским округом полномочий по решению вопросов местного значения в пределах своей компетенции на территории Петропавловск-Камчатского городского округа, в связи с чем у администрации Петропавловск-Камчатского городского округа не имеется обязательств в области решения приведенных вопросов местного
значения.
Исходя из изложенного судебные инстанции пришли к правильному выводу об отсутствии правовых оснований для возложения на администрацию Петропавловского-Камчатского городского округа обязанности по устранению течи канализационных вод по "адрес" и "адрес" в "адрес" и проведению мероприятий по предотвращению течи канализационных труб в будущем.
Доводы кассационной жалобы заявителя не могут быть основанием к отмене правильных по существу судебных постановлений.
Правильно руководствуясь ст. 9, ст. 10, ч.1 ст. 12 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", п. 9 ч. 1 ст. 14, ст. 20 ЖК РФ, судебные инстанции пришли к верному выводу о надлежащем исполнении ответчиком обязанности по контролю за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, поскольку из дела следует, что по каждому из обращений Патрушевой М.С. о разливе канализационных вод органом местного самоуправления, в пределах предоставленных полномочий, в том числе по осуществлению лицензионного контроля в отношении юридических лиц, осуществляющих деятельность по управлению общим имуществом многоквартирного "адрес", так как ответчиком и другими уполномоченными органами в установленный законом срок проводились проверки, осуществлялись осмотры территории в вышеуказанном районе, составлялись акты осмотров, управляющим организациям выносились предписания об устранении нарушений закона и недопущении разлива сточных вод на рельеф местности, составлялись протоколы об административных правонарушениях.
Следовательно, доводы заявителя о бездействии администрации Петропавловского-Камчатского городского округа по рассмотрению обращений истца, не проведению соответствующих контрольных мероприятий в пределах предоставленных ответчику полномочий не нашли подтверждения в ходе рассмотрения дела.
В целом доводы кассационной жалобы заявителя, повторяют ее позицию в судах первой и апелляционной инстанций, исследованную судами и нашедшую верное отражение и правильную оценку в состоявшихся судебных постановлениях.
Таким образом, доводы кассационной жалобы не опровергают правильность выводов судов, с которыми согласился кассационный суд, направлены на их переоценку, что не может служить основанием к отмене судебных актов.
Несогласие заявителя кассационной жалобы с установленными судом обстоятельствами не может служить основанием для отмены судебных постановлений в кассационном порядке, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебных постановлений, вопреки доводам кассационной жалобы, судами допущено не было.
Оснований, предусмотренных частью 1 статьи 379.7 ГПК РФ для отмены или изменения судебных постановлений, по доводам кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьей 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Петропавловского-Камчатского городского суда Камчатского края от 6 апреля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Камчатского краевого суда от 20 июля 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Патрушевой Марины Сергеевны - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.