Судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Красиковой О.Е, судей Бутырина А.В, Войтко С.Н, при секретаре Ворсиной А.А, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N по административному исковому заявлению открытого акционерного общества "Северо-Кузбасская энергетическая компания" к Региональной энергетической комиссии Кузбасса об оспаривании в части нормативного правового акта с апелляционной жалобой административного ответчика Региональной энергетической комиссии Кузбасса на решение Кемеровского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ.
Заслушав доклад судьи Войтко С.Н, объяснения представителя Региональной энергетической комиссии Кузбасса Е.Б, возражения представителей открытого акционерного общества "Северо-Кузбасская энергетическая компания" С.В, М.И, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Мищенко Е.Ю, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
открытое акционерное общество "Северо-Кузбасская энергетическая компания" (далее - Общество, ОАО "СКЭК") обратилось в Кемеровский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просило признать недействующим со дня принятия постановление Региональной энергетической комиссии Кузбасса (далее - РЭК Кузбасса, орган регулирования) от 28 сентября 2023 года N 129 "Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов ПАО "Россети Сибири" с сетевыми организациями Кемеровской области - Кузбасса на 2022 год" (далее - Постановление N 129) в части установления пунктом 9 приложения к Постановлению N 129 индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями открытого акционерного общества "Северо-Кузбасская энергетическая компания" и ПАО "Россети Сибири" (филиал ПАО "Россети Сибири" - "Кузбассэнерго-РЭС").
В обоснование заявленных требований указано, что оспариваемый в части нормативный правовой акт является заменяющим и аналогичен по содержанию с предшествующими ему и ранее признанными судебными актами по иску ПАО "Россети Сибирь" в указанной части недействующими постановлением РЭК Кузбасса от 27 марта 2023 года N 25 "Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов ПАО "Россети Сибири" (филиал ПАО "Россети Сибирь" - "Кузбассэнерго - РЭС") с сетевыми организациями Кемеровской области - Кузбасса на 2022 год" (далее - Постановление N 25) и действовавшим до него постановлением РЭК Кузбасса от 30 декабря 2021 года N 956 "Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Кемеровской области - Кузбасса на 2022 год" (далее - Постановление N 956).
Полагает, что поскольку Обществом также оспаривалось Постановление N 956 в части пунктов 19, 30, 41, 43, 63, 66, 91, устанавливающих индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов и они были признаны недействующими по мотиву неправильного расчета заявленной мощности и расходов на оплату технологического расхода (потерь) электрической энергии, а производство по делу в части пункта 39 устанавливающего между ним и ПАО "Россети Сибирь" (филиал ПАО "Россети Сибирь" - "Кузбассэнерго - РЭС") соответствующий индивидуальный тариф являющийся основным по расходам и пункта 40 было оставлены без рассмотрения судом по причине уже состоявшихся по ним судебным решениям, оспариваемый нормативный правовой акт не может сохранять действие тарифов, признанных экономически необоснованными, поскольку на момент его принятия, регулирующий орган обладал информацией об отсутствии у Общества излишек, подлежащих распределению в адрес смежных сетевых организаций.
Решением Кемеровского областного суда от 07 ноября 2023 года признан недействующим со дня принятия пункт 9 постановления Региональной энергетической комиссии Кузбасса от 28 сентября 2023 года N 129 "Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между ПАО "Россети Сибирь" (филиал ПАО "Россети Сибирь" - "Кузбассэнерго - РЭС") и сетевыми организациями Кемеровской области - Кузбасса на 2022 год".
В апелляционной жалобе Региональная энергетическая комиссия Кузбасса, ссылаясь на незаконность и необоснованность постановленного судебного акта, просит его отменить и принять по делу новое решение.
В обоснование доводов жалобы указано, что вступившим в законную силу решением Кемеровского областного суда от 13 октября 2022 года по административному делу N по иску ОАО "СКЭК" постановление РЭК Кузбасса от 30 декабря 2021 года N 956 "Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Кемеровской области - Кузбасса на 2022 год" было признано недействующим только в части пунктов 19, 30, 41, 43, 63, 66, 91 приложения к данному постановлению, при этом требования административного истца в части пунктов 39, 40 этого приложения были оставлены судом без рассмотрения. Соответственно тарифная пара между ПАО "Россети Сибирь" (филиал ПАР "Россети Сибирь" - "Кузбассэнерго-РЭС") и ОАО "СКЭК" не рассматривалась в рамках административного дела N по иску ОАО "СКЭК". Однако, судом первой инстанции данный факт был оставлен без внимания.
В рамках административного дела N оспорен ранее принятый заменяющий нормативный правовой акт в отношении ПАО "Россети Сибирь", который открытое акционерное общество "Северо-Кузбасская энергетическая компания" не посчитало необходимым оспаривать, следовательно Общество не усматривало нарушения своих прав и законных интересов по 2022 году.
По мнению апеллянта, оспариваемое в части Постановление N 129 не противоречит нормативным правовым актам в области электроэнергетики, имеющим большую юридическую силу.
Прокурором, участвующим в деле, административным истцом представлены письменные возражения, в которых выражено мнение о законности судебного акта и необоснованности доводов апелляционной жалобы.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
На основании статей 150 и 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дело рассмотрено при указанной явке.
По результатам рассмотрения дела, судебная коллегия по административным делам приходит к следующим выводам.
Законодательство Российской Федерации об электроэнергетике состоит из Федерального закона от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике), Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Основы ценообразования), Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Правила регулирования тарифов), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года N 1178, Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам России от 17 февраля 2012 года N 98-э (далее - Методические указания), иных нормативных правовых актов.
Согласно пункту 4 статьи 23.1 Закона об электроэнергетике государственному регулированию на оптовом и (или) на розничных рынках подлежат цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, а также предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни таких цен (тарифов).
В соответствии с пунктом 3 статьи 24 Закона об электроэнергетике органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают цены (тарифы) и (или) их предельные уровни, указанные в статье 23.1 настоящего Федерального закона, за исключением цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, регулирование которых осуществляется Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.
Согласно пункту 3.3 Положения о региональной энергетической комиссии Кузбасса, утвержденного постановлением Правительства Кемеровской области - Кузбасса от 19 марта 2020 года N 142, Региональная энергетическая комиссия Кузбасса устанавливает цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней таких цен (тарифов).
Верно применив и надлежаще проанализировав положения федерального и регионального законодательства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом, с соблюдением установленных законом требований к процедуре его принятия, подписания, порядку опубликования и введения в действие. Решение суда по этим основаниям не оспаривается.
Из материалов дела следует, что ОАО "СКЭК" является территориальной сетевой организацией, оказывающей услуги по передаче электрической энергии на территории Кемеровской области - Кузбасса.
Тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются Обществу с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки. Для Общества определен очередной долгосрочный период регулирования с 2020 по 2024 годы.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, 30 декабря 2021 года РЭК принято постановление N 956 "Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Кемеровской области - Кузбасса на 2022 год" (далее также Постановление N 956) пунктами 19, 30, 39, 40, 41, 43, 63, 66, 91 приложения к которому были установлены индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Кемеровской области-Кузбасса на 2022 год, а именно между ОАО "СКЭК" и АО "Оборонэнерго" (филиал "Забайкальский" АО "Оборонэнерго"), ООО "Регионэнергосеть", ПАО "Россети Сибирь" (филиал ПАО "Россети Сибирь" - "Кузбассэнерго-РЭС"), ОАО "РЖД" (Западно-Сибирская дирекция по энергообеспечению - СП Трансэнерго-филиала ОАО "РЖД"), АО "Специализированная шахтная энергомеханическая компания", ООО "Энергосервис", ООО "Территориальная сетевая организация "Сибирь", ООО "Трансхимэнерго", ООО "Ресурсоснабжающая компания".
Вступившим в законную силу решением Кемеровского областного суда от 13 октября 2022 года по делу N/2022 по иску ОАО "СКЭК" указанный выше нормативный правовой акт был признан недействующим в части пунктов 19, 30, 41, 43, 63, 66, 91 приложения, требования административного истца в части пунктов 39, 40 приложения (индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Кемеровской области - Кузбасса на 2022 год) были оставлены без рассмотрения, поскольку имеются не вступившие в законную силу решения суда, принятые по административным искам о том же предмете.
Кемеровским областным судом по итогам рассмотрения административного дела N было установлено, что органом регулирования были допущены нарушения при расчете Обществу заявленной мощности и расходов на оплату технологического расхода (потерь) электрической энергии, в связи с чем оспариваемые индивидуальные тарифы для взаиморасчетов не являются экономически обоснованными.
Во исполнение решения суда по административному делу N РЭК Кузбасса было принято постановление от ДД.ММ.ГГГГ N "Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между ОАО "Северо-Кузбасская энергетическая компания" и сетевыми организациями "адрес" - Кузбасса на 2022 год" (далее - Постановление N 1018) которым было утверждено шесть тарифных пар в размере 1 коп. (минимальная расчетная единица) и тарифная пара ООО "Ресурсоснабжающая компания" - ОАО "Северо-Кузбасская энергетическая компания" в размере 70 коп. в первом полугодии и 95 коп. во втором (формируется при наличии излишка и носит компенсационный характер).
Также и з материалов дела следует, что ранее Постановление N было оспорено ПАО "Россети Сибирь" в рамках административного дела N в части установления пунктами 2, 20, 21, 25, 26, 27, 37, 38, 39, 54, 59, 65, 67, 87, 89, 96 приложения к нему индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Кемеровской области-Кузбасса на 2022 год и было признано недействующим с момента принятия решением Кемеровского областного суда от 04 октября 2022 года оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 25 января 2013 года.
Кассационным определением судебной коллегии по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 10 мая 2023 года решение Кемеровского областного суда от 04 октября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 25 января 2023 были оставлены без изменения.
Во исполнение решения по административному делу N 3а-122/2022 органом регулирования было принято Постановлением N 25.
Законность и обоснованность Постановления N 25 являлась предметом рассмотрения по иску ПАО "Россети Сибирь" в рамках административного дела N N по которому решением Кемеровского областного суда от 10 мая 2023 года оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 03 августа 2023 года оно были признано незаконным со дня принятия.
Во исполнение решения Кемеровского областного суда от 10 мая 2023 года по административному делу N N органом регулирования принято оспариваемое в настоящем деле Постановление N 129.
В соответствии с пунктом 7 Основ ценообразования регулирующий орган самостоятельно, в том числе и во исполнение вступившего в законную силу решения суда устанавливает (пересматривает) тарифы с целью получения каждой сетевой организацией необходимой валовой выручки, и в случае если на основании данных статистической и бухгалтерской отчетности за год и иных материалов выявлены экономически обоснованные расходы организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, не учтенные при установлении регулируемых цен (тарифов) на тот период регулирования, в котором они понесены, или доход, недополученный при осуществлении регулируемой деятельности в этот период регулирования по независящим от организации, осуществляющей регулируемую деятельность, причинам, указанные расходы (доход) учитываются регулирующими органами при установлении регулируемых цен (тарифов) на следующий период регулирования.
Согласно абзацу 10 пункта 63 Основ ценообразования тариф для взаиморасчетов между двумя сетевыми организациями определяется исходя из разности между тарифной выручкой сетевой организации - получателя услуги по передаче электрической энергии, получаемой ею от потребителей электрической энергии на всех уровнях напряжения, и необходимой валовой выручкой (с учетом расходов на оплату потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям и средств, получаемых (оплачиваемых) от других сетевых организаций).
В пункте 49 Методических указаний N 20-э/2 определено, что расходы территориальной сетевой организации на оплату предоставляемых ей услуг по передаче электрической энергии прочими сетевыми организациями включаются в экономически обоснованные расходы, учитываемые при установлении тарифа на услуги по передаче электрической энергии для иных потребителей ее услуг, а доходы от предоставления услуги сетевой организации, предоставляющей услугу по передаче электрической энергии, и доходы от услуг по передаче электрической энергии, предоставляемых иным потребителям, должны суммарно обеспечивать необходимую валовую выручку данной организации.
Как следует из экспертного заключения к Постановлению N 1018, принятому во исполнение решения суда по административному делу N, которое в судебном порядке оспорено не было, орган регулирования с учетом пересмотра баланса электрической мощности ОАО "СКЭК" и перерасчета выручки, планируемой к получению предприятием по единым (котловым) тарифам в 2022 году, пришел к выводу о ее снижении относительно ранней учтенной величины на 362191, 13 тыс.руб, предложив учесть возникший недополученный доход в составе необходимой валовой выручки в последующих периодах регулирования в соответствии с пунктом 7 Основ ценообразования.
При этом, производя перерасчет выручки Общества по единым (котловым) тарифам, регулирующий орган исходил из необходимой валовой выручки административного истца в 2556354, 97 тыс.руб. из которой затраты на оплату технологического расхода (потерь) электрической энергии составили 434614, 25 тыс.руб.
Однако, как верно отмечено в обжалуемом судебном акте, разрешая административное дело N Кемеровский областной суд пришел к выводу о том, что при расчете тарифа на оплату технологических потерь электрической энергии, величина необходимой валовой выручки ОАО "СКЭК" на оплату технологического расхода (потерь) в 434614, 25 тыс.руб. органом регулирования определена неверно.
Вместе с тем, в силу требований абзаца 10 пункта 63 Основ ценообразования, абзаца 6 пункта 49 Методических указаний N 20-э/2 тариф для взаиморасчетов между двумя сетевыми организациями определяется, в том числе, с учетом расходов на оплату потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям.
При таких данных, вопреки утверждению апеллянта, областной суд правомерно не согласился с доводами административного ответчика о том, что решение по административному делу N было исполнено в полном объеме и не могло быть учтено в последующем, в том числе при установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между ОАО "СКЭК" и ПАО "Россети Сибирь" (филиал ПАО "Россети Сибирь" - "Кузбассэнерго-РЭС") в оспариваемом нормативном правовом акте.
К тому же, сопоставив установленные для ОАО "СКЭК" Постановлением N 956 четырнадцать пар индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов с индивидуальными тарифами установленными для Общества заменяющими нормативными правовыми актами в результате обжалования данного постановления, как самим административным истцом, так и иными территориальными сетевыми организациями, суд первой инстанции обосновано констатировал, что во всех случаях они были сохранены в прежнем размере.
Указанное, вопреки доводам административного ответчика, свидетельствует о том, что права административного истца при принятии заменяющих нормативных правовых актов не восстановлены.
С учетом установленных по делу обстоятельств и приведенных норм федерального законодательства, судебная коллегия приходит к выводу, что у суда первой инстанции имелись правовые основания для признания оспариваемого нормативного правового акта недействующим, что соответствует положениям части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Таким образом, апелляционная жалоба не содержит доводов, опровергающих выводы Кемеровского областного суда, они аналогичны позиции стороны административного ответчика в суде первой инстанции, которой суд дал необходимую правовую оценку, в связи с чем судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены решения в апелляционном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кемеровского областного суда от 07 ноября 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Региональной энергетической комиссии Кузбасса - без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в течение шести месяцев со дня его вынесения в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции путем подачи кассационных жалобы, представления через Кемеровский областной суд.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение составлено 14 марта 2024 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.