14 марта 2024 года город Владивосток
Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе судьи Панфиловой Л.Ю, рассмотрев в соответствии с частью 10 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса РФ без проведения судебного заседания гражданское дело по иску ООО "Хабавтотранс ДВ" к Тороян М.В. о взыскании задолженности по оплате коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, по кассационной жалобе Тороян М.В. на решение мирового судьи судебного участка N 2 судебного района "Железнодорожный район г. Хабаровска" от 3 августа 2023 года и апелляционное определение Железнодорожного районного суда г. Хабаровска от 2 ноября 2023 года,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Хабавтотранс ДВ" обратилось в суд с иском к Тороян М.В. о взыскании задолженности по оплате услуг по обращению с твердыми отходами, в обоснование иска указав, что ответчик получил услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами. Ответчик услуги не оплачивал, в связи с чем, за ноябрь 2022 года образовалась задолженность в размере 7 407, 55 руб. Услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами осуществляется на основании публичного договора. Общество просило взыскать с ответчика задолженность в размере 7407, 55 руб, а также расходы по оплате государственной пошлины в размере 400 руб.
Решением мирового судьи судебного участка N 2 судебного района "Железнодорожный район г. Хабаровска" от 3 августа 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением Железнодорожного районного суда г. Хабаровска от 2 ноября 2023 года, исковые требования удовлетворены в полном объеме.
В кассационной жалобе Тороян М.В. просит принятые судебные акты по делу отменить с принятием по делу нового решения об отказе ООО "Хабавтотранс ДВ" в удовлетворении исковых требований. Обращает внимание, что с ней, как с потребителем, договор на оказание коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами не заключен, вывоз твердых коммунальных отходов в нарушение требований закона не осуществлялся, кроме того она неоднократно обращалась с требованием о пересчете платы по коммунальным платежам, однако в добровольном порядке он по настоящее время произведен не был. Так же автор жалобы указал, что судом ей было отказано во всех ходатайствах, а также в принятии встречного искового заявления, чем она была лишена возможности в порядке ст. 56 ГПК РФ предоставлять доказательства неоказания услуги истцом.
В возражениях на кассационную жалобу ООО "Хабавтотранс ДВ" просило оставить жалобу ответчика на принятые по делу судебные акты без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений на нее, суд кассационной инстанции находит кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений не имеется.
Согласно ст. 210 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с ч.5 ст. 30 Жилищного кодекса РФ собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Под обращением с твердыми коммунальными отходами для целей настоящего Кодекса и иных актов жилищного законодательства понимаются сбор, транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов.
Федеральным законом "Об отходах производства и потребления" от 24.06.1998 N 89-ФЗ предусмотрено, что услуги по обращению с ТКО должны оказываться исключительно региональными операторами. Потребитель лишен возможности распоряжаться ТКО по своему усмотрению и должен утилизировать отходы посредством услуг, оказываемых только региональным оператором.
Пунктом 4 ст. 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" и п. 5 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156, собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места (площадки) их накопления.
На основании п. 8 (17) указанных Правил N 1156 в случае, если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с п. 8 (5) - 8 (7) Правил N 1156 в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с ТКО считается заключенным на условиях типового договора.
Из приведенных положений следует, что договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации.
Такой договор является публичным для регионального оператора по обращению с ТКО.
В силу ч. 4 ст. 154 Жилищного кодекса РФ обращение с ТКО является видом коммунальной услуги.
В соответствии со ст. 153 Жилищного кодекса РФ, граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Согласно ч. ч. 1, 2 ст. 155 Жилищного кодекса РФ, п. 6 Типовой формы договора на оказание услуг обращению с ТКО, утвержденной Постановлением Правительства от 12.11.2016 N 1, плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов ежемесячно до 10-го числа месяца, следующего истекшим месяцем.
В соответствии со ст. 24.7 Закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", п. 5 ст. 30 Жилищного кодекса Российской Федерации, собственники ТКО обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с Региональным оператором.
Администрацией города, в соответствии с п. 4 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" обеспечено ведение реестра мест (площадок) накопления ТКО и определена схема размещения мест (площадок) накопления ТКО городского округа "Город Хабаровск".
Реестр и схема размещены на официальном сайте администрации города по адресу в сети "Интернет": khv27.ш/Администрация/Структурные подразделения/ Управление ЖКХ и ЭЖФ/Обращение с отходами.
Ведение реестра осуществляется в соответствии с правилами обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденными постановлением Правительства РФ от 31.08.2018 N 1039. Ответственным лицом за формирование и ведение реестра на территории городского округа "Город Хабаровск" в соответствии с постановлением администрации города Хабаровска от 26.12.2018 N 4553 "О реестре мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов городского округа "Город Хабаровск" является управление жилищно-коммунального хозяйства и эксплуатации жилищного фонда администрации города Хабаровска.
В соответствии с п. 10 Постановления Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 г. N 641" (далее - постановление N 1156) складирование ТКО осуществляется потребителями следующими способами:
в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах;
в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках;
в пакеты или другие емкости.
Согласно п. 4.1 Порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Хабаровского края, утвержденного постановлением Правительства Хабаровского края от 28.09.2017 N 387-пр, накопление ТКО в зонах индивидуальной, малоэтажной жилой застройки, в том числе в жилых домах и многоквартирных домах этажностью до двух этажей включительно, садоводческих, огороднических некоммерческих объединениях граждан, осуществляется с применением пакетов или других предназначенных для складирования ТКО емкостей.
Согласно п. 2.2.20 положения о комитете администрации города Хабаровска по управлению районом, утвержденного решением Хабаровской городской Думы от 29.11.2016 N 464 организация в пределах компетенции органов местного самоуправления работ по содержанию мест накопления твердых коммунальных отходов и оборудованию (обустройству) мест накопления твердых коммунальных отходов для размещения контейнеров и бункеров на территории индивидуальной жилищной застройки района относится к полномочиям комитетов администрации города по управлению районами.
В соответствии с постановлением администрации г. Хабаровска от 11.12.2019 4124 "Об утверждении порядка создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории городского округа "Город Хабаровск" (далее - постановление N 4124) места (площадки) накопления ТКО создаются на основании предложений комитетов администрации города Хабаровска по управлению районами, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
Приложение N 19 к приложению N 4 к Территориальной схеме обращения с отходами Хабаровского края к постановлению Правительства Хабаровского края от 20.12.2016 N 447-пр, Реестр мест (площадок) накопления ТКО городского округа "Город Хабаровск", определенный в соответствии с постановлением Администрации города Хабаровска от 26.12.2018 N 4553 (ред. от 12.01.2023) "О реестре мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов городского округа "Город Хабаровск", не содержат места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов по "адрес", как в виде контейнера, так и в виде пакетного сбора.
Как следует из материалов и установлено судами, что Тороян М.В. является собственником индивидуального жилого дома по адресу: "адрес"А.
С 01.07.2022 на территории Хабаровского края в Зоне деятельности N (городской округ "Город Хабаровск" и муниципальный район имени Лазо) региональным оператором по обращению с ТКО является ООО "Хабавтотранс ДВ".
У ответчика за ноябрь 2022 года образовалась задолженность за услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами в размере 7 407, 55 руб, которая на момент рассмотрения дела не погашена.
Разрешая спор и принимая решение об удовлетворении требований о взыскании задолженности по оплате за оказанные коммунальные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами суды руководствовались положениями вышеуказанных положений законов и исходили из того, что ООО "Хабавтотранс ДВ" является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории г. Хабаровска, ответчик обязанность по оплате услуги по вывозу твердых коммунальных отходов не выполняет, в связи с чем, пришли к выводу об удовлетворении заявленных требований и взыскании с ответчика образовавшейся задолженности в размере 7 407, 55 руб.
При этом суды оснований для освобождения ответчика от оплаты предоставленных услуг не нашли и обоснованно указали, что отсутствие места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов около дома ответчика не свидетельствует о том, что региональный оператор не оказывает услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляя вывоз с мест (площадок) накопления, расположенных в ближайшей доступности от жилого дома ответчика. Несоблюдение предусмотренных нормативных расстояний между площадками для установки контейнеров и жилым домом не свидетельствует о том, что региональный оператор не оказывает услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляя вывоз с мест (площадок) накопления, расположенных на большем чем 100 м расстоянии от жилого дома ответчика. Само по себе невыполнение потребителем обязанности по складированию отходов на площадках накопления либо удаленность места (площадки) накопления отходов не является основанием для освобождения от внесения платы за услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами. Кроме того, согласно представленному в материалы дела реестру мест накопления твердых коммунальных отходов городского округа "город Хабаровск" усматривается, что для жителей частного сектора, органом местного самоуправления, на "адрес", расположенной в непосредственной близости от "адрес", организован пакетный сбор ТКО, вывоз твердых коммунальных отходов с данной улицы осуществляется регулярно по графику.
Выводы судов является обоснованными и сомнений в законности не вызывают.
Вопреки доводам жалобы, отсутствие заключенного письменного договора с Региональным оператором не освобождает потребителя (собственника жилого помещения/домовладения) от оплаты оказанных услуг, которые подлежат оплате с даты начала оказания услуг Региональным оператором.
Ссылка автора жалобы о том, что услуга ООО "Хабавтотранс ДВ" не оказывалась, аналогична позиции стороны в споре, была предметом исследования и оценки судами, и ей дана надлежащая правовая оценка в обжалуемых судебных постановлениях, она по существу направлена на переоценку собранных по делу доказательств и не опровергает правильность выводов судов об установленных обстоятельствах.
Доводы жалобы о том, что суд неправомерно отказал в принятии встречного искового заявления не могут быть приняты во внимание, поскольку отказ суда в принятии встречного искового заявления не свидетельствует о незаконности принятого решения и не ограничивает право на заявление самостоятельных требований.
Кроме того все ходатайства, заявленные в ходе судебного заседания, разрешены судом в порядке ст. 166 Гражданского процессуального кодекса РФ. Удовлетворение ходатайства стороны является правом, а не обязанностью суда, в связи с чем, несогласие с результатами рассмотрения мировым судьей заявленных ходатайств само по себе не свидетельствует о нарушении судом норм Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и не является безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных актов.
Отказывая в удовлетворении заявленных ходатайств, мировой судья исходил из того, что для разрешения спора по существу имеются все необходимые доказательства и предоставление дополнительных доказательств по заявленному иску не требуется.
Ввиду того, что в соответствии с положением ч. 2 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ обязанность по определению предмета доказывания как совокупности обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения спора, возлагается на суд, отказ в удовлетворении ходатайства не может расцениваться как нарушение права на судебную защиту.
В данном случае все обстоятельства, имеющие значение для дела, судом установлены, определен характер спорных правоотношений сторон, к которым применена норма права, их регулирующая. Представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка.
Таким образом, проверив судебные постановления нижестоящих инстанций в пределах доводов жалобы, законных оснований для их отмены не усматривается.
Руководствуясь ст. 390 Гражданского процессуального кодекса РФ, Девятый кассационный суд общей юрисдикции, определил:
решение мирового судьи судебного участка N 2 судебного района "Железнодорожный район г. Хабаровска" от 3 августа 2023 года и апелляционное определение Железнодорожного районного суда г. Хабаровска от 2 ноября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Тороян М.В. - без удовлетворения.
Судья Л.Ю. Панфилова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.