Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Соловьевой О.В, судей Егоровой А.И, Аноприенко К.В, рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференцсвязи гражданское дело по иску и.о. прокурора Магаданской области в защиту интересов несовершеннолетней Челышевой Карины Павловны в лице законного представителя Челышевой Любови Павловны к мэрии города Магадана, министерству труда и социальной политики Магаданской области о возложении обязанности предоставить жилое помещение и осуществить финансирование, по кассационной жалобе представителя мэрии города Магадана Задельникова Вячеслава Юрьевича на решение Магаданского городского суда Магаданской области от 23 июня 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Магаданского областного суда от 3 октября 2023 года.
Заслушав доклад судьи Аноприенко К.В, выслушав объяснения представителя мэрии города Магадана Задельникова В.Ю, представителя министерства труда и социальной политики Магаданской области Мармус И.В, прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Скарлухина М.А, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
И.о. прокурора Магаданской области обратился в суд с иском в защиту прав и законных интересов несовершеннолетней Челышевой К.П. в лице законного представителя Челышевой Л.П. к мэрии города Магадана, к Магаданской области в лице министерства труда и социальной политики Магаданской области, в котором указал, что Челышева Л.П. является матерью Челышевой К.П, 7 мая 2008 года рождения, имеющей диагноз "G 80.1. детский церебральный паралич, спастическая диплегия", передвигающейся с помощью коляски и ходунков.
31 марта 2023 года между руководителем департамента имущественных и жилищных отношений мэрии города Магадана и Челышевой Л.П. заключен договор коммерческого найма N 8376, в соответствии с которым Челышевой Л.П. и ее троим несовершеннолетним детям, в том числе несовершеннолетней дочери Челышевой К.П, предоставлено жилое помещение N "адрес" жилой площадью "данные изъяты" кв.м, находящееся в муниципальной собственности.
Согласно акту обследования жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, занимаемое семьей Челышевой Л.П. жилое помещение не соответствует требованиям доступности, установленным постановлением Правительства Российской Федерации от 9 мюля 2016 года N 649 "О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов". Возможность приспособления жилого помещения, в котором проживает Челышева К.П, являющаяся ребенком-инвалидом, отсутствует.
Семья Челышевой Л.П. составом 4 человека на основании приказа управления по учету и распределение жилой площади мэрии города Магадана от 6 декабря 2018 года N 891-М признана малоимущей в целях постановки на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения на условиях социального найма В связи с чем Челышева Л.П. имеет право на предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма, отвечающего требованиям и условиям доступности для инвалида-колясочника, расположенного в границах муниципального образования "Город Магадан".
Несмотря на отсутствие возможности приспособления занимаемого Челышевой Л.П. жилого помещения и общего имущества в многоквартирном доме, в котором она проживает с детьми, один из которых является ребенком-инвалидом, с учетом его потребностей и обеспечения условий их доступности для инвалида, каких-либо действенных мер, направленных на восстановление нарушенных жилищных прав Челышевой Л.П, ответчиками предпринято не было.
Уточнив исковые требования, прокурор просил суд:
- возложить на мэрию города Магадана обязанность в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу предоставить Челышевой Л.П. с учетом членов ее семьи (несовершеннолетних Челышевой К.П, Челышевой Д.П. и сына Челышева С.А.) во внеочередном порядке по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, расположенное в границах муниципального образования "Город Магадан", отвечающее требованиям, установленным постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июля 2016 года N 649, и условиям доступности для инвалида-колясочника, по норме предоставления, общей площадью не менее 60 кв.м.;
- возложить на Магаданскую область в лице министерства труда и социальной политики Магаданской области обязанность в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу осуществить финансирование расходов мэрии города Магадана, связанных с исполнением обязанности по предоставлению Челышевой Л.П. как законному представителю несовершеннолетней Челышевой К.П. и членам ее семьи жилого помещения.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца привлечены Челышева Л.П, Челышев С.П, несовершеннолетняя Челышева Д.П. в лице законного представителя Челышевой Л.П, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика - Правительство Магаданской области.
Решением Магаданского городского суда от 23 июня 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Магаданского областного суда от 3 октября 2023 года, исковые требования прокурора удовлетворены. На мэрию города Магадана возложена обязанность в течение трех месяцев со дня вступления решения в законную силу предоставить Челышевой Л.П. с учетом членов ее семьи несовершеннолетних Челышевой К.П. и Челышевой Д.П, Челышева С.П. во внеочередном порядке по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, расположенное в границах муниципального образования "Город Магадан", отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, а также требованиям, установленным постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июля 2016 года N 649 "О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалида" и условиям доступности для инвалида-колясочника, по нормам представления, общей площадью не менее "данные изъяты"м.
На Магаданскую область в лице министерства труда и социальной политики Магаданской области, осуществляющего функции главного распорядителя и получателя средств бюджета Магаданской области, возложена обязанность в течение трех месяцев со дня вступления решения в законную силу за счёт средств бюджета Магаданской области осуществить финансирование расходов мэрии города Магадана, связанных с исполнением обязанности по предоставлению Челышевой Л.П. жилого помещения.
В кассационной жалобе представитель мэрии города Магадана Задельников В.Ю. ставит вопрос об отмене судебных постановлений судов первой и апелляционной инстанций, принятии решения об отказе в удовлетворении исковых требований. Указывает, что жилое помещение, занимаемое истцами, предоставлено им по договору коммерческого найма для временного проживания, в связи с чем при оценке условий проживания истцов не подлежат применению положения постановления Правительства Российской Федерации от 9 июля 2016 года N 649 и занимаемое истцами жилое помещение не может быть признано непригодным для проживания. Полагает необходимым возложить обязанность по внеочередному предоставлению жилого помещения на Правительство Магаданской области, поскольку органы местного самоуправления не наделены соответствующими полномочиями. Указывает, что в муниципальном жилищном фонде отсутствуют жилые помещения, пригодные для проживания инвалидов, однако указанные жилые помещения имеются в жилом фонде Магаданской области.
В письменных возражения на доводы кассационной жалобы прокурор Магаданской области просит суд отказать в ее удовлетворении за необоснованностью.
Представители Правительства Магаданской области и министерства труда и социальной политики Магаданской области указали в письменных возражениях, что семья Челышевой Л.П. имеет право на предоставление им жилого помещения, приспособленного для проживания ребенка-инвалида, представление которого относится к компетенции органов местного самоуправления.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель мэрии города Магадана Задельников В.Ю. поддержал доводы кассационной жалобы и настаивал на её удовлетворении.
Представитель министерства труда и социальной политики Магаданской области Мармус И.В. настаивал на письменных возражениях.
Участвующий в деле прокурор просил оставить в силе принятые по делу судебные постановления, соответствующие требованиям закона.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились. Учитывая надлежащее извещение, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие в соответствии с частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив доводы кассационной жалобы, материалы гражданского дела, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
По мнению суда кассационной инстанции, такие нарушения при принятии обжалуемых судебных актов допущены не были.
Разрешая и удовлетворяя исковые требования прокурора, суды первой и апелляционной инстанции руководствовались статьями 40, 72 Конституции Российской Федерации, статьями 15, 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", статьями 12, 14, 15, 49, 51, 52, 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьей 44 Федерального закона от 21 декабря 2021 года N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации", статьей 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом", постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июля 2016 года N 649 "О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов", и исходили из того, что семья Челышевой Л.П, составом 4 человека, включая детей 2004, 2008 и 2009 года рождения, один из которых ребенок-инвалид (Челышева К.П.), передвигающийся с помощью коляски и ходунков, признана малоимущей, нуждается в предоставлении жилья и состоит на соответствующем учете, проживает в неприспособленном для нужд инвалида жилом помещении муниципального жилищного фонда, возможность приспособления которого, а также общего имущества многоквартирного дома, отсутствует, поэтому должна быть обеспечена жилым помещением, приспособленным с учетом потребностей ребенка-инвалида.
Возлагая обязанность по предоставлению жилого помещения на мэрию города Магадана и, одновременно, по финансированию данной обязанности на министерство труда и социальной политики Магаданской области, суды учитывали, что в соответствии с частью 3 статьи 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации; истцы приняты на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилого помещения органом местного самоуправления, что предусматривает решение вопроса о предоставлении жилого помещения названным органом (часть 3 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации), но за счет средств, выделяемых на эти цели Правительству Магаданской области.
Кассационный суд общей юрисдикции полагает возможным согласиться с выводами судов, а также принятыми ими по делу судебными постановлениями, соответствующими законодательству, подлежащему применению при разрешении спора и представленным в деле доказательствам.
Доводы кассационной жалобы не опровергают установленные по делу обстоятельства нуждаемости семьи истцов, в которой проживает ребенок инвалид, в предоставлении жилого помещения, приспособленного для нужд инвалида.
Принятым по делу решением органу местного самоуправления обеспечены финансовые возможности для исполнения возложенной обязанности по обеспечению истцов жилым помещением, с четом индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида.
Приведенные в жалобе мотивы несогласия с принятым по делу решением являлись предметом рассмотрения в судах первой и апелляционной инстанций, которыми таким доводам дана надлежащая оценка, являющаяся, по мнению кассационного суда общей юрисдикции, правильной.
Оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьей 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Магаданского городского суда Магаданской области от 23 июня 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Магаданского областного суда от 3 октября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя мэрии города Магадана Задельникова Вячеслава Юрьевича - без удовлетворения.
Председательствующий О.В. Соловьева
Судьи А.И. Егорова
К.В. Аноприенко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.