Судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции Римский Я.А., рассмотрев жалобу Коноплева А.Н. на вступившее в законную силу решение судьи Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 19 октября 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица - заместителя министра экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия) Коноплева А.Н.,
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 30 августа 2023 года производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении заместителя министра экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия) Коноплева А.Н. прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Решением судьи Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 19 октября 2023 года указанное постановление отменено, дело направлено на новое рассмотрение в городской суд.
В жалобе, поданной в Девятый кассационный суд общей юрисдикции, Коноплев А.Н. ставит вопрос об отмене решения судьи Верховного Суда Республики Саха (Якутия), приводя доводы о его незаконности.
Изучение представленных материалов дела, доводов жалобы, позволяет прийти к следующим выводам.
Статьёй 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, а равно законных требований следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении.
В соответствии со статьёй 6 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 17 января 1992 года N 2202-1) требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 9.1, 22, 27, 30 и 33 данного Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.
Согласно пункту 3 статьи 22 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона, вносит представление об устранении нарушений закона.
В силу части 1 статьи 24 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
Основанием для возбуждения дела об административном правонарушении в отношении заместителя министра экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия) Коноплева А.Н. по указанной статье послужили изложенные в постановлении заместителя Якутского природоохранного прокурора Республики Саха (Якутия) о возбуждении дела об административном правонарушении выводы о неисполнении Коноплевым А.Н. представления прокурора при следующих обстоятельствах.
20 марта 2023 года Якутской природоохранной прокуратурой заместителю министра экологии Республики Саха (Якутия) Коноплеву А.Н. внесено представление N об устранении нарушений законодательства, с требованием безотлагательно в срок не позднее 23 апреля 2023 года.
8 мая 2023 года в связи с ненадлежащим рассмотрением представления и неполнотой представленной информации в Министерство экологии Республики Саха (Якутия) внесено требование N о повторном рассмотрении вышеуказанного представления в срок до 12 мая 2023 года.
Повторное рассмотрение и принятие конкретных мер по устранению допущенных нарушений закона в установленный требованием срок не осуществлено, результаты их рассмотрения в срок не сообщены. Ответ Министерства экологии Республики Саха (Якутия) на требование от 8 мая 2023 года о результатах рассмотрения вышеуказанного требования поступил 17 мая 2023 года, то есть с нарушением установленного требованием срока на 5 дней.
При этом, в ответе на требование от 8 мая 2023 года не предоставлена информация, касающаяся ненадлежащей работы радиостанции и отсутствия страховки лесопожарной техники в Ленском филиале ГАУ PC(Я) "Якутлесресурс", не указана информация о приведении радиостанции в рабочее состояние, о страховании лесопожарной техники, выявленные нарушения закона по состоянию на 19 июля 2023 года фактически не устранены.
В ходе рассмотрения дела по существу судья городского суда, сославшись на то, что положениями статьи 17.7 не предусмотрено привлечение нескольких должностных лиц за совершение одного и того же административного правонарушения, пришёл к выводу об отсутствии оснований для привлечения Коноплева А.Н. к административной ответственности по статье 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с тем, что за неисполнение представления Якутской природоохранной прокуратуры Республики Саха (Якутия) от 20 марта 2023 года N к административной ответственности по статье 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях вступившим в законную силу постановлением Якутского городского суда PC (Я) от 8 августа 2023 года привлечён первый заместитель министра экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия) Х, и прекратил производство по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Отменяя постановление судьи городского суда и возвращая дело на новое рассмотрение, судья Верховного Суда Республики Саха (Якутия) с выводами судьи городского суда не согласился, указал, что нарушения требований законодательства, выявленные в ходе проверки, установлены прокуратурой исходя из функциональных полномочий двух разных должностных лиц: первого заместителя министра экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия), который в период внесения представления исполнял обязанности министра, Х... и заместителя министра экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия) - Коноплева А.Н, которые образуют самостоятельные составы административных правонарушений, предусмотренных одной статьёй (частью статьи) Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Кроме того, судьёй городского суда не было учтено, что правонарушения указанными должностными лицами были совершены в разные периоды, поскольку из содержания постановления о возбуждении производства по делу в отношении Х... от 13 июля 2023 года, следует, что выявленные нарушения законодательства о прокуратуре по состоянию на 12 июля 2023 года не устранены, а в постановлении о возбуждении производства в отношении Коноплева А.Н. вменено не устранение нарушений по состоянию на 19 июля 2023 года, не дана оценка тому, что заместитель министра экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия) Коноплев А.Н. как главный лесничий и главный куратор отрасли лесного хозяйства в министерстве, не организовал работу департаментов, не обеспечил усиленный контроль за исполнением актов прокурорского реагирования, в результате чего в природоохранную прокуратуру Министерством экологии Республики Саха (Якутия) не представлена информация по доводам представления от 20 марта 2023 года.
Оснований не согласиться с выводами судьи Верховного Суда Республики Саха (Якутия) о направлении дела на новое рассмотрение не имеется.
Пересмотр не вступившего в законную силу постановления по делу об административном правонарушении осуществляется в порядке, предусмотренном статьями 30.1 - 30.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
По результатам рассмотрения жалобы на не вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из решений, предусмотренных статьёй 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Пунктом 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных названным Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
По делу об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события, состава административного правонарушения и виновность лица в совершении указанного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела (статья 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Оценив представленные в материалы дела доказательства, судья Верховного Суда Республики Саха (Якутия) пришёл к выводу о несоблюдении судьёй городского суда при рассмотрении дела об административном правонарушении требований статьей 24.1, 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, что не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, в связи с чем вынес решение об отмене решения судьи городского суда и направлении дела на новое рассмотрение.
Вышестоящая судебная инстанция вправе отменить постановление и направить дело на новое рассмотрение в случае, если при рассмотрении жалобы по делу об административном правонарушении будет установлено, что судом были допущены нарушения процессуальных требований, которые не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Такого рода нарушения установлены.
Поскольку на момент рассмотрения судьёй Верховного Суда Республики Саха (Якутия) протеста Якутского природоохранного прокурора Республики Саха (Якутия) на постановление судьи Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) срок давности привлечения Коноплева А.Н. к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел, не истёк, решение судьи Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 19 октября 2023 года об отмене постановления судьи городского суда от 30 августа 2023 года и возвращении дела об административном правонарушении на новое рассмотрение основано на правильном применении требований закона.
Возражения относительно фактических обстоятельств дела, подлежащих выяснению в соответствии с требованиями статей 24.1, 26.1, 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, заместитель министра экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия) Коноплев А.Н. вправе привести судье городского суда при новом рассмотрении дела.
Правильность выводов судьи Верховного Суда Республики Саха (Якутия) сомнений не вызывает доводами жалобы не опровергается.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
постановил:
решение судьи Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 19 октября 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица - заместителя министра экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия) Коноплева А.Н, оставить без изменения, жалобу Коноплева А.Н. - без удовлетворения.
Судья
Девятого кассационного суда
общей юрисдикции Я.А. Римский
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.