Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Старовойт Р.К.
судей Прасоловой В.Б, Бузьской Е.В.
с участием прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Плетневой С.Н, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города г. Южно-Сахалинска в интересах Герасимова Арсения Эдуардовича к отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Сахалинской области о возложении обязанности, по кассационной жалобе отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Сахалинской области
на решение Южно-Сахалинского городского суда Сахалинской области от 2 августа 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Сахалинского областного суда от 31 октября 2023 года
Заслушав доклад судьи Старовойт Р.К, прокурора Плетневу С.Н, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
прокурор г. Южно-Сахалинска обратился в суд в суд с иском интересах Герасимова А.Э. к отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Сахалинской области о возложении обязанности обеспечить истца техническими средствами реабилитации.
В обоснование заявленных требований указал, что по результатам проведенной проверки соблюдения Главным управлением - Сахалинское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации законодательства о социальной защите инвалидов установлено, что в соответствии с индивидуальной программой реабилитации к протоколу проведения медико-социальной экспертизы N N от 17.02.2021 Герасимов А.Э. должна быть обеспечен средством реабилитации - креслом-коляской с ручным приводом. Обращение Герасимова А.Э. о предоставлении государственной услуги по обеспечению указанным средством реабилитации ответчиком не исполнено.
Решением Южно-Сахалинского городского суда Сахалинской области от 2 августа 2023 года на отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Сахалинской области возложена обязанность обеспечить Герасимова А.Э. техническими средствами реабилитации: креслом - коляской с ручным приводом (код 7-02-02) в течение тридцати дней с даты вступления решения в законную силу.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Сахалинского областного суда от 31 октября 2023 года решение Южно-Сахалинского городского суда Сахалинской области от 02 августа 2023 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Сахалинской области просит отменить постановления суда первой и апелляционной инстанции, отказать в удовлетворении исковых требований. Оспаривая выводы судов, указывает, что на основании заявления законного представителя ребенка-инвалида от 23.02.2022 отделением Фонда 27.04.2023 принято решение о выдаче электронного сертификата на срок с 20.04.2023 по 19.04.2024 для получения технического средства реабилитации, с использованием электронного сертификата инвалид либо его законный представитель подает заявление в отделение Фонда. До момента получения отказа от инвалида либо его законного представителя от получения технического средства реабилитации с использование электронного сертификата, он не вправе воспользоваться иными способами обеспечения техническими средствами реабилитации, такими как компенсация или предоставление в натуральной форме. Заявление об отказе в получении предусмотренного технического средства реабилитации от указанных лиц не поступало, следовательно, возложение на ответчика обязанности по предоставлению средства реабилитации нарушает волеизъявление гражданина, выразившего желание воспользоваться электронным сертификатом, то есть самостоятельно выбрать по собственному усмотрению техническое средство реабилитации в пределах характеристик, предусмотренных индивидуальной программой реабилитации, в течение срока действия электронного сертификата.
В письменных возражениях первый заместитель прокурора Сахалинской области выражает несогласие с доводами кассационной жалобы, просит оставить обжалуемые судебные постановления без изменения.
Стороны в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции не явились. В материалах дела имеются уведомления о надлежащем извещении, судебная коллегия в соответствии с ч. 5 ст. 379.5 ГПК РФ полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Прокурор в судебном заседании полагал судебные постановления законными и обоснованными, а кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных актов.
В соответствии со статьей 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанции при рассмотрении настоящего дела не допущено.
Судом установлено, что Герасимов А.Э, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является ребенком-инвалидом.
Индивидуальной программой реабилитации инвалида к протоколу проведения медико-социальной экспертизы ФКУ ГБ МСЭ по Сахалинской области от 17.02.2021 N N предусмотрено обеспечение Герасимова А.Э. в том числе: креслом-коляской с ручным приводом.
На основании заявления законного представителя от 24.02.2022 ребенок поставлен на учет на обеспечения техническими средствами реабилитации, в том числе, креслом-коляской с ручным приводом (код 7-02-02).
27.04.2023 по заявлению законного представителя ребенка-инвалида ответчиком выдан электронный сертификат на приобретение средства реабилитации сроком действия до 19.04.2024.
Электронный сертификат не реализован, средство реабилитации не приобретено ввиду невозможности в условиях проживания на территории Сахалинской области.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 24.11.1995 N181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", постановления Правительства Российской Федерации от 07.04.2008 N240 "О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями"), исходил из того, что обеспечение инвалидов техническими средствами осуществляется в соответствии с индивидуальными программами реабилитации или абилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, ответчиком не исполнена обязанность, возложенная на него действующим законодательством, Герасимов А.Э. не обеспечен средством реабилитации - креслом-коляской с ручным приводом, предусмотренным индивидуальной программой реабилитации, пришел к выводу об обоснованности заявленных требований, возложив на ответчика обязанность по предоставлению Герасимову А.Э. технического средства реабилитации.
Судебная коллегия по гражданским делам Сахалинского областного суда согласилась с указанными выводами суда первой инстанции, указав, что получение представителем Герасимова А.Э. электронного сертификата сроком действия до 19 апреля 2024 года, не свидетельствует об исполнении ответчиком возложенных на него обязательств.
Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции считает, что основания для отмены судебных постановлений отсутствуют.
Согласно ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 24.11.1995 N 181 -ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 181-ФЗ) государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.
В соответствии с п. 2 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями утвержденных постановлением Правительства РФ от 07.04.2008 N 240 (далее - Правила) обеспечение инвалидов техническими средствами осуществляется в соответствии с индивидуальными программами реабилитации или абилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (далее - программа реабилитации).
В силу положений ст. 11 Федерального закона N181-ФЗ индивидуальная программа реабилитации инвалида является разработанным на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, комплексом оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающим в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида, выполнению определенных видов деятельности.
Индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. Если предусмотренное индивидуальной программой реабилитации техническое средство реабилитации либо услуга не могут быть предоставлены инвалиду или если инвалид приобрел соответствующее средство либо оплатил услугу за собственный счет, то ему выплачивается компенсация в размере стоимости технического средства реабилитации, услуги, которые должны быть предоставлены инвалиду.
Пунктом 3 Правил установлено, что обеспечение инвалидов техническими средствами и изделиями осуществляется путем:
а) предоставления соответствующего технического средства (изделия);
б) оказания услуг по ремонту или замене ранее предоставленного технического средства (изделия);
в) предоставления проезда инвалиду (при необходимости сопровождающему лицу) к месту нахождения организации, указанной в абзаце втором пункта 5 настоящих Правил;
г) оплаты проживания инвалида (при необходимости - сопровождающего лица) в случае изготовления технического средства (изделия) в амбулаторных условиях;
д) выплаты компенсации расходов на мероприятие, указанное в подпункте "в" настоящего пункта (в случае осуществления этих расходов за счет средств инвалида), включая оплату банковских услуг (услуг почтовой связи) по перечислению (пересылке) средств компенсации.
В соответствии с пунктом 4 Правил в редакции, действующей с декабря 2021 года, заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, однократно в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по месту жительства (месту пребывания или фактического проживания) инвалида (ветерана) или в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана), уполномоченный на осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации соглашением полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов (далее - уполномоченный орган).
В соответствии со ст. 11.1 Федерального закона N 181-ФЗ по выбору инвалида технические средства реабилитации и (или) услуги, предусмотренные федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, могут быть приобретены и (или) оплачены инвалидами с использованием электронного сертификата с учетом положений Федерального закона "О приобретении отдельных видов товаров, работ, услуг с использованием электронного сертификата" в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 7 Федерального закона от 30.12.2020 N 491-ФЗ "О приобретении отдельных видов товаров, работ, услуг с использованием электронного сертификата" (далее - Федеральный закон N 491-ФЗ) оплата отдельных видов товаров, работ, услуг, приобретаемых с использованием электронного сертификата за счет средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, осуществляется на основании сведений, содержащихся в электронном сертификате, в размере, не превышающем предельной стоимости единицы отдельного вида таких товара, работы, услуги (предельного размера оплаты отдельных видов товаров, работ, услуг), определяемой в соответствии с частью 3 данной статьи.
Из материалов дела следует, что на момент обращения с иском в суд и в период рассмотрения дела истец, будучи ребенком-инвалидом, в нарушение порядка и сроков, установленных пунктом 5 Правил, не обеспечен техническим средством реабилитации, нуждался в нем, следовательно, доводы заявителя жалобы о получении электронного сертификата не свидетельствует об исполнении ответчиком возложенных на него обязательств.
Приведенные в кассационной жалобе доводы кассационным судом проверены, данные доводы повторяют правовую позицию ответчика при рассмотрении дела в судах первой и апелляционной инстанций, они сводятся к несогласию с выводами судов и не указывают на обстоятельства, которые не были проверены и учтены при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для разрешения спора по существу, влияли бы на обоснованность и законность решения и апелляционного определения либо опровергали выводы судов.
Мотивы принятия оспариваемых судебных постановлений в полной мере отражены в судебных актах в соответствии с требованиями, предъявляемым к ним процессуальным законом, основания для несогласия у суда кассационной инстанции отсутствуют.
Кассационная жалоба не содержит ссылок на новые, не установленные судом первой и апелляционной инстанции, нуждающиеся в дополнительном исследовании имеющие значение для дела обстоятельства, которые могли повлиять на выводы судебной коллегии.
С учетом изложенного судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 ГПК РФ оснований для отмены судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьей 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Южно-Сахалинского городского суда Сахалинской области от 2 августа 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Сахалинского областного суда от 31 октября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Сахалинской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.